ЭВОЛЮЦИЯ жанров –  статья французского литературоведа Ф.Брюнетьера (1846-1907), в которой он сближает теорию развития литературы и смену жанров с дарвиновской эволюцией видов.
ЭВОЛЮЦИЯ литературы – развитие и изменение литературы на всём протяжении её существования. Оно охватывает такие области как идеи и чувствования, нашедшие выражение в литературе. Э.л. совершается посредством творческой мифологизации готовых элементов. Творчество использует обязательные формы традиции  и в первую очередь это язык. Потом следуют тропы и фигуры, а также роды и виды литературы, стих и стиль и, наконец, сюжет и темы, образы и типы, характеры и положения.

ЭВОЛЮЦИЯ рифмы – этому явлению соответствует деградация торжественности
и глубины темы, деградация музыкальности, уменьшение количества стоп в стихе,
большая элементарность стоп и упрощённость стиха (отсутствие гиперметрии,
оинометрии, ипостас).
ЭВРИСТИКА1  –  отрасль знания, изучающая творчество, неосознанное мышление человека.
ЭВРИСТИКА2 – наука, изучающая процесс творчества. Она занимается установлением авторства, адресата письма, даты, ищет прототипы – всё новое. Её особая сфера  – библиографическая Э. – история, теория и методика информационного разыскания.               

ЭВТРОПИЗМ – упорядочение (нумерация) частей рассуждения. 
ЭГОН (готовая вещь) и ЭНЕРГЕЙЯ (жизнь) – эти два момента чередуются в истории.
Причём момент энергейя может способствовать расцвету поэзии.
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ -- уделяет главное внимание Эго, адаптации личности в окружающем мире, свободе личности.
ЭГОЦЕНТРИЗМ -- отношение к мир, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном "Я". Эта позиция ведёт к эгоизму, к индивидуализму.

ЭЙДЗИ СЮСУЦИ – в Японии XIX в. литературный жанр политического романа.
ЭЙДОЛОГИЯ – наука об образности в поэзии.
ЭЙТИЧХИН – в Бирме вид любовного романса.
ЭЙЧЖИНГ – жанр бирманской поэзии
ЭКАНКИ1 – в гархальской литературе (Индия) одноактные пьесы.
ЭКАНКИ2 – одноактные индийские драмы. Возникли
во 2-й пол. XIX в. Испытали влияние европейской драмы.  Постепенно выработали определённую структуру, предусматривающую цельность характера, единство места, времени и действия. Писались прозой.

ЭКВИВАЛЕНТ ритмического ударения – длинный неударяемый ряд.
ЭКЗЕГЕЗИЯ – метод толкования текстов.
ЭКЗЕРГАЗИЯ (экзергасия) – пересказ некоторых мыслей иными словами. «Высоконравственна и впрямь сия персона. Но какова она была во время оно? Ей старость помогла соблазны побороть. Да, крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть»  (Мольер).    
ЭКЗЕМПЛЫ – жанр средневековой литературы, поучения.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (существование)1 – ощущалось и описывалось как некое предельно одинокое, отчуждённое, бесцельное и бессмысленное пребывание запуганного и отчаявшегося человека в неопределённом «абсурдном»,  жестоком мире.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ2— внутриличностное бытие человека, богатство его переживаний, не сводимых ни к каким внешним формам.
ЭКЗИТАЦИЯ – оживление внимания слушателей риторическим восклицанием или обращением к одному из слушателей, а также замечание или реплика в адрес слушателя, в виде поучительного рассказа о пользе порядка, внимания, дисциплины.

ЭКЗОХА1 – фигура уточнения. Заключается в том,
что после имени собирательного вводится слово, обозначающее один предмет из множества названных:
Зевс и Троян, и Гектора к стану ахейцев приблизив,
Их пред судами оставил.                Гомер
ЭКЗОХА2 – см. Плеоназм.   
ЭКИВОКИ – 1. Двусмысленные намёки, увёртки. 2. Двусмысленные слова: перо – птицы; писчее; деталь часового механизма.

ЭКОЛОГИЯ культуры – понятие, возникшее в русле экологии человека. В нём наметилось несколько направлений. 1). Равновесное, взаимобезопасное существование человека и природы: в развитии принципов современного градостроения, в архитектуре, в бережном отношении к природной среде. 2). Сохранение исторического, духовного и материально-художественного наследия, культурной среды, которая так же «необходима человеку для его социальной и нравственной жизни, для духовной оседлости» (Д.Лихачёв). 3). Общая тематика и подход в развитии современного искусства, опирающийся на идеи единства и гармонии, человека, природы, культуры. Достижения этого возможно только благодаря возвращению человека к природе.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ роман – статья Золя, где он сформулировал принципы натуралистического романа, взяв на вооружение метод врача Клода Бернера (1813- 1878) – наблюдение и опыт.
ЭКСПЛЕЦИЯ – уточнение. Состоит в конкретизации слов с отвлеченным значением посредством слов с узким или образным значением. «Огромное большинство наших интеллигентных русских и тогда, при Пушкине,  как и теперь, в наши дни, служили и служат мирно в чиновниках».

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ речи – выраженность в ней определённых эмоциональных состояний, переживаний.
ЭКСТАЗ – высшая форма восторга.
ЭКСТАЗА  – удлинение короткого слога в виду попадания на него ритмического ударения.
…Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит, печальна и одна…             А.Пушкин

ЭКСТРАВАГАНЦА (феерия) —  литературное, музыкальное произведение или театральное представление фантасмагорического характера. В русской литературе жанру Э. близки стихи имажиниста В.Г.Шершеневича (1893-1942).
ЭКТЛИПСИС – пропуск звука или слога с целью сохранения стихотворного размера.
Его, бесчинника, с рогатой головой,
Его принесть богам за все его проказы…                И.Крылов
ЭКШН – острое, стремительное сюжетное действие и соответствующая стилистика написанного произведения.

ЭЛЕВАЦИЯ – жанр антифразионного стиля:
А я, неведомый Пиита,
В восторге новом воспою
Во след Пиита знаменита
Правдивую хвалу свою.           А. Пушкин
ЭЛЕВКСИНСКИЕ мистерии – праздник в Аттике в честь богини Деметры. В этих представлениях изображались все горести Деметры, потерявшей дочь.

ЭЛЕГАЦИЯ (изящество) –   в античной риторике понятие, относящееся   к форме изложения (в пределах простого или среднего стилей), отмеченной правильностью, то есть не нарушающим грамматические и лексические нормы языка оборотом слов, ясностью, основанной на употреблении слов в словосочетаниях в соответствии с их точным значением, а также не лишённой звуковых и ритмических приёмов украшения.
ЭЛЕКТ РОННАЯ книга -- общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения  текстовой информации.
ЭЛИТА – наиболее заметные представители общества, обеспечивающие его культурный, научный и нравственный потенциал. Но это также социально-культурные явления, которые ценностно неоднозначны, а порой негативны. Это отчуждённость и изолированность представителей элиты от общества и народа.

ЭЛИТАРНОЕ искусство – искусство, ориентированное на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью.
ЭЛИТАРНЫЕ представления об искусстве – сыграли неоценимо важную роль для античной культуры, но в её рамках преодолевалось (мнение о стихах Овидия) понимание искусства как предназначенного для узкого круга знатоков. В Новое время отдала дань романтике, Йенская школа в Германии.
ЭЛОКУЦИЯ –  украшение речи в соответствии с избранным стилем. Считается основной частью риторики. К учению об Э. относятся поэтика и стилистика.

ЭМЕРСОНОВСКОЕ учение – некий  гибрид религиозных и философских представлений.
ЭМОЦИОНАЛИСТЫ – кружок, созданный М.Кузминым. Его установки являлись органическим продолжением  индивидуальности его участников и «основными элементами» азбучные
истины самого искусства.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ впечатлительность – чувствительность человека к эмоциональным  ситуациям, способным вызвать в нём те или иные эмоции.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ память – сохранение в сознании переживаний и чувств. Это непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ эпитеты – передают настроения и чувства автора. «Несказанное, синее, нежное…»  (С.Есенин).

ЭМПАТИЯ– 1) осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. 2) сопереживание как способ познания.
ЭМФАТИЧЕСКИЕ фигуры – приёмы эмоционального выделения слова в устной речи за счёт изменения его формы: слоговой повтор, буквенное произношение, слоговая парцелляция, эмфатическое ударение.
ЭМФАТИЧЕСКИЙ эпитет –  эпитет, который выделяет типовой признак предмета: белый снег, чёрная бумага.
ЭМФАТИЧЕСКОЕ ударение – выделение какого-л. слова в произношении с целью усиления выразительности фразы.

ЭНАЛЛАГА (поворот, перемещение, подмена)  –  1)  вид солецизма, неправильное употребление грамматических категорий: «о погулять не может быть и речи» (вместо: о прогулке); 2) вид метонимии – перенос определения на слово, смежное с определяемым: «Стариков полусонная стая» (вместо: полусонных).
ЭНАНТИОСЕМИЯ – троп, состоящий в употреблении слов в противоположном значении: Какая прелесть! Обмануть человека, а потом притворяться ангелом.
ЭНВАЙРОМЕНТ –  спектакль с вовлечением зрителей в поп-пространство, слияние с окружающей средой, с художественным объектом. Стремится к созданию  натуралистических объектов, имитирующих реальную среду. Возник в США и З.Европе в 1960-1970 гг.

ЭНГЕЛЬС о реализме – реализм предполагает, помимо правдивости в изображении деталей, правдивое изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах.
ЭНГРАММА – письменная фиксация человеческого опыта.
ЭНДЕЙША – музыкально-поэтический жанр португальских трубадуров XII-XVI вв.

ЭНДОАСТОС – выражение неуверенности в рассказе о каком-л. событии. Моё понимание происшедшего время от времени меняется. При свете дня всё это представляется мне лишь страшным сном; однако иной раз по осени, обычно часа в два ночи, когда слышен звериный вой, и яростный ветер бьётся о стены дома, до меня доносится нечто, похожее на ритмический звук далёких земных глубин…  ( Г.Лавкрафт 1890-1937)

ЭНЕРГЕТИКА текста – сила воздействия художественного произведения на душу читателя. Она может проявляться во время чтения и после: чем сильнее Э.т., тем дольше помнится содержание книги.

ЭНИГМА – 1) загадка; 2) аллегория со скрытым смыслом, который должны найти (понять) сами читатели. Связь между формой и содержанием бывает очень далёкой. И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!». Юноша же не понял этих слов и спросил эту девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли  взаймы плакать, а брат мой пошёл сквозь ноги смерти в глаза смотреть». (уши дома – собака, очи – ребёнок, взаймы плакать – плакать на похоронах, смотреть сквозь ноги в глаза смерти – смотреть на землю сквозь ноги с дерева, чтобы не упасть).

ЭНУЭГ – жанр поэзии трубадуров, докука. Автор в юмористической форме говорит о вещах, которые наводят на него тоску.
ЭПАНАДИПЛОЗИС – повторение начального слова или словосочетания в конце фразы.
Вижу, уходит зима, над землёю трепещут зефиры,
Воды от Эвра теплы: вижу, уходит зима.                Пентадий    

ЭПАНАСТОРФА (АНАДИПЛОЗИС) –  стилистический оборот, когда слово, заканчивающее одно предложение, ставится в начале следующего;  русское – возвращение, подхват.
ЭПАНОД1 – слова, которые стояли рядом, повторяются в других местах в той же или иной последовательности. Премудрый человек может все дни на свете плакать и смеяться. Смеяться, как Демокрит над глупостью человеческою, плакать, как Гераклит о суете сего мира. (М.Ломоносов)
ЭПАНОД2 – уточнение, состоящее в разделении текста на ряд фрагментов: глав, разделов, параграфов и т.д. Чередование  контактного и дистантного повтора:
 Клянусь тебе жизнью, Клянусь жизнью твоей и моей.    (А.Пушкин)

ЭПАНОРТОЗИС – фигура, которая сначала высказывает мысль, а потом  опровергает, чтобы уточнить её или высказать иную мысль. «Моя поездка была долгой, может быть, слишком долгой.  Но теперь она кончилась, кончалась»  (О.Постнов).
ЭПАТАЖ – приём, связанный с резким отступлением от принятых норм, рассчитанный на шокирование публики предельно острыми художественными или другими средствами.
ЭПЕКФОНЕЗИС –  выражение сильных чувств восклицанием.
Твоё созданье я,  Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!                Г.Державин

ЭПИГРАММАТИЧНОСТЬ – в духе эпиграммы, немногословный, язвительный.
ЭПИГРАММЫ арифметические – небольшие греческие стихотворения, содержанием которых являются  математические задачи.
ЭПИКРИЗИС – цитата, сопровождаемая пояснением.
ЭПИМОНА1 – повторение одной и той же мысли для задержки внимания. «Слёзы давно кипят у неё в сердце; оне подступили к горлу, давят грудь и готовы брызнуть в три ручья…»   (И.Гончаров).
ЭПИМОНА2 – то же, что и параллелизм (см.).

ЭПИПЛЕКСИС –   фраза, выражающая упрёк, поношение: До коле, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?  (Цицерон).
ЭПИСТРОФА – риторическая фигура, состоящая в повторении одного и того же слова или оборота.
ЭПИТАЗИС (эпитасис) – добавление к сказанному, усиливающее сказанное ранее. «–  Смотри же, Петя, – говорит кот, – завтра я пойду дальше; не слушай лисы,
не выглядывай в окно, а не то  съест  тебя лиса, косточек не оставит»  (Сказка в пересказе Ушинского).
ЭПИТРОП – указание таких фактов, которые помогают сделать определённый вывод о характеризуемом предмете: «Вошли трое,  вышли двое» – разве это не девиз, пригодный для каждого кладбища» (К.Чуковский).

ЭПИТРОХАЗМ – нарочитое отступление, которое бывает в устной речи:  «Голова был не меньше смущён и не знал, что начать. – Должно быть, на дворе холодно? – сказал он, обращаясь к Чубу. – Морозец есть, – отвечал Чуб. – А позволь тебя спросить, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дёгтем? –    Он хотел не то сказать, он хотел спросить: «Как ты, голова, залез в этот мешок?», но сам не понимал, как выговорил совершенно другое.»  (Гоголь)
ЭПИФАНИЯ – литературный жанр. Миниатюра, отличающаяся глубокой лиричностью. Зримое или слуховое проявление силы, прежде всего божественной или сверхъестественной, внезапное озарение.

ЭПИФОНЕМА1 – краткое подытоживание, состоящее в повторе уже сказанного. Может быть так, что именно концовка речи должна нести наиболее сильную нагрузку:
В журнал совсем не европейский,
Где чахнет старый журналист,
С своею прозою лакейской
Взошёл болван семинарист.                А.Пушкин
ЭПИФОНЕМА2 – фигура, состоящая из повторения слова. Словосочетания или фразы с различными вариациями: «Я тоже отправлюсь в море! Я отправлюсь в море на шхуне с боцманом, играющем сигналы на дудке, с матросами, которые носят косичку и поют песни! Я отправлюсь в море к неведомому острову искать зарытые в землю сокровища (А.Стивенсон).
ЭПИФОНЕМА3 –  добавление оригинальной мысли в конце высказывания.
Меня не ставят в грош, перечат, что ни слово.
Поистине для них нет ничего святого!
Все спорят, все орут, почтенья нет ни в ком.
Да это не семья, а сумасшедший дом!                Мольер

ЭПИЧЕСКОЕ миросозерцание – величественно-спокойное созерцание жизни в её многоплановости.
ЭПОНИМИЯ – неологизм, созданный на основе собственного имени: макинтош, кольт.
ЭПОХА Двиведи (1978-2014) – эпоха национального движения в Индии (ХХ в). Названа по имени писателя. В пьесах проявляется тема народа, творящего революцию.
ЭПОХА «Мысли и разума» – 80-90 гг. XIX в. были для России временем жестокой реакции, с  одной стороны, и расцвет во многих областях науки и искусства – с другой. В литературе не просто продолжалось развитие реализма, но и шёл поиск новых путей отражения действительности. В это время подходило к концу творчество многих деятелей критического реализма (Толстой, Достоевский, Островский) и приходили молодые авторы (Короленко, Чехов, Горький, Куприн, Бунин и др.), которые даже в этих тяжёлых условиях старались отразить в своих книгах появление новых героев: бродяг, переселенцев, босяков и нарождающееся поколение  революционных деятелей нового типа.

ЭПОХА неопределённости  –  в итальянской культуре ХIХ-ХХ вв. период, когда деаннунцианство боролось с пиранделлизмом, когда среди интеллигенции нарастал пессимизм. Возникают сомнения в самой возможности объективного видения реальности. В это время распространяются настроения скепсиса и спиритуализма.
ЭПОХА переводов (предварительный период) – так учёные называли начало XIX в. в Индии или весь XIX в.В это время индийцы знакомились с европейской культурой. Создавалось множество переводов на индийские языки с  санскрита и с европейских языков. Индия знакомилась с новыми формами быта и бытия, разрабатывался прозаический язык. Стали работать типографии, выпускавшие книги на индийских языках.
ЭРОТЕМА – вопрос, который не требует ответа.
Мог ли отец кого ниспослать и лучше и выше,
Как не того, кто был равен ему самому?                Эберхард

«ЭРФУРТСКИЙ кружок гуманистов» (кружок Муциана Руфа) — неформальное объединение гуманистов во главе с М.Руфом, каноником Готта. Кружок возник в 1505 г., членами его было около пятидесяти человек, в т.ч. писатели Ульрих фон Гуттен, Эобан Гесса, и Пестрей Апербах, ректор университета Крот Рубиан, поэт Герман Буш. Члены кружка стали авторами книги «Письма тёмных людей». Деятельность «Э.к.г.» оказала влияние на развитие немецкой культуры ХYI века.
ЭСБАТЕМЕНТ – в голландском театре XVI в.  название фарса.
ЭСКАПАДА – обидный, часто неоправданный, критический выпад против того или иного автора.

ЭСКАПИЗМ1 – уход от реальности в мир фантазии.В узком смысле литература о бегстве из лагерей военнопленных во время первой и второй мировых войн. В широком смысле Э. обозначает  уход от социальной ответственности или отстранение от всякой общественной деятельности. В марксистском литературоведении как Э. рассматривается явление формализма в искусстве и литературе.
ЭСКАПИЗМ (ЭСКЕПИЗМ)2 –  в литературе книги, которые уводят читателя от реальной жизни, одна из разновидностей развлекательной литературы (П.Лоти во Франции). Э. рок-поэзии – стремление уйти от реальной жизни.
ЭСКИНАСО – чилийские уличные песни. Исполняются иногда как серенады, а иногда как рождественские гимны.
ЭСКОНДИДЖ – жанр поэзии трубадуров, в котором автор оправдывается перед своей дамой.

ЭСТАМПИДА1– у трубадуров песня, сопровождаемая танцем.
ЭСТАМПИДА2 – жанр поэзии трубадуров, пародийный рыцарский турнир.
ЭСТЕТИКА авангардизма – впервые десятилетия ХХ в. резко отвергала воспроизведение внутреннего мира человека.
ЭСТЕТИКА возрождения – в её составе доминировал опыт живописи, которую теоретики предпочитали поэзии.

ЭСТЕТИКА Лефа – теоретики Лефа выступали против художественного вымысла. Во главу угла они ставили реальный факт, документ.
ЭСТЕТИКА позитивизма – попытка объяснить процессы искусства методами, заимствованными у естествознания. Так, для братьев Гонкур и Золя искусство романиста – разновидность клинического исследования. Характерная черта Э.п. – стремление видеть источник искусства в естественных потребностях человеческой психики, а социальную среду рассматривать как внешнее условие художественной деятельности.

ЭСТЕТИКА постмодернизма1 – характеризуется разнообразием подхода к сущности искусства. Но основное – это отказ от художественных ценностей, выработанных человечеством, деконструкция их.
ЭСТЕТИКА постмодернизма2  –  центральной эстетической категорией остаётся прекрасное, но содержание её изменяется. Красивым будет считаться лишь бесконечный шизопоток, беспорядок корневища. Искусство будет не означать и изображать, а картографировать.

ЭСТЕТИКА реализма – философия художественного творчества, анализирующая закономерности жизни с опорой на достижения социальных и гуманистических наук.
ЭСТЕТИКА романтизма – для неё характерен культ гения, устремлённость к бесконечному, к возвышенной духовности, обострение лиризма, перемешивание реальности и сказочности, чудесного. Музыка и музыкальность – парадигма для всех искусств романтизма.
ЭСТЕТИКА сентиментализма – восходит к сенсуализму, выдвинувшему идею «чувственной», знающей мир личности.

ЭСТЕТИКА символизма  –  символисты особенно усилили роль личности в литературе. Герой символистов – двойник автора, то есть автор воспринимает жизнь с точки зрения своего героя, точно фиксируя поток его мыслей. Подобный приём был особенно широко распространён в литературе ХХ в. Кроме того, в эстетике символизма краеугольным камнем является культ музыки.
ЭСТЕТИКА соцреализма – активное воздействие литературы на действительность.
ЭСТЕТИКА тождества –  автор должен был оправдать ожидания слушателей (читателей), соблюдая установленный ход событий и оценки образов героев.

ЭСТЕТИКА Тэна –  французский философ XIX в. И-А.Тэн (1828-1893) подчинял развитие искусства трём факторам: раса, среда, исторический момент.  Теория Тэна отличалась сугубой механистичностью. Он говорил, что предмет искусства хотя и социален, но только пассивно отражает действительность. Тэн стал первым специалистом в области социологии искусства. Его взгляды оказали большое влияние на культуру многих европейских стран благодаря новизне и направленности против всех видов идеализма в исследованиях искусства, представляющих большую ценность.
ЭСТЕТИКА футуризма – в качестве эстетического принципа футуристы выдвигали идею создания сверх искусства, способного преобразовать мир.

ЭСТЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ явления –  М.Бахтин (1895-1975) рассматривал как потенциально и реально динамичные, ибо они рождаются в сопряжениях таких экзистенциально-онтологических категориях как индивидуальное и социокультурное, человеческое и вечное, непосредственно-чувственное и архитектоническое, смысловое, интенциональное, непосредственно-чувственное и «вненаходимое» и др.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ дистанция – организация художественного произведения, подчёркивающая его условность, внеположенность субъекту восприятия, сохраняя в то же время иллюзию реальности.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ картина мира – понятие, характеризующее субъективную системность мировосприятия и мироощущения человека: целостную многоуровневую систему представлений о мире и его взаимосвязях, о других людях и о себе, своей деятельности, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значениях и целях.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ критика –  одна из концепций критического истолкования литературного произведения, разработанная во второй половине 1850-х А.В.Дружининым, П.В.Анненковым, В.П.Боткиным. Полемизируя с Чернышевским, Дружинин утверждал, что человечество, изменяясь непрестанно, не изменяется только в идеях вечной красоты, добра и правды. Дружинин ставит задачу создать новую, «артистическую» критику, способную в литературном произведении видеть прежде всего «прекрасные и вечные» начала, не подвластные сиюминутной злобе дня. Опыт «исторического» и «эстетического» подхода к истолкованию и оценке литературного произведения был обобщён А.Григорьевым (1822-1864) при создании им концепции «органической» критики». Он считал, что оба подхода страдают известной ограниченностью, не дают
возможности судить о литературе в её природной целокупности и полноте.


ЭСТЕТИЧЕСКАЯ оппозиция – в художественном произведении всегда заложено некоторое противоречие, внутреннее напряжение между  формой и содержанием, вызывающие эстетическую реакцию, катарсис.  Существует два типа Э.о.:  оппозиция   структуры эстетического объекта (в живописи) и оппозиция структуры эстетического восприятия. Оппозиция второго типа имеет один свой член в  эстетическом  объекте (произведение), а другой в психике субъекта восприятия.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ культура -- совокупность эстетических ценностей, способов их создания и потребления. Имеются следующие аспекты Э.к.: эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных видов деятельности, эстетическое воспитание.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ оценка -- суждение,эмоция, переживание.


ЭСТЕТИЧЕСКАЯ оценка – определение степени совершенства, эстетической значимости предметов и явлений действительности. В узком смысле слова Э.о. относится к установлению  художественной ценности произведения. Она зависит от мастерства автора и эстетического развития читателя. Это заключительное звено, итог процесса эстетического восприятия.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ потребность – заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического человека в разных формах деятельности, и прежде всего в искусстве, где эстетическое начало выражено ярче всего. Э.п. оказывается в состоянии дать «максимальную радость человеку» (А.Луначарский).  Она способствует самотворческому развитию личности, совершенствованию человека.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ реакция – Это многокомпонентная психофизиологическая и личностная реакция человека, возникающая в ответ на восприятие сенсорными каналами многослойных стимулов, содержащихся в произведении искусства, субъектов природы и т.д., обладающих эстетическими свойствами.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ категории – так современные учёные называют героику, трагическое, романтику и т.п., либо категориями метафизическими, либо модусами художественности, воплощающими авторскую концепцию личности и характеризующими  произведение как целое (В.Цюпа), либо «эмоционально-ценностными ориентациями» (Т.Касаткина).

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ качества –  такие качества, которые присутствуют в эстетических предметах, а именно красота, удобство в пользовании.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ теории – виды и типы эстетического знания. Существуют теории античности, средневековья, классицизма и т.д. В каждой отдельно взятой стране существуют свои Э.т. –  теория индийской литературы, арабской,  китайской и т.д.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ вкус –  внутреннее чувство, позволяющее получать удовольствие от созерцания прекрасного, от чтения хорошей литературы и самому создавать эстетические вещи.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ идеал — литературная категория, воплощение в художественном образе представлений о совершенной жизни и совершенном человеке. Э.и. делится на два вида: общечеловеческий и личностный. К личностному Э.и. относится комплекс требований, предъявляемый к литературному произведению отдельным автором.  К общечеловеческому Э.и. относится  комплекс требований к литературе, существующий в данную эпоху у данного народа, например в  эпоху античности, средневековья, Ренессанса и т.д.  Э.и. не относится к постоянным, он изменяется во времени по деталям, но не в главном. Главное, авторское кредо, может меняться только в крайних случаях: война, революция, личная неудовлетворённость своим творчеством, перемены во взглядах. А по деталям он изменяется с ростом культурного уровня его носителя – автора. В результате всего этого создаётся идеал того произведения, к которому автор стремится приблизиться в процессе творчества. «Идеал эстетический применительно к литературе – это тот художественный мир, который возникает в произведении из соотнесения жизни как она есть и какой она должна быть в представлении писателя» (Н. Гей).

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ объект – всё то, что способно вызывать в душе человека эстетические чувства. Это могут быть произведения искусства (живопись, скульптура, зодчество, музыка, танцы,  литература, прикладные искусства) и объекты природы.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ опыт – совокупность не утилитарных интуитивно-действенных отношений субъекта к реальности и имеющих созерцательный, игровой и т.д. характер. Это и опыт отдельной личности, и характерный опыт определённых социальных образований, определённых этапов культуры.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ подход – это осуществление любви, родственных связей между людьми их единения. «Э.п. вводит человека в жизнь другого, делает его участником единой для обоих жизни»  (А.Мейер).
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ принцип -- обозначает некую ценность, обобщающую чувственно-выразительное отношение к природе, к искусству, к отдельным предметам и объектам.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ принцип реализма Возрождения – реализм мышления, гуманистическая позиция, личностное начало, оптимизм, широкое использование сказочно-фантастических элементов, гиперболизация. Стремление к идеалу сочетается с утверждением всего земного, плотского.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ смысл -- Это всё то, что в произведении оказывает влияние на все чувства человека.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ в искусстве –  предполагает эстетическое осмысление нравственных принципов и ценностей, естественно входящих в сюжет произведения, таких, как добро, зло, долг, совесть, добродетель и др. Их проникновение в сюжет принадлежит к числу фундаментальных закономерностей развития искусства.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ видение – умение человека отличать в окружающем мире красивое от уродливого. 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ выражение – присуще прежде всего искусству, ибо оно ради этого и получило бытие. Все многообразные художественные  языки искусства возникли для реализации эстетического (художественного) выражения.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ действие – вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор и др.) и духовной (эстетическое созерцание, восприятие, суждение и пр.) деятельности. Э.д.  – это творчество по законам красоты.               

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ знание — способность человека получать удовольствие от созерцания картин, природы, чтения и т.д., получать запас духовной энергии.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ наслаждение — в литературоведческих трудах Востока степень влияния произведения на душу читателя, его эстетическая ценность.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ отношение – духовная связь между читателем и книгой. Читатель подходит к произведению без предубеждения, а уходит с восторгом.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ переживание — эмоциональное состояние, возникающее у человека в процессе эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства. «Некоторые исследователи полагают, что в процессе восприятия произведений искусства, в процессе эстетического переживания люди обретают возможность разрядить внутреннее напряжение и волнение, порождённое реальной жизнью, и хотя бы частично компенсировать монотонность повседневности» (Ю.Б. Бореев).


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ сознание —  объемлющее сферу эстетического восприятия, воображение. В результате Э.с. лежит эстетическое отношение человека к миру. Оно состоит в гармонизации и «очеловечивании» окружающей среды с помощью творческого воображения и переживания красоты.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ суждение – не теоретическое высказывание об эстетической ценности предмета, явления, содержащее его оценку.

ЭСТЕТСТВО — субъективно-идеалистический подход к искусству как предмету утончённого наслаждения, рассмотрения его в отрыве от общественно-исторических проблем, любование формой изолированно от содержания. Для Э. характерны проповедь безыдейности и аполитичности, стремление изолировать искусство от жизни, противопоставить его действительности.
«ЭСТИЯ» (очаг) – журнал, основанный в 1888 г., вокруг которого группировались молодые греческие  поэты. Они тяготели к европейской цивилизации, что отразилось на их поэзии. Самым видным из них был Костас Паломас.

ЭСТОНСКОЕ литературное общество –  было создано в 1872 г. Первым председателем стал Я.Хурт.  Целью общества было издание литературы на эстонском языке и особенно школьных учебников.
ЭСТРИДЕНТ – в мексиканской поэзии ХХ в. разновидность модернизма. Он явился интеллигентской и анархической реакцией на революцию и гражданскую войну и приводил к отрицанию всякой поэзии.

ЭТАПЫ творческого процесса – их несколько. Сначала идёт подготовка, сбор материала. Потом его обрабатывают, отбирают самое главное. Дальше вступает в работу вдохновение, потребность в творчестве. Следующим этапом становится оценка сделанного и проверка.
ЭТАПЫ чтения –  1. Читать и понимать сюжет и фабулу.  2. Умение читателя отождествлять себя с персонажем. 3. Читать и понимать то, что написано.  ( Я.Б.Княжнин, 1740-1791).

ЭТИКЕТ литературный  –  одна из главных особенностей поэтики средневековой литературы, в том числе древнерусской, выражающая её нормативно-идеальное начало. Она предписывает изображение определённых явлений в традиционных, устойчивых, обрядовых, каноничных формах. По определению Д.С.Лихачёва Э.л. складывался из представлений о том, как должен был совершаться ход событий, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему сословному положению и как должен описывать писатель совершавшееся – этикет миропорядка, этикет поведения, этикет словесный. Всё вместе сливается в единую нормативную систему.
ЭТИКЕТНАЯ поэзия  —  стихи, провозглашавшиеся на различных торжествах,  написанные по поводу тех или иных событий или людей

ЭТИМОЛОГИЗАЦИЯ –  повтор слов нетождественных, но с тождественными корнями и, соответственно, со сходным значением: «пыль пылит», «огород городить».  Как повтор – сильнее, чем паронимия, но слабее, чем полиптотон.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ фигуры – контактный корневой повтор. «Из дверей сарая вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха»  (М.Шолохов).
ЭТИМОЛОГИЯ – происхождение слова или выражения. Наука, изучающая начальную словообразовательную структуру и семантические связи слова.

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ мифы – такие мифы, в которых говорится о становлении «первопредметов» природного и человеческого мира.
ЭТИОЛОГИЯ –  обоснование прежде сказанного.
…Пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему» (Евангелие от Матфея).
ЭТИЧЕСКОЕ и ЭСТЕТИЧЕСКОЕ –  два нераздельных понятия. Красота не может существовать без определённой культуры. В русском эпосе и сказках понятие прекрасного применяется для обозначения физического совершенства, душевной силы и нравственной красоты.

ЭТНОГРАФИЯ –  наука о духовной и материальной культуре народа.
ЭТНОНИМИКА – наука, изучающая названия племён, наций, народов, групп населения. Сюда входят и самоназвания и названия, данные другими народами. См.  Евангелие от Матфея.
ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ  баллады  –  в австралийской литературе баллады характеров, нравов.

ЭТОПЕЯ1 –  описание характера действующего лица.
ЭТОПЕЯ2 – декламация от имени исторического лица или литературного героя, воссоздающая характер.
ЭТЮД — в литературе небольшое по размеру произведение, в котором ограниченный материал подвергается детальной художественной обработке, нередко являясь подготовительным для более крупных частей какого-либо произведения. Но может быть и самостоятельным художественно законченным произведением.

ЭФФЕКТ – средство для создания сильного впечатления.
ЭФФЕКТ присутствия — литературный приём, создание средствами языка таких ситуаций в произведении, когда читатель очень ярко видит всё описываемое автором. Он как бы присутствует при совершении тех или иных событий романа, повести, рассказа, стиха или поэмы. Таким эффективным средством является удачно найденная деталь, ярко характеризующая происходящее событие.
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар, лежит.             Н. Некрасов
ЭФФИКЦИЯ – описание внешности, словесный портрет человека.

ЭХОН – книжка с картинками в  Японии начала XIX в. Текст играл в ней подчинённую роль.
ЭШАРШ, ХАХАРАН, ЙИШ –  чеченские женские и девичьи песни, имеют много вариантов. Песни с закреплённым текстом.
ЭШЛИНГ —  в ирландской поэзии XVIII в. жанр «видения». В каждом стихотворении варьируется один приём: думая о порабощении ирландцев поэт засыпает и перед ним предстаёт женщина – Ирландия (или одно из её имён) и рассказывает о своих унижениях, выражая надежду на помощь своего изгнанного возлюбленного, под которым подразумевается один из претендентов на престол.







               


Рецензии