Проездной

. Проездной

Ох, до чего же я не люблю ходить там по всяким чиновникам. Да почему я одни? Нет такого, наверное, человека, который бы сказал: «К чиновникам, да с радостью!»
Я вот не знаю про всех чиновников, но думаю, что они везде одинаковы. Придёшь в эту чиновничью контору, смотришь, а контора пишет и пишет, и пишет. Правда, сейчас она уже не пишет, а всё на компьютерах, что-то там изображает, но радости от этого, честно говоря, мало, да и скорости тоже.
Я не могу сказать, что чиновники невежливо с посетителями обращаются, хотя и это бывает, правда редко, но уж больно у них там так дело поставлено, что такую скуку наводит, что спасу нет. Опять же придёшь в контору, вроде смотришь, бегают там эти чиновники по этажам, да по коридорам, да не просто так, а с быстротой, а как встанешь в очередь, так всё на свете проклянешь, поскольку очередь будет ели-ели двигаться, ну, как в замедленном кино. А очередь-то пять человек, работы с ней минут на тридцать, не больше, так ведь нет полтора часа отсидишь, выспишься если спать в такой обстановке можешь и лишь только тогда тобой займутся.
Да и про компьютеры я хочу сказать: вроде они всё убыстрять должны, так ведь нет, каковы хозяева, таковы и компьютеры, и  работают они, компьютеры, опять же неспешно, как будто там не «PENTIUM» у них в нутрах, а мозги какого-нибудь ленивца, который еле-еле своим телом ворочит.
Вот возьму, к примеру, я себя, хотя про себя рассказывать и не всегда удобно, дескать, нескромный скажут. Но всё-таки про себя. Инвалид я, значит, по заболеванию, а посему пенсионером являюсь. Ничего в этом постыдного нет, просто как-то неудобно и неловко. Ну, пенсия у меня такая, что её только в микроскоп разглядеть можно, да и то если очень захочешь. А посему каждую копейку мы с женой и бережем. А тут как раз повышение платы за городские автобусы. Было пять рублей, теперь стало шесть. И самое что обидное, ходить-то пешком я не очень могу. Радикулит. И не то что он меня особо насилует, но всё равно ходить неприятно. Так что я всё автобусами пользуюсь.
А тут, значит, плати шесть рублей. Ну, я тут прикинул, во что это за месяц выливается, да и рассказал об этом жене.
 А она мне говорит:
-Надо тебе, мой дорогой, проездной купить! Экономия за месяц рублей так сто-сто пятьдесят будет, а это деньги не лишние, так что иди за проездным.
А за проездным мне, инвалиду, надо в собес идти. Почему проездные у нас в собесе выдают, я так и не понял, поскольку собес уж к транспорту совсем никакого отношения не имеет.
И ещё, я-то по своей наивности думал, что придёшь в этот собес заплатишь денежку и всё. Ан, нет!
-Раз, - думаю, - почему-то проездные в собесе дают, значит и паспорт нужен, и пенсионная книжка, и справка об инвалидности, и членский билет общества инвалидов.
Жизнь меня всё-таки чему-то научила, а посему знаю, что с пустыми руками в собесе делать нечего. Так что набрал я всяких документов, даже полюс медицинского страхования прихватил и старый билет членства ДОСААФ. Была когда-то такая организация!
Хотя всё-таки мне это было не очень понятно, потому что я помнил ещё, как давным-давно в Петербурге, тогда Ленинграде эти самые проездные покупал. Там всё просто было. Подходишь к ларёчку и говоришь, что вот, дескать, мне проездной на месяц или полмесяца. Денежку платил и катайся дальше на транспорте как угодно и где угодно.
Но раз у нас теперь проездные только в собесе дают, значит без бумаг никак. В общем, всё я собрал и пошёл, в душе матеря всю нашу систему собесовскую, потому что знал, что на этот несчастный проездной три часа потрачу не меньше, просто потому, что у чиновников, как я уже сказал, лишь имитация бурной деятельности, а так все ели-ели, с чувством, с толком, с расстановкой! Хотя должен сказать, что лично я против собеса ничего не имею, поскольку там меня не разу не оскорбили, не заставили двадцать раз бегать за одной справкой и относились ко мне сочувственно. Но вот медлительность их, этих чиновников, это прямо о-го-го!
Ну, прихожу я в собес, а в какую комнату мне обращаться-то и не знаю. Стал я по всем комнатам ходить, выяснять, куда мне надо. А народу в собесе, как всегда полным полно, всем чего-то надо, все чего-то жаждут. Очереди-то сами по себе небольшие, человек пять-шесть, но зато чуть ли не в каждую комнату. А посему попасть так просто в любой кабинет нельзя, не пустят. Даже если скажешь, что только спросить, то все ответят, что им тоже только спросить.
Тут смотрю, девушка идёт по коридору симпатичная, явно работник собеса и как всегда имитирует бурную деятельность. Не просто так идёт, а почти бегом бежит. Ну, я к ней подстроился и так на бегу спрашиваю:
-Девушка, красавица, сударыня, можно вас спросить?
-Можно, - приветливо отвечает девушка, причём тоже на бегу
-Мне бы вот проездной билет на автобусы городские получить, это в какую комнату?
-Это на второй этаж, там спросите, - так же на бегу ответила мне девушка и быстренько шмыгнула в какой-то кабинет, да так быстро, что в какой я и не заметил. Ну, что поделаешь – имитация бурной деятельности, а может и нет, потому что просто так оскорблять я никого не хочу.
Однако я узнал важную информацию, что мне надо на второй этаж. Поднимаюсь и открываю двери, ведущие на этот этаж.
Сразу передо мной, вижу, за столом компьютерным с компьютером ещё одна девушка сидит и видно по её лицу, что бежать куда-то она не намерена.
-Куда мне на счёт проездного билета? – спрашиваю.
А девушка палец к губам приставила и сказала шепотом: «Ш-ш-ш!!! Сейчас вот это чудо современной технике на мою команду отреагирует, и я вам всё расскажу!»
-Ну, - думаю, - компьютер, две секунды и приготовился задавать девушки вопрос свой о проездном.
Компьютер же реагировать никак не хотел. Видно просто на девушку засмотрелся, и вдохновиться решился. И пять минут он так смотрел, и десять, и пятнадцать. Чувствую, меня на сон потянуло. Моментально засыпать меня ночные смены на производстве научили, когда я ещё работать со своими болячками пытался.
Наконец, на двадцатой минуте, девушка произнесла «Ага!», нажала на какую-то кнопку и обратила на меня свой взор. Сквозь дрёму я этот взор увидел и сразу же встрепенулся. Вот так вот встрепенуться меня тоже ночные смены на работе научили, когда на горизонте начальник смены появлялся с ревизией своих подчинённых.
-Так, что у вас? – спросила меня девушка очень вежливо и приятно. Ещё раз говорю, что в собесе меня ещё никто ни разу и не облаял.
-Да вот, проездной!
-Ну, так вам вон в эту комнату, - сказала девушка и показала пальцем на комнату, где была открыта дверь.
Я поблагодарил девушку, заметил ей, что какой у ней быстродействующий компьютер, аж жуть и пошёл в указанную комнату.
В комнате или в кабинете, как хотите, было три стола и две девушки. Тоже, в общем-то, симпатичных и приветливых на вид.
-Вам что? – спросили меня
-Да вот на счёт проездного!
-А вот это вам сюда, - девушка указала на стол, за которым никого не было. – Подождите в коридорчике, сейчас тут девушка-специалист появится и вам всё сделает.
Я сразу понял, что ждать мне специалиста (очень мне это их собесовское самоназвание нравится – специалист) придётся неопределённое количество минут. Я вышел из комнаты и присел на скамеечку, которые стояли в коридоре.
Нужной мне девушки не было пять минут, десять, пятнадцать. Я сразу понял, что у неё наверняка имитация бурной деятельности, где-нибудь в соседнем кабинете и стал потихоньку впадать в дрёму.
Из дрёмы меня вывел перезвон чашечек и блюдечек, раздавшийся из комнаты, что была напротив меня.
-Ага, - сообразил я, - девушки чай пили. Ну, что же и чай иногда попить можно, тем более что спешить-то никуда не надо, народу не так и много по собесовским меркам, а очереди на первом этаже, так та всего в пять человек в каждой из них.
Девушка, которая мне была нужна, сразу обратила на меня внимания. Я моментально подумал, что вот она мне нужна, а посему встал и смело спросил у неё:
-Я к вам насчёт проездного!
-Заходите, - ответила приветливо девушка, - сейчас разберёмся.
Я тут по своей наивности думал, что девушка просто-напросто достанет из стола бланки проездных, поставит на одной из них печать, а заплачу денежку и всё! Но как же я ошибался! Контора, как известно, пишет, а по-современному компьютезирует!
-Давайте ваши документы! – сказала мне девушка.
Я, было, хотел спросить зачем, но в подобных ситуациях  конторских всегда теряюсь, а посему сказал: «Сейчас!» и вытащил из своего пакетика все документы, которые взял с собой.
Девушка, нисколько не смущенная количеством этих моих документов, стала так их ласково перелистывать, как родных детей и откладывать в сторонку те, которые ей были, очевидно, нужны. А нужны ей были паспорт, пенсионная книжка, справка об инвалидности и членский билет общества инвалидов. У меня, было, мелькнула мысль, что зачем всё это для какого-то там проездного, но я тут же погасил этот плод своей мозговой деятельности и сразу подумал о том, что я уже старый и ничего в проездных не понимаю.
-Сейчас посмотрим, есть ли вы в базе данных, - сказала девушка и нажала кнопку включения компьютера. – Сейчас вот компьютер загрузится, и мы всё выясним.
Что было выяснять, мне опять же было непонятно, потому что я так и сам знал, что в базе данных по проездным меня нету и смотреть там нечего. Я ещё ни разу проездным не пользовался. Но контора пишет, точнее, компьютеризирует, и ничего тут не поделаешь.
-Ну, что есть я в базе данных? – поинтересовался я.
-Ш-ш-ш!!! Не дышите, компьютер загружается, - последовал ответ.
Мне стало сразу интересно, сколько минут этот компьютер в этом сонном царстве будет загружаться и я загадал пятнадцать минут.
 Но я ошибался, компьютер загружался ровно четырнадцать минут тридцать две секунды.
-Да, - заметил я девушке, - компьютер у вас супер быстродействующий. И, кроме того, а зачем «Ш-ш-ш!»
-А «ш-ш-ш» - заметила девушка, - это для того, чтобы сбоя в программе не было!
-А-а-а, - многозначительно произнёс я, - тогда понятно. (Хотя чего понятно, мне было совершенно не понятно)
-Теперь вызываем базу данных и смотрим, есть ли вы там!
Девушка пробежала пальцами по клавиатуре, словно по клавишам рояля, посмотрела на меня и уставилась в компьютер.
Мне опять стало интересно, сколько времени будет искать меня в базе данных компьютер, если меня в этой базе нет. Я опять загадал пятнадцать минут и снова ошибся. Чтобы определить, что в базе данных меня нет, компьютеру потребовалось четырнадцать минут пятьдесят три секунды.
-Какая у вас быстродействующая машина, - съязвил я, потому что всё это мне начинало надоедать.
-И так в базе данных вас нет, - сказала девушка, пропустив мои колкости мимо ушей. – Но вы не волнуйтесь, я вас туда в эту базу сейчас занесу!
Честно говоря, мне было ровным счётом наплевать, есть я в базе данных или меня там нету, но я не стал это показывать симпатичной девушке и лишь слегка мотнул головой, дескать, заносите.
После этого девушка достала большую толстую тетрадь и стала туда переписывать данные моих документов. Паспорта, пенсионной книжки, справки об инвалидности и членского билета общества инвалидов.
Я сидел, смотрел, как это девушка делает, а в душе хотел выть, потому что мне это всё уже надоело. Я торчал в собесе уже больше часа, а заветного проездного так и не получил.
Зато девушка была в экстазе. Было видно, что работа доставляет ей огромное удовольствие, и душа её пела, правда про себя, но то, что пела это точно.
Переписав мои данные в толстую тетрадь, девушка стала набивать их на клавиатуре компьютера. Набивала она медленно, поскольку видно опята работы с клавиатурой у неё похоже не было. От усердия она даже язык вытащила наружу. Я а чувствовал, что начинаю, причём в который раз засыпать.
Сколько я находился в дрёме, я не знаю, но минут двадцать-то точно и вывела меня из этого состояния фраза девушки:
-Ну, вот, вы теперь есть и базе данных!
Я, было, чуть не ляпнул «А зачем?», но вовремя остановился, видя, как сверкают у девушки глаза.
-Сейчас мы это все выдадим на принтер и готовьте двести рублей, - заметила девушка.
Я приготовил двести рублей и стал ждать, когда же «меня», а точнее мои данные распечатают на принтере. Но самое интересное это то, что принтера я в окружающем пространстве просто не видел. Не было его.
-А где ж у вас принтер? – поинтересовался я.
-Да в том углу коридора, что напротив нас, – ответила девушка. – Я сейчас туда сбегаю.
Как умеют бегать по коридорам в собесе, я уже знал, а посему не удивился, как быстро девушка соскочила со стула и убежала из комнаты. Вернулась она буквально через десять секунд и горестно произнесла:
-Чего-то принтер наш вас печатать не хочет. Но вы не отчаивайтесь, я сейчас ещё раз попробую выдать распечатку.
Девушка снова пробежала пальцами по клавиатуре, так медленно, с чувством и с толком, а после этого опять выбежала из комнаты. Не было её десять минут. Что поделаешь, но я опять стал впадать в дрёму, причём думая обо всём уже не в литературных словах.
Из дрёмы меня вывела опять же моя девушка, которая прибежала из коридора, плюхнулась на стул и произнесла:
-Всё, давайте деньги!
Но тут произошла опять же небольшая загвоздка. Платить-то надо было двести рублей, а у меня была только одна бумажка в пятьсот.
-А меньше у вас нет? – поинтересовалась девушка.
Я отрицательно помотал головой.
-Ну, ничего. Я сейчас сбегаю в кассу и там разменяю ваши деньги!
Девушка опять вскочила со стула и убежала с моей пятьсоткой в кассу, а я уже впал не в дрёму, а в настоящий сон.
Сколько я проспал, я не знаю, думаю, минут двадцать не меньше и вывело меня из состояния литургического сна то, что кто-то стал тормошить меня за плечо. Я открыл глаза, передо мной стояла  моя девушка и, улыбаясь, протягивала мне триста рублей сдачи.
-Сейчас я вам оформлю проездной и всё, можете спокойно ездить  на автобусах, - так сказала мне девушка, после того как я окончательно проснулся.
А проездной-то оказался не просто квиточком, а именным. В него девушка записала мою фамилию, имя и отчества, а так же поставила серию и номер паспорта. Если бы там был чип памяти, то и мои отпечатки пальцев и цвет радужных оболочек глаз, тоже, наверное, были бы занесены в этот квиточек.
Глядя на всё это, я с удивлением думал, ну неужели все так бояться, что кто-то будет ездить по моему проездному и красть тем самым деньги у государство. Неужели моё государство не верит мне, а посему вот устроило такую мороку для получения обычного проездного на автобус. Всякие базы данных, толстые тетради, принтеры, которые один лист распечатывают ровно десять минут, ну, и так далее, вплоть до записи в проездном моей фамилии и данных паспорта, пусть даже и без чипа памяти!
Но с другой стороны заветный проездной был у меня в руках, я этому, в общем-то, радовался, вон, сколько пришлось мне выдержать для его получения. Теперь я месяц буду ездить по нему, экономить свою пенсию и радоваться жизни.
Правда, эту радость омрачало немножко то, что через месяц мне надо будет опять идти в собес за новым проездным и опять всё повториться сначала. Ну, может быть чуточку быстрей на пять минут, раз я теперь числюсь, где-то там, в базе данных. Однако до этого целый месяц и не ходить же мне этот месяц понурым из-за того, что мне не доверяет наше государство и что больно уж всё медленно делается в этом собесе, хотя и достаточно вежливо, надо признать!


07.02.2006 9:33
Смолюк А. Л.


Рецензии