Есть ли в Перми антисемитизм,

или о скандале муниципального масштаба с еврейским участием

4 февраля 2016

В Израиле происходят драматичные события, число погибших в результате арабского террора за период с октября прошлого года евреев превысило 30 человек, но израильская русскоязычная пресса находит время и силы для того, чтобы побороться с антисемитизмом в России. Возможно, этому способствует недавнее приглашение Путина, обращенное к евреям Европы - "Приезжайте к нам, здесь безопасно". Русскоязычные журналисты и многочисленные так называемые "сетевые воспитатели" пытаются доказать обратное.

Вот примеры публикаций на данную тему:

"Курсоринфо" - "Жители Перми изгоняют евреев с русской земли".
Там же: "«Я жидятину за 5 километров чую»: антисемитский скандал в Перми набирает обороты".

Из них мы поймем, что любавичские хасиды хотят построить для евреев города Перми синагогу, чтобы им было где молиться, а местные русские антисемиты не хотят, чтобы евреям было где молиться, и вообще предпочитают, чтобы евреев в их городе не было.

Вы, конечно, удивитесь, но синагога в Перми есть.

Материал из Википедии:

"Еврейская община проживала в Перми с 1850 г. и к 1877 г. она уже располагала своим молельным домом - его деревянное здание находилось на месте современной синагоги.

В 1912 г. строительная управа городской управы Перми одобрила проект возведения каменной синагоги на месте деревянного молельного дома. Сохранились два варианта проектов - проект чертёжно-строительного бюро В. Е. Гладких и проект неизвестного авторства. Каменное здание синагоги было возведено в 1913 г.

В ноябре 1929 г. синагога была закрыта властями. Здесь некоторое время располагался организованный в 1927 г. Пермский театр рабочей молодёжи (ныне Пермский академический Театр-Театр), затем поочерёдно в её здании работали Энергосбыт, другие организации, и, наконец, Пермский научный центр УрО РАН СССР. В 1994 г. здание синагоги было возвращено верующим. Здесь же находятся Иудейское религиозное общество г. Перми и арендующая первый этаж коммерческая организация".

История еврейской общины города Перми (источник -
"Пермская еврейская община сформировалась более 150 лет назад. По всей видимости, первые евреи, попавшие в Пермь, были кантонистами, отслужившими срок службы и получившие право селиться вне «черты оседлости». Встречались среди них и ссыльные. У них была своя синагога - солдатская.

Однако, настоящий расцвет общины наступает во второй половине XIX века, когда по императорскому указу некоторым категориям евреев, чья деятельность была «полезной» для государства Российского, было разрешено селиться вне «черты оседлости».

Это были банкиры, богатые купцы, высококвалифицированные ремесленники, врачи, аптекари и пр.

В это время и формируется еврейская община города, которая к началу XX века насчитывает около тысячи человек. Создаются общинные институты. В 60-е годы XIX века строится большая деревянная синагога, на месте которой в 1913 году были возведены каменный бейт-кнессет, миква, хедер, двухлетняя еврейская школа, шхита, благотворительная столовая. При общине был свой раввин.

Первая мировая война сильно меняет лицо общины. В Пермь попадает большое количество беженцев из прифронтовых районов, выселенных в глубь страны. Советская власть, установившаяся в 1918 году, наносит тяжелый удар по общине. Здания обеих синагог и общинное имущество были конфискованы. Община вынуждена арендовать здание собственной синагоги у государства. Но в 1929 году дом молитвы иудеев передается под молодежный драматический театр. Лишь в 1992 году синагога была возвращена истинным владельцам.

Несмотря на все преследования, даже в годы советской власти в Перми действовала община. Маленький домик, купленный на еврейские деньги, был синагогой. Однако известно, что в период с 1930 по 1960 годы в городе было около десятка домовых миньянов. Многие евреи и в эти годы соблюдали кашрут, ставили хупу, обрезали своих детей, молились в синагоге и, конечно, учили Тору.

В постсоветский период Пермская еврейская община проходит несколько этапов в своем становлении и развитии. Традиции, заложенные Ароном Бурштейном, продолжаются и развиваются равом Р. Розеном, который был раввином города Перми с 1993 по 1996 год. Однако эти годы были временем «великого исхода» из России, поэтому основное внимание уделялось еврейскому образованию детей и подростков и их репатриации в Эрэц-Исраэль.

С 1996 года главным раввином города Перми был раввин Давид Вайс. Он организовал ежедневный миньян в синагоге, кошерную столовую, еврейские похороны, обрезание и многое другое. Около него сформировался круг учеников, многие из которых, став религиозными евреями живут в Израиле, работают в России. Некоторые остались в городе Перми. В 2001 году в общину приехала семья рава Элиягу Хаби. Он стал раввином Пермской синагоги. Наличие раввина, постоянно находящегося в общине, позволило сделать новый шаг в ее развитии. Значительно увеличился круг посетителей синагоги, людей желающих принимать участие в еврейских праздниках и общинных мероприятиях. Количество членов общины выросло вдвое.

Система управления общины очень традиционна для Российского еврейства. Высшим законодательным органом является общее собрание членов общины, выбирающее Совет общины, состоящий из пяти человек, который решает все вопросы общинной жизни. В Совет входят самые уважаемые люди, чья деятельность на благо общины бесспорна. Один из членов Совета – раввин общины, имеющий право накладывать «вето» на любые решения совета.

Уже долгие годы председателем Совета общины является Меир-Хаим (Ефим) Бурштейн. Раввином Центральной синагоги города Перми и Пермского края является рав Шмуэль Корень, который проводит огромную работу по различным программам с разными возрастными группам (студенты, мужчины среднего возраста, женская группа, группа из членов миньяна и др.). Исполнительным директором МРО ИРО является Поваляева Ольга Давидовна.

Местная религиозная организация «Иудейское Религиозное Общество» г. Перми входит в Конгресс Еврейских религиозных организаций и объединений России, который возглавляет главный раввин России Адольф Соломонович Шаевич. По всем возникающим, особо сложным вопросам, совет общины обращается к главе Раввинского суда России раву Пинхасу Гольдшмидту.

Сегодня в городе Перми проживает более 3500 евреев. Около 1000 из них в большей или меньшей мере связаны с синагогой".

Как мы видим, с еврейской жизнью в Перми все в порядке. Добавим только к историческому очерку, что еврейская община Перми, как и других крупных городов Урала, сильно выросла в годы Второй Мировой войны за счет тех, кого в Израиле принято называть "беженцами Холокоста". Эти люди успели спастись от культурных жителей Центральной Европы, решивших расширить свое жизненное пространство, и от своих литовских, польских или украинских соседей, и получили в Перми всё, что имели остальные жители этого города-миллионника. В большинстве своем они считали себя прежде всего советскими людьми.

Был ли в Перми антисемитизм? Наверное, какой-то "антисемитизм" был, но я как человек, знакомый с вопросом, могу засвидетельствовать, что "страдали" от него в основном люди, подвизавшиеся в научной или культурной сфере и работавших на синекурных должностях, на которые всегда было много претендентов. Те из них, которые евреи, считали, что им не дают продвигаться и занять еще более хлебную должность, потому что антисемитизм, а те, которые не евреи, считали, что их затирают, потому что кругом еврейское засилье. От пресловутого "антисемитизма" никогда не страдали плотники, медсестры, заводские рабочие, потому что их труд был нужен и востребован, они работали рядом с такими же, как они, людьми других национальностей, и никто никому не мешал.

Но в период перестройки и особенно постперестройки ситуация изменилась, потому что на просторах России и других стран СНГ появились эмиссары квазииудейской тоталитарной секты ХАБАД.

В ХАБАДе жесткая армейская дисциплина, нет никакого плюрализма мнений. Что скажет Ребе - то обязан выполнять его посланник. ХАБАД стремится внедриться везде, где есть хотя бы несколько евреев, и в 90-е годы он ринулся на непаханную целину - территорию бывшего СССР, подменяя собой прежние еврейские структуры. "Советские раввины" типа того же уважаемого Адольфа Шаевича были оттерты в сторону, и руководить российскими евреями позвали итальянского хабадника Берла Лазара. Даже если кого-то в иудейских общинах эта ситуация не устраивала, мнение людей на местах не волновало тех, кто вершил эту политику и способствовал проникновению ХАБАДа в Россию.

Хабадники были нужны новым бизнесменам для проникновения на зарубежные рынки и налаживания связей в бизнес-сфере, поэтому хабадский духовный товар был востребован. Кроме того, они дарили евреям подарки на праздники, а нередко и платили старикам за участие в миньяне в будние дни. На это многие велись и подрабатывали - почему не воспользоваться своим еврейством в трудное время? Особенно в ситуации, когда границы между добром и злом размыты, моральные ориентиры отсутствуют, а честь и гражданское достоинство ничего не стоят.

Хабадники обычно не пытались действовать в рамках традиционных синагог, а создавали свои параллельные структуры и перетягивали туда людей, в основном молодежь. Во многих городах России они построили свои общинные центры. Вот и в Перми они решили построить такой центр.

Участок под строительство этого объекта (бесплатный!) хабадники получили в самом центре города, на пересечении улиц Энгельса и Локомотивной. Явно у хасидов был в Пермском крае высокопоставленный благодетель, отблагодаривший их таким образом за какие-то коммерческие услуги. Но городские власти решили иначе:

"30 июля (2013 года) Анатолий Маховиков (мэр Перми) подписал постановление об отказе общине ХАБАДа в предоставлении земельного участка размером 0,5 га для строительства синагоги в Ленинском районе города. Еврейская община Перми, которой руководит израильтянин, раввин Залман Дайч, намеревалась построить трехэтажное здание высотой 18 метров, где разместились бы синагога и культурно-образовательный центр.

Эта инициатива вызвала широкий общественный резонанс. На публичных слушаниях, прошедших 2 июля этого года против предоставления участка в центре Перми под синагогу выступили некоторые общественные активисты, представители общества охраны памятников и представители казачества. По их мнению, здание не вписывается в облик исторической части города. Городская комиссия по землепользованию и застройке на своем заседании 17 июля также не одобрила использование участка, сославшись на результаты публичных слушаний.

А пермский социологический институт "Свои", проведя анализ общественного мнения, выяснил, что большинство горожан против строительства синагоги в центре города. Социологи пришли к выводу, что игнорирование мнения большинства представителей общественности "может привести к росту социальной напряженности и спровоцировать ряд межэтнических конфликтов".

Источник - http://maxpark.com/community/politic/content/2140061.

Впрочем, ныне действующая пермская синагога занимает еще более престижный и более центральный участок.

Открытые слушания по проекту строительства синагоги ХАБАДа в Перми прошли летом 2013 года. Доводы противников строительства центра ХАБАДа были вполне понятны. Хабадская община в Перми очень малочисленна, и ей не нужно такое большое здание. Она наверняка будет сдавать помещения в центре в аренду за деньги. Есть гораздо более многочисленные национально-религиозные общины, у которых нет адекватных их численности помещений. Хабадская община в отличие от традиционной еврейской общины чужда Перми - членство в ней основано на чисто расовом критерии, неевреев по матери там третируют и не считают своими. Хабадники - еврейские ваххабиты. Пусть строят дом дружбы для всех религиозных общин и арендуют в нем помещение, если они такие толерантные и им не западло сидеть в одном помещении с гоями.

Но губернатор Пермского края имел другое мнение, и он продолжал настаивать на строительстве центра ХАБАДа. И вот, когда он вместе с главой всех хасидов России пришел осматривать место, отведенное под этот центр, их встретил "антисемитский пикет". На следующий день к женщине, организовавшей этот пикет, пришла домой полиция:

"К Елене Зыкиной, наиболее активной участнице состоявшейся 31 января импровизированной уличной дискуссии с Берлом Лазаром и губернатором Виктором Басаргиным, пришли домой четверо сотрудников силовых органов. Двое мужчин и две женщины в штатском потребовали от Зыкиной дать некие объяснения по поводу её появления на месте осмотра земельного участка под синагогу во время посещения его главой российского филиала Хабад Любавич и руководством города и края.

Утром в воскресенье группа местных жителей ожидала главного раввина России по версии Хабад Любавич Берла Лазара и губернатора Пермского края Виктора Басаргина возле территории, которую краевые власти хотят выделить Хабаду. Дождавшись высоких гостей, пермяки жёстко высказали своё несогласие с планами бесплатного предоставления земли «еврейским ваххабитам», как называет любавичских хасидов глава Российского еврейского конгресса Евгений Сатановский. Главным спикером со стороны жителей была Елена Зыкина, визажист и стилист по профессии. Она эмоционально высказала и Берлу Лазару, и губернатору Басаргину своё неприятие предполагаемого строительства любавичских хасидов.

Из четырёх представителей органов лишь одна женщина показала удостоверение сотрудника МВД. Когда Зыкина попыталась отказаться от дачи объяснений, ей сообщили, что давать их ей всё равно придётся, но уже в полиции. В итоге ей пришлось под запись сообщить, как она узнала о визите vip-персон на место, с какой целью туда явилась, что именно делала и с какой целью. Граждански активная пермячка потрясена таким вторжением в свою жизнь и считает это попыткой надавить и запугать её.

Напомним, вопрос о бесплатном предоставлении управляемой из Нью-Йорка общине Хабад Любавич земельного участка в центральной части Перми обсуждается уже несколько лет. Патриотически настроенная общественность активно выступает против этого, зная расистско-шовинистическую идеологию любавичских хасидов и наблюдая их деятельность в скандальных историях с библиотекой Шнеерсона, с разжиганием кровопролития в Новороссии, с серией рейдерских захватов зданий исторических синагог в разных городах России. В настоящее время противостояние в Перми идёт вокруг участка на углу улиц Локомотивной и Энгельса. По мнению наблюдателей, визит Берла Лазара в Пермь и его встреча с губернатором Басаргиным — последний козырь любавичских хасидов в борьбе за пермскую землю".

Источник - http://periscop.prpc.ru/news/1798-160201.

-----

Итак, подводим итоги. Пермская патриотическая общественность выступает не "против евреев", а против любавичских хасидов, не имеющих никаких исторических корней в уральском городе. Не только русские активисты, но и многие евреи считают их "еврейскими ваххабитами". Это мнение не лишено оснований. Достаточно посмотреть статистику голосований на выборах в Кнессет в израильском поселке Кфар-Хабад - там всегда больше всего голосов в процентном отношении набирают наиболее экстремистские списки, исповедующие каханистскую идеологию. Даже такие поселения как Итамар и Ицхар в Самарии, известные экстремизмом своих жителей, не дотягивают до показателей Кфар-Хабада. Зная об армейской дисциплине в этой тоталитарной секте, можно предположить, что голосовать таким образом ее адептов проинструктировало руководство в Бруклине.

Давайте представим себе, что в Тель-Авиве на пересечении улиц Кинг-Джордж и Алленби собираются строить мечеть с исламским центром, причем ваххабитского толка, духовное руководство которой подчиняется непосредственно Эр-Рияду. И всё это обосновывается тем, что при мечети будет культурный центр, где в духе толерантности будут учить разумному, доброму, вечному, а также бассейн и спорткомплекс, которыми смогут пользоваться все тель-авивцы. Много будет сторонников у такого проекта?

К слову, во всем Израиле к югу от Тель-Авива нет ни одной православной церкви. Не разрешают их строить, хотя общины в некоторых городах есть, и запросы были. А православных израильтян, членов семей евреев, в Ашдоде, Ашкелоне и Беэр-Шеве в процентном отношении, полагаю, намного больше, чем евреев - сторонников секты ХАБАД в Перми.

В 1930-х гг. мусульмане, обосновавшиеся в Италии, обратились к Муссолини с просьбой о строительстве мечети в Риме. Ответ дуче был краток: только после того, как будет возведен католический храм в Мекке. Этот его ответ стал знаменитым и цитируется борцами с исламизацией Европы. Может быть, мы полоббируем строительство хабадского центра в Перми в обмен на строительство православной церкви в Беэр-Шеве? Можно не напротив вокзала и автовокзала, а в одном из новых районов, чтобы успокоить озабоченных еврейским характером нашего государства соотечественников.

-----

И все же не всё так однозначно. Я полез в Живой Журнал к Роману Юшкову, одному из организаторов пермских протестов, и наткнулся на следующий текст:

"И ещё раз про "холокост"

Как специально сегодня ночью, в завершение "дня памяти жертв холокоста", попался на глаза вот этот фильм с картинками прекрасных Черновцов.

Автор-еврей, стеная о еврейской судьбе, добросовестно приводит при этом данные статистики (желающие могут легко их найти и проверить). Кому лень смотреть всё, можно глянуть всего одну минуту на 32.30. Всего одна цифра: в марте 1944 года, после освобождения Советской Армией столицы Буковины, города Черновцы, среди населения 42% составляли евреи. Ну и какой на хрен Холокост?? И это ведь была зона долгосрочной и глубокой-глубокой гитлеровской оккупации!

Несколько сотен евреев пострадали там от хохлов-бандеровцев ещё ДО ПРИХОДА Гитлера, в фильме об этом рассказывается. Но при немецко-румынской оккупации - всё спокойно, никакого уничтожения. Ну, понятно, гетто, жёлтые звёзды. А что, белорусам что ли было легче в это время?

А ещё автор добросовестно указывает, что тысячи евреев с Буковины были отправлены в этот период... куда?? В Транснистрию! Кто не знает, это местность между Бугом и Днестром, короче, близ Одессы. Зачем, спрашивается?? Да чтобы отправлять их из Одессы морем в Палестину. И именно с этой же целью их собирали из Франции и со всей Европы в концлагеря в Польше, во все эти освенцимы. Если их надо было уничтожить, что, неужели во Франции, на месте, пуль не нашлось?? Зачем было тратиться на вагоны и питание, на перевозку и содержание, если надо всего лишь убить? Да конечно же их собирали для массированной отправки в будущий Израиль. Это и было у Гитлера-Шикльгрубера и его сплошь прожидовленного окружения "окончательным решением еврейского вопроса". Нигде, ни в одном документе нацистов не говорится, что "окончательное решение еврейского вопроса" - это уничтожение. Они выполняли заказ сионистов, выдворяя евреев из комфортной Европы в палестинские пески для создания Израиля.

Собственно, об этом всём уже писалось не раз. Но попалась эта цифра по Черновцам к празднику грандиозного надувательства под названием "холокост" - и грех не повторить ещё раз".

Полный набор аргументов отрицателей Холокоста, короче. Ну что тут скажешь? С одной стороны мы им "помогли", конечно, записав задним числом в число "лиц, переживших Холокост", не только тех, кто пережил его в Румынии, но и тех, кто "пережил" его в Болгарии и Марокко, где не было убито ни одного еврея. В Румынии все-таки погибли от голода, болезней и антисанитарии несколько сотен тысяч евреев, загнанных в тесные гетто, а Черновцы были в годы войны Румынией. Даже не Транснистрией - зоной румынской оккупации, а именно Румынией, как Бухарест и Яссы. К тому же там был мэр, симпатизировавший евреям и помогавший им по мере возможности.

Это так, но выпускник Пермского госуниверситета должен вообще-то знать про Бабий Яр, Понары и Треблинку? Не верю, что не знает. А если знает, почему он пишет то, что мы прочитали выше?

Значит, антисемитизм в Перми все-таки есть, пусть даже в голове одного отдельно взятого социального активиста, потому что иначе эту запись в ЖЖ объяснить невозможно. Как и невозможно объяснить ее и тем, что автора занесло в запале полемики с хабадниками.

Но рядовым евреем в Перми все равно быть безопаснее, чем в исламизирующейся Европе. Никто там пока не нападал ни на людей в кипах, ни на детей в еврейских школах. Так что тем, кому важна именно безопасность, есть смысл прислушаться к призыву Путина.

Заметьте, что этот призыв был конкретизирован, и потенциальным еврейским иммигрантам указали конкретные регионы для заселения - Еврейскую автономную область и Республику Крым. Там вероятность натолкнуться на таких людей как Роман Юшков минимальна, а на антисемитские действия еще меньше.

Заметьте также, что российский лидер обратился к евреям Европы, а не к евреям Израиля. Российский лидер понимает, что у евреев сейчас есть свое государство, в котором они находятся на своем месте. У немцев тоже есть свое государство, которого не было во время императрицы Екатерины, пригласившей их поселиться в Российской Империи. Но тем, кто считает себя прежде всего русским, и для кого в словосочетании "русский еврей" или "русский немец" на первом месте стоит прилагательное, разумеется, есть о чем подумать. И это хорошо, и хорошо, что выбор есть - тех, у кого есть выбор, больше ценят соотечественники.

И тем, кто все-таки решит ехать, не следует раздувать из каждой мухи слона и превращать любой спор о недвижимости в краевом центре в антисемитский инцидент. Россия - демократическая страна, и ее граждане имеют право на высказывание своего мнения, в том числе и о том, какими они хотят видеть свои города.


Рецензии