Вознесение Господне

Вознесение Господне. Это один из главных 12 христианских праздников. Как следует из названия самого праздника, мы вспоминаем в этот день вознесение на небо Господа нашего Иисуса Христа и его обетование о втором пришествии. Этот праздник завершает земное служение Иисуса Христа и Он, победив смерть, возносится на небо и в своем лице возносит человеческую природу. Христос открыл возможность каждому человеку во всеобщем воскресении вознестись в небесный храм к Божьему престолу.

Вознесение Господне всегда приходится на четверг, так как совершается именно на сороковой день после Святой Пасхи и также считается самым последним весенним праздником. Число сорок имеет особый мистический смысл. Это всегда было окончанием великих подвигов. В Ветхом завете по Закону Моисея в сороковой день младенца приносили в Храм для посвящения Господу. Сам Спаситель постился сорок дней и вот в сороковой день после Воскресения Господь возносится на небо, о чем нам рассказывают Евангелисты Марк и Лука и книга деяний Святых Апостолов. Христос после свой смерти пребывал еще на земле именно на протяжении сорока дней до Вознесения своего. За этот период времени он успел рассказать достаточно многое про Царствие Божие. Именно так было полностью завершено служение Христа на земле и после уже свершилось вознесение его.

Прежде всего, праздник Вознесения — это праздник неба, когда мы открываем для себя Царство Божие как настоящую подлинную Родину. Мы отделены от Небесного Царства грехом, и через свое Воскресение и Вознесение на небо Господь нам возвращает возможность вернуться в свой подлинный вечный родной дом, в царство вечной жизни — в царство Божие.


Народные традиции и обряды на Вознесение Господне.

Всегда верили в то, что со дня Пасхи и до дня Вознесения открыты двери рая и ада. И что до праздника Вознесения все грешники не мучаются, а даже наоборот, могут радоваться и веселиться с праведниками. Именно поэтому Вознесение Господне считалось поминальным днем.

За века христианства праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни — все это переплелось с церковным смыслом праздника. Таким образом, некоторые народные обычаи получили церковное освящение и осмысление.

Конечно, оставались и такие народные традиции, которые имели мало отношения к церковному смыслу праздника, но могут много рассказать об обиходе русских крестьян, их отношении к святому дню. Пасху на Руси еще называли Великднем, а Вознесение — Вознесеньев день. В сорок дней между Пасхой и Вознесением особо привечали нищих и больных людей. Запрещалось кидать мусор и плевать на улицу, потому что «можно попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищих».

В день Вознесения Господня все молодые девушки и парни водили хороводы особым способом: они брались за руки, становясь в два ряда и именно лицом к лицу, тем самым получался так называемый — живой мост. По такому весьма интересному живому мосту проходила очень маленькая девочка с очень красивым венком на голове. А после она становилась назад в хоровод, а ее меняла следующая молодая красавица. Таким образом, вся молодежь двигалась от околицы и до поля.

Еще в этот праздник все хозяйки пекли хлебцы-лесенки. Делали они это потому что верили что данные поминальные хлебцы помогут душам предков как можно быстрее вознестись на небо. Все детишки, данные хлебцы относили на поле либо же на кладбище. В поле относили для того чтобы выше к небу тянулась рожь и лен, а на кладбище относили в светлую память об умерших.

На Вознесение пекли особые блины, которые называли «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки». Их стряпали «Христу на дорожку». В некоторых областях хозяйки угощали домашних лепешками с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек — «рогушки» или «преснушки». Готовили мясные блюда, пекли пироги, приглашали гостей.

Во многих местах был обычай ходить в Вознесеньев день в гости к родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье». Гости дарили хозяевам лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарными узорами. Эти традиции вполне соотносятся с церковным смыслом праздника.


Молитва на Вознесение Господне

Господи Иисусе Христе, Боже наш,
сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию
во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего,
и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою
и возседый одесную Бога и Отца!

В сей ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения" Твоего
"земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари,
человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе,
вземлемо и на небеса вознесенное,
Ангели же веселятся, глаголюще:

    Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани.
    Сей воистину Царь Славы?!

Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим,
восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе,
плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати
всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе,
яко тамо на небеси горе жительство наше есть,
здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы,
отшедшия из дома Отча в страну далечу греха.

Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи,
оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире,
возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная,
яко да не ктому себе угождати будем и жити,
но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем,
дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства,
достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего,
со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем
Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем
и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Тропарь на Вознесение Господне, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником обетованием Святого Духа,
извещенным им бывшим благословением,
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным,
вознеслся во славе, Христе Боже наш,
никакоже, отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя:

    Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию,
Божественное Вознесение.


Рецензии