Жизнь Ляпушки, или опыт преодоления либерализма

11 апреля 2016

Один из самых интересных представителей новой волны российской журналистики Станислав Смагин написал и опубликовал книгу. Личность автора и то, что и как он пишет - вполне достаточные причины для того, чтобы эту книгу прочитать. Я и прочитал.

Новость о выходе книги:

"В последнее время культурное сообщество не балует Донбасс, каждый день приносит новые разочарования: вчерашние кумиры либо оказываются трусами и боятся лишний раз признаться себе, что они с народом, либо радостно скачут вместе и на потеху карателям.

Тем ценней те, кто идет против течения и продолжает стоять за Донбасс и Новороссию вне зависимости от моды или политики.

У одного из таких активных сторонников Новороссии, политолога, публициста и писателя, одного из авторов нашего агентства Станислава Смагина вышла новая книга с модным и не каждому понятным экономическим названием «Валоризация».

Наш корреспондент встретился со Станиславом и узнал, о чем его новое произведение.

«Это произведение про молодого человека, успешного (но исключительно благодаря родителям, а не собственным усилиям), чванливого и высокомерного, придерживающегося либеральных, западнических и антипатриотических взглядов. Через сильные личные потрясения и потери ему удается прийти к таким ценностям, как Вера и любовь к Родине. Я начал писать свой роман еще в мирное время, более чем за полгода до Майдана, однако именно сейчас его тема, как мне кажется, стала особенно актуальной и злободневной», сообщил нашему агентству Станислав.

В итоге из современного потребителя на свет рождается человек.

«Путь каждого к формированию и переосмыслению мировоззренческих устоев,название романа – «валоризация» - это ведь как раз переоценка, пересмотр стоимости на финансово-экономическом языке, происходит по-разному, у моего героя смешиваются события международной и личной жизни, но разве можно, глядя на пепелище одесского Дома Профсоюзов и на Горловскую Мадонну, сказать, что это некое отвлеченное «событие на международной арене?», — рассказал Станислав.

Наше агентство поинтересовалось — не рассказ ли это о жизни самого Смагина?

«Воспринимать «Валоризацию» как автобиографическое произведение, во всяком случае, стопроцентно автобиографическое, не стоит, но многое из описанного там – действительно, мои вехи и переживания. В этом особое значение романа для меня. Посмотрим, как для читателей», — подытожил автор".

Источник - http://www.novorosinform.org/news/id/50050.

Прямая ссылка на текст книги. Станислав Смагин, "Валоризация" -
А теперь от себя. Книга действительно стоящая. Написана очень хорошим языком, действие изобилует неожиданными поворотами сюжета.

Герой книги, молодой человек по прозвищу Ляпушка - представитель того социального слоя, который принято называть "мажорами". Сын высокопоставленных и удачливых родителей, уверенный, что он талантливее и умнее всех, и ему всё на свете положено по заслугам.

Ляпушка заканчивает дипломатическую академию и становится профессиональным дипломатом. При этом он считает Запад образцом для подражания и местом, где только и можно жить, а Россию - затхлой занюханной дырой.

Странное дело, что человек с такой профессией и должностью так думает, однако это жизненная правда. Перестройку и все последующие события в современной постсоветской истории инициировали "мажоры" разного возраста именно с такой ментальностью, причем чем более высокопоставленными они были, тем большими являлись советофобами, русофобами и западофилами. Достаточно вспомнить тот факт, что подонок Андрей Борисович Зубов, сравнивавший после воссоединения Крыма с Россией Путина с Гитлером, работал профессором той самой дипломатической академии. Сколько подобных себе "российских дипломатов" он успел воспитать? И ведь не один он такой был.

Ляпушка начинает работать в одном из российских посольств в Европе, но там, как и, наверное, во всех элитно-престижных конторах, идет подковерная борьба за места и должности. Та самая, которая приводила одних советских мажоров к выводу о том, что они стали жертвами государственного антисемитизма, а других - к мысли, что они стали жертвой всеобщего еврейского заговора. Хотя в обоих случаях это было банальной борьбой за сидение на синекуре с хорошим окладом. У Ляпушки не оказывается достаточно сильной протекции, он вляпывается в подстроенную ему ловушку и вылетает с должности. Его отправляют на родину.

Тут трагически погибают оба его родителя. Ляпушка долго не работает, потому что имеет такую возможность, потом просиживает штаны в конторе, в которой вообще непонятно чем занимаются. Я слышал теоретически, что таких контор масса, хотя ни разу в такой не оказывался.

Слоняясь по Москве в дни Августовской войны 2008 года, Ляпушка набредает на группу иностранных корреспондентов и начинает объяснять им суть происходящего. Он, будучи выброшенным с работы, впервые занимается тем, чем должен заниматься дипломат - разъясняет лицам, имеющим влияние, позицию своей страны. Он впервые понимает, зачем вообще нужна эта работа. В институте его этому не научили, в посольстве тоже.

Есть в книге и долгая история духовных поисков, попытки продать душу дьяволу и наладить контакт с потусторонней силой в обмен на успех и материальное благополучие, история отношений с женщинами. Тут "мажору" можно позавидовать - он пользовался успехом.

От меня описанный в книге мажорский мир бесконечно далек. Я в основном просто вкалывал и пытался удержаться на поверхности, потому что знал, что если не буду тупо вкалывать - утону. В личной жизни искал не приключений, а покоя и предсказуемости. У меня не сгорала квартира, подожженная жильцами-террористами кавказской национальности. Я не пытался устанавливать связь с дьяволом. Но удивительно, что моя личная история преодоления либерализма очень похожа на историю Ляпушки. Видимо, это история целого поколения, даже двух. Причем людей совершенно разных сословий, национальностей и психологических типов, но принадлежащих к одной общей культуре - русской.

Известно, что каждое поколение должно прийти к базисным истинам своим особым путем. Люди, пережившие перестройку и 90-е, были лишены абсолютно всех ориентиров. Их внутренний компас вертелся так, как будто они оказались на магнитном полюсе. Систему пришлось выстраивать с самого начала. Такого не было у поколения революции, потому что оно успело поработать на условном "старом уральском заводе". Такого не было у поколения Войны, которое понимало, что является альтернативой чему.

Людям, вступавшим в жизнь в последней трети 20-го века, некому было объяснить, зачем надо быть русским и что это означает. Их учителя и наставники почти поголовно оказались предателями и исказителями смыслов. Поэтому пришлось строить себя самостоятельно. И вот, особенно после Русской Весны, ответы наконец были найдены.

Наш опыт преодоления либерализма, индивидуальный и общий, уникален. Он должен быть сохранен и уложен в копилку русской цивилизации, где он будет не менее ценен, чем опыт людей, живших 100 и 50 лет назад. Поэтому книге "Валоризация", как мне кажется, обеспечено будущее.


Рецензии