Жить в России на израильскую пенсию

А почему бы и нет?

Jun. 9th, 2016

Подписание на этой неделе в ходе визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетанияху в Москву Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения вызвало большой интерес на "русской улице". Одни довольны, что вопрос с пенсиями для тех, кто выехал из России до 1992 года и отказался от советского гражданства, наконец-то будет решен. Другие, поняв из обрывков информации по этой теме, что российская пенсия в любом случае не превысит 200 долларов, а для большинства получателей составит от 100 до 150 долларов, не спешат радоваться и боятся оказаться в числе потерпевших, особенно с учетом того, что Институт национального страхования Израиля любит вычитать из назначаемых им пособий доходы, получаемые израильтянами из-за границы. В свое время с большим трудом удалось заставить его отказаться от такой практики применительно к получателям ренты из Германии для лиц, переживших Холокост.

Право на российскую пенсию израильтянам придется долго и тяжело доказывать. У многих просто не осталось документов, подтверждающих их трудовую биографию в СССР. Поэтому число новых получателей российских пенсий согласно заключенному договору вряд ли достигнет 30 тысяч человек, теоретически имеющих право на эти пенсии. Скорее всего, получателей будет намного меньше. Очень многие так и не смогут доказать свое право на пенсии из России.

Между тем в самой России заключенное в Москве соглашение подвергается резкой критике "снизу", и ее можно понять. Своим пенсионерам не хватает на жизнь, премьер-министр России заявляет на встрече с ними "у нас денег на индексацию нет, но вы держитесь", однако для выехавших из СССР в Израиль деньги находятся. Недоброжелатели напоминают о том, что некоторые из потенциальных получателей российских пенсий при отъезде рвали советские паспорта, плевали в них и производили другие ритуальные действия, призванные продемонстрировать ненависть к стране, из которой они уезжали. Да и сейчас далеко не все "русские израильтяне" любят Россию, и это еще мягко сказано.

Немногие комментаторы обратили внимание на то, что заключенный договор является двусторонним. Не только россияне, имеющие право на возвращение, получили полное право на российские пенсии, но и израильтяне получили право получать израильские пенсии и другие пособия, постоянно проживая в России.

Вот что об этом сказано в тексте договора:

"Статья 5
Выплата пенсий и пособий

По желанию лиц, указанных в статье 3 настоящего Договора,
суммы назначенных пенсий и пособий могут выплачиваться им на
территории Договаривающейся Стороны, их назначившей, либо
переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны в
порядке, определенном административным соглашением, предусмотренным
статьей 17 настоящего Договора.

Статья 6
Выплаты при переселении

1. Если иное не определено настоящим Договором, пенсии и
пособия, указанные в статье 2 настоящего Договора, назначенные
Договаривающимися Сторонами, не подлежат уменьшению,
приостановлению или отмене в связи с проживанием застрахованного
лица на территории другой Договаривающейся Стороны.

2. При переселении застрахованного лица, которому назначена
пенсия, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию
другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии продолжает
осуществлять Договаривающаяся Сторона, ее назначившая, в прежнем
размере".

Это касается как заработанных пенсий, так и некоторых назначенных Институтом национального страхования пособий, как например пособие по инвалидности.

Думаю, что это не будет касаться пособий по обеспечению прожиточного минимума для тех, кто не заработал себе пенсию в Израиле. В противном случае пожилой гражданин России мог бы репатриироваться в Израиль, оформить себе такое пособие, вернуться обратно и получать его, живя там, где он прожил всю жизнь. Наше государство не настолько щедрое, чтобы позволить себе такую практику.

Однако люди, заработавшие себе трудовую пенсию в Израилю, согласно подписанному в Москве договору должны иметь право на получение этой пенсии в России. Базисная пенсия для одиночки в Израиле составляет 1530 шекелей, а для супружеской пары - 2300 шекелей.

Сейчас большинство получателей таких пенсий получает вдобавок доплату до прожиточного минимума. Согласно нынешней практике, пенсия с доплатой составляет 2803 шекеля для одиночки и 4167 шекелей для супружеской пары. После достижения пенсионером 80 лет увеличиваются как базисная пенсия, так и доплата.

Вопрос о том, будет ли производиться доплата до прожиточного минимума людям, заработавшим себе пенсию в Израиле, в тексте договора не конкретизирован. Сейчас заработанная пенсия переводится из Израиля в любую страну мира, в которой живет израильский пенсионер, а пособия Института национального страхования переводят только тем, кто переехал в три страны - Чехию, США и Канаду, с которыми у Израиля есть специальные договора об этом.

В любом случае 500 долларов в месяц, в которые конвертируется базисная израильская пенсия - это деньги, на которые в провинциальной России можно жить, и жить неплохо. И можно ожидать, что многие "русские израильтяне" примут решение переселиться после достижения ими пенсионного возраста (67 лет для мужчины, 62 - для женщины) на постоянное жительство в Россию.

В нынешней России сложились свои "пенсионерские регионы", аналогичные американской Флориде, куда приезжают жить на заработанную пенсию граждане США. Прежде всего это Кубань. Там теплый климат, хорошая инфраструктура. В Краснодарском крае огромные станицы, где нет работы для всех, и молодежи там по большому счету нечего делать, однако пенсионерам хорошо. Десятки тысяч россиян, отработавших многие годы на "северах", переселяются после выхода на пенсию на Кубань и на Дон.

Почему бы не присоединиться к ним и бывшим израильтянам? Многие могут поехать и севернее. Не настолько страшен российский климат, как его изображают и представляют кое-где у нас порой, мы в нем жили.

Вообще тренд переселения в пенсионном возрасте в другую страну набирает силу в мире. Япония уже много лет создает и содержит "пенсионерские деревни" на Филиппинах, куда переселяются ограниченные в средствах пожилые японцы, включая тех, кому нужны постоянные работники по уходу за ними. Оплата труда этих работников на Филиппинах вдвое ниже, чем в Японии, и государство экономит деньги. Кроме того, Япония не заинтересована в массовом завозе в страну иностранной рабочей силы, включая сиделок, и предпочитает вывозить нуждающихся в сиделках японцев туда, где живут сиделки, а не завозить сиделок к себе.

Очень многие пенсионеры - граждане США уезжают в Белиз и Коста-Рику, а также другие государства Центральной и Южной Америки, как англоязычные, так и испаноязычные. В интернете полно предложений для этих людей. Государства региона понимают, что обслуживание американских пенсионеров-экспатриатов является таким же мотором экономического развития, как и туризм, и приносит большие и стабильные доходы в национальный бюджет. Поэтому они стараются заинтересовать потенциальных переселенцев.

Незначительное, но постоянно растущее число россиян тоже уезжает за границу жить на заработанную ими пенсию. Чаще всего они едут в Болгарию, но есть и другие, более экзотические варианты.

Переезд значительного числа израильских пенсионеров в Россию принесет пользу обеим странам. Российские регионы получат людей с гарантированным и неплохим по местным меркам доходом. Израиль сможет сэкономить на доплатах до высокого израильского прожиточного минимума. Пенсионеры получат возможность выбора. Они смогут прожить остаток жизни в стране, где работает общественный транспорт по субботам, "негалахических" не хоронят за заборами кладбищ, а детям для того, чтобы пожениться, не надо ехать в Прагу или на Кипр.

Некоторые израильские СМИ рассуждают о потенциальном "сплаве нищих русских стариков обратно в Россию". Можно подумать, что наши старики - такие убежденные сионисты и патриоты Израиля, что они готовы жить в лишениях и нищете, только бы на своей исторической родине, где земля Сиона и Иерусалим. Однако чтение токбэков в русскоязычных социальных сетях заставляет сильно усомниться в этом. Не буду писать, какими эпитетами награждают русскоязычные своих сограждан восточного происхождения, все об этом наверняка знают. Известно и отношение русскоязычных к тому, что принято называть религиозным диктатом в Израиле.

Позволю себе маленькое отступление. Если за 25 лет нашей жизни в Израиле решение комплекса проблем "религия-государство" не продвинулось ни на шаг, есть смысл предположить, что дело тут далеко не в противодействии религиозных партий, а в том, например, что подавляющее большинство израильтян, составляющее от 70 до 80 процентов, систематически высказываются в ходе различных опросов против заключения браков между евреями и неевреями. Проблема у нас с сознанием мэйнстрима, а не с религиозным сектором, на который систематически перекладывается вина за продолжающийся "религиозный диктат".

"Когда надо", израильская власть умеет не считаться с мнением ортодоксальной общины. Так произошло с выделением специальной площадки у Стены Плача для реформистов, включая "Женщин Стены". Это было сделано по требованию американских реформистов, активно спонсирующих Израиль и израильских политиков, несмотря на то, что ритуальные практики "Женщин Стены" являются прямым и грубейшим нарушением иудейской Галахи. Работа нееврейских водителей автобусов в Шабат и заключение светских браков в обход раввината Галаху напрямую не нарушают, но наш мэйнстрим не может сделать для решения этих проблем в обход ортодоксов то, что было сделано в случае с распределением мест для молитвы у Стены Плача - главной святыни иудаизма.

Русскоязычные израильтяне, если они сионисты, евреи и патриоты, вообще интеллигентные люди, могли бы с гораздо большей деликатностью относиться к особенностям национальной и религиозной самоидентификации соотечественников. Однако социальные сети показывают обратное. Ну а если так, то есть ли смысл нашим людям держаться за Израиль с такой силой?

Кстати, опрос, проведенный на русскоязычном израильском сайте, показал, что 22 процента респондентов готовы "не задумываясь" вернуться в Россию при условии сохранения израильских пенсий и пособий. И это при том, что такая возможность пока является чисто теоретической.

Я полагаю, что активисты русскоязычной общины должны работать с общественным мнением как в Израиле, так и в России, разъясняя целесообразность переселения израильских пенсионеров на постоянное место жительства в Россию. Тогда россияне убедятся в том, что выгода от этого потока значительно превысит убытки от выплат крохотных российских пенсий бывшим россиянам, уехавшим на постоянное место жительства в Израиль. А израильтяне поймут, что жизнь на заработанную пенсию за границей, привычная для американцев и японцев, не в меньшей степени подходит и им.


Рецензии