Небесный тихоход в Камерном театре

"И в мире нет такого слова, как война..."

8 июня в Камерном театре состоялась премьера спектакля «Небесный тихоход». Спектакль по пьесе Алексея Яковлева, режиссер из Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств РФ – Аскольд Конович. Новая театральная постановка – ремейк фильма 1945 года. Как отмечает главный режиссер театра Объединенного музея писателей Урала Константин Зущик, «мы верны киноклассике и вместе с тем спектакль отвечает принципам Камерного театра». Поскольку в спектакле заняты артисты из разных театров города, репетиции проходили в основном ночью, Камерный театр пустел только ближе к утру, когда начинало светать. Кстати, звездная ночь не раз накрывает сценическое пространство театра во время самого спектакля.

Перед режиссером-постановщиком спектакля, Аскольдом Коновичем, стояла сложная задача: на небольшой, камерной сцене показать войну, жизнь летчиков и летчиц, создать объемное представление об эпохе, работать в комедийном жанре и при этом музыкально рассказать о судьбах людей в тяжелые годы «сороковых, роковых».

  Несмотря на ночные перегрузки,  болезни, которые одолели актеров вследствие эмоционального перенапряжения, премьера состоялась. Зрители увидели спектакль о любви и войне, о мире и войне, о людях, которые поднимались высоко-высоко над землей и в своем полете совершали подвиги. После спектакля хочется верить, что самолеты в Великую Отечественную войну не разбивались, «с любимыми не расставались» и песня спасала от гибели.

  Спектакль о военном времени, но построен таким образом, что зритель часто улыбается, смеется вместе с героями.  Однако не всегда царит веселье, первое и второе действия построены по контрасту: в первом – гораздо чаще раздается смех, в просвете – голубое небо, во втором действии  – война отбирает свое, расцвечивает огненными вспышками мирную лазурь. И все-таки добро побеждает: война отступает перед натиском любящих сердец, бесстрашный «фанерный самолет» сражает наповал врага. Победа за нами!
   
Главный персонаж лирической комедии – некий Василий Васильевич Булочкин (Николай Бабушкин). Именно он по сюжету становится Героем войны и оказывается виновником всех перипетий, происходящих вокруг. Этот бравый весельчак так напоминает Василия Теркина! Окружающие майора Булочкина называют его по-разному: то именуют Васей, то Василием Васильевичем, то Дурасом (глупым асом), претерпевает изменения даже фамилия героя, звучит как «Пирожков». Зритель смеется вместе с Булочкиным, над Булочкиным, над героями, которые подтрунивают над бравым летчиком.

Комическое начало в этом спектакле, безусловно, доминирует. Булочкин и другие персонажи оказываются в ситуациях, которые смешны сами по себе; режиссерские находки, актерская игра и сценография только усиливают эффект комического, в результате чего в этом спектакле о военном времени на первый план выходят  влюбленные и любовь.
   
К нам едет … Булочкин, или затишье перед боем
Так можно было бы озаглавить начало спектакля. Василий Булочкин, подобно ревизору из одноименной пьесы Н. В. Гоголя, – гость, которого все ждут, готовятся к встрече. Здесь, конечно, речь идет о радости ожидания –  если сравнивать с гоголевским персонажем. Появлению гостя предшествуют диалоги – как будто кинокамера медленно приближается к главному объекту.  Булочкина еще нет, но все о нем говорят, и здесь смешным кажется поведение полковника Рыбакова. Он становится раздражительным, когда вновь и вновь слышит одну и ту же фамилию. Полковник
(Валентин Воронин) дает всем отпор – Булочкина в разговорах слишком много! Все-таки идет война, а получается – едет Булочкин! Полковник Рыбаков на протяжении всего спектакля кажется уравновешенным, спокойным, разумным, но любовь меняет персонажа, ближе к финалу Валентин Воронин в образе своего героя предстает ревнивым, страстным, пылким. Вот что делает с человеком любовь.

Фаина Григорьевна Раневская?
Именно с этой героини, очень напоминающей Раневскую, но по сценарию обладающей звучной фамилией «Львович», начинается новый этап в жизни Булочкина. Фаина Григорьевна – доктор в эскадрилье. Встреча с Львович (Екатериной Демской) для Булочкина становится  причиной его лётного падения – доктор определяет его в эскадрилью, в которой парят и правят не мощные истребители, а самолеты У-2. Булочкин раздосадован, вследствие чего придумывает своему обидчику новое имя и отчество – «Фаин Григорьевич» (еще одно смешное переименование). Надо заметить, Булочкин все-таки прощает доктора, и «Фаин Григорьевич» вновь превращается в «Фаину Григорьевну», как, несомненно, и должно быть! Екатерина Демская играет положительную героиню, справедливую и честную, создает образ настоящего доктора, который оберегает своих больных. Фаина Григорьевна, что вполне объяснимо, остра на язык, ей в спектакле принадлежит, к примеру, такое изречение:  «Не успел меня поцеловать – уже появились дети».

Попал как кур во щи
Один из самых, пожалуй, смешных фрагментов спектакля – возвращение Булочкина.  Майор приезжает в новую для себя эскадрилью, и, не зная о ее женском составе, врывается в спальню. Что здесь началось?.. Бабушкин удивительно точно передал все возможные эмоции своего героя от подобного вторжения в мир женщин. Выскочил – как петух из курятника. Кстати, во время генеральной репетиции в руках Булочкина, только посетившего опочивальню девушек, была очень пикантная вещица…
Комизм ситуации достраивается игрой слов:
Булочкин: А почему в расположении эскадрильи бабы?
Старшина (ироничный Александр Волхонский): Это не бабы, а летчики.

***
В этой комедии меткое слово явно обостряет и накаляет атмосферу – зритель пребывает в восторге от поэтических дуэлей, веселых неологизмов и  фразеологизмов, употребленных в новом контексте.  Так, Булочкин однажды про свою эскадрилью скажет: «Снимите с меня этот хомут». А женская эскадрилья выразится: «Мы не клумба, а вы не садовник».
 
Пойдемте к реке!
Так можно было бы назвать еще одну смешную ситуацию в этом спектакле: Булочкин встречается с корреспондентом Леной (Марией Викулиной), однако совсем не признает давнюю свою знакомую, в которую был влюблен.    В основе мюзикла жанр «комедии положений», поэтому неслучайна ситуация неузнавания. Мария Викулина создает ироничный, порой с долей сарказма образ, так что героине удается обмануть и Булочкина, и зрителя. Своим словом, лукавым взором корреспондент Лена оставляет в дураках всех, долго не снимает маску незнакомки. Полное разоблачение героини происходит ближе к финалу – открывается еще одна тайна, о которой никто не мог и догадываться… Лишь проницательный старшина Дядя Саша  (Александр Волхонский) выводит актрису на чистую воду.
Лена обращается к Булочкину: «Пойдемте к реке!», и этот призыв становится символичным для раскрытия характера прекрасной Елены –  девушка берет все в свои руки и даже такого летчика-аса, как Булочкин. Василий Васильевич перед лукавой красоткой капитулирует!

«Священные союзы»

В этой лирической комедии удачно складываются еще три любовных, союза:

1. Капитан Кайсаров (Константин Зущик) и  старший лейтенант Маша Светлова (Ксения Сосновских)
Изначально герои скрывают от всех, что они муж и жена. Но не этот факт определяет фабулу развития отношений персонажей. Константин Зущик создает образ ловеласа, он до поры до времени оказывается в этом амплуа, пока не понимает, что может потерять свою жену. Сначала Кайсаров заигрывает с корреспондентом Леной, потом выясняет отношения со своей женой, далее предстает в роли ревнивого Отелло, и в финале –  он, как ему и подобает, – любящий муж, и все об этом знают. Капитан, очевидно, по жизни артист, поэтому достаточно трудно с самого начала разглядеть в нем искренние чувства. Можно даже поверить в его симпатию к другой девушке – корреспонденту Лене! Маша, его жена, – более мягкая, импульсивная, ей сложнее скрывать свою любовь во имя клятвы быть верной женскому союзу. Песня, которую исполняет Ксения Сосновских, – символична, героиня поет о Ласточке и Соколе, и в этом параллелизме читается личная история, влюбленные обречены на разлуку – Война!
   
2. Старший лейтенант Семен Туча (Даниил Андреев) и штурман эскадрильи Катя Кутузова (Татьяна Малинникова)
Это другой тип отношений. Здесь доминирует женщина. Татьяна Малинникова создает образ волевой, сильной девушки, настоящей боевой подруги, для которой служба  и любовь оказываются в одной плоскости. Для Семена Тучи в приоритете любовь, чувства. Даниил Андреев передает различные эмоции своего потерявшего голову героя: здесь и нерешительность, и пыл, и нежность. Особенно весело наблюдать за Семеном в момент его слежки за возлюбленной: герой по-своему воспринимает ситуацию «свидания» Кати с Булочкиным, вследствие чего он, ослепленный ревностью, негодует на свою возлюбленную.

***
В этой комедии герои часто принимают одно за другое и делают ложные выводы. Зрителю виднее, поэтому он смеется над героями, не замечающими то, что находится на поверхности.

3. Полковник Рыбаков (Валентин Воронин) и доктор Львович (Екатерина Демская)
Для этой пары характерны другие взаимоотношения. Полковник и доктор – люди взрослые, мудрые, повидавшие жизнь, знающие цену, вернее, бесценность настоящей любви. Герои не сразу признаются друг другу в своих чувствах, да и когда это признание происходит, оно несет в себе, как и всё в этом спектакле, оттенок комичного. Рыбаков неправильно интерпретирует слова любви Фаины Григорьевны, ревность застилает глаза. Опять всему виной «слово», именно оно запутывает персонажей и на миг становится причиной непонимания. Отношения двух влюбленных сопровождает танго. Персонажи поют и танцуют, в их музыкальных воспоминаниях играет радиола, царит мир; танго из прошлого резким шагом врывается в настоящее, настойчиво программируя героев на жизнь.
 
Песни в «камерном мюзикле» достраивают сюжет
Композиторы – В. П. Соловьев-Седой, Марк Самойлов
Музыкальный руководитель – Елена Маленьких

Аксиому о верности мужскому союзу выражают строки из первой звучащей в спектакле песни: «Мы решили, друзья, не влюбляться».  Спектакль показывает, что мир во время войны тоже существовал: люди влюблялись, бывало, радовались жизни – и об этом строки из песни полковника и доктора: «В эту хрупкую минуту кажется нам, будто в мире нет войны» или «Сердце трепетно и нежно тронет память о былом». Однако от войны не скрыться: «Идет война», – поет мужская эскадрилья, а за спинами проносятся истребители. Комедия не может перечеркнуть мировую трагедию.

***
Все актеры в «Небесном тихоходе» поют: звучат известные песни (к примеру, «Пора в путь-дорогу» композитора В. П. Соловьева-Седого) и новые для современного слушателя, которые моментально запоминаются и становятся любимыми. Песни в «камерном мюзикле» допеваются танцами.

Танцуют все!
Хореограф-постановщик – Дмитрий Самылов
Как залихватски танцуют и мужская, и женская эскадрилья: народные танцы, вальс, танго – танцы выстраивают линию поведения летчиков и летчиц, танцы сопровождают объяснения влюбленных пар. Танец, как и песня, объединяет! У актеров мюзикла танцевальная часть удалась: кабриоли, высокие прыжки, движения из знаменитого «Яблочка» – весело и грустно, быстро и кантиленно. Движения помогают героям выразить невыразимое…

***
В итоге – все счастливы, пары воссоединились, Булочкин выполнил военное  задание. В камерном театре  зрители увидели полет знаменитого У-2. Он вернулся домой. Главное – верить, что люди могут летать, как птицы, а самолеты всегда возвращаются обратно.
               


Рецензии