Командир

     Есть в деревне Терехово, что под Ярославлем, сад. Весной он особенно хорош – окруженные бело-розовым цветением яблони, груши, вишни, сливы, кажется, парят над заботливо ухоженными грядками. Сад  этот – отрада солдата Николая Шведова.

     Сорок лет назад он вернулся с фронта инвалидом, с парализованной рукой.  Сад, пасека и стихи – вот что ему осталось по силам. Встретил Николай Михайлович Лидию, сироту военных лет, такую же трудолюбивую и очень к деревне привязанную. И как-то очень  ладно стала у них жизнь получаться. С годами появились в семье дочери-помощницы:  Надя и Оля. Впрочем, не только помощницы, но и главные росточки в цветущем саду. Здесь девочки все первые шаги жизненной науки прошли. Слова «подвой», «привой», селекция» - среди самых главных слов знали. Надя даже вспомнить не может, когда в первый раз корову подоила. Над Ольгой и сейчас подшучивают, рассказывая, как привезла цыплят из инкубатора и спать с ними ложилась: не играть, а согреть, углядеть, каждый писк услышать.

     Однажды случилась беда. Во время больших морозов вымерз шведовский сад. Но отец не допустил, чтобы помощницы пали духом. Снова растил саженцы, прививал черенки. Теперь вот молодой сад поднимается.

     И дочери выросли. Когда-то отец каждую минуту старался с ними проводить. Надя вспоминает, что в первый класс она шла, умея читать и маршировать строевым шагом, зная множество стихов. Все, что считал Шведов-старший для себя важным.

     Девочка строя никогда не портила. Училась хорошо. С четвертого класса – в совете пионерской дружины. В девятом-десятом – секретарь комсомольской организации.

     Чем старше дочери становились, тем больше строгое родительское внимание сменялось живым интересом и уважением к этим самым дорогим саженцам семейного сада. А удивляться приходилось и твердости характера и зрелости суждений, и недетской уже мере ответственности.

     Вот  ту же Надежду возьмите. Лицо круглое, задорное, выгоревшая на солнце челка, будто ветром спутанная, фигурка тонкая, но крепкая. На нее посмотришь – совсем девчонка, а она посмотрит  - строгими глазами, сразу же ощущаешь:  надо надолго ее запомнить, не исключено – гордиться будешь этим знакомством.

     Однажды в Сарафоновскую школу приехали из Ярославского райкома комсомола, рассказали, что в области началось формирование сводного комсомольско-молодежного отряда животноводов. Подумайте, кто в школе поддержит эту инициативу?

     По правде говоря, Надя Шведова никогда о ферме не думала. В мечтах представляла себя юристом, хотя почему именно юристом – кто знает?  А в школе происходили встречи с руководителями совхоза «Молот», которые просто и искренне говорили с ребятами о своих делах и трудностях.

     - Надо было сделать первый шаг, - рассказывала Надя. – А я была секретарем комитета комсомола.

     На долю этой девочки уже не раз выпадали минуты, когда надо было принимать решение. Но сейчас было наиважнейшее. Отец это хорошо понял. Так встают первые, когда начинается атака. Он сам вставал, орден и медаль вручены были ему за смелость и решительность.

     И вот позади эти два трудных, необыкновенно плотно наполненных событиями и трудом года. Еще во время учебы в опытно-производственном хозяйстве «Михайловское» девчата встретили двести своих ровесников  и единомышленников. И пугающая серьезность принятого решения уже не пугала, а бодрила. Тем более, что бойцы сводного комсомольско-молодежного отряда животноводов – так их теперь будут всегда называть – постоянно чувствовали к себе уважение и внимание.

     В «Молотове» пятерых молодых  доярок  ждала новая квартира. Там было почти все необходимое для хозяек. Надя Шведова вошла в новую жизнь в высокой должности – командир областного отряда.

     Да, подчас за спиной девчата слышали колкое словечко, встречали деланную жалость во взгляде. Но все это прошло очень быстро. Кому особенно злословить-то было? Разве сами эти женщины в основном не пришли в таком же возрасте на фермы, разве они не знают все трудности и радости этой работы?

     Да и новая Дорожаевская ферма тоже еще один шаг тоже еще один экзамен заставила сдать. Коров здесь собрали с двух дворов. До сих пор вспоминают девчата, как первый раз их с улицы загоняли, три часа привязывали. Но вот прошло несколько месяцев – и стадо было не узнать. По 11-12 килограммов молока доят коровы в день. Надя с самой большой группой работает – полсотни животных.
 
     О доярках писано-переписано. Что добавить, рассказывая о командире молодых животноводов? Два года – срок немалый для трудной работы, но и не очень велик  для постижения мастерства.

     Все, знающие Надежду, прежде всего отмечают у этой совсем юной девушки недюжинный ум, цельность натуры, высокое понимание долга.  Обращает внимание строгий, серьезный взгляд темных глаз. Он, пожалуй, не меняется, когда она ловко и споро подключает  к молочному ручью свою полсотню  бело-черных, заботливо  ухоженных животных и когда нарядная сидит в первом ряду президиума. Для нее – все это стороны одного дела, которое она выбрала сознательно, не преуменьшая его трудностей.

     Правда, что шаг этот принесет не только сложность, но и быструю известность, - этого она не предполагала. И оттого несколько растерялась: готовилась быть хорошим рядовым, а стала командиром. Таким образом, взятая ответственность безгранично возросла. О тех, кто работал два года, Надя знает многое. Не только с регулярных собраний совета командиров, но и по прочным нитям, связывающим Дорожаевскую ферму с семидесятью другими, где работают вчерашние школьники.

     А в доме у дорожаевских доярок – добрые перемены. Проводили замуж Надю Кутузову, муж из соседнего совхоза «Чебаково», хороший человек, умелый механизатор. В трехкомнатной квартире  появились ковер, цветной телевизор и два письменных стола – забота совхоза. Надя и Катя Иванова – уже на втором курсе экономического факультета Тимирязевской академии.

     - А  вы знаете,   как-то спокойно и уверенно  чувствуешь себя, когда окончательное решение принимаешь, - сказала Надя.

     И эти слова раскрывали самую суть ее характера – стремление к определенности, к ясности выбранной перспективы. Не по ней ослабляющие душу колебания, раздумья. Решения принято, и теперь нужно как можно больше и полнее набрать знаний для его выполнения. Идет учеба, как сказала Надя, официальная и неофициальная. И серьезность этой учебы хорошо понимают люди, сами посвятившие жизнь работе в животноводстве. Опытные доярки на рассвете за девчатами по соседству заходят, на работу вместе едут. Учат не только, как на ферме быстрее с делами справляться, но и как свой день строить, чтобы ранние вставания не в тягость были, а день продлевали. Главный зоотехник Анатолий Иванович Соловьев передает не только знания технологии, но и учит наблюдательности, умению получать интерес в работе.

     А.И. Соловьев чрезвычайно ценит в командире и ее честную преданность делу, и живой интерес  ко всем его граням. И недаром он был среди тех, кто рекомендовал Надежду Шведову кандидатом в члены партии.

     В прошлом году Шведовых в отряде молодых животноводов стало двое. На Першинской ферме работает Ольга, младшая сестра командира. Как это все получилось, Надя объяснить затрудняется. Во всяком случае, прямо она агитационную работу в собственной семье не вела. Но Ольга с некоторого времени зачастила на ферму. К сельскому хозяйству у нее, как уже говорилось, интерес был давнишний. И характеристика, данная сестрой, многое объясняет:

     - Ольга шести лет в школу запросилась. Приходила, сидела на уроках, так и зачислили в ученики. В шестнадцать лет закончила десятый класс. Училась хорошо. Натура очень цельная, прямая, решительная. С детства в ней хозяйственная струнка проявилась. Главное увлечение – спорт и книги.

     В свое время и Ольга сделала решительный выбор. Ей было труднее, чем сестре,  - одна из класса стала дояркой. Но вот работает хорошо и учится на факультете физического воспитания в пединституте.

     Дочки от дома не отбились. При каждом удобном случае к хозяйству руки свои молодые  прикладывают. Родителей иной раз даже смущает  такое: опять Надю хвалили в области или в районо, все ее знают, все уважают. А то обе дочери зарплату принесут – солидная сумма получается. Такая зарплата у молодых девушек!  Это тоже немного смущает родителей, привыкли жить скромно и экономно. Незаметно те, кому когда-то помогал солдат первый шаг сделать, первое слово прочитать, стали надежной опорой в жизни.

     Нынче еще несколько девушек из Сарафоновской школы влились в отряд.

     У самой Надежды на днях состоялось важное, по ее мнению, событие – встреча с депутатом Верховного Совета СССР, членом  обкома партии, горшихинской дояркой Людмилой Ивановной Абрамовой. И главное впечатление от встречи – это то, что прославленная доярка с ней, новичком, разговаривала так уважительно, с таким доверием, как равная с равной:

     - День заканчиваю ночью, когда все готово. Не люблю что-то откладывать на завтра, следующий день принесет свои заботы. Иногда мне кажется, что день слишком короток. Я бы охотно добавила к нему еще два-три часа. Работу на ферме плохо выполнять не хочу и не могу. Как бы это выглядело: депутат, а в соревновании ее имя где-то в конце…

     Простые эти слова как-то очень легко входили в сердце юной ее собеседницы. А для нее, Надежды Шведовой, командира, разве есть другое место, кроме как во главе отряда?

     Ярославский район.

     Северный рабочий, 27 июля 1984 г.


Рецензии