487-й истребительный авиационный полк

487-й истребительный авиационный полк.

(вч пп 23234)

(краткая историческая справка)

28 сентября 1941 года на основании директивы заместителя НКО СССР №165258 от 27 сентября 1941 года на аэродроме Люберцы 35-й истребительный авиационный полк (3-го формирования) переименован в 487-й истребительный авиационный полк.

Нахождение в строю:

С 28 сентября 1941 года по 9 октября 1943 года (736 дней).

В составе действующей армии:

С 20 октября 1941 года по 9 октября 1943 года (720 дней). Перечень №11.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 28 сентября 1941 года по 22 января 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
С 22 января 1942 года по 9 октября 1943 года – в составе Войск ПВО Территории Страны.

В составе объединений:

С 28 сентября 1941 года по 20 октября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московского Военного Округа.
С 20 октября 1941 года по 11 ноября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Брянского Фронта.
С 11 ноября 1941 года по 22 декабря 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Юго-Западного Фронта.
С 22 декабря 1941 года по 9 июля 1942 года – в составе Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО (в оперативном подчинении Юго-Западного Фронта).
С 9 июля 1942 года по 5 июня 1943 года – в составе Воронежско- Борисоглебского дивизионного района ПВО (в оперативном подчинении Воронежского Фронта).
С 5 июня 1943 года по 29 июня 1943 года – в составе Воронежско-Борисоглебского Корпусного района ПВО (в оперативном подчинении Воронежского Фронта).
С 29 июня 1943 года по 9 октября 1943 года – в составе Западного Фронта ПВО.

В составе корпусов:

С 5 июня 1943 года по 9 октября 1943 года – в составе 9-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО.

В составе дивизии:

С 20 октября 1941 года по 5 июня 1943 года – в составе 101-й истребительной авиационной дивизии.

Командир полка:

Капитан (майор) Куреш Михаил Фёдорович – с 17 января 1942 года по 16 ноября 1942 года.
Майор Фунтов Николай Фёдорович – с 16 ноября 1942 года по 28 февраля 1943 года.
Майор Зюзя Алексей Афанасьевич – с 3 марта 1943 года по 16 июля 1943 года.
Майор Фёдоров Иван Фёдорович – с 16 июля 1943 года по 9 октября 1943 года. Назначен на должность командира 146-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Военный комиссар полка:

Батальонный комиссар (майор) Фунтов Николай Фёдорович

Начальник штаба полка:

Майор Соловьёв
Подполковник Думин-Дулин Николай Иванович – с 1943 года по 1943 год.

Участие в операциях и битвах:

ПВО Воронежа
ПВО Липецка
ПВО Поворино
ПВО Орла
ПВО Щигры
ПВО Курска

УТОЧНЯЕТСЯ

Герои Советского Союза:

4 марта 1942 года. Лукьянов Анатолий Григорьевич. Старший лейтенант. Командир звена 487-го истребительного авиационного полка 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №670.

Потери:

28 октября 1941 года. Подопригора Андрей Алексеевич. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи 487-го истребительного авиационного полка. Погиб при катастрофе самолета У-2. Похоронен в деревне Николаевка, Аменского с/с, Чибисовского района, Орловской области.
5 января 1942 года. Забара Василий Антонович. Лейтенант. Командир звена 487-го истребительного авиационного полка. Сбит своей зенитной артиллерией на самолёте МиГ-3. Похоронен на Коминтерновском кладбище города Воронеж.
18 июня 1942 года. Пименов Семён Тимофеевич. Майор. Заместитель командира 487-го истребительного авиационного полка (кавалер двух орденов Красного Знамени). Погиб в воздушном бою. Похоронен в селе Елец-Маланьино Хлевинского района Воронежской области.
1 июля 1942 года. Шлеенков Александр Сергеевич. Старший лейтенант. Командир звена 487-го истребительного авиационного полка. Погиб в боевом вылете. Похоронен на Коминтерновском кладбище города Воронежа.
29 августа 1942 года. Ханипов Хасан Ханипович. Лейтенант. Лётчик 487-го истребительного авиационного полка (1 личная и 2 групповые победы). Погиб в воздушном бою на самолёте Як-1 в районе станции Боброво. Похоронен в лесу южнее города Бовров и в 10 км. восточнее совхоза Большевичка Бобровского района Воронежской области. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
6 сентября 1942 года. Ваничев Алексей Афанасьевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 487-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
3 февраля 1943 года. Курганов Александр Дмитриевич. Старший сержант. Лётчик 487-го истребительного авиационного полка. Умер от сотрясения мозга и ожогов полученных в воздушном бою. Похоронен на хуторе Дуплятка Ново-Николаевского района Сталинградской области.
28 апреля 1943 года. Макарычев Аркадий Дмитриевич. Старший сержант. Лётчик 487-го истребительного авиационного полка. Погиб в воздушном бою в районе Краснодар. Похоронен на южной окраине Центрального аэродрома Краснодара.
7 мая 1943 года. Потапов Константин Петрович. Капитан. Командир эскадрильи 487-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Ленина). На самолёте Як-1 таранил самолёт противника. Попал в плен. Бежал. Впоследствии вернулся в полк.
16 мая 1943 года. Гавриленко Виктор Михайлович. Старший сержант. Лётчик 487-го истребительного авиационного полка. Погиб в боевом вылете. Похоронен в селе Александровка Щигровского района Курской области. На самом деле жив и продолжил службу в полку.
26 мая 1943 года. Роенко Степан Николаевич. Старший сержант. Лётчик 487-го истребительного авиационного полка. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в селе Александровка Щигровского района Курской области.
2 июня 1943 года. Яковенко Степан Георгиевич. Старший сержант. Старший лётчик 487-го истребительного авиационного полка. Погиб в воздушном бою при отражении налёта на Курск. Похоронен в селе Уколово Золотухинского района Курской области.
25 июня 1943 года. Коваленко Степан Степанович. Старшина. Старший лётчик 487-го истребительного авиационного полка. Погиб в боевом вылете. Похоронен в деревне Леженки Щигровского района Курской области.
5 июля 1943 года. Зеленецкий Степан Иванович. Лейтенант. Старший лётчик 487-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
5 июля 1943 года. Кривин Пётр Иванович. Старший сержант. Лётчик 487-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета. Похоронен в деревне Леженки Щигровского района Курской области.
24 августа 1943 года. Старжинский Михаил Петрович. Старший лейтенант. Командир звена 487-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Боевого Красного Знамени). Сбит в воздушном бою. Похоронен на станции Селекционная Льговского района Курской области.
15 сентября 1943 года. Ванин Иван Дмитриевич. Старший лейтенант. Командир эскадрильи 487-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени, более 180-ти боевых вылетов, 1 личная и 3 групповые победы). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в совхозе 2-я пятилетка Давыдовского района Воронежской области.
22 сентября 1943 года. Петров Владимир Ильич. Старшина. Лётчик 487-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в селе Ленянка Миропольского района Сумской области.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Воздушные победы:

3 января 1942 года. Лукьянов Анатолий Григорьевич. На истребителе МиГ-3 сбил тараном Ju.88 в районе Песковатка(7)
17 марта 1942 года. Кальян Леонид Петрович. На истребителе МиГ-3 сбил в паре He.111 в районе Алексеевка.
22 мая 1942 года. Мещеряков Иван Михайлович. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88 в районе Осташков.
3 июня 1942 года. Проскурин Михаил Алексеевич. На истребителе МиГ-3 сбил тараном He.111 в районе Боринские Заводы.
4 июня 1942 года. Лукьянов Анатолий Григорьевич. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Ju.88 в районе Песковатка.
26 июня 1942 года. Орлов Алексей Максимович. На истребителе МиГ-3 сбил He.111 в районе Воронеж(1)
27 июня 1942 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88 в районе Воронеж – Землянск(2)
1 июля 1942 года. Лукьянов Анатолий Григорьевич. На истребителе МиГ-3 сбил в группе He.111 в районе Воронеж.
4 июля 1942 года. Елдышев Анатолий Алексеевич. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88 в районе Валуйки(1)
5 июля 1942 года. Ханипов Хасан Ханипович. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Ju.88 в районе Воронежа.
5 июля 1942 года. Ханипов Хасан Ханипович. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88 в районе Воронежа.
12 июля 1942 года. Кальян Леонид Петрович. На истребителе МиГ-3 сбил Do.215 в районе Поворино(1)
15 июля 1942 года. Кальян Леонид Петрович. На истребителе МиГ-3 сбил в паре Ju.88 в районе Калмык.
31 июля 1942 года. Елдышев Анатолий Алексеевич. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88 в районе Тишанская(2)
3 августа 1942 года. Гулаев Николай Дмитриевич. На истребителе МиГ-3 сбил He.111 в районе Новохопёрск(1)
6 августа 1942 года. Кальян Леонид Петрович. На истребителе МиГ-3 сбил He.111 в районе Медведовский(2)
11 августа 1942 года. Елдышев Анатолий Алексеевич. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88 в районе Поворино(3)
24 августа 1942 года. Гулаев Николай Дмитриевич. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88 в районе Коротояк(2)
29 августа 1942 года. Елдышев Анатолий Алексеевич. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Ju.88 в районе Таловая.
29 августа 1942 года. Ханипов Хасан Ханипович. На истребителе МиГ-3 сбил в паре Ju.88 в районе Боброво.
14 ноября 1942 года. Кальян Леонид Петрович. На истребителе МиГ-3 сбил Do.215 в районе Варваровка(3)
16 декабря 1942 года. Мещеряков Иван Михайлович. Сбил в паре Ju.88 в районе Варваровка.
10 февраля 1943 года. Мещеряков и Романенко. Сбили в паре Ju.88.
10 марта 1943 года. Мещеряков и Романенко. На истребителях Як сбили в паре Ju.88 в районе Поворино.
20 марта 1943 года. Исаенко Александр Петрович. На истребителе Як сбил Ju.88 в районе Верхний Мамон.
15 мая 1943 года. Янковский Василий Викторович. На истребителе Як сбил самолёт противника при налёте на Щигры(1)
15 мая 1943 года. Янковский Василий Викторович. На истребителе Як сбил самолёт противника при налёте на Щигры(2)
16 мая 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.110 в районе Калина(3)
16 мая 1943 года. Третьяченко Яков Данилович. На истребителе Як сбил Bf.110 в районе Золотухино.
17 мая 1943 года. Исаенко, Красильников  и Третьяченко. На истребителях Як сбили в группе Ju.88 в районе станции Охочевка.
17 мая 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Ju.88 в районе Щигры.
17 мая 1943 года. Янковский Василий Викторович. На истребителе Як сбил в группе самолёт противника при налёте на Щигры.
22 мая 1943 года. Исаенко Александр Петрович. На истребителе Як сбил Ju.88 при налёте на Курск.
22 мая 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе МиГ-3 сбил в паре Ju.88 в районе Курск.
22 мая 1943 года. Исаенко и Старжинский. На истребителях Як сбили в паре Ju.88 при налёте на Курск.
22 мая 1943 года. Красильников и Чеховской. На истребителях Як сбили в группе Bf.109 при налёте на Курск.
22 мая 1943 года. Красильников и Чеховской. На истребителях Як сбили в группе Ju.88 при налёте на Курск.
1 июня 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил в паре Ju.88 в районе Матвеевка.
1 июня 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил FW.190 в районе Матвеевка(4)
1 июня 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил в паре FW.190 южнее Малоархангельск.
1 июня 1943 года. Матюшин Иван Дмитриевич. На истребителе Як сбил Bf.109 в районе Луганка(1)
1 июня 1943 года. Матюшин Иван Дмитриевич. На истребителе Як сбил Bf.109 в районе Луганка(2)
1 июня 1943 года. Терновой Борис Яковлевич. На истребителе Як сбил Bf.109 в районе Луганка(1)
2 июня 1943 года. Исаенко Александр Петрович. На истребителе Як сбил FW.190 севернее Курск.
2 июня 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил в паре FW.190 в районе Матвеевка.
2 июня 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил FW.190 северо-западнее станции Золотухино(5)
2 июня 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил в группе FW.190 северо-западнее Курск.
2 июня 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил в группе FW.190 в районе станции Золотухино.
2 июня 1943 года. Лукьянов Анатолий Григорьевич. На истребителе Як сбил FW.190 в районе Матвеевка(8)
2 июня 1943 года. Матюшин Иван Дмитриевич. На истребителе Як сбил Do.215 северо-западнее Курск(3)
2 июня 1943 года. Романенко Иван Спиридонович. На истребителе Як сбил FW.190.
2 июня 1943 года. Романенко Иван Спиридонович. На истребителе Як сбил в паре FW.190 в районе Золотухино.
2 июня 1943 года. Терновой Борис Яковлевич. На истребителе Як сбил Bf.109 в районе Курск(2)
2 июня 1943 года. Терновой Борис Яковлевич. На истребителе Як сбил Bf.109 юго-восточнее станции Золотухино(3)
2 июня 1943 года. Третьяченко Яков Данилович. На истребителе Як сбил в паре FW.190 в районе Слобода.
2 июня 1943 года. Третьяченко Яков Данилович. На истребителе Як сбил FW.190 в районе Золотухино.
2 июня 1943 года. Третьяченко Яков Данилович. На истребителе Як сбил в группе FW.190 при налёте на станцию Орешково и Курск.
2 июня 1943 года. Третьяченко Яков Данилович. На истребителе Як сбил в группе FW.190 при налёте на станцию Орешково и Курск.
2 июня 1943 года. Янковский Василий Викторович. На истребителе Як сбил FW.190 при налёте на Курск(3)
6 июня 1943 года. Терновой Борис Яковлевич. На истребителе Як сбил в паре Bf.110 восточнее Удерово.
6 июня 1943 года. Терновой Борис Яковлевич. На истребителе Як сбил в паре Bf.110 восточнее Удерово.
16 июня 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил Ju.88 северо-западнее станции Долгое(6)
22 июня 1943 года. Терновой Борис Яковлевич. На истребителе Як сбил в паре Ju.88 в районе Курск.
5 июля 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил в паре FW.190 в районе Поныри.
13 июля 1943 года. Калюжный Павел Павлович. На истребителе Як сбил Ju.88 в районе станции Долгое(7)
19 августа 1943 года. Матюшин Иван Дмитриевич. На истребителе Як сбил в паре Ju.88 в районе Манино.
25 августа 1943 года. Терновой Борис Яковлевич. На истребителе Як сбил в паре Hsh.126 севернее Рыльск.
26 августа 1943 года. Терновой Борис Яковлевич. На истребителе Як сбил Hsh.126 в районе Кальтичеевка(4)

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №027/н от 12 февраля 1942 года.

Горюнов Виктор Григорьевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Калюжный Павел Павлович. Старший лейтенант. Штурман полка. Орден Красного Знамени.

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №033/н от 20 февраля 1942 года.

Красильников Николай Петрович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(1).

Приказ командира 101-й истребительной авиационной дивизии №064/н от 20 февраля 1942 года.

Мещеряков Иван Михайлович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года. Москва.

Лукьянов Анатолий Григорьевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Ленина.

Приказ Командующего Истребительной Авиации ПВО №015/н от 30 января 1943 года.

Козлов Георгий Михайлович. Техник-лейтенант. Техник по вооружению. Орден Отечественной Войны II степени.
Моршнев Павел Иванович. Старший техник-лейтенант. Старший техник эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Третьяченко Яков Данилович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды. (По представлению командира 423-го истребительного авиационного полка)

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года.

Потапов Константин Петрович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Ленина.
Проскурин Михаил Алексеевич. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Ленина.
Ванин Иван Дмитриевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Елдышев Анатолий Алексеевич. Старшина. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Калачев Валерий Григорьевич. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Куреш Михаил Фёдорович. Подполковник. Командир полка. Орден Красного Знамени.
Проскурин Михаил Алексеевич. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Ханипов Хасан Ханипович. Лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.

Приказ командира 101-й истребительной авиационной дивизии №064/н от 20 февраля 1943 года.

Мещеряков Иван Михайлович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

Приказ командира 101-й истребительной авиационной дивизии №0110/н от 4 апреля 1943 года.

Исаенко Александр Петрович. Старший сержант. Лётчик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Войсками ПВО Территории Страны №029/н от 10 июня 1943 года.

Старжинский Михаил Петрович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Боевого Красного Знамени.
Петров Константин Фёдорович. Старший техник-лейтенант. Начальник Воздушно-Стрелковой Службы. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Войсками ПВО Территории Страны №033/н от 8 июля 1943 года.

Коцарь Василий Иванович. Старший сержант. Старший лётчик. Орден Красного Знамени.

Приказ Командующего Западным Фронтом ПВО №014/н от 30 августа 1943 года. Москва.

Исаенко Александр Петрович. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Красного Знамени.
Красильников Николай Петрович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(2).
Матюшин Иван Дмитриевич. Лейтенант. Старший лётчик. Орден Красного Знамени.
Третьяченко Яков Данилович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Янковский Василий Викторович. Капитан. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Терновой Борис Яковлевич. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Александра Невского.
Романенко Иван Спиридонович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Отечественной Войны I степени.
Головин Афанасий Никитович. Старший лейтенант. Адъютант эскадрильи. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Западным Фронтом ПВО №019/н от 3 ноября 1943 года.

Калюжный Павел Павлович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Александра Невского.
Лаптев Фёдор Никитович. Старший техник-лейтенант. Заместитель старшего инженера полка по вооружению. Орден Отечественной Войны II степени.

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ

Наградные приказы полка:

№05 от 22 февраля 1943 года. Фунтов+Соловьёв.
№012 от 27 апреля 1943 года. Зюзя+Дулин.
№045 от 28 июля 1943 года. Федотов+Дулин.

Вооружение:

МиГ-3 – с 28 сентября 1941 года по ?
И-16 – с июля 1942 года по ?
И-153 – с июля 1942 года по ?
ЛаГГ-3 – с июля 1942 года по ?
Як-1 – с ? по 9 октября 1943 года.
Як-7 – с июня 1943 года по 9 октября 1943 года.

Дислокация:

Люберцы – с 28 сентября 1941 года по ?
Воронеж
Краснодар-Центральный
Щигры

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

Приказом НКО №299 от 9 октября 1943 года 487-й истребительный авиационный полк переименован в 146-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Дополнительная информация:

Дважды Герои Советского Союза проходившие службу в полку (1)

Гулаев Николай Дмитриевич – с июня 1942 года по октябрь 1942 года.

Герои Советского Союза и Герои России проходившие службу в полку (5)

Елдышев Анатолий Алексеевич – с января 1942 года по 2 сентября 1942 года.
Казьмин Пётр Иванович – с июля 1942 года по июнь 1943 года.
Кальян Леонид Петрович – с марта 1942 года по январь 1943 года.
Калюжный Павел Павлович – с 28 сентября 1941 года по 9 октября 1943 года.
Лукьянов Анатолий Григорьевич – с 28 сентября 1941 года по 9 октября 1943 года.
Терновой Борис Яковлевич – с января 1943 года по 9 октября 1943 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку (10)

Бахуленков Иван Петрович – с 28 сентября 1941 года по июль 1942 года. Побед в составе полка нет.
Гулаев Николай Дмитриевич – с июня 1942 года по октябрь 1942 года. 2 личные победы в составе полка.
Елдышев Анатолий Алексеевич – с января 1942 года по 2 сентября 1942 года. 3 личные и 1 групповая победа в составе полка.
Кальян Леонид Петрович – с марта 1942 года по январь 1943 года. 3 личные и 2 групповые победы в составе полка.
Калюжный Павел Павлович – с 28 сентября 1941 года по 9 октября 1943 года. 6 личных и 8 групповых побед в составе полка.
Ледовский Дмитрий Иванович – с 28 сентября 1941 года по 11 апреля 1942 года. Побед в составе полка нет.
Лукьянов Анатолий Григорьевич – с 28 сентября 1941 года по 9 октября 1943 года. 2 личные и 2 групповые победы в составе полка.
Матюшин Иван Дмитриевич – с 28 сентября 1941 года по 9 октября 1943 года. 3 личных и 1 групповая победа в составе полка.
Орлов Алексей Максимович – с 28 сентября 1941 года по май 1943 года. 1 личная победа в составе полка.
Терновой Борис Яковлевич – с января 1943 года по 9 октября 1943 года. 4 личные и 4 групповые победы в составе полка.

Личный состав полка

Балюнов Пётр Иванович
Бахуленков Иван Петрович
Ванин Иван Дмитриевич
Ваничев Алексей Афанасьевич
Гавриленко Виктор Михайлович
Гапонов Григорий Степанович
Головин Афанасий Никитович
Горюнов Виктор Григорьевич
Гулаев Николай Дмитриевич
Гурбанов Михаил Дмитриевич
Десятников Лев Владимирович
Думин-Дулин Николай Иванович
Елдышев Анатолий Алексеевич
Ефимов Лев Михайлович
Забара Василий Антонович
Зеленецкий Степан Иванович
Зюзя Алексей Афанасьевич
Исаенко Александр Петрович
Казьмин Пётр Иванович
Калачёв Валерий Григорьевич
Кальян Леонид Петрович
Калюжный Павел Павлович
Коваленко Степан Степанович
Козлов Георгий Михайлович
Коцарь Василий Иванович
Краев Борис Алексеевич
Красильников Николай Петрович
Кривин Пётр Иванович
Курганов Александр Дмитриевич
Куреш Михаил Фёдорович
Лаптев Фёдор Никитович
Ледовский Дмитрий Иванович
Лукьянов Анатолий Григорьевич
Макарычев Аркадий Дмитриевич
Матюшин Иван Дмитриевич
Мещеряков Иван Михайлович
Моршнев Павел Иванович
Нелипо Сергей Григорьевич
Новокрещенов Иван Фёдорович
Орлов Алексей Максимович
Орлов Михаил Васильевич
Пашиханов Василий Николаевич
Петров Владимир Ильич
Петров Константин Фёдорович
Печенев Василий Дмитриевич
Пименов Семён Тимофеевич
Подопригора Андрей Алексеевич
Потапов Константин Петрович
Проскурин Михаил Алексеевич
Роенко Степан Николаевич
Романенко Иван Спиридонович
Ромахов Фёдор Фёдорович
Ростягаев Иван Петрович
Старжинский Михаил Петрович
Терентьев Пётр Сергеевич
Терновой Борис Яковлевич
Третьяченко Яков Данилович
Фёдоров Михаил Николаевич
Фунтов Николай Фёдорович
Ханипов Хасан Ханипович
Чеховский Юрий Александрович
Чеховской Юрий Александрович
Шлеенков Александр Сергеевич
Штанько Пётр Леонтьевич
Яковенко Степан Георгиевич
Янковский Василий Викторович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 6 апреля 2019 года.

Гулаев Николай Дмитриевич

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из Ростовских заводов, вечерами учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Сталинградское военной авиационное училище.
С августа 1942 года лейтенант Н. Д. Гулаев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 487-го истребительного авиационного полка (101-я истребительная авиадивизия, Воронежско-Борисоглебский район ПВО). Летал на МиГ-3, в воздушных боях лично сбил 2 бомбардировщика. В середине октября 1942 года направлен на курсы штурманов, по окончании которых в конце января 1943 года назначен заместителем командира эскадрильи 27-го ИАП, где летал на Як-1.
К 11 июля 1943 года старший лейтенант Н. Д. Гулаев выполнил 95 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 13 самолётов противника и 5 в группе (по документам полка и дивизии - 15 лично и 2 в группе), за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1497).
Продолжая боевую работу в составе 27-го (с 9 октября 1943 года - 129-го Гвардейского) ИАП на Як-1 и, с октября 1943 года, американской "Аэрокобре", к маю 1944 совершил 125 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых лично сбил 44 самолёта противника и 5 в группе (по документам полка и дивизии). За эти достижения командир эскадрильи 129-го ИАП Гвардии капитан Гулаев 1 июля 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".
В августе 1944 года отозван с фронта и направлен на учёбу в Военно-Воздушную Академию. Всего за годы войны Гвардии майор Н. Д. Гулаев произвёл 250 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сбил лично 55 самолётов противника и 5 - в группе с другими лётчиками.
После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. Одним из первых освоил управление реактивным самолётом. В 1950 году окончил Военно-Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Участник войны в Корее 1950-1953 гг. (служил на командно-штабной должности, в боях не участвовал). В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1979 года генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев - в отставке. Жил в Москве. Умер 27 сентября 1985 года.
Награждён орденами: Ленина (28.09.1943, 08.10.1943), Октябрьской Революции (1967), Красного Знамени (15.05.1943, 21.01.1944, ...), Отечественной войны 1-й степени (02.12.1943, 11.03.1985), Красной Звезды (дважды); медалями.

Елдышев Анатолий Алексеевич

Родился 20 апреля 1922 года в деревне Варваровка (ныне Медынский район Калужской области). С 1930 жил в городе Коломна (Московская область). Образование получил среднее, в 1939 году окончил городской аэроклуб (его инструктором был старший брат - Иван Елдышев). С 1940 года в рядах Красной Армии. Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С 22 июня 1941 года сержант А. А. Елдышев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 16-го ИАП, летал на МиГ-3. В сентябре 1941 года направлен в 565-й ИАП. С января по сентябрь 1942 года служил в 487-м ИАП. В сентябре 1942 года младший лейтенант А. А. Елдышев направлен для продолжения службы в 910-й ИАП ОН ПВО (в октябре 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП ОН), где летал уже на "Яках" (Як-1, Як-7 и Як-9).
К 23 мая 1943 года лётчик 910-го истребительного авиационного полка особого назначения ПВО (101-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны) лейтенант А. А. Елдышев совершил 272 боевых вылета, в 17 воздушных боях сбил лично 10 в составе группы 2 самолёта противника. [По данным наградного листа, на 19 мая 1943 года имел 11 личных и 7 групповых побед, но эта информация не подтверждается какими-либо оперативными и отчётными документами.] Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
17 декабря 1943 года старший лейтенант А. А. Елдышев погиб при выполнении очередного задания под Киевом (согласно некоторым источникам, сбит в воздушном бою, воспользовался парашютом и приземлился на вражеской территории; не желая попасть в плен, окружившим его немецким солдатам, застрелился). К тому времени выполнил около 300 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, сбил 11 самолётов противника лично и 2 в группе с другими лётчиками.
Награждён орденами: Ленина (09.10.1943), Красного Знамени (14.02.1943); медалями.

Казьмин Пётр Иванович

Родился 20 декабря 1915 году в селе Паника Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 1929 года жил в Москве. Окончил ФЗУ, работал слесарем-лекальщиком на заводе.
В 1936 году окончил аэроклуб МАИ. В 1937—1940 — лётчик-инструктор аэроклуба МАИ, через год становится инструктором. Подготовил и выпустил 40 пилотов. Затем был направлен на курсы усовершенствования начсостава Оборонного общества. Как прекрасный пилотажник неоднократно участвовал в воздушных парадах в Тушино. За это время освоил несколько типов планеров и самолетов, в том числе и современных.
В 1940 году окончил Московский химико-технологический институт. Работал начальником смены на одном из московских оборонных заводов.
С весны 1942 года — в действующей армии на должности командира эскадрильи. Был направлен на боевую работу в район Миллерово, прикрывал объекты в городе Горьком, участвовал в Сталинградской и Курской битвах, в освобождении Украины. Порой, участвуя в воздушных боях с фашистскими асами, его самолёт получал значительные повреждения, но высокое мастерство летчика, его смекалка и находчивость позволяли всегда посадить машину на свой аэродром.
С 1943 года — в ударном авиационном полку особого назначения. Их было всего два — 907-й и 910-й, в которые отбирали только отличившихся. К тому времени Пётр Казьмин был известен не только как мастер пилотажа, но и как воздушный боец. Однажды за одну ночь он сбил сразу два самолета-разведчика. За время Великой Отечественной войны совершил 173 боевых вылета, сбил в общей сложности четыре самолета противника.
Казьмин П. И. воевал на самолете, который был ему особенно дорог. Это был истребитель Як-1, принадлежавший Василию Сталину. Однажды Сталин прилетел в эскадрилью, где служил Казьмин П. И. Наутро самолет не мог взлететь из-за выпавшего снега, и он решил оставить его в полку. Закамуфлированный, черный самолет в полку прозвали «Черным вороном». Однажды в районе Миллерово, во время патрулирования подступов к Сталинграду, с его самолетом случилось непредвиденное — воздушным потоком сорвало устройство, которое фиксирует переднюю стойку шасси. Пройдя над аэродромом, Казьмин П. И. продемонстрировал неисправность шасси. Внизу на большом листе фанеры вывели: «Прыгай!», но он не захотел бросить боевую машину, и сумел посадить самолет на одной «ноге» и крыле. Повреждения можно было исправить, однако возникло осложняющее обстоятельство. На следующий день эскадрилья получила приказ перелететь из Миллерово в Воронеж. П. И. Казьмина и техника оставили на аэродроме ремонтировать машину. Её чинили три дня под шум канонады приближавшегося боя… Взлетели они незадолго до прихода фашистов с заминированного аэродрома. Летели вдвоем на одноместном истребителе. Механик разместился на радиаторе, нагревавшемся до температуры 110 градусов, положив на него куртки.
После войны продолжал службу в авиации. С 1946 года старший лейтенант П.Казьмин — в запасе.
В 1947—1976 годах — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (ныне — имени М. М. Громова). Провёл испытания самолёта «346» в планерном варианте (1947); исследования устойчивости, управляемости и манёвренности реактивного истребителя МиГ-17 на околозвуковых, звуковых и сверхзвуковых скоростях полёта (в 1952 году он первым значительно превысил скорость звука на серийном самолете МиГ-17 при отвесном пикировании); испытания по отработке дозаправки сверхзвукового истребителя МиГ-19 от бомбардировщика Ту-16 (1955); испытания жидкостно-реактивного двигателя РУ-013 на самолёте Ил-28Р (1958); испытания реактивного пассажирского самолёта Ту-104 на режимах невесомости и много других испытательных работ.
После ухода с лётной работы продолжал трудиться в Лётно-исследовательском институте на должностях: ведущего инженера, начальника экспедиции на Байконуре, диспетчера. Долгие годы возглавлял комитет ДОСААФ института, лично участвовал в многочисленных автогонках и авторалли, мастер спорта СССР по автомобильному спорту.


Кальян Леонид Петрович

Родился 17 марта 1917 в городе Мелитополе (Запорожская область Украины). В 1934 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал слесарем-иструментальщиком на заводе имени Воровского в Мелитополе. В 1936 году окончил аэроклуб и работал в нём инструктором. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С 15 ноября 1941 года старший лейтенант Л. П. Кальян на фронтах Великой Отечественной войны в составе 34-го ИАП (6-й истребительный авиационный корпус ПВО, Московская зона ПВО), летал на МиГ-3. С марта 1942 года - командир 3-й эскадрильи 487-го ИАП (101-я истребительная авиационная дивизия ПВО, Воронежская зона ПВО), летал на МиГ-3 и Як-1. С января 1943 года и до конца войны сражался в 573-м ИАП, где продолжал летать на Як-1.
12 марта 1943 года командир эскадрильи 573-го истребительного авиационного полка (101-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны) капитан Л. П. Кальян отличился при отражении налёта 84 немецких бомбардировщиков на железнодорожный узел Валуйки Белгородской области. Шестёрка Як-1, ведомая им, в 40-минутном бою сбила 7 самолётов противника, 2 из которых - сам Л. П. Кальян. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 916).
К концу войны командир эскадрильи 573-го ИАП (310-я истребительная авиационная дивизия ПВО, Войска ПВО страны) Гвардии майор Л. П. Кальян сбил 9 самолётов противника (6 лично и 3 в паре с другими лётчиками).
После войны продолжал службу в ВВС СССР. С 1953 года Гвардии подполковник Л. П. Кальян - в запасе, а затем в отставке. Жил в Киеве, до выхода на пенсию работал старшим инженером в "Укргипрограде". Умер 20 июня 1991 года. Похоронен в Киеве на Берковецком кладбище.
Награждён орденами: Ленина (21.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды; медалями.

Калюжный Павел Павлович

Родился 6 марта 1916 года в селе Васильковское (ныне Вольнянский район Запорожской области Украины). С 1931 года начал трудовую деятельность на строительстве Днепровского алюминиевого завода города Запорожье. В 1933-1937 гг. работал электроплавильщиком в металлургическом цехе завода. В 1937 году окончил городской аэроклуб, работал в нём лётчиком-инструктором. С 1937 года в рядах Красной Армии. В августе 1938 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 34-м ИАП (Московский военный округ, город Люберцы). В 1940 году назначен командиром звена, в том же году - заместителем командира эскадрильи.
С июня 1941 года лейтенант П. П. Калюжный на фронтах Великой Отечественной войны в составе того же 34-го ИАП, летал на МиГ-3. С августа 1941 года сражался в 35-м ИАП (преобразован сначала в 487-й ИАП, а 9 октября 1943 года - в 146-й Гвардейский ИАП ПВО), был штурманом полка и командиром эскадрильи. Летал на МиГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9.
К ноябрю 1943 года командир эскадрильи 146-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) Гвардии майор П. П. Калюжный совершил более 200 боевых вылетов, провёл более 40 воздушных боёв, сбил лично 7 и в составе группы 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3176).
С ноября 1943 года по апрель 1944 года учился в Высшей офицерской школе воздушного боя (город Люберцы). После окончания, назначен старшим лётчиком-инспектором по технике пилотирования на Западный фронт ПВО. С августе 1944 года - заместитель командира 124-й ИАД.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1946 года - командир 119-го ИАП (104-я ИАД ПВО), затем - 445-го ИАП (144-я ИАД). В 1948 году поступил в Военно-Воздушную академию, которую окончил в 1952 году. В том же году назначен командиром 93-й ИАД ПВО. С 1955 году учился в Академии Генерального Штаба. С 1957 года - командующий авиацией Одесского корпуса ПВО, с 1959 года - Особой Ленинградской Армии ПВО. В 1961-1965 гг. - командующий 14-го корпуса ПВО, в 1965-1976 гг. - заместитель командующего 6-й Отдельной армии ПВО по боевой подготовке. С 1976 года генерал-майор авиации П. П. Калюжный - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), написал книгу воспоминаний о войне - "Легенда о левом усе". Умер 22 декабря 2002 года, похоронен на Никольском кладбище.
Награждён орденами: Ленина (29.03.1944), Красного Знамени (12.02.1942), Александра Невского (03.11.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (дважды); медалями.

Лукьянов Анатолий Григорьевич

Родился 12 марта 1919 года в городе Краматорске (ныне Донецкая область). В 1921 году вместе с родителями переехал в Прохоровский район Курской (ныне Белгородской) области, где окончил 6 классов сельской школы. В 1933 году семья перебралась в город Днепропетровск. В марте 1935 года окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при заводе "Юный металлист". Работал слесарем в тресте "Водоканал". С 1936 года без отрыва от производства учился в аэроклубе. С 26 декабря 1937 года в рядах Красной Армии. По комсомольской путёвке направлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в августе 1938 года. Служил в частях ВВС Московского военного округа.
С июня 1941 года младший лейтенант А. Г. Лукьянов на фронтах Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал в составе 34-го ИАП (6-й ИАК Московской зоны ПВО), летал на МиГ-3. С августа 1941 года воевал в 35-м ИАП (позднее переименован в 419-й и 487-й ИАП, а 9 октября 1943 года преобразован в 146-й Гвардейский ИАП). Летал на МиГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9.
3 января 1942 года командир звена 487-го истребительного авиационного полка (101-я истребительная авиационная дивизия ПВО, Воронежско-Борисоглебский район ПВО) старший лейтенант А. Г. Лукьянов патрулируя вблизи города Боброва (Воронежская область) обнаружил в воздухе вражеский бомбардировщик Ю-88 и уничтожил его тараном. Произвёл посадку на своём аэродроме. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 670).
С 17 апреля 1944 года Гвардии майор А. Г. Лукьянов командовал 1007-м ИАП (9-й ИАК, 7-й корпус ПВО, Южный и Юго-Западный фронты ПВО), летал на Як-7. С декабря 1944 года - инспектор по технике пилотирования 9-го истребительного авиационного корпуса.
К маю 1945 года выполнил 325 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 5 самолётов противника.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. С февраля 1968 года Гвардии полковник А. Г. Лукьянов - в запасе. Жил в городе Волгограде. Умер 26 декабря 1986 года, похоронен на Димитриевском (Центральном) кладбище. В феврале 1988 года на стене дома, в котором с 1958 по 1986 год он жил (улица Глазкова, 5), установлена мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (04.03.1942), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (дважды); медалями.

Потапов Константин Петрович

Родился 03.03.1918 г. в деревне Фурсово Коровинского района Московской области. Русский. Член КПСС с 1942 г. Окончил 7 классов фурсовской школы и школу ФЗУ в Москве. В РККА с 1938 г. В 1940 г. окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу летчиков имени В.П.Чкалова.
04.07.42 г. командир аэ 487-го иап лейтенант К.П.Потапов в паре с лейтенантом Ханиповым в районе Воронежа вступил в бой с шестеркой Bf-109F. Вскоре у Ханипова был поврежден мотор и он вышел из боя. Оставшись в одиночестве, Потапов продолжал вести бой. Преследуя "Мессершмитт", он израсходовал весь боекомплект и решил пойти на таран. Он увеличил скорость, настиг противника и винтом отрубил ему хвостовое оперение. Вражеский самолет упал в районе деревни Масловки Воронежской области. Поврежденный самолет Потапов посадил на свой аэродром. Наблюдавший бой член военного совета фронта лично поздравил Потапова и приказал выдать ему партийный билет без кандидатского стажа. За этот подвиг лейтенант Потапов награжден орденом Ленина.
08.05.43 г. командир аэ 910-го иап капитан Потапов вылетел во главе группы Яков на прикрытие штурмовиков. На обратном пути летчики обнаружили группу бомбардировщиков противника Ju-87, которые намеревались бомбить советские наземные войска. Потапов повел истребители в атаку. "Юнкерсы" побросали куда попало бомбы и повернули назад. В это время появились истребители прикрытия Bf-109. Бой разгорелся с новой силой. В ходе боя самолет Потапова был подбит. В этот момент прямо по курсу показался "Юнкерс" и Потапов направил свой горящий истребитель на него. От удара оба самолета рассыпались в воздухе. Потапов приземлился на парашюте на территории противника и был взят в плен. В полку его сочли погибшим. Командир полка написал представление о награждении его орденом Ленина (посмертно) и отправил похоронку в деревню Фурсово.
Немцы отправили Потапова в концлагерь в город Лодзь (Польша). Дважды он пытался бежать. Удалось только с третьей попытки в начале 1944 г. Три месяца вместе с товарищами он пробирался к американцам, которые потом передали его советскому командованию. После лечения и проверки Потапов вернулся в свой полк. Воевал до конца войны.
Всего за годы войны капитан Потапов сбил 16 самолетов противника (не подтверждается)
Награжден двумя орденами Ленина, медалями.
После войны служил в авиации. 21.03.48 г. уволился в запас. Работал пилотом в гражданской авиации. До 60 лет летал на Ан-2 и вертолетах в Средней Азии и Свердловске. Его налет составил 20000 часов. Потом жил на Украине.
Почетный гражданин города Воронежа.

Терновой Борис Яковлевич

Родился 22 августа 1913 года в городе Пятигорске (ныне Ставропольского края). Окончил 7 классов, работал слесарем, учился в Пятигорском аэроклубе. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Участник похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году.
С июня 1941 года лейтенант Б. Я. Терновой на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 184-го ИАП, летал на И-16. С октября 1941 года - командир эскадрильи в 573-м ИАП, летал на МиГ-3 и Як-1. С января 1943 года - на такой же должности в 487-м ИАП ПВО (9 октября 1943 года переименован в 146-й Гвардейский ИАП ПВО). В апреле - мае 1943 года находился с группой лётчиков в оперативном подчинении 628-го ИАП по защите города Краснодара. Летал на Як-1, Як-7 и Як-9.
К июлю 1944 года командир эскадрильи 146-го Гвардейского истребительного авиационного полка (Войска ПВО территории страны) Гвардии майор Б. Я. Терновой провёл около 30 воздушных боёв, в которых сбил лично 7 и в составе группы ещё 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 11 личных и 8 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
С 30 ноября 1944 года командовал 1007-м ИАП (9-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны), летал на "Аэрокобре", побед больше не одерживал. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8603).
После окончания войны продолжал службу в Войсках ПВО страны. После выхода в запас жил в городе Днепропетровске. Умер 9 мая 1956 года, похоронен на Аллее Героев Запорожского кладбища.
Награждён орденами: Ленина (18.08.1945), Красного Знамени (09.12.1941, ...), Александра Невского (30.08.1943), Красной Звезды; медалями.


Рецензии