Старые истории

Как-то так получалось в советские времена, что у нашей туристкой братии не было личного транспорта. Нет, велосипеды – не в счет, конечно! И это – не смотря на то, что многие «наши люди» имели в городе весьма неплохие должности и зарплаты. У нас ведь и МНС-ы, и даже доктора наук в составе тур.клубов были!
Только я ездил на слеты и соревнования на мотоцикле даже на «Повалиху» (это за Барнаулом, недалеко от станции Повалиха) и в Алма-Ату, не говоря уж о Ремовской (недалеко от ст. Ремовская, в 50 км от Рубцовки). Ну, о городских и областных мероприятиях, что проводились в радиусе 100-120 км от Усть-Каменогорска, и разговора нет!
За 22 года каких «коней» я только не седлал! Сменил 7 «Восходов», мотороллер «Турист», «Яву-634» и «Иж-Юпитер-5-К» (с коляской то есть).
Правда, не обходилось и без накладок.

НЕПРОШЕНЫЙ ПАССАЖИР
Однажды очередной слет «Золотая осень» был в сосновом бору за Семипалатинском. Почему-то эти осенние слеты непременно начинались в теплую погоду, в пятницу, а заканчивались в воскресенье с легким, но морозцем! Так и в этот раз, как обычно, к воскресенью чудесная теплая погода сменилась снегопадом. Но мне-то что? Я нормально экипирован, и приехал в этот раз не на двух, а на трех колесах. Доберусь потихоньку! Да вот беда: Андрею Жданову, которому тогда исполнилось всего 17 лет, втемяшилось в башку, что называется, ехать домой со мной, на мотоцикле. Романтика, блин! Все уговоры не помогли, и, когда загруженные автобусы ушли без Андрея, мне просто пришлось взять его с собой. Не оставлять же упрямца одного в лесу!
По гололеду не очень-то разгонишься. Ехали медленно, не больше 50 км/час, и приехали в город далеко за полночь. Андрей потом долго болел, да и сейчас та поездка нет-нет, да аукнется ему разными обострениями…

«ИГРЫ РАЗУМА»
И вот у Кости Серафимова, инструктора ОСЮТУР (областной станции юных туристов), создателя и бессменного руководителя спелео клуба «Сумган», появился «Запорожец»-«сороковка»! Какая красота – не зависеть от осадков и иметь багажник! Да еще и курить можно прямо на ходу (на мотоцикле для перекура останавливаться приходилось). Но, как оказалось, и на машине без приключений не обходится…
Проводим очередной «детский» слет в районе села Верхние Таинты, на озере Шибандыкуль. Вроде, все меры безопасности соблюдаются. Но… ведь все лесные тропы, к счастью, не заасфальтируешь, и одна девочка повредили ногу, довольно серьезно. Сажаем ее в «ЗАЗик», чтобы доставить к врачам, выезжаем из базового лагеря. А уже вечереет. Тут Костя замечает, что не работают огни стоп-сигнала. Ищем причину. Оказалось, сдох предохранитель. Так, стоп-сигналы заработали. Зато темнеет уже, а фары не включаются! Черт возьми, без света по горам да по грунтовым дорожкам не очень-то поедешь! Проверяем, как можем, все цепи (естественно, начиная с предохранителей) – неполадок не находим, а фары не горят!
В отчаянии отхожу на пару метров, закуриваю. И так это между делом говорю Косте: «Подфарники включи!». Костя чуть не с матерками бьет себя по лбу, бросается к машине, нажимает выключатель габаритных огней, и вот они, фары! Они и не думали артачиться! Просто «по запарке» забыли включить «габаритные огни», а у «Запорожца» без них фары не включаются!
Так что в данном случае «неисправность» была не в машине, а в наших мозгах! Сработала «инерция»: раз был отказ в системе, то и сейчас нужно его искать, а не вспоминать инструкцию по эксплуатации!

ГОЛОЛЕД
Хороша машина – «Запорожец»! Проходимость – куда до него многим нынешним кроссоверам! Если, конечно, резина подходящая. А где ж ее было взять тогда, эту резину? Да тем более – зимнюю, шипованную? Не слыхивали мы тогда про такие колеса, ей богу!
И вот возвращаемся с Костей с очередного слета «Золотая осень», который в этот раз проходил на Бухтарминском море. Естественно, погода и не помышляет отклониться от традиции, так что в ночь с субботы на воскресенье пошел снег. Места наши горные. Такие серпантины разным там россиянам их Барнаула, Челябинска или Новосибирска виделись только в фильмах, наверное! А у нас на пути – Осиновский перевал. (на фото в заголовке - Осиновский перевал с высоты 500 метров. Фото Вадима Немцова). Мало того, что подъем больше 10%, так еще ведь и извилистый, зараза! Несколько поворотов на 180 градусов, да и остальные тоже не хуже. Ну, на сухой дороге это не проблема, даже красиво. А тут – гололед!
В общем, на середине подъема, на одном из поворотов, «ЗАЗ-ик» немного занесло. Слева – обрыв метров восемьдесят, а мы буксуем, потому что Костя при заносе затормозил. Я выскакиваю из машины и начинаю ее толкать. То есть, пытаюсь толкать, но у самого ноги в резиновых сапогах скользят  по льду. Сообразил! Крикнул Косте, что бы немного подождал, и стал горстями с обочины швырять под задние колеса мелкий гравий. Помогло! Тронулся Костя, и «медленно, но верно» пополз на перевал. А я – бегом за ним. Только бег этот со стороны, наверное, выглядел довольно странно: мне-то под сапоги никто гравию не подсыпал!
И еще вот что: оказывается, на льду и на снегу ноги в резиновых сапогах даже на бегу мерзнут!

АЛЬТАИР
М-да… А ведь Альтаир – не только красивейшая звезда а созвездии Орла, но и имя одного из туристов, Альтаира Голикова (к сожалению, уже умершего). Только звезда Альтаир – кратная (альфа, бета, гамма и эпсилон) а Голиков был в единственном лице… Нет, вру! Все-таки лиц у него было по крайней мере два!
В городе, вообще в черте цивилизации, Альтаир блистал не только эрудицией и начитанностью, но и прекрасно сидящим на его сухощавой фигуре черным костюмом (даже в жару!), и белоснежной рубашкой с галстуком.
Работал он во ВНИИЦВЕТМЕТЕ начальником одной из лабораторий, имел, если не ошибаюсь, докторскую степень… В общем, что называется, «рафинированный интеллигент».
Но стоило ему оказаться за городом, на каком-нибудь нашем туристическом слете или соревнованиях по спортивному ориентированию, как этот человек превращался в натурального дикаря, который, казалось, никогда ни о какой «цивилизации» и не слышал вовсе!
Ах, как я завидовал этой способности Альтаира расслабиться, сбросить с себя на время все городские условности и проблемы! У меня так никогда не получалось. Да и не получается. А жаль!


Рецензии
Замечательные зарисовки - краткие и ёмкие!
Иллюстрация к инерции мышления.
Гололёд, который напрашивается на видео.
Портрет Альтаира, созданный несколькими штрихами-набросками...
С наилучшими пожеланиями,

Сергей Смицких   13.09.2016 10:04     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое, Сергей, за столь лестный отзыв!

Анатолий Капустян   13.09.2016 15:28   Заявить о нарушении