Боевые медведи руси

На гербе города Ярославля изображен медведь с секирой. Появился он в качестве геральдического зверя не просто так. В «Сказании о построении града Ярославля» приводится легенда, согласно которой во времена Ярослава Мудрого на месте города находилось урочище Медвежий угол, где  жили сущие язычники, которые правили требы Велесу и занимались охотой, скотоводством и грабежом проплывающих по Волге купцов. Князь Ярослав решил положить конец этому безобразию и явился наводить порядок с дружиной. Местные же жители  выпустили из клети на Ярослава и его людей некоего «лютого зверя» со сворой собак, «да растешут Князя и сущих с ним». Ярослав секирою победил зверя, псы разбежались, не причинив никому вреда, а язычники, ужаснувшись мощи Православного Князя, пали перед ним ниц и признали его власть. Так был заложен город Ярославль.
«Сказание» записано довольно поздно, в 1781 году, но оно сохранило многие факты, касающиеся языческого культа Велеса, которые вряд ли практиковались в 18 веке. Археологические раскопки также подтвердили, что насельники Медвежьего Угла занимались не столько земледелием, сколько охотой и скотоводством, что свидетельствует  в пользу древности «Сказания».  Если это так, то перед нами уникальное сообщение о боевом использовании медведя.
Медведь жил в клети и был целенаправленно натравлен на князя с дружиной. В помощь медведю была придана свора собак, что говорит о длительной дрессировке и слаженности действий звериной боевой группы. Ведь ни собаки не бросились на медведя, ни медведь на собак, а вся группа в целом бросилась на дружину князя. Надо думать, бой был не из легких, но князь и его люди, это - профессиональные воины, так что победа осталась за ними.
Возникает вопрос: было ли боевое использование медведя единичным случаем? или обычной практикой? Медведь – грозный, мощный хищник, но также весьма понятливый, умный зверь, привязывающийся к хозяину. Знакомые с приемами дрессировки собак, наши предки вполне могли также притравливать на врагов  и медведей. И не являются ли норвежские легенды о берсеркерах – «медвежьих шкурах», не уязвимых для клинка, отголосками  сражений с реальными медведями, которых славяне выпускали  в гущу боя, а там разберись в вихре Одина, с кем ты бьешься, с человеком ли, зверем.
С этой точки зрения полезно взглянуть на сочинение Низами Гянджеви «Искандер Намэ». Низами Гянджеви – классик то ли персидской, то ли азербайджанской литературы. Писал он по-персидски, а жил на территории нынешнего Азербайджана в конце 12 века. Интересующее нас произведение он написал в 1193-1197 гг. Интересно оно тем, что повествует о войне Искандера с руссами,  конкретно, Искандер защищает свою подвассальную область Бердаа от нападения полчищ руссов.
Фантастика? Не скажите. Восточные источники сообщают, что на этот город в 943-944 годах действительно напали руссы. Город был разграблен, область опустошена, но среди руссов началась эпидемия какого-то кишечного заболевания, так что они предпочли погрузить все награбленное на корабли и удалиться. Видимо, впечатление среди иранцев руссы оставили немалое, если и через триста лет Низами обратился к данному сюжету, приписав победу над руссами Искандеру. Это понятно, Искандер – Великий воин, он и с руссами в силах справиться.
А теперь внимание: РУССЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В БОЮ НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО!
Именно так: НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО.  Иранцы в растерянности. Они никогда прежде не встречались с этим существом и затруднились в его классификации. Вряд ли Низами выдумывает, во-первых, все его сведения о руссах имеют высокую достоверность, а во-вторых, слишком неподдельно изумление. Посмотрим на НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО глазами иранцев и попытаемся идентифицировать его, тем более, иранцы точны в описаниях, так, как может быть точен человек, столкнувшийся с непонятным явлением и пытающийся его осознать.
Прежде всего, отметим, что  НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО не является сверхъестественным. Оно не обладает магическими и прочими невероятными способностями. Это существо материального мира. Оно облачено в лохматую шубу. Бой ведет в пешем строю, но тут же отмечается, что лучше повстречаться с сотней всадников, чем с одним этим существом. И еще, оно приковано цепью за ногу. Цепь достаточной длины, чтобы не мешать движениям и свободно передвигаться по полю боя. Существо тяжелое, земля проминается под его шагами. Шкура  настолько прочна, что ее не берет меч, но опять же, это не волшебная неуязвимость, это – ее физическое качество. Вооружено существо некой большой крючковатой палкой. Интересна техника боя: оно подцепляло палкой противника и мяло между пальцами, также загребало, ломало шеи, рвало  головы и ноги. Вам это никого не напоминает? Огромное лохматое … когтистой … а может не палкой, а лапой? загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы… Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведями ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.
Мудрецы удивлялись: не зверь он... а кто же?
С человеком обычным не схож он ведь тоже.
Да, медведь очень похож на человека, а для человека средневековья, который осведомлен о наличии разных псоглавцев, медведь представляется действительно, НЕИЗВЕСТНЫМ СУЩЕСТВОМ, одновременно и человеком, и зверем.
Далее, персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни НЕИЗВЕСТНОГО СУЩЕСТВА. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти существа живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Так, тайга. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Руссы охотятся на существ таким образом: выслеживают их, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ перса становится еще интереснее: оказывается руссы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу, так же руссы используют данных существ в войне. Вопросы есть?
Правда, информатор рассказывает, что у НЕИЗВЕСТНОГО СУЩЕСТВА на лбу есть рог, и он спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Так же СУЩЕСТВО  описывается подобно руссам красноликим, с бирюзовыми глазами. Одним словом,
Если б их не отметил чудовищный рог, —
С мощным русом сравниться б любой из них мог.
Что сказать? Не будем слишком строги  к информатору то ли 10, то ли 12 века. Руссов и по сию пору называют медведями.  Что же касается рога, то это может быть либо преображение в мозгах персов, медвежьей длинной морды, либо в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и дополнительного поражения его живой силы. В конце концов, на морды лошадям в 12-13 веках в Западной Европе надевали длинные железные шипы, возможно, данным приемом пользовались не только в Западной Европе, и не только в 12-13 веках. Но это область догадок. Далее, информатор сообщает, что СУЩЕСТВА занимаются овцеводством. Ну, это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков – пастухами оленей, метафора, конечно. Подобную же метафору в отношении НЕИЗВЕСТНОГО СУЩЕСТВА персидский информатор мог воспринять буквально. В дальнейшем Искандер-Намэ описывает СУЩЕСТВО как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить СУЩЕСТВО в плен с помощью аркана, затем он освободил его от цепи и подружился с ним. СУЩЕСТВО принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу – воина, и само стало воевать против руссов. Устрашенные руссы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя руссов под свою руку, и руссы удалились из Бердаа. НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.
Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Иране медведи не водятся, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался НЕИЗВЕСТНЫМ СУЩЕСТВОМ. Впрочем, острый, цепкий взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам  узнать в нем медведя.  Он не садится не коня. Он не говорит, но понятлив.  У него тяжелая походка, он наносит рваные раны  когтистой лапой, его удары - загребающие, сминающие, он ломает бока, сворачивает шеи. Очень точные описания медвежьей повадки. Наблюдатель – воин – профессионал, он не понимает, кто является его врагом, но он точно схватывает его движенья, и мы можем увидеть бой его глазами, и, в отличие от него, понять, кто был его врагом. Это медведь. Описание информатора подтверждает догадку: да, он живет в тайге, в месте, где водятся соболя, в краю вечной тьмы, он лазает по деревьям, он подолгу спит, он охотится на овец. Руссы водят их на цепи по селеньям, а народ дает деньги и хлеб. Все так. Но информатор так же сообщает, что руссы используют медведей в бою. Боевой контакт, описанный в Искандер – Намэ не единичен, можно предположить, что это обычная практика руссов.
Мы имеем два независимых источника, описывающих боевое примененение руссами медведей. Значит, бой в  Ярославле не был  исключительным случаем. Славяне приручали медведей не затем, чтобы заставлять их плясать под бубен на потеху праздной толпе. Это позднее вырождение другого применения медведей, и то, что это был бой, доказывается тем, что медведей дрессировали для ведения потешного боя с человеком.  По сути дела, его притравливали на человека, как сейчас дрессировщик обучает служебных псов. Дрессировка медведей – национальная русская забава, отмеченная историками еще (или уже) для 14-15 веков. К этому времени методика полностью  отработана, так что сама идея, несомненно, восходит к более раннему времени. Стоит заметить, что скандинавы медведей не дрессировали, поэтому руссы Низами и руссы, воевавшие в Бердаа – это  славяне.
Последнее использование медведя в бою было зафиксировано во... Второй мировой войне.
Выдрессировал медведя  сержант вооруженных Сил Польской Республики Михал Скшинецкий. Опять наши братья славяне. Медведя назвали Войтеком. Главный подвиг медведь Войтек совершил в Италии, где подтаскивал ящики со снарядами  к артиллерийским позициям. Медведь был официально зачислен в штат 22-й роты снабжения артиллерии, с которой прошел боевой путь от  Ирана до Италии, через Сирию, Палестину и Египет. После войны Войтек вместе со своим хозяином приехал в шотландский город Глазго, затем медведь поселился в эдинбургском зоопарке, где  и прожил до  своей смерти в 1963 году.  Сейчас ему собрались установить памятник.


Рецензии
Почему мне раньше не попадалось ваше имя? Запоем "проглотила" сразу три рассказа. Несомненно буду читать дальше. Вы пишете интересно..
Пробежала глазами названия рассказов, увидела много того, что хотела бы прочитать..
С уважением Наталья

Наталья Морозова 12   17.12.2022 19:08     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.