гл. 6 Учителя

УЧИТЕЛЯ
Директор Анна Ивановна жила при школе в маленькой служебной квартире. Всех родных потеряла во время войны, сама воевала в партизанском отряде, была ранена, рука так и не восстановилась полностью.
Анна Ивановна имела  строгий вид, всегда носила чёрный костюм  или чёрное платье. Даже когда улыбалась, в глазах  пряталась   пережитая  беда.  Школьники её боялись, завидев Анну Ивановну, поправляли школьную форму, прекращали крик , прыжки  и другие выкрутасы, вели себя чинно, культурно.

 На самом деле она была доброй,  добивалась, чтобы всем  давали бесплатный школьный обед. Не получилось, бесплатнно кормили только детей из малообеспеченных семей с одной мамой. Информация о таких детках была закрытая, Лариска на ушко шептала её одноклассницам. Ларискина мама работала в школе завхозом и знала почти всё о школьных делах. 
 
У Анны Ивановны была верная подруга Светлана Сергеевна, учительница английского языка. Они даже внешне были похожи друг на друга как сёстры, только одна грустная, а другая счастливая. У Светланы Сергеевны была дружная семья, хороший муж и сын с дочкой. Своим счастьем Светланушка окружила Анну Ивановну, опекала её как родную.

Между собой школьники называли учителей  Ниночка, Тамарушка, Светланушка, Аннушка, Галинушка, Верочка...

Лицо Светланушки всегда выражало благосклонность, дружелюбие, радушие. Ей приходилось строго отчитывать школьных хулиганов и лентяев. Сердитые эмоции Светланушки  должны были дать почувствовать провинившемуся всю тяжесть проступка.
Светланушку уважали, любили, её слово дорого стоило.
 
А как Светланушка читала "Приключения Тома Сойера"!
В конце каждой четверти несколько уроков минут по пятнадцать она устраивала чтение, а последний урок полностью! Это  был праздник! Ученики как завороженные слушали мягкий, выразительный голос учительницы, не спускали  с неё глаз.
 С учительской кафедры на них изливалась сама доброта!
Ах, как она читала! Как народная артистка Советского Союза!

...Нина Ивановна была молодой учительницей, очаровательной внешности: среднего роста, стройная, длинные русые волосы гладко зачёсаны и уложены в тугой узел на голове идеальной формы, черты лица крупные , правильные, чёткие. Серо-голубые глаза словно видели насквозь каждого,  интеллигентные очки украшали  лицо.

Специально для школы сшила на заказ несколько платьев пастельных тонов : серое, серо-зелёное, розово-сиреневое, синее , одного фасона -полуприталенные с английским воротником, на пять сантиметров ниже колена. На ногах узконосые туфли-лодочки на маленьком удобном каблучке "гвоздик". По школьному коридору она шла не спеша величественно,замечая всё и каждого.

Учительница с такими достоинствами просто обязана была преподавать могучий русский язык и великую русскую литературу.

Нина Ивановна получила классное руководство во второй раз, она показала себя мудрым и сильным руководителем. Её отец погиб на войне, Нина стала помошницей маме, уставшей от войны. Именно тогда в ней проявился педагогический талант, она воспитывала своих младших сестрёнку и брата.  Младшие оба пошли вслед за старшей сестрой в педагогический институт. Сестрёнка так же  закончила факультет  русского языка и литереатуры, а братишка стал географом.
Старшая сестра поспособствовала женитьбе брата на своей коллеге учительнице истории Ирине Николаевне.

        ...Ирина Николаевна работала в школе  третий год. Она была весёлая, даже иногда легкомысленная.  Густые прямые тёмно-каштановые волосы рассыпались по плечам и завивались кверху, из под чёлки блестели, словно вишенки , смеющиеся  большие глаза.
- Рогова, не дОговор, а договОр!- Иринушка недовольно морщила востренький носик.

-Ирина Николаевна, а вы тоже иногда не правильно говорите!- назидательно  и громко  останавливал учительницу отличник Морозов. На несколько секунд  Иринушкино  лицо становилось  задумчивым, она размышляла и потом продолжала урок как ни в чём не бывало.

У неё была слабость к туфлям. Туфли были на выском каблуке и на маленьком. Красные, зелёные, чёрные, коричневые, двухцветные чёрно-белые и коричнево-беживые, с бантиками, с пряжками, с пуговками.
Заглядится  девчонка на уроке на красные туфельки, размечтается как она  когда-нибудь в таких  же будет ходить, забудет на каком она свете. Иринушка тут как тут, строго скажет: "Повтори, Липина, что я сказала." Липиной сказать нечего, а Иринушка продолжает:" Что у тебя в голове,Липина? Серьёзнее надо быть!"
 А кто виноват? Сама же провоцирует!

Иринушка была славная девушка, поэтому Нина Ивановна помогла ей выйти замуж за своего младшего брата.
Старшую Ниночкину племянницу  назвали, естественно, Татьяной, в честь любимой пушкинской героини, у самой-то Ниночки был сын.Младшую племянницу, конечно, назвали Ольгой. Но тут случилась неувязочка. Татьяна оказалась блондинкой в папу, с весёлым характером в маму. Ольга же получила тёмно-каштановые волосы от мамы, и серьёзность с задумчивостью от папы.
Нина Ивановна не ошиблась, семья брата получилась дружная, крепкая, весёлая.

Среди учителей были и мужчины. Математик Николай Иванович, физик Николай Африканович, черчение  преподавал Сергей Петрович. Это в старших классах, а в пятом классе физкультуру вёл Сергей Александрович, уроки труда Леонид Петрович и Ким Львович -учитель рисования.

Леонид Петрович вечно был занят. Он не только вёл уроки, на нём ещё было всё школьное хозяйство: все эти замки, петли, парты, стёкла, всё было на нём и всё было в порядке. Он быстро передвигался по школе в чёрном чистом развевающемся халате, озабоченные глаза смотрели из-за больших очков.

Физкультурник Сергей Александрович, фронтовик, после уроков готовил особо одарённых к соревнованиям по спортивной гимнастике.

Кима Львовича за глаза ученики звали Кималёлей.
Кималёля был здоровенным дядькой, он  всегда ходил в вышиванке, подпоясанной узким ремнём. Голова его блестела лысиной, под носом топорщились сизые усы.

-Тебе что надо рисовать, Агеев? Лягушку тебе надо рисовать, Агеев! А ты что нарисовал? Осьминога ты нарисовал, Агеев!- и геть указкой по парте! Указка в щепки, ученики ни живы,  ни мёртвы, особенно виновник, доведший Кималёлю до точки кипения.

- Я вам покажу порядок! Будете помнить Кима Львовича!- разорялся Кималёля.
 У самых впечаилительных появлялась мысль:"Как помнить? Помнят мёртвых!Он что,  помирать хочет? Прямо сейчас, прямо здесь?! Аааа, мамаааа!"

Кималёла оглядывал класс и хитро смеялись его глаза из-под седых бровей. Указки он ломал на каждом уроке, становилось понятно, почему пятиклассники делают столько указок на уроках труда: каждому ученику надо было сделать  две большие указки для учителей или три маленькие для учеников. В каждом классе было по сорок человек,  пятых классов было три в школе. Вот сколько указок делали!
 
Помирать Кималёля не собирался, у него был последний учебный год, он заработал  северную пенсию и мечтал вернуться   на  свою Львовщину.


Рецензии
Галина, прекрасные зарисовки об учителях.

Ваши Ниночки, Тамарушки, Светланушки, Аннушки, Галинушки, Верочки завораживают. Они у Вас живые, хочется любоваться ими как первыми цветами, красивыми закатами и бесконечным небом. Каждая неповторима, а вместе энергия созидания.
Столько доброты и позитива.

У меня тоже есть рассказ "О школе с любовью" Приглашаю.

Софья Биктяшева   11.02.2018 08:49     Заявить о нарушении
Софья, спасибо за отзыв. Такая была у нас советская школа.

Галина Подарава   18.02.2018 13:52   Заявить о нарушении