Я - свидетель

Я – свидетель!
В большую перемену ко мне в кабинет, расположенный  в спортивном зале – моей епархии, как определила Галина Болеславовна – директор школы, принимая меня на работу в школу новостройку – забежала Виктория Николаевна, учитель – методист из школы, расположенной в 300 метрах от моей. Надо сказать, что в спальном районе, в Купчине, где возвели много типовых девятиэтажных ( на 6 подъездов) домов, возник целый городок, куда - на окраину города,  переехало много семей из перенаселённого Ленинграда, из подвалов , бараков,  коммунальных квартир. Предусмотрев появление в микрорайоне большого количества детей, власти настроили,- собрали из бетонных плит,- много типовых школ, чтобы выполнить Закон о Всеобщем среднем образовании, обеспечить всех детей, так называемыми «посадочными местами». Каждая школа расчитана была на 900 мест, поэтому в нашей было около 1200 детей. Качество типовых, предназначенных для более тёплого климата школ, с чем мы столкнулись в первую же осень её ( и нашей, соответственно) работы, оставляло желать лучшего, о чём мы – учителя – часто, возмущаясь, обменивались мнениями. Это надлежит рассмотреть особо, но в тот раз Виктория забежала на минутку, предупредить, что меня на днях вызовет следователь, чтобы я не боялся, размышляя – зачем? И шёл спокойно. Он допросит в рамках расследования уголовного дела по делу (простите за тавтологию) Ивана Ивановича. – Извини! Побежала! Сейчас звонок и у тебя, и у меня.
   Иван Иванович – это не приём в рассказе - типа №№. Это реальный персонаж, тем более, что фамилии я не называю. Познакомился я с ним, когда он вызвал меня в Исполком Фрунзенского района г. Ленинграда. По телефону он представился как Зам. Зав отдела физического воспитания при вышеозначенном Исполкоме.
   На ежемесячном методическом совещании учителей физического воспитания района нам сообщили, что при Исполкомах города созданы подобные отделы для улучшения, совершенствования и всемерного развития здоровья граждан. Отвлечения их от пагубных привычек и привития им – гражданам, т.е. – привычек (наоборот) и навыков здоровой жизни. Поскольку наши школьники тоже являлись гражданами, то и они должны были попасть в светлую сферу деятельности отдела в общем, и Ивана Ивановича в частности.
   На проведение работы с гражданами были отпущены определённые деньги. Старший методист, проводивший совещание, сказал, что мы имеем право претендовать на какие-то суммы, проводя свои соревнования в школе и готовя  детей к районным и городским.
   И вдруг – следователь!? Недоумевая о причине вызова, я в назначенное время постучал в дверь кабинета с соответствующей надписью. Молодой мужчина предложил мне сесть, предъявить ему мой паспорт, удостоверяющий, что я – это я, записал данные в протокол допроса свидетеля, как я мог видеть на бланке, и стал задавать вопросы: Знаю ли я Ивана Ивановича (фамилию он назвал, но я сейчас опять умолчу). Я его знал. И вот откуда.   
   И.И (буду  далее  так его  звать для краткости ), заступив на должность стал знакомиться со своим хозяйством. Плановым, следует отметить,  во всех ярких проявлениях жизнедеятельности нашего социалистического Общества, гигантскими шагами пробирающегося к мечте человечества – Коммунизму, который, если верить КитСеичу, как называл Никиту Сергеевича  мой хороший товарищ Николай Владимирович Белоусов, должен был заступить на трудовую вахту в Советской стране в 1980 году. (А как мы могли не верить? Он же обещал! С очень высокого поста. Откуда не только не врут, но даже не обманывают) . Ну, это лирическое (правда, не очень-то) отступление.
   И.И. вызвал меня, рядового учителя физического воспитания  рядовой школы, вверенной его попечению, чтобы узнать, как у меня с планом (ну куда ж без плана) подготовки моих учеников к скорейшему построению коммунизма на основе Всесоюзного комплекса ГТО и БГТО. То-есть «Готов к Труду и Обороне» и «Будь готов к Труду и Обороне». Эти комплексы какое-то время назад канули в Лету (к счастью оказавшейся недолгой). По инициативе Президента России Путина они снова выступили на повестку дня. Но, я немного отвлёкся. Вернёмся в кабинет И.И. Итак его интересовали животрепещущие моменты из здоровья, и жизни, соответственно, подрастающего поколения.  Я должен был (по плану, конечно) из детей готовить, как самый главный показатель их пригодности к общественной жизни:
1. Значкистов БГТО
2. Значкистов ГТО
3. Спортсменов-разрядников по различным видам спорта
4. Судей-общественников по спортивным дисциплинам
   И всё в процентах (весьма высоких, а чего мелочиться) к численному составу школьников различных возрастов. По классам: (Помните: «Будь готов!» и «Готов!» - уже, стало быть). 
   Я честно признался, что требуемые проценты завышены, т.к. в классах много учеников, получивших после медицинского осмотра полное ‘’освобождение’’  по состоянию здоровья  от занятий физкультурой и ‘’подготовительную группу’’, то-есть  ограничение физических нагрузок на уроках, что исключало предъявление к ним требований, соответствующих  нормативам вышеуказанных комплексов. Я попросил уменьшить для моей школы план, чтобы он реально соответствовал возможностям  детей. Что мне, работающему с  детьми, знающими их физическое состояние, виднее, сколько у меня может быть подготовлено  значкистов, которые  с нас сверху (с фонаря) требуют. 
   На что И.И. величественно отвечал, что мы не апельсины продаём на рынке  (никак не понял употребление им в данной ситуации подобного сравнения), а обучаем и воспитываем подрастающее поколение и, в свете постановлений последнего Пленума Партии  и пр.. и др..  должны приложить все усилия, чтобы оправдать высокое  доверие, оказанное нам  в деле построения и пр... и др... (обычно я старался отключать мозги от подобной трескотни, чтобы не пачкать их, думая о чём-нибудь постороннем и приятном, в то же время глядя в пищевод говорящего, откуда шло словоизвержение).
   По тому, что он закрыл рот и выпучил на меня глаза, определяя сколько я усвоил из его прямого высокого указания мне на ближайшие годы работы, я понял, что подошла моя очередь вступать. – “Ну, что ж,- подал я свою реплику – если этого требуют  интересы  Государства, то я не могу остаться в стороне от подобного начинания и готов отчитаться в выполнении плана по всем показателям на 100%. У меня все и всё сдадут.”
   Мой серьёзный вид и возвышенная пафосная речь должны были убедить его, что я такой же идиот, как и он сам, но что-то показалось ему слегка подозрительным в моей полной готовности переплюнуть его планирование. Сарказма он – ручаюсь – не расчухал. –“Нет,- решительным жестом (так Наполеон бросал конницу в бой) отверг И.И.  моё предложение использовать лишние объёмы бумаги и чернил в ущерб совести и правдивости,“ – 100% это вы хватили лишку. С этим не справиться. Мы очень тщательно проверим соответствие ваших отчётов с реальным состоянием дел и, если найдём хоть минимальные приписки, то строго вас накажем. Партия и пр... и др... (Дальше я не слушал, показывая всем видом, что тороплюсь бежать, приниматься за осуществление указаний, данных мне. Да и он выдохся, выложив мне недельный запас лозунгов и пр... и др...)  Я, идя на остановку автобуса, даже не удивлялся идиотизму людей, поставляемых нам в руководители. Такими же!? Нет???
   Про себя-то я уверенно знал, что не погрешу ни долей секунды, ни сантиметром при приёме норм. Отчёт будет состоять из голой правды. Так и вышло. Вместо вызова к нему с отчётом, я  был вызван к следователю с объяснениями. Вернёмся в его кабинет.
Следователь взял папку, открыл, пролистав немного, вынул одну ведомость, нашёл  мою фамилию среди 20-25 других на листе и подал её мне, приготовившись писать ответы на вопросы, которые стал задавать:
- Это ваша фамилия? Имя? Отчество?
- Да!
- Паспортные данные?
- Нет! У вас же в руках мой паспорт.
- Подпись в получении денег за судейство соревнований ваша?
- Нет! В паспорте есть образец моей подписи.
Он нашёл в папке ещё несколько ведомостей, где фигурировала моя фамилия. Вопросы были те же, как и ответы. Внизу каждой ведомости была ''Сумма''  ''Итого'', что в итоге было не так уж и много, но ''Курочка по зёрнышку клюёт''. Затем следователь дал мне чистый лист бумаги и попросил расписаться на нём в трёх колонках по 10 раз в каждой. -Такой порядок,- пояснил он мне. – Это для графологической экспертизы. – Спасибо! Вы нам помогли. Теперь мы вас вызовем свидетелем в суд.
   Я вернулся домой, продумывая сложившуюся ситуацию.  Назавтра встретился с  Викой (так мы все звали Викторию Павловну) и рассказал ей о своём визите к следователю. Мы вычислили, простую, как 2х2 махинацию И.И.  Он со своим начальником, коего был замом, придумали элементарный способ похищения государственных денег:
   Брался лист бумаги, на котором они печатали приказ о проведении спортивных баталий по различным видам спорта среди граждан района, на что просили отпустить средства в соответствии с  расчётами по прилагаемой смете.
   Брались форменные ведомости на выплату нижевнесённым 25-30 человекам  оплаты за судейство проведённых соревнований по ..... (вид спорта, дата, время в заголовке писали от руки) Так же от руки вписывались фамилии учителей физического воспитания школ, которые у них были под руками.
   Против каждой фамилии (единственно, что соответствовало правде) писали, взятые с потолка паспортные данные, затем в графе «сколько» писали 2 рубля (стандартная сумма) и,  далее,  расписывались правой и левой рукой за получивших (якобы) эти деньги.
   Потом «под отчёт» получали эти деньги и бежали в ближайший «кабак» раздавать  их нам. Денег с каждой ведомости И.И. со начальством  получали 50-60 рублей, согласно количеству привлекаемых судей (нас), которые ни сном, ни духом не знали о своём участии в спортивной  бумажной  вакханалии.  Мы проводили соревнования  в своих школах, участвовали в районных соревнованиях, к которым И.И. и его шеф никакого отношения не имели. Причём, на общественных началах, т.е. не получая за это деньги, и не претендуя на это. Расценивая, как свои обязанности.
   Через несколько месяцев наступил день суда. Я и забыл о том, что буду вызван на него. Как в кино показывают – проверив явку, посадили в коридоре. Ждать вызова в зал.
   Наконец  вышел служащий и назвал мою фамилию. Занял своё место на свидетельском месте. Судья, проверив мою личность, стал задавать вопросы Ивану Ивановичу:
- Вы знаете этого человека,- показав на меня и назвав имя, отчество и фамилию.
   И.И. бодро отрёкся от меня:
- Первый раз вижу!!!
   Судья обратился ко мне с тем же вопросом.
   Я не стал утаивать от него знакомство с И.И.
- Назовите его имя, отчество, фамилию,- попросил судья,- скажите когда, где и при каких обстоятельствах  вы познакомились с эти человеком?
   Помня, что в суде надо говорить «правду, только правду и ничего, кроме правды», я честно признался, что И.И. знаю, назвал обстоятельства его представления всем учителям района, приблизительно дату этого события, далее не счёл возможность утаить свидание с ним по его вызову в должностной кабинет при Исполкоме. Когда судья спросил о причине вызова и содержании нашей беседы, я признался, что И.И. пожелал воспитать меня в духе честности, порядочности, правдивости, идейности, целенаправленности и прочих высоких качествах строителя коммунизма на основе Морального кодекса. Надеюсь, ничего не опустил и не упустил. Судья попросил конкретизировать мои разглагольствования, поняв, как и многие мои коллеги-учителя, присутствовавшие в зале в такой же роли, как и я, что я немного ёрничаю. Я пояснил доходчиво, что И.И. предостерегал меня от лжи, т.е. подачи заведомо неправильных отчётов с показателями моей работы, описанной выше, для создания неверных представлений о моей школе, что, было очковтирательством и за что И.И., опять же, из высоких нравственных побуждений грозил мне страшными карами, буде такое обнаружится при проверке. Ибо это искажает статистику – Государственное дело – и подрывает истинное представление о готовности к труду и обороне СССР и будьготовности к труду и обороне СССР (в младших классах, соответственно). Судье, наверное, надоела моя резвость в даче свидетельских показаний, а, может, т.к. впереди было много людей из списка, он хотел послушать и их. Поблагодарив меня за подробное изложение ответов на его короткие вопросы, он предложил мне занять место в зале. Дальнейшие выступавшие в основном повторили мои показания. Схема хищения государственных средств была уныло однообразная, но сумму обвиняемые наскребли солидную. Как говорится – «С миру по нитке.... », но они наскребли не на рубашку, а на тюремную робу. Опущу последующие процедуры, такие,  как показания всех свидетелей, речь обвинителя и защитника, последнее слово Ивана Ивановича, «суд удаляется на постановку приговора», перерыв, «встать – Суд идёт!», чтение приговора и финиш. Иван Иванович и его начальник Горшков, по-моему, получили по 5 лет. Их увели. Мы, участники этого действа, расходились с разными настроениями. Кто-то говорил, что правильно дали: «Тебя посОдют, а ты не воруй!» - как говорил герой Анатолия Папанова в фильме: «Берегись автомобиля», кому-то было их жалко – ну, подумаешь, с носа нашего поживились какой-то десяткой. Так и не придя к единому мнению разошлись, чтобы завтра снова выйти на уроки к своим ученикам, ни сном, ни духам не ведавшим, что взрослые дяди провели их участниками многих спортивных соревнований (на бумаге), за судейство которых их учителя получили деньги.
P.S.
Прошло несколько лет. Я уже работал руководителем физического воспитания СГПТУ –Профессионально-техническом  училище, дающем наряду со средним образованием рабочую профессию. На одном методическом совещании руководителей физвоспитания, проводившихся ежемесячно, Старший методист представил собравшимся нового члена нашего славного  объединения. На руководящий пост заступил Иван Иванович!  5 лет ещё не прошло, но он, по-видимому «хорошо вёл себя» в тех местах и заслужил право раньше выйти. Мы с ним столкнулись на выходе нос к носу. Он меня «не узнал». Я не возражал.
P.P.S.
Когда я узнал, что за многомиллиардные хищения дают сроки (с последующей амнистией или выходом по УДО за хорошее поведение) намного меньшие, чем «припаяли» Ивану Ивановичу за его кражу «копеек», мне его стало жалко


Рецензии