Однажды в автобусе. 11. Про Ленина

                В те времена  митинговщина была  всеохватной. Обсуждалось  прошлое,   далёкое прошлое,  что-то выискивали и пытались найти ответы, никто не запрещал говорить и говорили и говорили.

              Как-то  в СМИ кто-то подкинул остросюжетную тему – убирать Ленина из мавзолея или нет. Разумеется,  и в автобусе вспомнили об этом.

                День был перед праздником,  и на площади Ленина возникла пробка – пропускали военную технику с репетиции. Мимо окон с грохотом летели танки, тяжёлые машины с ракетами,  современные  вездеходы. Впечатляющее зрелище.
              Но нашёлся пассажир, который видел другое.
             - Вот стоит он, и пока стоит и ему поклоняемся,  так и будем жить хуже всех, – сердито  бурчал мужик в  куртке  из китайской вонючей кожи и в кожаной кепке. Взгляд был нацелен на памятник, где стоял и смотрел через века  вождь пролетариев Владимир Ильич Ленин, вызывавший столько споров.
             - А что ты знаешь о нём? Тебе он что сделал?  В мире  его гениальным считают, а мы плюём на своих великих, – откликнулся человек,  похожий на кандидата в депутаты – одет соответственно,  папка и внешность подобающая.
            - Да я его, может,  трижды гениальным считаю, да только чего из него бога делают.

              Их перепалка была бы бесконечной,  машины в пробке  стояли или передвигались черепашьими шагами.
                Стоящая возле кондуктора женщина, с которой они  уже обменялись приветливыми дежурными  фразами о погоде, о красоте  обновляющейся площади, улыбаясь,  говорит:

              - У меня с площадью Ленина связан удивительный случай – сон смешной. Я была студенткой во-о-он того института, - кивок в сторону Медицинского университета. - Заканчивала первый курс.   Начало лета… Сессия… Завтра  сдавать экзамен. А я ничего не знаю.  Среди студентов ходили слухи, что преподаватель, которого я видела только  на лекциях, да и то через раз, а практические занятия , семинары какие-то прошли в любовном угаре, -  зверь на экзаменах.   И глазки ему не построишь – уже старичок.
 
                И я,  конечно,  тряслась от страха. Корпела над чужими конспектами, над книгами. Уже и ночь, а я всё головы не поднимаю, а там, в голове,  жуткая каша.  В общем так я и заснула на учебнике.

                Рядом стоящие  прислушивались, а женщина,  не обращая внимания,  рассказывает  с иронией и или с юмором  свой сон, как рассказывала его,  наверное, многим, подсмеиваясь.
                -  И снится мне сон.

              Как будто гуляю я по площади Ленина.  Прохожу мимо памятника Владимиру Ильичу и вдруг. Вдруг, представьте себе,  Ленин ко мне обращается сверху, даже наклонился и негромко так:

                - Галина, выручите, батенька, будьте любезны.  Постойте пару минут вместо меня,  мне необходимо отойти. В туалет… Э-э, простите за просьбу, да поймите, столько лет стою, терплю.

                Кто-то рассмеялся -  «Да уж – 70 лет не вытерпишь».               
                Рассказчица,   не обращая внимания,  свое всё:
                - Ну да,  пару минут всего…
                А я, что странно, и не удивляюсь  просьбе
                -  Можно и постоять. Только разве я смогу, как вы? И мы с вами совсем не похожи.
                -  Сможете, батенька, сможете! А на то, что не похожи,  внимания не обратят. Главное, чтобы постамент пуст не был.  А постоять вы  сможете!

                А сам уже  спрыгнул и во двор,  что характерно,    бегом!
               
                А я уже вроде как на его месте - на пьедестале, и соображаю – а как он стоял, вождь наш, какая рука вперед, а какая в кармане?  Подожди, а в кармане ли она? Что-то он в руке держал ведь, не то кепку, не то бумагу? Или нет,  у него была привычка руку за жилетку цеплять.  Тьфу ты! Каждый день мимо ходить и не запомнить, как же памятник выглядит!  А ноги, ноги как у него? Если я не так,  как надо стану, да кто-нибудь увидит, что я тут вместо Ленина притворяюсь – не поздоровиться. В общем,  мучаюсь -  соображаю, как мне правильно  расположиться, чтобы никто ничего не заметил. И помню, что я все пыталась то одну руку вперед, то другую, ноги тоже … Смех!

                При этих ее размышлениях  люди почему-то развеселились и дружненько повернули головы к памятнику, а его скрывал другой автобус.  Но некоторые или помнили или могли видеть,  начали обсуждать или вспоминать со смехом. Оказалось,  что даже двух одинаковых мнений нет. Мужик в  кожаной  куртке  с какой-то яростью утверждал,  что придумано  всё,  он  передразнивал  -« батенька… батенька»…и пыхтел.

                - Да надоел ты своим криком – не нравится, не слушай.  – Соседка слева   возмущенно пыталась вытеснить его из своего окружения.
                А женщина продолжает:
                - Кстати, я потом многих  спрашивала,  как  Ленин на площади стоит. И ни один  не мог сказать правильно. Никто, оказывается, внимания не обращал.

              Пока я мучилась,  пытаясь  выглядеть так же,  как Владимир Ильич, вижу,  он   возвращается.  Повеселевший, расслабившийся, рукой машет – дескать, иди.
              И вот я уже на земле, а Ленин на своем положенном месте.
            - Спасибо вам, батенька, спасибо большое.  Выручили меня как. Ну-с, чего желаете, Галина  Юрьевна?  Хочу отблагодарить вас.
              Я поняла, что  он исполнит мое желание, но  неудобно мне как-то.
             - Да что вы, Владимир Ильич, так любой бы поступил на моём месте.  Мелочь.  Не стоит.
                - Э-э-э, нет-нет. Отблагодарить, надо непременно отблагодарить. Решили уже?
                Я  недолго думала:
                - Владимир Ильич, завтра у меня экзамен, а я ничего не знаю. Вот если бы мне сдать.
                Ленин  залился смехом, махнул рукой:
                - Экзамен, говорите? Студент? Ха-ха-ха. Идите! Идите! Сдадите свои экзамены, сдадите!
             Вдруг резко  так застыл в своей позе – рука вперед, взгляд, как говорится, через века.

                Просыпаюсь.  Боже, утро! Я на книгах сплю. И этот странный сон помню так явственно, будто всё только что было. Пошла сдавать и думаю, сбудется сон или нет? Потом я про него забыла и опять трястись начала. Вытаскиваю билет – что-то очень смутное в нём. Ладно, думаю,  может, что и вспомню, или кто шпору подкинет.

              Сажусь. И вдруг в голове  ответ  возник по моему вопросу. Просто так явственно вижу его. Давай  катать на бумагу быстренько.  Весь ответ на вопрос четко  в голове откуда-то, сама поразилась.
             Пошла отвечать, а у преподавателя с лица удивление не сходит. И удовлетворённо мне говорит:
                - Редкой литературой вы пользовались, тщательно штудировали, вижу. Прекрасные знания… Прекрасные. Что же – отлично!
              И выводит в зачетке «отл». А я как засмеюсь! Он,  конечно, понял это,  как смех от радости, что сдала, - до меня он сколько  человек завалил, да после меня тоже.  А я сон вспомнила! Сон-то оказался вещий! И что удивительно, все годы учебы в институте редко когда я на «хорошо» сдавала. Всё на  «отлично» в основном.

             Но… Не скрою, перед каждым экзаменом  я ходила к памятнику и бессовестно о себе напоминала: дескать, обещал помочь, давай помогай, Владимир Ильич. Завтра у меня экзамен. И всё шло  превосходно.
              - А вы не помните, какой был самый первый экзамен? По какому предмету? Не история КПСС? – спросила увлечённая кондуктор.
                - Нет, не история КПСС, что и удивительно,-  смеётся пассажирка.

                В это время  стали из пробки выезжать,  и пассажиры   свое внимание переключили. И Ленин был забыт.

                Приехали на конечную, на вокзал, как вдруг мужик в кожанке  на выходе  спросил кондуктора:
                - Ты как думаешь, ведь наврала она  про Ленина, правда! Мне кажется,  я что-то слышал подобное…
                -Ну и что? Я не слышала. А что вас так задело?
                - А что она хотела сказать? Подумаешь, стояла за него 5 минут?
                - Слышь, мужик,  а как он стоял на самом деле?  Не знаешь?  Чё ты привязался? – какой-то парень с бутылкой пива   говорил с усмешкой,   и это еще больше злило  кожаного.
                - Да  по мне пусть хоть раком стоит, молитесь на всех ленинов и сталинов. Куда ни придешь – все об одном.

                И чего он взорвался? Чем себя каждый день накачивает?
                Нет, в самом деле, как Ленин на постаменте стоит, хоть кто помнит?


1996-98 гг.


Рецензии
ЦЕРКВУ НАДО ПОСТАВИТЬ ВСЕНЕПРЕМЕННО-А ТО вместо заводов их маловато будет-надо и вместо всех памятников тож-вместо кажного церкву-и будет нам щастя как в полупольше!

с добр нч!

Ник.Чарус   05.01.2021 23:36     Заявить о нарушении
Не, церквей и так на душу населения - стока и не обойти, чтобы щастя выбить себе
да и язычникам церква,.. . Кажный сам выберет себе кому чо надо. Из 2-3 вариантов ответов.

Летать нельзя - небо для кого? Если ты не ракета

Наталья Гончарова 5   06.01.2021 04:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.