Лит. соревнование ЧХА 043. О животных

    Тема: О животных, встреча №3.

    Сегодня у нас обсуждается пара:
    «Инстинкт» Михаил Бычков и
    «Мама, Муська и блокада» Надежда Лазарева.


   Рецензии Олега Фурсина:
   
   Приветствую (с огромным удовольствием) возвращение Нади-Насти Лазаревой в наше сообщество. И отдаю ей пальму первенства в нашем сегодняшнем соревновании.
   Не могу сказать, чтоб не было уж никаких замечаний к ее работе. Мне показалось, что не стоило ставить начало и конец рассказа в противоречие: рассказ ведется от имени конкретного человека, затем говорится о вымышленности персонажей на фоне правды эпохи. Это не абсолютное противоречие, понятно, но к чему множить слова, к смыслу работы не имеющие отношения? Где-то попалась пара ошибок, ну вот в конце, например, в «свободной стране, ни кем (никем) не завоеванной». Было ощущение, что рассказ о кошке, спасшей семью от голодной смерти в блокадном городе, видел на каком-то из сайтов. Скорее всего, в «Одноклассниках». Ну, это тоже не в упрёк. Даже если автор прочел короткую быль и создал на ее основе вот такой рассказ – ему и честь, и хвала, и моё искреннее признание. Дважды работу не прочту, сил не найду. Просто, языком обыденным, но отнюдь не скучным, живым, рассказана такая история…В которой все те, кто должен быть охраняем в силу своей слабости и беспомощности, брошены на произвол судьбы. Дети и животные в немыслимой атмосфере борьбы за существование, самой последней ее стадии, и ведь справляются, и ведь не просто лицо сохраняют, а возвышаются над судьбой! Без слез невозможно, а я не сторонник слез у взрослого мужика. Хотя по этому поводу, верно, и не стыдно…
    Вы знаете, мне понравилась короткая, легкая и светлая, проникнутая юмором работа М. Бычкова. Понравилось все – и точное понимание с последующим описанием живым и легким языком реакции людей на быстро изменяющиеся обстоятельства, понравилось противопоставление инстинкта животного – инстинкту человека. Тоже животного, но социального…
    Ну, никак нельзя, наверно, ставить в пару такие работы для обсуждения. Крайняя разность весовых категорий. Причем не авторов разной категории, а именно жанров. Волей – неволей отдаешь должное тяжеловесу, ибо на одном конце шутка, а на другом – драма человеческая. Которая у нас у всех в генной памяти. С этим не шутят…
    Обоим авторам – спасибо…



   Лазарева Надежда-Анастасия Владимировна.
 

   Для всех.
   Во многих рецензиях отмечено то или иное обстоятельство...
   Напишу немного об истории рождения рассказа "Мама, Муська и блокада".
   Одним чудесным летом я прожила чуть больше месяца на даче в кампании подруги и её величественной питомицы по кличке Царица (то есть Цаца). Нам всем троим на природе было просто замечательно! Красави­ца-кошка­ эпитету "Царица" соответствовала абсолютно: очень грациозная, царственная и умелая охотница. Надо сказать, что она уже давно сделала милость и начала относиться к моей персоне благосклонно. И вот однажды она эту благосклонность продемонстрировала, принеся мне в дар мёртвую крысу... Я её похвалила, и от того это стало повторяться систематически, только не всегда удавленина была именно крысой. Потом я заметили одну странность: своей хозяйке Цаца тоже приносила "дары", только в чуть поддушенном, но ещё живом виде, а потом долго и жестоко играла на её глазах со своей добычей. Подруга к такому зрелищу уже привыкла давно, а вот мне привыкнуть было не суждено... Такое явное разделение "даров" на живых и неживых меня очень заинтересовало и я стала расспрашивать одного специалиста по кошачьим из зоопарка. И вот что выяснилось: по кошачьей логике, я - бездарная добытчица и научиться охоте в понимании Царицы просто не способна. Оно и понятно почему: я к мясу равнодушна и уже давно его не ем, встаю рано утром, как жаворонок, а ночью дрыхну, как убитая, одним словом никаких замашек хорошего хищника. Совсем другое дело моя подруга: днём отлёживается до обеда, ночью активна и даже есть ей хочется именно по ночам, что она и делает, совершая полуночные набеги на холодильник; по пищевым пристрастиям - мясоед; вот из такого члена прайда в кошачьем понимании может выйти толк... Поэтому как обращаться с живыми мышами стоит научить на личном примере... Вот такая кошачья логика.
   
   А я в то лето увлекалась изучением истории блокады Ленинграда и мне невольно пришла в голову мысль: "А что если бы блокадники имели возможность получать от кошки такие "дары"? Ясно-понятно, что они не стали бы поступать с ними так же как мы, современные люди, не знающие, что такое настоящий голод..." Так родилась задумка сюжета. Она оказалась очень реалистичной и вполне могла быть былью... А написаннная в форме воспоминаний бабушки вызывала у читателя только одну трактовку: внучка записала рассказ со слов своей бабушки. Но родственницы-блокадн­ицы­ у меня никогда не было. Поэтому гораздо позже я сделала приписку о том, что герои и события вымышленные. Наверное зря...



   Лазарева Надежда-Анастасия Владимировна - Олегу Фурсину.
   
   Спасибо за Ваш эмоциональный отзыв и выбор в пользу человеческой трагедии. Я уже писала о истории зарождения рассказа, честное слово: ни откуда не списала сюжет, тем более что этот рассказ родился одним из первых в моей писательской карьере. А вот потом не раз встречалась с тем, что есть воспоминания о подобных реальных кошках, которые действительно жили в Ленинграде и которым хозяева обязаны жизнью. Но гораздо чаще в свидетельствах блокадников встречаются упоминания о том, как семье пришлось съесть свою кошку, любимую собаку и даже попугайчика - другого способа не было чтобы продлить своё собственное существование. По крайней мере всё имело шансы быть почти так, как в рассказе. Последние слова, не имеющие к смыслу работы отношения, решила убрать.
   Ещё раз спасибо за рецензию и прочтение.
 




 


Рецензии