Исповедь сирийного убийцы

      Эта история произошла несколько лет назад.
      В то время Алексей только поступил на службу в полицию и был назначен на должность участкового.
      А так как окончил только гражданский институт и не имел специального полицейского образования, то через три месяца после начала службы отдел кадров направил его в центр подготовки местного управления внутренних дел.
      Там в течение пяти месяцев из него должны были сделать настоящего офицера полиции.
      Народ в учебной группе собрался разный…
      В основном это были такие же как и он вчерашние студенты.
      Но были и те, кто успел поработать на «гражданке», и там себя по разным причинам не нашли и пришли работать в полицию.
      С большинством из них у Алексея установились приятельские отношения, а с некоторыми он подружился.
      Курс обучения включал много учебных дисциплин.
      Там были интересные и откровенно скучные и неинтересные, но их тоже надо было изучать и сдавать зачёты и экзамены.
      Одним из предметов была судебная психиатрия.
      Кроме теоретического курса там было и несколько практических занятий, которые проводились в региональном бюро судебно-медицинской экспертизы.
      Это бюро находилось недалеко от центра подготовки.
      Оно располагалось на территории городской психиатрической больницы за высоким кирпичным забором.
      Ранее Алексей неоднократно проходил мимо, но не обращал на это здание никакого внимания.
      А зря!..
      Как выяснилось, там находится интересное заведение, где происходили любопытные события и решались человеческие судьбы.
      Само здание было кирпичным и, судя по архитектуре, было ещё царской постройки. Оно имело два этажа. Внутри было похоже на обыкновенную тюремную больницу: на окнах имелись железные решетки, а при входе в здание между двумя массивными металлическими дверями сидел вооруженный полицейский.
      Эти меры безопасности были необходимы, потому что здесь содержались люди, которые за различные преступления привлечены к уголовной ответственности, и правоохранительными органами региона были направлены на экспертизу для определения вменяемости.
      Среди них были лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления.
      Руководил этим невеселым учреждением главный врач Сергей Иванович: невысокий подвижный мужчина с небольшой бородкой, на вид около пятидесяти лет.
      Он и занимался со слушателями. А уроки, которые преподал молодым участковым, запомнились надолго и заставили взглянуть на жизнь и смерть с другой, не очень весёлой стороны.
      Проведение экспертизы с испытуемыми занимало по времени от одного до шести месяцев. После её окончания готовилось медицинское заключение о вменяемости или невменяемости обследуемого лица. Если человека признавали вменяемым, то уголовное дело продолжалось обычным порядком. То есть был суд, приговор и все остальные связанные с этим последствия. Если же человека признавали невменяемым, то по действующему законодательству он не являлся преступником и переходил в разряд больных. И обращались с ним уже как с психически больным человеком. Эти люди освобождались от уголовной ответственности и направлялись на принудительное лечение в специальные медицинские учреждения до выздоровления. Где они, пробыв определенное время, выписывались в связи «с излечением». После этого выходили на свободу и пугали родственников и окружающих своим непредсказуемым поведением.
      Сама экспертиза проходила довольно жестко…
      Испытуемым кололи довольно болезненные уколы.
       Алексей наблюдал, как после таких уколов больные с трудом перемещались по общему больничному коридору. По гримасам на их лицах было видно, что при движении они испытывают сильную боль. Некоторые во время ходьбы, чтобы не упасть, даже держались за стены. Это зрелище было не для слабонервных. Уколы были болезненны настолько, что некоторые из них не выдерживали и после нескольких уколов подходили к врачу и просили прекратить лечение, говоря, что они нормальные и только «косили» под дураков.
      Врач в этом случае лечение прекращал и готовил заключение об их вменяемости. После этого испытуемых отправлял туда, откуда привезли.
      Но основная масса больных это лечение всё-таки мужественно переносила.
      Видимо находиться «дома» в изоляторе было ещё хуже, чем здесь. А здесь, всё-таки, больница. Режим содержания мягче, да и кормят лучше.
      Приходя туда, слушатели размещались в кабинете главного врача.
      Сергей Иванович доставал из большого металлического сейфа пухлые уголовные дела испытуемых и давал смотреть.
      Как правило, они были хорошо иллюстрированы и читались как хороший детектив. После этого рассказывал о психическом состоянии больных, обильно употребляя непонятные медицинские термины. Затем санитары по одному приводили из палаты самих пациентов. Все они были, как и положено больным, в халате и тапочках. Затем их на некоторое время «отдавали» для общения слушателям, которые с интересом расспрашивали доставленных об обстоятельствах совершенных ими преступлений.
      В первый раз им показали обычного уличного грабителя и летчика гражданской авиации, бывшего командира гражданского вертолета, который разбил свой вертолёт, чем причинил значительный ущерб своей компании.
      Грабитель был обычным молодым парнем.
      Получилось так, что они с другом изрядно выпили спиртного и ограбили проходящую мимо пожилую женщину, забрав сумочку с деньгами. Их задержали, возбудили уголовное дело и арестовали, поместив в изолятор. После окончания расследования уголовное дело направили в суд. За это им грозило несколько лет лишения свободы. Но на суде парень вдруг заявил, что грабёж не совершал, а в это время находился на Луне.
      Суд всё это внимательно выслушал.
      Его товарищу дали четыре года лишения свободы, а в отношении него суд вынес определение и направил сюда для определения вменяемости.
      Было видно, что парень обманывал.
      Когда его привели, то он сначала растерялся, увидев большое количество сотрудников в полицейской форме. Но быстро собрался и рассказал сказку о том, что грабёж не совершал, на месте преступления не был, потому что в это время  находился на Луне.
      Это вызвала у присутствующих живой интерес.
      Ему, конечно же, не поверили и задавали разные каверзные вопросы. Чувствовалось, что парню это не нравилось, однако, он был человеком подневольным и поэтому был вынужден это терпеть.
      Как выяснилось позднее, он действительно лгал. Да и уколы сделали своё дело. Спустя две недели парень подошёл к врачу, во всем признался и попросил прекратить лечение.
      Случай с лётчиком тоже был весьма интересным.
      Лётчик был по всем параметрам положительным человеком и подследственным стал неожиданно для себя и всех кто его знал.
      А дело было так… 
      Он был командиром вертолета гражданской авиации. Летал на Север и обеспечивал продовольствием и оборудованием геологов и другой трудовой народ. Был хорошим командиром и лётчиком, у начальства был всегда на хорошем счету.
      И работал бы так дальше, но однажды произошёл очень неприятный случай…
      Они летели домой. Вертолет в это время вёл второй пилот, а он сидел в соседнем кресле и спал. На высоте около двух тысяч метров ему, с его слов, приснился сон о том, что он прилетел на вертолёте на аэродром и успешно его посадил. Осталось выключить двигатель и работа на сегодня была закончена.
      Что он и сделал на высоте двух тысяч метров...
      Он поднялся со своего кресла и совершил все необходимые действия по выключению двигателя. Сделал это быстро и профессионально, как до этого делал сотни раз. После этого снова сел в кресло, но поспать ему не удалось, потому что вертолет начал падать вниз.
      Второй пилот этого не ожидал и поэтому не успел ему помешать.
      Возникла паника...
      Двигатель вертолета удалось запустить снова, но сильного удара о землю избежать не удалось. Вертолет получил серьезные технические повреждения, а второй пилот и несколько пассажиров, находившихся в вертолете, получили травмы различной тяжести.
      По данному факту транспортная прокуратура возбудила уголовное дело, а нашего командира направили сюда на обследование и определения вменяемости.
      Экспертиза признала летчика невменяемым и поэтому скоро его должны были отпустить на волю, а уголовное дело прекратить.
      Как пояснил Сергей Иванович, у него было так называемое состояние «просонок» или «просонки», т.е. пограничное состояние при переходе от сна к бодрствованию. Оказывается, в таком состоянии человек не контролирует свои действия и медициной признается невменяемым.
      Но особенно Алексею запомнился третий испытуемый.
      Это был молодой парень по имени Илья, около двадцати лет, небольшого роста и худощавого телосложения. Он жил и совершал свои преступления в небольшом районном городке.
      Когда Алексей читал его многотомное уголовное дело и рассматривал фотографии жертв, то ему было не по себе. Однако, выслушав его неторопливый рассказ о содеянном, Алексей понял, что это больной человек и его надо лечить, хотя преступления он совершил ужасные…
      В течение нескольких дней этот парень совершил пять убийств ни в чем невинных людей, которые волею случая оказались на его пути.
      Илья освободился из мест лишения свободы, где отбывал двухлетний срок за кражу и уже месяц находился дома. Жил в частном доме на окраине городка вдвоём с матерью. После освобождения пытался устроиться на работу, но его нигде не брали, потому что он ничего не умел. Поэтому целыми днями бесцельно болтался по городку, где познакомился с таким же, как и он, молодым бездельником, тоже недавно освободившимся из мест лишения свободы. Теперь они вместе с ним бродили по городку, ища выпивку и приключений.
      В один из дней, выпив изрядное количество самогона в доме у Ильи, они поругались. Причина для ругани была ничтожная. Парень назвал его каким-то нехорошим словом. Илья обиделся, взял кухонный нож и, не говоря ни слова, ткнул им в глаз оппоненту. Парень, закричав, побежал к умывальнику, чтобы промыть глаз и попытаться остановить кровь. Ему было плохо. Наш «герой» решил его «пожалеть». Он подошел сзади и дважды ткнул ножом в висок. С его слов сделал это для того, чтобы тот не мучился.
      Действительно через какое-то время парень перестал мучиться и отошёл в иной мир. Ранения оказались смертельными.
      А Илья не стал дожидаться его кончины и вышел на улицу, где возле винно-водочного магазина познакомился с пожилым мужчиной, который работал в местной котельной. Наш «герой» ему понравился и он пригласил его в котельную поговорить о жизни и попить водки. Там в это время был его сменщик.
      Они купили несколько бутылок водки и пошли.
      Напарник, увидев их, обрадовался, быстренько собрал на стол перекусить, и они «хорошо посидели».
      Илья пил немного, потому что события, произошедшие в его доме, не располагали к веселью.
      Вскоре его собутыльники уснули, а Илья, увидев это, решил снять у одного их них с руки наручные часы и продать. Однако, когда он стал их снимать, мужчина проснулся и выразил по этому поводу недовольство. На шум проснулся его напарник.
      Илья понял, что сейчас будут бить. Поэтому не растерялся, схватил лежащую на полу кувалду и несколько раз ударил ей по головам проснувшихся мужчин.
      Затем, сняв часы, вышел из котельной на улицу и вскоре продал их возле винно-водочного магазина.
      После этого решил навестить свою знакомую, которая задолжала ему небольшую сумму денег. Она проживала в одном из небольших посёлков недалеко от городка.
      Он поехал туда на рейсовом автобусе.
      Женщина была рада его приезду, но деньги отдавать не спешила, попросив, чтобы он подождал. Она лукавила, деньги у неё были, но она не хотела их отдавать.
      Если бы должница знала, что её ожидает, то отдала бы весь свой долг и даже переплатила.
      Было поздно, поэтому Илья заночевал у неё, а утром снова напомнил о долге.
      Она снова пообещала его отдать, но позднее.
      Это его разозлило.
      Он понял, что она его обманывает и решил проучить…
      Они позавтракали, и после этого женщина легла на диван, чтобы отдохнуть.
      Но Илья ей помешал…
      Он сходил в сарай, взял топор и нанёс ей несколько ударов по голове.
      Затем расчленил труп и спрятал под диваном. После этого обыскал дом и нашёл лежавшие в шкафчике завернутые в платок деньги. Затем снял у неё с пальца руки обручальное кольцо и, закрыв на замок дверь, пошёл на автобусную остановку.
      Он вернулся в свой городок, но домой не пошёл, так как понимал, что его уже, возможно, ищут.
      А пока Илья решил зайти в гости к своим старым знакомым, которые жили в частном доме недалеко от него. Жили втроем: муж, жена и их пятилетняя дочь.
      В магазине он купил две бутылки водки, распитием которых они и отметили встречу.
      Выпив, Илья вдруг захотел любви, но подходящего объекта поблизости не было. Тогда он «положил глаз» на малолетнюю хозяйскую дочь. Пока хозяева в летней кухне допивали оставшуюся водку, он выбрал момент, зашёл в дом и изнасиловал ребёнка. Затем задушил, а труп закопал в сугробе возле дома.
      После этого вернулся в летнюю кухню, где, как ни в чем не бывало, продолжил вместе с хозяевами пить дальше.
      Однако спустя некоторое время хозяйка дома стала проявлять беспокойство по поводу отсутствия дочери.Затем начались её поиски. Была зима, и куда-то уйти девочка просто не могла.
      Видя что дело принимает нешуточный оборот и, увидев на себе неприветливые взгляды хозяев, Илья поспешил удалиться.
      Пропажа девочки подняла на его поиски всех работников местной полиции.
      К поискам подключили и местных жителей.
      Илью задержали на следующий день на одной из улиц городка.
      Он не стал ничего отрицать и во всём признался.
      Он был арестован и помещен в изолятор. Следствие в отношении него закончили довольно быстро, и уголовное дело направили на рассмотрение в областной суд
      У суда, естественно, вызвало сомнение его психическое состояние, и поэтому он был направлен на экспертизу.
      Его рассказ Алексея поразил, он не думал, что людей можно было убивать с такой легкостью.
      Одним из вопросов, который задали Илье, был вопрос о том, что он сейчас хочет? 
      Илья мечтательно посмотрел в сторону зарешеченного окна и сказал, что хочет домой, потому что ему надоело и здесь и в изоляторе.
      В изоляторе ему действительно было несладко, потому что тюремный народ, узнав о его проделках, относился к нему крайне агрессивно.
      У Алексея отношение к нему было двоякое.
      Ему в какой-то степени было его жалко, хотя преступления, совершенные им были чудовищными. Но это был явно психически больной человек. Мальчик, выросший без отца, с вечно работающей матерью.
      Время учёбы закончилось, и пришла пора освобождать помещение.
      Пришёл санитар и увёл Илью в палату.
      Алексей немного задержался и спросил у Сергея Ивановича: «Его что, в таком состоянии признают вменяемым?..»
      Доктор внимательно на него посмотрел и произнес: «Он дебил, а их, как правило, мы признаем вменяемыми...»
      Уходя, Алексей прошёл мимо сурового полицейского на выходе.
      За ним с лязганьем закрылась тяжелая железная дверь.
      Он вышел на улицу и взглянул на небо.
      Оно было синим.
      Ярко светило солнце
      Настроение у Алексея было паршивое…


Рецензии