Удивления Сочи-2016, ч. 1, удивительное
Из серии рассказов: «Случайные записки»
Привет! Мы вернулись с отпуска!
Что? Опять?
Ну да! Сам удивлен… уж извини, что снова про удивления, да к тому ж во второй раз о Сочи.
Правда-правда, не собирался, совсем даже не собирался я ввязываться в новые отпускные удивления, к тому же столько всего мысленно отложено было для новых записок из серии «Курсантских баек», «Пересказок», «Антилопы» и, конечно же, «Вот и Всё». Но так уж само вышло, впечатления, полученные в нашем (с женой и младшей дочкой) новом майском путешествии к Черному морю теперь требуют немедленного выхода. Увы-увы, не могу отказать им, а всё потому, что очень люблю…
…по жизни просто удивляться
Всему и Вся по много-много раз
а, удивляясь просто улыбаться
тому, что радостно теперь, сейчас…
Люблю, люблю с любимой рука в руку
по жизни к Истине вдвоем идти
и, не страшась Пути, Ему как другу
доверить вверх себя вести…
С чего бы начать?
Наверно с конца прошлой серии «Удивлений Сочи», где в крайней (седьмой, последней) записке не без интереса читаю: «…с возрастом мы все становимся немного суеверными, пугливыми, осторожными, начинаем опасаться точных определений, резких суждений, жестких высказываний. Вот поэтому пусть это удивление будет не последним, а просто крайним. Но при всем притом суть его не меняется – тема наших с женой и младшей дочерью удивлений городом Сочи в мае 2015 года действительно исчерпана. …Впрочем, кто знает, может уже завтра (ну, или послезавтра), очередное «новое-старое» удивление Сочи вновь блеснёт где-то в недрах моей памяти, и погонит невесть куда неугомонные болтающиеся, где вздумается МЫСЛИ мои. И тогда, тогда, забытое было удивление, вновь захватит меня в свой ураганный вихрь всевозрастающего водоворота событий и рассуждений. И мне останется лишь наблюдать за ним со стороны и удивляться вместе с ним, успевая записывать на бумагу его неспешное течение в нематериальном пространстве…».
Почему не без интереса?
Так ведь всё именно так и происходит теперь.
Новые-старые удивления словно бы специально ждали меня сегодня, дабы соединить, связать две серии записок о Сочи воедино, подхватив «…меня в свой ураганный вихрь всевозрастающего водоворота событий и рассуждений». Вот уж действительно, удивления наши неисчерпаемы, где бы мы не находились на пространственно-временной плоскости нашего Пути, пусть даже и в том же месте, тем же составом и в такой же день. Ну, правда, как можно удивляться одному и тому же событию (отпуску в Сочи)? И, знаешь, мне действительно хотелось в этот раз без всяких там «саднящих мыслей» просто поваляться на ещё несильно «прожаренном» южном морском пляже, почитать художественную классическую литературу, поесть кубанских фруктов и овощей, попить молодого разливного вина и… просто ничего не делать. Мне грезился, как говорит мой любимый начальник, «тюлений отдых».
Ай, нет!
В первый же мой выход к морю с парой тройкой книг в руках саднящие мысли тут же на шезлонге настигли меня. Первые же прочитанные мной строчки в открытом наугад, как оказалось классическом английском бестселлере 1891 года Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», заставили меня сильно усомниться в серьезности своих мечтаний. В предисловие к нему (с детства имею такую глупую привычку читать предисловия, послесловия, анонсы и прочие комментарии к произведениям) автор утверждает: «Нет книг нравственных или безнравственных. Книги написаны или хорошо, или плохо. И в этом вся разница». Получив такую оплеуху от знаменитого классика по собственному пониманию значения печатного Слова, я не без интереса в течение получаса проглотил первые и последние (так легче справиться с эмоциями) пятьдесят страниц и, задохнувшись от возмущения, бросился к своему «гадкому гаджету», где с ходу экспромтом записал:
Уайльд писал, - нет нравственных начал,
все в Мире затмевает гениальность…
На что мой разум, возмутившись, прорычал, -
да это ж, батенька, простая заурядность!
У гения слова начало всех начал,
они на крыльях поднимают жизни,
они зовут, поют, кричат
и согревают, согревают наши мысли.
Слова не дОлжно просто говорить,
ронять в болото, пусть и гениально,
их, мучаясь, приходится творить
и, выпуская в Свет, любить реально.
Вообще-то такая реакция читателя на прочитанное произведение и есть показатель гениальности автора. Книга никого не должна оставить равнодушным. Всё это так…
…но не для меня!
Мне главное в книге и даже Книге не гениальность мысли и чистота речи, доводящая её до ищущего, а «…суть ее (мысли), зовущей в…».
Книга, да что там Книга, простой рассказ, сочинение, записка, пусть даже сделанная для себя, должна звать, побуждать, вести к… Свету. Ну да ведь сказано же не мной: «… не бойся того, что входит, страшись того, что выходит из тебя» (по памяти, не дословно).
Помню в детстве (в школе) мне никак не удавалось заставить себя прочитать целиком «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени». Стыдно, очень стыдно признаться в этом теперь, но гениальность данных произведений не могли заставить меня проникнуться не то чтоб симпатией, но хотя б каким-то реальным интересом к жизни Онегина и Печорина. Ну, не интересны были они мне! Особенно Печорин. Противны! И как результат вынужденного (получать двойки по литературе никто не желал) подавления в себе этого чувства, оно безотчетно перешло на их, безусловно, гениальных авторов, задолго до прочтения их биографических историй и нелицеприятных суждений о них их современников и моих (к примеру, М. И. Веллера).
Удивительно, но с возрастом ничего не меняется. Мне и теперь, спустя многие десятилетия после детства, никак не удается заставить себя читать очередной шедевр литературного творчества про какого-нибудь эксклюзивного «мерзавца».
Вот это открытие (что с возрастом ничего не меняется в наших удивлениях Миром), которое вообще-то никакого отношения к самим удивлениям Сочи в этой поездке не имеет, и стало моим первым удивлением в Сочи. Именно оно в первый день отдыха нарушило мою идеалистическую мечту ничему не удивляться и ничего никуда не записывать для памяти. Ну, а уж когда мне в руки попали рассказы светлейшего из светлых - Рея Брэдбери «В мгновение ока», пришлось окончательно отказаться от этой своей «глупой затеи». Из этих его рассказов мне неожиданно открылось второе открытие…
Брэдбери один из самых любимых наших авторов!
И как не любить его?
Всё о чем пишет он – близко и понятно. Вот и здесь, в этих рассказах, точнее в послесловии к ним, читая его мысли, слышу свои, да и твои видимо, раз ты здесь со мной на «прозе.ру».
Не веришь?
Тогда сам послушай:
«Я не создаю эти рассказы: наоборот, они создают меня. В результате … мое повседневное существование заряжают меня безграничным воодушевлением, которое … требует: … дружи с музами, доводи начатое дело до конца и радуйся ощущению, что ты, скорее всего, никогда не умрешь. Мне не приходится ждать вдохновения. Оно каждое утро толкает меня в бок… Нужно срочно вскакивать… Скорость – это всё. Кто бежит к пишущей машинке со скоростью 90 миль в час, тот убегает от житейских тягот и надвигающейся смерти. Спешите жить. Вот, пожалуй, и всё. Жить. И писать. Не теряя ни минуты».
А от себя добавлю – и удивляться, всему и вся.
Вот это и было моим вторым открытием: удивление – есть подлинная жизнь, есть вдохновение, Истина.
В общем, два этих поистине великих писателя, пожалуй, и заставили меня взяться за «гадкий гаджет» там, в Сочи, дабы начать делать в нём бесконечные заметки для памяти, чтобы после (как только Время даст время) с головой окунуться в них вновь.
Ну что ж время пришло. Открыв раздел «напоминашек» в своем стареньком «nokia», я с трудом успеваю схватить за хвост ускользающую мысль и со скорость в 90 миль в час спешу к своему компьютеру, чтобы вместе с тобой вновь узреть «…ураганный вихрь всевозрастающего водоворота событий и рассуждений» наших с тобой.
Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь.
Свидетельство о публикации №216061100118