Учебная программа по психосоматике -

Долгосрочная учебная программа по психосоматике, нейропсихотерапии и телесной психокоррекции. Курс М.Е. Сандомирского
 
Общее описание:
Цель курса - дать слушателям как теоретические знания, так и практические навыки для самостоятельной психотерапевтической работы и самооздоровления, применительно к телесным расстройствам (психосоматические заболевания) и душевным расстройствам (стрессовые, эмоциональные расстройства).
В программе обучения: Психосоматические расстройства, теоретические модели и практические подходы к коррекции, опирающиеся на объективный подход к психотерапии. Как известно, существует огромное количество различных методов психотерапии, предлагающих самые разные и порой полярно противоположные подходы к решению проблем. В последние же годы прежняя тенденция к их разделению и обособлению сменяется новой - к сближению разных методов. Происходит это благодаря достижениям нейронаук (нейрофизиология, психофизиология, картирование мозга), создающих общий для всех методов психотерапии фундамент, объективные представления о связи мозга и психики, о природе трансовых состояний, происхождении телесных и душевных расстройств. Подобный подход, до сих пор в основном известный за рубежом, получил название нейропсихотерапии.
На этой основе, благодаря объяснению реальных механизмов работы традиционных психотерапевтических техник, осуществляется отбор из их числа наиболее эффективных, а практическая результативность их применения терапевтами повышается.
Соответственно цель данного курса двоякая: дать участникам практические терапевтические навыки, как рабочие инструменты, а также объективное обоснование последних с точки зрения нейропсихотерапии, обеспечивающее их эффективное применение.
В число прорабатываемых практических техник входят:
-Базовые техники программирования психических состояний
-Ментальная, мышечная, дыхательная и эмоционально-образная релаксация
-Использование для управления состояниями содружественных рефлекторных процессов: дыхательная синхронизация, движения глаз, идеомоторные движения, изометрическое напряжение
-Техники телесного контакта, психорефлексотерапия
-Физиологические техники наведения транса
 
 
Семинар 1
Рефлекторная психокоррекция
*Теория: Важнейшая современная тенденция в области практической психологии и психотерапии - их обогащение, расширение инструментария за счет методов, почерпнутых из арсенала естественных наук. К числу таких инструментов относятся техники рефлекторной психокоррекции, практическое приложение психологической рефлексологии. Эти техники позволяют за счет воздействия на особые рефлекторные зоны тела эффективно нормализовать состояние человека, как психоэмоциональное (при любых стрессах, а также при фобиях, панических атаках, навязчивостях) так и физическое (особенно при психосоматических расстройствах). Они могут применяться как самостоятельно, так и вместе с другими методами (и словесными, и телесными), при этом позволяя повысить эффективность помощи за счет использования собственных внутренних ресурсов клиента. При этом последний перестает отгораживаться с помощью слов от собственных чувств, соприкасается с ними через телесные проявления и перерабатывает их благодаря использованию рефлекторных защитных механизмов мозга. Благодаря этому сфера применения техник рефлекторной психокоррекции весьма обширна.
-Это и обычные психологические проблемы (личные, семейные, корпоративные), особенно если клиент испытывает трудности со словесным описанием чувств.
-Это и стрессовые, невротические и пограничные душевные расстройства, симптомы соматизированной депрессии. Рефлекторные техники также эффективны для проработки отдельных психотравмирующих эпизодов.
-Эти техники служат для психотерапевта важным инструментом помощи клиенту, если во время сессии последний начинает испытывать резкий дискомфорт (абреакция, усиление отдельных психосоматических симптомов).
*Практика: техники
Аурикулярная Диагностика - общая оценка состояния здоровья и выявление конкретных телесных симптомов психосоматических, стрессовых расстройств
Аурикулярный Массаж - рабочий инструмент психолога-психотерапевта
Меридианальная Активация - техника саморегуляции/самопомощи для клиентов при стрессах (в т.ч. тревоге, фобиях, панических атаках) и психосоматических расстройствах
Авторские техники: ТАМ, ПМА, АПСД
 
 
 
Семинар 2. Рефлекторная работа с мышечными зажимами
*Теория: Соматизация или телесное "замораживание" (контейнирование) эмоций в мышцах - ведущий телесный фактор эмоционального дискомфорта и психосоматических расстройств. Механизм соматизации эмоций - мышечный гипертонус, или "мышечные зажимы" (триггеры).
"Мышечный панцирь" по Райху, сегментарный принцип соматизации эмоций.
*Практика: техника проработки мышечных зажимов
Авторская техника АутоМобилизации и ПостИзометрической Релаксации (АМПИР)
 
 
Семинар 3. Рефлекторная меридианальная эмоциональная разрядка
Теория: Двигательная и рефлекторная эмоциональная разрядка
Меридианальный рефлекторный подход помогает людям, страдающим от телесных последствий негативных эмоций, научиться избавляться от них эффективным и экологичным способом. Рефлекторные меридианы (БАТ) оказываются связаны с зонами "замороженных" в теле эмоций.
*Практика: Инструментом для снятия "замороженных" эмоций служат воздействие на рефлекторные меридианы тела с помощью особых движений, представляющих собой их безусловно-рефлекторные "якоря". Таким образом происходит повторное создание состояний, напоминающих мозгу ситуации первичного стресса и "перепроживание" стрессовых состояний в спокойной обстановке позволяет перестроить воспоминания, освободиться от негативных воспоминаний и болезненных переживаний.
Авторская методика МЭР
 
 
Семинар 4. Рефлекторные техники телесной психокоррекции
*Теория: Онтогенетическая модель телесной психотерапии
(по Сандомирскому). Возрастное психомоторное развитие и повторение онтогенеза (замещающий онтогенез в психомоторном и аффективном аспекте). Образно-телесная саморегуляция.
*Практика: Телесное осознавание. Первичный контроль. Шейная рефлекторная зона (ШМАС). Телесно-образная саморегуляция. Заземление.
 Глазодвигательная психокоррекция. Телесно-дыхательная синхронизация
 
 
 
Семинар 5. Психокоррекция и телесная регрессия
*Теория: Регрессионная природа психосоматических симптомов.  МОдель физиологической возрастной регрессии (по Сандомирскому). Регрессионные механизмы наведения психотерапевтических измененных состояний сознания (индукция трансов)
*Практика: Работа с негативными эмоциями через их телесные проявления (негативные телесные ощущения). Телесно-образные границы. Терапевтическая диссоциация
 
 
 
Семинар 6. Репэрентинг: работа с "внутренним ребёнком"
Для решения проблем взрослого возраста важно переработать детский опыт с помощью "возврата в детство" (возрастной регрессии) и его "перепроживания" (модифицирующего онтогенеза). Для этого  служат техники ре-пэрентинга, буквально повторного родительства, с помощью которого можно научиться "быть родителем самому себе".
*Задачи: психотерапевтическая работа с широким кругом проблем, включающих неуверенность в себе, низкую самооценку, проблемы общения, эмоциональную неустойчивость, различные психосоматические расстройства
*Теория: "Все проблемы родом из детства", или работа с внутренним ребёнком (репэрентинг) как основа психологической помощи. Различные варианты психологических проблем взрослого человека, порождаемых проблемами "внутреннего ребёнка"
*Практика:
-Техники распознавания различных состояний "внутреннего ребёнка"
-Техники поддержки для "внутреннего ребёнка", вербальные и невербальные (техника "поглаживаний", родительская эмпатия)
 
 
 
 
Семинар 7. Общая психосоматика
*Теория: Представления о психосоматических расстройствах в узком и широком контексте. Эмоционально-вызванные и эмоционально-опосредованные нарушения. Теории специфических психосоматических типов (Данбар) и констелляций (Александер). Механизмы соматизации. Ресоматизация. Двойное вытеснение. Психоэмоциональный стресс и патогенез распространенных хронических телесных заболеваний
*Практика: работа с эмоциями.  Базовые механизмы антистрессовой релаксации и саморегуляции (рефлективная диссоциация, экспресс-релаксация)
 
 
Семинар 8. Частная психосоматика
Актуальной проблемой является значительный рост распространенности психосоматических заболеваний, по поводу которых люди все чаще обращаются за психологической помощью. На семинаре рассматриваются наиболее распространенные психосоматические заболевания, в объеме, необходимом для практической работы психолога-психотерапевта.
*Теория: Рассматриваются конверсионные, соматизированные и собственно психосоматические расстройства
Анализируются личностные особенности, предрасполагающие к развитию конкретных болезней, и основные клинические проявления последних, а также рекомендации по психотерапевтической помощи.
-Заболевания дыхательной системы
-Инфекционные заболевания и нарушения иммунной системы (включая аллергические)
-Сердечно-сосудистые болезни
-Нарушения пищевого поведения и заболевания пищеварительной системы
-Эндокринные заболевания
-Ревматические болезни, проблемы опорно-двигательной системы
-Гинекологические и андрологические заболевания
-Помощь при тяжелых, неизлечимых недугах и онкозаболеваниях
*Практика: Базовые техники коррекции психосоматических симптомов
 
 
Семинар 9. Нейропсихотерапевтические основы личностного роста и "зрелое Эго"
В разных методах психотерапии главные цели совершенствования личности называются по-разному: самоактуализация, индивидуация, "зрелое Эго". С точки же зрения объективного подхода, перечисленные цели сводятся к одной: формирование зрелой личности благодаря освоению индивидуальных способов решения базовых жизненных проблем. Именно это и является задачей данного семинара. Наглядные практические результаты - повышение стрессоустойчивости, эмоциональной компетентности, уверенности в себе.
*Теория: Возрастное личностное развитие. Онтогенез и физиологическая возрастная регрессия. Рефлекторные, инстинктивные и онтогенетические механизмы экзистенциальных проблем. Физиологическая возрастная регрессия как ресурс личностного роста. Личностная зрелость
*Практика: Проработка базовых экзистенциальных проблем. Самоопределение и направленность личности


Рецензии