Лосиные истории. Смак

                Лосиные истории.
                Смак.
 
                Проезжая по лесной дорожке, увидел маленький мухомор. Он совсем недавно вылез из-под бурой опавшей хвои, толстым слоем покрывающей землю в старом сосновом бору.  Гриб ещё не раскрылся, и из хвои была видна только ярко-красная полусфера с белыми горошинами. Я вышел из машины и походил вокруг. Нашёл ещё два таких же молодых мухомора.
Для меня массовое появление мухоморов в наших краях означает появление хорошего слоя белых грибов-боровиков и моховиков. Короче, мухомор – индикатор появления боровиков. Через два дня выходной, надо обязательно проверить эту примету. А вообще, середина августа – самое время для белых и моховиков.
                Пригласил с собой двух друзей, но один не поверил, а второй был занят. Ну и ладно, думаю сам себе, так пожалуй будет даже лучше.  Поеду на своё место, где никто не бывает из-за отсутствия нормальной проезжей дороги и удалённости от населённых пунктов. И вот я в дороге. Прекрасная погода для грибника. Низкое серое небо, никаких солнечных бликов,  никакой светотени. Красота. К тому же комаров практически нет. Доехал почти без приключений, если не считать, что трижды пришлось освобождать дорогу от небольших упавших сосен. А это ещё доказательство, что пока здесь этим летом никого не было. А вот и знакомый бор беломошник. Беломошник потому, что трава в нём не растёт, а почва под соснами покрыта светло-серым ковром из нескольких видов лишайников вперемешку с пятнами зелёных мхов. Излюбленные места белых грибов.
                Выходя из машины, почувствовал под ногой что-то упруго-мягкое. Так и есть! Разиня! Раздавил маленький грибок боровичок. Прикрыл дверку, осмотрелся. Ага! Вот ещё один, у самого колеса. Из лишайника видна только макушка шоколадно-коричневой шляпки. Аккуратно срезаю. Красавец! Толстая ножка, шире шляпки. А вот ещё один чуть в сторонке. Этот уже вылез из зелёного мха, ниже шляпки видна светлая полоска ножки.  Так, и этого в корзину. Ножки на срезе чисто белые, без единой червоточины. Впереди видно желтоватое пятно, тоже похожее на гриб. Подхожу ближе. Да это же моховичок. По форме очень напоминает белый гриб, только чуть изящнее. Шляпка и  ножка однотонного оливково-бурого цвета.
Срезаю и этот. Ножка на срезе моментально синеет. Начало положено. Медленно продвигаюсь в сторону болота, внимательно глядя вокруг и под ноги. Грибы попадают довольно часто и все мелкие, едва виднеющиеся из мха и лишайников.
                Через пару часов полутораведёрная корзинка наполнена отборными грибами.  Но ещё не пройдена дальняя часть бора, примыкающего к болоту. Возвращаюсь  к машине. Кстати, замечаю, что мухоморы здесь тоже реденько попадаются на глаза. Интересно то, что попадается много лосиных следов, которые во мху и лишайниках долго сохраняют форму. Здесь же встретил несколько куч лосиного помёта. Оставляю корзину и беру зелёное полиэтиленовое ведро. В карман кладу свёрток с бутербродами  и направляюсь к необследованной части сосняка вдоль болота. Здесь грибов попадает значительно меньше. Время приблизилось к обеденному, захотелось есть. У меня уже давно выработалась привычка: если я, находясь в лесу один, останавливаюсь отдохнуть или перекусить, то автоматически выбираю такое место, из которого бы я видел всё, что делается вокруг, а меня заметить было трудно. Вот и сейчас замечаю на кромке болота густую куртинку молодых,  невысоких ёлочек. Поперёк куртины лежит ствол упавшей берёзы. Прекрасное укромное местечко. Забираюсь внутрь куртины, устраиваюсь на берёзовом стволе и приступаю к трапезе. В беломошниках, как правило, деревья растут редко, а подрост практически отсутствует, поэтому местность из-за ёлочек просматривается далеко вокруг.
                Я уже дожёвывал последний бутерброд, когда в болоте подозрительно треснула сухая ветка. Болото начиналось с плотной стены елей, и из-за них ничего не было видно. Я превратился в слух. Вот снова сухой треск. Не такой громкий, но более чёткий. Кто-то приближается. Наверное кабаны – подумал я – лось редко треснет, а медведя вообще не услышишь, лапа у него жёсткая, но не копыто всё же.
 
                Шевельнулась макушка невысокой берёзы и из ивовых кустов выглянул лось. До него не более сорока шагов. Я замер на своём берёзовом кресле. Какой красавец! Огромные рога. Ещё покрыты бурой бархатистой кожей. Ноздри раздуваются, уши над головой независимо друг от друга поворачиватся в разные стороны. Постояв с минуту, шумно вздохнул и вышагнул из кустов на чистое место. Постоял ещё немного и пошёл по беломошнику, низко опустив рогатую голову. Мне даже показалось, что он не просто переставляет длинные ноги, а вынюхивает что-то. Я чуть не прыснул со смеха, представив, что он как охотничья собака идёт по следу… Но вот лось остановился и попытался достать губами что-то с земли. Но ноги оказались длиннее шеи, и бык никак не мог дотянуться до поверхности лишайника.  Тогда он широко расставил передние ноги, свободно дотянулся до земли и что-то явно откусил. Мне даже показалось, что мелькнуло что-то красное. Лось выпрямился и принялся жевать. Видимо, он получал немалое удовольствие, потому как даже закрыл глаза. Прожевав, двинулся вперёд, всё так же продолжая вынюхивать. Нашёл, расставил ноги, наклонился, сорвал и опять жуёт. И так еще два раза.
                Чуть – чуть потянул ветерок, причём от лося ко мне, значит, почуять он меня не мог. Тем не менее бык резко поднял голову  направил уши в одну сторону. Ноздри его раздувались.   Что-то почуяв, он повернулся на месте и лёгкой трусцой побежал в спасительное болото, пробежав от еловой куртинки, в которой я сидел, буквально в десяти шагах. Вдали хрустнуло, и вновь воцарилась тишина. Интересно, что могло встревожить и спугнуть лесного вели кана? Я выбрался из окружения ёлочек, послюнявил палец и поднял его вверх. Ветерок слегка охладил одну его сторону. Так, что у нас в той стороне? Ба! Я же там оставил машину. На лося пахнуло неприятным запахом бензина и железа, вот он быстренько и ретировался от греха подальше. Ну, ладно, убежал и убежал. Но что же он с таким смаком уплетал? Меня разбирало любопытство! Пошёл смотреть. Свежие лосиные следы чётко выделялись в притоптанном лишайнике.
                Вот место, где сохатый наклонялся. Но что это? Из лишайника торчит обкушенная ножка мухомора. Шляпки нет. То же самое и во втором месте и в третьем. Так вот что с наслаждением смаковал зверь – му-хо-мор! Как сейчас говорят, кайф ловил. Читал я раньше о таком в специальной литературе. Поедание мухоморов лосями обосновывается наличием у последних ленточных червей в кишечнике.  Они беспокоят животное-хозяина, и лоси нашли средство травить их. Для лося не большое количество мухоморов безвредно.
                Но! Одно дело прочитать или услышать, другое дело – увидеть самому! Я добрал ведро и довольный прошедшим днём отправился домой.


Рецензии
Вадим, спасибо за рассказ, ваши описания натуралиста всегда как свежий воздух, любопытны и забавны. Тоже когда-то давно любила собирать грибы...
С уважением поддержу вас в рейтинге,

Наталья Свободина   04.02.2023 16:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа!

Вадим Светашов   04.02.2023 22:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.