С чего начинается Родина?

                С чего начинается Родина?
«Даже птице не годится жить без родины своей».
Ты, знаешь: - «Где твое начало? С чего начинается твоя Родина?»   С твоей родословной,  родного уголка, где остался родительский домик,  разрушенный от старости, покинутый всеми без надобности.  Он стоять будет до разрушения последнего бревнышка, до последней сгнившей от дождей и снегов доски, пока не останется от него одна лишь возвышенность заросшая молодняком на истоке речки.  На этой речке  ты в детстве купался и плавал на просмоленной дедовской лодке  тихими летними вечерами. Как будто бы это было вчера.   Здесь в твоем старом палисаднике еще стоят сломанные бурями деревья. Ты помнишь, с твоего рождения в твой сад прилетали каждую весну птицы, вили гнезда, откладывали яйца, выводили потомство. Ты тогда заметил, что одни и те же птицы прилетают в свое, гнездо. Они помнят, где они появились на свет. На следующий год селятся в старом гнезде, которое было свито родителями,  подправляют его, откладывая яйца, для выведения нового потомства. Ласточки прилетали и селились на сеновале под высокой  крышей. Скворцы не изменяют своему почерневшему скворечнику. Он чудом уцелел под кроной старой березы. Значит,  птицы помнят свою Родину – свой птичий дом. Птицы селятся ближе к человеческому жилью. Так, наверное, им надежнее. Они чувствуют поддержку.  Наши предки с древности приспосабливались к природным условиям, были  наблюдательными.  Посмотрите на сорочье гнездо вон на том дальнем дереве! Птичий дом  сделан из прутьев по конструкции плетения. Причем  прутики так закреплены и плотно прижаты друг к другу, что почти просвета между ними не видно. Они уверены, что яйцо в гнезде – будущая жизнь в надежном месте. Наши предки подсмотрели это и попробовали соорудить похожее гнездо. Только свой человеческий дом они сложили  не из веток, а из деревьев, предварительно их свалив. Накладывали бревна плотно друг на друга, выложив стену. А чтобы не было просветов, между бревнами прокладывали мох. Такие стены надежно стали защищать человека от непогоды.  Какое сходство с птичьим гнездом. Ведь не все время предкам жить в пещере.  Кто наделил разумом человека? Высшие силы. Человек сталкивался с природными трудностями. Обращался к небесам и просил у Всевышнего спасения. Он верил, спасение приходило.  С помощью небесных сил продолжал развиваться, охотиться, ловить рыбу.  Но как мы сегодня бы сказали: - «Один в поле не воин».  Целым племенем это получалось куда легче.  Племя, родня, родственники, родовое гнездо – вот она Родина!  Она начинается в родовом гнезде, в доме. Много домов – селение. Чтобы образовалось селение, надо начать его с главного дома.  Начинали любое большое дело с молитвы. С чего начинается твоя Родина?  Родина начинается с храма. Главный дом – церковь.  Где молились прихожане. Отсюда росло полноценное селение. Люди венчались, рожали детей, несли их в церковь, крестили. В этом истина жизни. Так и жили наши прадеды,  продолжая свой род. Здесь они жили от рождения до смерти. Как в народе говорилось - «Где родился, там и пригодился».  Меня тоже тянет в те, знакомые мне с детства места. Может корни не пускают, забыть свой поселок не дают.  Я вспоминаю нашу школу с бревенчатыми стенами, с большими натопленными печами.  Помню нашу первую учительницу  Анастасию Александровну. Она учила нас чистописанию. Мы, ее ученики старались перышком выводить буквы, делая правильный нажим, боялись поставить чернильную кляксу, подкладывая на страничку промокашку.  Весной в не большом  школьном дворе, когда вдоль забора цвела черемуха, девчонки с косичками играли в классики. Мальчишки  играли в чижика и бросали мяч через волейбольную сетку. За поселком стадион со спортивными площадками, большими деревянными качелями. Здесь проходили спортивные соревнования и праздники. По главной улице поселка проходили большегрузные машины: автолавки, бортовые зилы, газоны. От главной улицы по правую и левую стороны находились переулки. В одном из переулков стоял  домик моих родителей, где родилась я и моя сестра.  Потом был другой дом на две половины с соседями. Он стоит как раз на самом берегу озера. Первый домишко  не сохранился, только место помню. А другой и по сей день стоит.  Серый, старый, проживший долгую жизнь, согревает под своей крышей и сейчас своих обитателей.  Чем ближе подъезжаем к родным знакомым с детства местам, тем сильнее волнуется  сердце. А пока впереди еще дорога.
    Мой сын родился в Сургуте, но судьба распорядилась так, что детство свое он провел на родине моих предков. Здесь ходил в детский сад, потом в школу в начальные классы. Связи с переездом в Поволжский регион, закончил здесь школу,  Нефтяной техникум. И все это время скучал по Сибири. Отслужив срочную в Уссурийске, вернулся в Сургут добывать Тюменскую нефть. Часто навещает нашу сибирскую глубинку.  Вот и сегодня мы вместе с сыном отправляемся  на машине за тысячу с лишним километров от Сургута, проезжая Нефтеюганск, Уват, Салым, Тобольск. Дальше едем по тем местам, где в свое время проходил  Ермак. О нем нельзя не сказать, как о храбром казаке, пришедшем со своей дружиной с Волги с благословением царя Ивана Грозного.  О нем ходят  много разных легенд и споров, которые до сих пор не прекращаются историками. Земляки старожилы рассказывают о местах, где он прошел и погиб. Здесь со своими подданными прошел по таежным местам Хан  Кучум.  Такой осторожный и везучий отчаянный казак Ермак, погиб в Вагае, утонув в Иртыше. Само происхождение  его имени говорит о том, что он вышел из простых кашеваров волжской ватаги, будущий покоритель Сибири. Ермак – это татарская кличка, переводится – прорыв. Впрочем, можно согласиться и восхищаться. Ермак взял Искер столицу Кучума.  Искер в переводе с татарского -  себе берег Си – Бирь. Отсюда совершив походы в южные районы Сибири на территории Омской области в Городки Тебенды и Ташетканы (ныне Усть – Ишимский и Знаменский районы). Тара городок, где впервые, после похода сюда Ермака, стали распахивать землю. Тара на языке манси (сырое место).  Жители  этих  городков добровольно признали власть Ермака. Он дошел до устья реки Шиш и вернулся в устье Вагая. Здесь напали татары, Ермак не успел достигнуть струга, утонул в районе Вагая. Так поход  Ермака положил начало присоединению Сибири к России,  ее освоению русскими.  Надо отметить, что Тара  - городок ссыльных. Ссыльные  полюбили местную природу,  многоводный Иртыш, местные обычаи, слились с законами местного населения. Они подружились с местными жителями и учились у них охотиться и рыбачить.  Конечно – же,  они не могли, не обратить внимание на природу. Современник сейчас захочет мне возразить:  - Да не до природы  было этим политическим! Их же сослали. Они много работали, были нищими, больными.  Как же в таком состоянии душевном замечать красоты природы? –
Я думаю, совсем наоборот. У человека есть душа. А как же живая душа не заметит сибирской необычайности. Вспомните художника Саврасова.  Он был беден, а природу видел сердцем. Не грамотные бедные крестьяне  провожали Пушкина в последний путь, выстояв много часов на морозе, чтобы проститься с ним. Чувства были общие, думы одинаковые.
Проехав  не одну сотню километров по знакомым дорогам, глядя из окна автомобиля, я рассказываю сыну, о чем когда то рассказывали мне мои родственники,  и вспоминала моя мама. 
-В те далекие времена природа богаче была. Тайга кормила всех. Понимать умели природу  кормилицу.  Сибирь – то она суровая. Мужик сибирский был выносливый, крепкий, ростом крупный, породистый. Говорят – же, сибирский мужик – медведь. Это сейчас народ обмельчал при таких – то условиях от природы совсем отошел. Сибирь – хоть и матушка мудрая, своими природными дарами щедрая. Но и очень строгая и требовательная мать. Для твоего же блага. –
   В  Усть – Ишимском районе начинается родина моих прадедов и дедов, и моя родина здесь. Здесь, по этой земле когда – то ходил мой дед. Все эти дороги пешком исходил, в распутицу по бездорожью по многу верст,  с хлюпаньем по грязи,  вытягивая сапоги из вязкой глины. Это было обычным делом. В гражданскую с такими  же,  как он,  деревенскими мужиками,  дрался с колчаковцами, скитаясь по тайге. Только лес другой был. Его выпилили, когда здесь открывались леспромхозы. А сегодня новая поросль затянула эти овраги.  А в 45- м по этим же дорогам  мой дядя, сын моего деда, в солдатских сапогах возвращался с войны в родную деревню. Как не вспомнишь с уважением этих простых и в то же время великих людей. В свое время  Пушкин сказал:
- «Не уважение к предкам – есть первый признак дикости и безнравственности». –
Сегодня в один из летних дней мы приближаемся на машине к нашему поселку. Чтобы благополучно добраться сюда, надо угодить в сухую погоду.  Неожиданный дождь может расквасить глину. И тогда только с помощью вездехода, или трактора, который возьмет нашу «Ниву»  на прицеп, мы с большим трудом, и постоянным напряжением,  изрядно измотавшиеся, доберемся до места.  Вот она самая глубинка нарисовалась, как остались позади кедры и сосны. Едва выехав из темного леса по грунтовой дороге.
 - «Вот она глубина моих корней! Здравствуй, брошенная Родина моя!  На  долго  же,  я оставила тебя!  Вспомнила, вернулась, к истокам, в детство потянулась». -
Поселки исчезают с земли. Наш поселок Саургачи  совсем бы исчез, если бы земляки, любящие свою малую родину, не вспомнили о ней, поставив часовенку на берегу озера. Ведь вы, потомки,  придете сюда. Здесь предки ваши похоронены.  Предки ваши здесь засеку сделали на дереве, оно упало здесь, впилось в землю своими ветвями и от них образовались корни. Отсюда корни ваши. Здесь судьба и жизнь прошла твоих земляков.  Возрожденье в душах наступило. Чтобы нас потом не бросили, забыв на вечно.  В память для потомков возвышается часовня. Она сложена из вековых деревьев, ровесников наших дедов. Они жили ради нас.
«Помни потомок, не забудь!»
Судьба распорядилась так, что именно в 2014 году, когда исполнилось 100 лет начала первой мировой войне, в которой участие принимал мой дед Михаил Чистяков, мне удалось посетить его могилу. Ноги несли меня на это место, где покоились мои дед, бабушка и их сын, участник Великой Отечественной войны. От времени упали, почти истлели кресты. И только по чудом сохранившейся под стеклом фотографии  деда, точно определилось место погребения моих родственников. Поклониться им - мой долг перед собой. И тогда родились мои стихи.
                Возвращение на Родину.
В далекую сибирскую деревню я вернусь.
На заре я с птицами проснусь.
Ногами босыми росу с травы я соберу.
Возьму косу, скошу траву, и запах детства из нее вдохну.
 Наполнит грудь не прошенная грусть.  Воспоминания придут:
Отец с уловом в лодке, по Иртышу гружены самоходки,
Колокольня на горе, тесовые заборы, из бревен сложены дома,
 К озеру почти заросшая дорожка.
На ветру качается морошка. Ивы у ручья.
И мама вспомнится моя. Не заметно слезы вытирая.
С улыбкой встречает у ворот меня.
- Ну, здравствуй, сын! Приехал! Вот и ладно!
 Здесь край дедов твоих отважных.
Луга зеленые на конях объезжали, сеяли, пахали.
По снегам глубоким в тайге зверя промышляли.
В тяжелую годину опаленной грудью родную землю закрывали!
Не забывай сынок, ведь это очень важно! -   (В. Павлюкова).
Вот сегодня я снова в поселке, стою на берегу озера. От студеной воды поднимается мутно сизый туман. Озерко красиво очертилось не ровными  берегами. Весной сильно разливается, приближая свои воды к самому обрывистому взвозу. К августу вода уходила.  Совсем в этом месте узкий ручей оставался. Зарастало широкой осокой. Самое плохое сено для коровы. Вон, там в право от поселка, в детстве мы уплывали за поворот. Такие островки открывались нашему взору.  Ну, хоть картины пиши! Пейзажи Леветановские. Березки на пригорках. Под ними трава разная, да цветы, синие крупные колокольчики, желтые мелкие цветочки, высокие сочные ромашки, в лесу ликоподия и кипрей. А в траве прячутся крепыши подберезовики.   Здесь тихо и спокойно и дышится легко. Пение птиц дополняет картину. Это звуки, которыми было наполнено мое детство.  А сейчас почему – то,  слишком тоскливо на душе. Наверное,  это с возрастом. Вот так не торопливо вспоминается мое детство и юность. Вот я вижу, как бежит и смеется девчонка по переулку на встречу своей маме, которая   держит на руках младшую сестренку.  Эта девчонка спешит показать им, какие красивые полевые цветы привез ей из леса отец.  А вот несется на трехколесном велосипеде та же  девчонка из детства с двумя косичками, с веснушками на щеках, со шрамом на лбу. Отчаянная была. Неудачно слетела с высокой завалинки. Вот отсюда и  шрам. Шрамы, не знаешь, сколько их будет за жизнь на теле и на душе.      
Смотрела я на заброшенный поселок, сердце ныло. Словно брошенная сирота. Молчаливые домишки смотрят умоляюще выбитыми окнами.  Они просят, чтобы в них вселилась жизнь. Тихая, скромная Родина, свободная, с вольными просторами с озерами и речками, болотами и дремучей тайгой. Плачущие смолистые сосны и пушистые кедры пахнут живицей. Тайга шумит. Это в ней ветер поет вместе с разноголосыми птицами и дикими зверями. А сколько эти многовековые кедры повидали на своем веку хорошего и плохого,  наблюдая за судьбами людей, живших рядом.  Может быть, этот старый кедр закрыл собой от пули солдата в годы гражданской войны. Ведь она здесь прошла, оставляя зарубки на деревьях.  А этот кедр оберегал покой уставшего от побегов каторжника. А эта речка слезы лила за убитых солдат, берега ее стонали от горя. 
Я благодарна тем, кто не забыл своей Родины, кто воскрешает наш заросший лесом поселок. Где сегодня  не узнать места, где стояли наши дома,  шумела жизнь, гудели машины, тракторы, а в клубе воскресными вечерами звучала музыка заведенных пластинок. Не забывайте эти сказочные места, возвращайтесь сюда иногда!
- До свидания, малая Родина! Благослови  нас в дорогу! –
 Подул ветерок, волнуя колхозное поле, мне показалось, что рожь поклонилась. Ивы замахали ветками, словно зелеными ситцевыми косынками, загребая воду на озере. И закапал мелкий дождик. Капли дождя на моих щеках, а может слезы?
- Не плачь, я к тебе еще вернусь! -
Сегодня последний день пребывания в родных местах. Ведь завтра до восхода солнца, мы с сыном сядем в машину,  спидометр будет отсчитывать километры, пройденного пути под  включенную в салоне песню.   
«Вот опять старый вальс тронул душу прекрасной мелодией.
И напомнил мне вновь сердцу близкие очень края.
Я читаю листок долгожданная весточка с Родины.
Нет прекраснее строк. Когда близкие пишут друзья.
И как будто в кино промелькнет давних лет отражение.
Все,  что было давно отзовется пусть вам, земляки.
И у многих у вас наши близкие там похоронены.
Там могилы родных, дорогих матерей и отцов.
Только вот все равно не найдем объяснения,
Почему от тех мест мы сегодня все так далеки.
В том далеком краю очень много дорог наших пройдено.
И не можем порою найти в оправдание слов.
Да, бывает обидно мне очень за славное прошлое.
Лишь во сне очень часто могу я в краю том бывать.
Там ведь было не только плохое. Там было хорошее.
И об этом друзья нам нельзя никогда забывать.
           (Виктор Давидзон).   


Рецензии