По берегам Иртыша

По берегам Иртыша.
«Готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края!»
                С. Есенин.
Конечно,  путешествовать на поезде интересно, а главное комфортно.  Проехал одну, две тысячи километров, за окном другой пейзаж. Множество красивых городов Поволжья  сменяются Уральскими горами,  с наиболее суровым климатом. Горная местность остается позади. А за окном Западносибирская низменность с другой  особенной растительностью.  Чуть забрезжил рассвет, поезд дернулся, вагоны остановились на разъезде в лесу. У самой железной дороги в туманной дымке  виднелись сине – голубые сочные цветы. Тут без поэзии точно не обойтись. Вот такие сложились стихи. 
«На разъезде поезд постоит всего минутку.
Со ступенек спрыгну, цветов  ахапку соберу.
Лесных цветов небесной красоты.
Незабудки, незабудки. Они ведь нежно – голубые.
Ну, как глаза твои!»
Полюбуемся природой Сибири, в любое время года она здесь богата разнообразием.   
Как не старайся, как уж не вертись, выкладывая на бумагу красоты Сибирской природы, не получится в идеале отразить все ее замеченные и не видимые тонкости. Сколько бы я не наблюдала за природой этих мест, каждый раз открывались новые необычайности. В любое время года свои прелести.
Зима. Вот уж декабрь наступил. Небо ясное, морозное. Снег мягкий, пушистый. А в другом месте  твердый,  плотный, утоптанный разным зверьем.  На замерзших ветвях хрусталем блестит ледяной иней.  Вечереет. На синем небе бледная луна. Она отражается на белых снегах. Снега  волнами плотными лежат. Березы утонули в них, словно в бело – голубых манто с кружевами по бокам. Смотришь на зимний спящий лес. Кажется, он действительно заколдованный стоит. В глубине темного хвойного леса  прокричал тоскливо филин.  Жутковато как – то стало. Три раза прокричал.  Потом слетел с лохматой сосновой ветки на соседнюю. С сучков с шумом посыпался снег, закрывая птичьи следы.  В лесу тихо и сумрачно. По лесной накатанной дороге запоздалая тройка с бубенцами пробивается, изредка проваливаясь в снег.  Из лошадиных ноздрей валил пар. Лошади с длинными гривами, заиндевелые.  Полозья скрипят. В санях на сене, укутанный в тулуп, сидит деревенский мужик. Он спешит, погоняя лошадей, покрикивает.  В этом есть что – то из русских сказок.   Вспоминаются стихи Пушкина.
«Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
На печальные поляны льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный утомительно звенит».
В стороне от этой узкой накатанной дорожки,  под светлыми березами следы. Снег слепит глаза. Приглядитесь, ведь это же белые полярные куропатки. Как они попали сюда? Видимо обстоятельства их заставили прилететь в наши места в поисках пищи. Вон они сидят на мерзлых ветках берез и старательно объедают почки. Парочка слетела вниз.  Доверчивые курочки с пушистыми лапками гуляют по снегу, переговариваясь друг с другом, совершенно не думая о безопасности и напрасно. Совсем близко деревня, слышен лай собак. Зимой собаки не на привязи. Их чуткое обоняние не обмануло.  Вот совершенно доверчивая курочка не успела нырнуть в снег, попалась в зубы охотничьей собаке, которая ей перекусила крыло.  Вот так в природе получается,  сильный  слабого поедает. Если мы заговорили о слабых и сильных в природе, вспомнить самое время о лесных серых хищниках. Уж очень осмелели волки к концу зимы. Да и понятно,  ведь голод  не тетка. Слышно от местных охотников. Уж очень часто по ночам бегают к человеческому жилью.  Даже не побрезгуют  собачонку,  какую на цепи загрызть. Поэтому, в зимний период  хозяева отпускают с привязи своих сторожей. Ну а когда все - таки удается лесным хищникам утащить из загона барана. Тут уж терпение на пределе у охотников. Пора снимать свои старенькие охотничьи ружьишки со стен и в тайгу собираться,  да из логова  волков выманивать и на бой вызывать. Опытные охотники  выжидают серых хищников. Их надо перехитрить, выследив волчье логово в чаще леса, отметив яркими тряпочками, развешивая их на деревьях. Дело сделано. Утром вся деревня сбегается посмотреть на убитых матерых волков, с оскаленными желтыми клыками. Нелегко приходиться перезимовать мелким зверушкам. Белякам под кустиками ночевать, прячась от рыжей плутовки.  Ну, а кому повезет,  встретят весну с молодым потомством. Таков закон природы. Хотя зима долго злится, пугает холодными вьюгами и снежными метелями,  но пройдет ее пора. Слетят с календаря листочки последнего зимнего месяца февраля. Настанет время молодой цветущей весны. Солнце растопит огромные пласты снегов, превращая их в звенящие ручьи.  Многочисленные маленькие ручейки берут свое начало с пригорка, или любой другой возвышенности, собираясь на равнине, журчат,  вливаются в большой общий ручей. Он набирает силу и стремится в овраг, с грохотом   падает на дно и устремляется к ближайшему водоему.  В таком ручье можно часто увидеть  кораблик, выстроганный из толстой сосновой коры с парусом из бересты по - середине. Он несется по мутному ручью, в сопровождение  веселых криков местной детворы. Помните как другой поэт Тютчев, замечает весну.
«Я пришел к тебе с приветом!
Рассказать, что солнце встало!         
Что оно горячим светом по листам затрепетало…»
Все кругом давно проснулось. Подснежники и медуницы уже отошли.  Жизнь  проходит по своим лесным законам. Впереди лежневка. Из леса вышел лось. Видать старый, бывалый зверь. Один рог сломан у самого основания. Борода висит клочками. Ноги сильные. Для защиты от волков.  Решаются иногда голодные волки напасть на лосей. Но не всегда им удается одолеть жертву. Лось посмотрел по сторонам,  задрав вверх голову,  и решительно отправился в низину. За ним еще несколько собратьев пересекли лесную дорогу. Они похлопывают ушами и легаются ногами. К воде пошли спасаться от лесного гнуса. А вода в это время большая. Все низкие места и пойменные луга затоплены. Конечно, гулять по лесу спокойнее с бывалыми охотниками, у которых за плечами ружье на всякий случай. Сосны и ели стали перед нами стеной. По их стволам бежит смола. Они плачут весной от солнышка. Запах живицы наполняет воздух.  Прошли не большое расстояние по мшистой дороге, укрытой прошлогодними хвойными иголками. Перед нами заросли высокого багульника. Он сейчас цветет белыми цветом, издавая запах. Сильное лекарственное растение. Если здесь багульник,  значит болото рядом. Если повезет, можно услышать,  как токуют глухари.  Осторожная птица, прячется тщательно в зарослях. Много терпения потребуется, но это будет не зря.
- «Тээк, тээк….» -
Это весенняя песня глухаря. Он поет своей самочке. Вот она ходит по болотцу, поедая сладкую прошлогоднюю клюкву.  Столько увидеть за один день в лесу – это большое везение. Конечно, можно изрядно устать. Значит,  пора возвращаться к человеческому жилью.  Вот и сорока стрекочет. Значит кого – то заметила. Зря она беспокоиться не будет. Вот она пострекотала и полетела. Видать в деревню новости рассказывать. И нам пора возвращаться. Солнце закатывается.
 Постепенно появляются первые ягоды земляники, морошки. Значит,  наступает лето. Оно хоть и не длинное в этих краях, но все успевает вызреть в свое время. Каждой ягоде свой срок. Малина манит ягодников к себе в июле, в сенокосную пору.  При сборе ярко – красной и сочной малины нужно быть осторожными. По соседству может лакомиться бурый медведь. Он ведь большой любитель лесного меда и ароматной малины. А потом не надо забывать, медведь хозяин тайги. Вот и смородина вдоль Иртыша созрела. Черная, душистая и очень крупная ягода. Бабы ведрами загремели, к Иртышу потянулись. Всякую ягоду заготовить во время надо. Август на дворе. Заметно холодает. Утром роса выпадает. Солнце уже так старается пригревать, ленится.  На болотах клюква постепенно краснеет. Заморозки ее не пугают. Она становится темно – красная и сладкая. По всем приметам лето подошло к концу.         
Осень одаривает своими богатствами лесных жителей и человека.  Щедро осень раздарила ягоды, грибы, орехи. Ничего себе не оставила на зиму и листья все сбросила, чтобы землю накрыть, дать отдохнуть земле Матушке, спасая ее от холода.  Выпадают редкие, но дивные деньки. Утро еще прохладное. К полудню пригревает, но не на долго. На пустых убранных полях блестит паутина.
  Солнечный сухой осенний день. Природа скупо отпускает такие золотые деньки. Разве усидишь в такое время дома? Лес манит своей волшебной красотой. Осень раздала наряды – разноцветные ситцевые сарафаны осинам, березам, ивам, рябинам.  Ярко – рыжая, желто – зеленая осень звучала особенной музыкой. Ее только услышать надо, если внимательно прислушаться к ее необычайно мелодичным, волшебным звукам. Это шорох в воздухе разноцветных листьев с разными формами. Шепот шелковой травы.               
Будто в грустном звуке вальса листья кружатся, и лишь стволы деревьев чернеют вдалеке. Кедр выставил свои могучие, лохматые ветви и машет ими, прощаясь с теплыми днями. Вдруг за спиной что - то щелкнуло.  Повернувшись, вы разглядите на зеленой ветке могучего кедра золотистую белочку.  Она лакомится дарами щедрой осени кедровыми орешками. Ну вот,  капли с неба! Начавшийся дождь  мелодично капает по листьям, веткам и тропинкам, дополняя мелодию леса. Где - то в стороне взлетела стая птиц. Вы слышите трепет крыльев?  Это касач своим цокотом самочку подзывает, сидя на лиственнице, поедая ее хвою.  Как выражаются местные лесники и знающие охотники,  в это время лиственница закисает. Глухарям раздолье, кормятся они любимой лиственной хвоей. Глухарь очень осторожная птица.  Весь осенний лес – это оркестр. Каждый листик, каждая веточка, каждая звенящая капля дождя – все это инструменты, без которых «осенняя соната» не была бы такой чудесной и успокаивающей. Дождь кончился, но мелодия продолжала звучать. Она как будто обещала быть вечной. Да и что может быть прекрасней, чем заросшие и озера и пруды шелестящим камышом и высокой травой! Алые ягоды брусники на глянцевых твердых листьях. Самое многообразие красок, конечно осенью. Яркие оттенки цветов, как бус, развешанных на лесинах и упавшей на сухую траву листву.  А желтые листья  - это сохранившееся тепло летнего солнца.  Соберите лучики солнца в букет. В долгие зимние вечера, когда за окнами будет играть злая метель и злиться вьюга,  он напомнит вам мелодию осеннего лесного царства. Не удивительно, что осень вдохновляла поэтов на чудесные творения.
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Люблю я пышные природы увяданья,
Багрец и золото одетые леса». А С. Пушкин.
Не был бы лес таким живым, если бы не было в нем птиц и зверей. Они добавляют свои аккорды и лады в оркестр. Над верхушками деревьев казарки в теплые края потянулись. Так тоскливо кричат, будто плачут.  Не получится пройти вдоль чащи, чтобы не треснули прошлогодние сучья под ногами. Еще денек, другой и золотистые листья пожухнут, прячась под  первым снегом. Исчезнут осенние звуки.  В лесу наступит тишина. Середина октября. Миновал Покров день. Снег лег надежно и на долго.  На возвышенностях в лесу кучи замерзших желто – багровых листьев перемешанные со снегом. Хруст стоит под ногами. Вот разрыта замерзшая куча. Какой – то зверь прошел видимо в густой смешанный лесок над небольшим оврагом. Лес голый, темный.  Грустные молодые сосны и ели красиво и гордо раскинули колючие макушки. Вдалеке виднелась Иртышская протока. Водная гладь спокойная, гладкая, без ряби с замерзшими заберегами. Идти тяжело, хотелось вернуться домой, поближе к теплой печке, но вдруг мне показалось.  Не большой селезень пролетел, круто забирая к водным зарослям и там скрылся. Мне пришлось ускорить шаг. Селезень грудью ткнулся в замерзшие стебли и неловко переваливаясь, заковылял, стараясь углубиться в самую чащу. Мне стало понятно, селезень ранен. Он,  испугавшись, крякнул.  Растерявшись, посмотрел на меня.
- Да, откуда ты взялся здесь в такую пору, бедняга? Пропадешь ведь, один одинешенек! –
Мне пришлось забрать с собой подранка, принести в деревню и отпустить в хлевушку к домашним уткам.
Природа щедра. Все есть для человека в ней. Только потрудиться надо для своего блага. Здесь тебе и пища. Здесь тебе и кров. Под ногами лесная трава, заваривай ее и пей. Она тебе силы и здоровья предаст. Ягоды, орехи, да грибы – лакомства природные. Лютой зимой много сил и энергии требуется человеку. Зверье и рыба – пища сытная.
«Спасибо, тайга! Кормилица наша с запасом хорошим. Много не надо, только прокормиться. Лишнего,  грех! Пусть зверь размножается».
Эти простые, мудрые слова Арсения. Главного таежного обитателя, которого понимала и принимала природа.  Да, надо с этим согласиться. Рожденные в прошлом и позапрошлом веках люди жили возле тайги и воды. Они охотились и кормились рыбой. Рыбацкий промысел был круглогодичным. Тайга дает хлеб и кров. Из хвойных деревьев строили дома. Подвозили конными телегами мох с болот, которым прокладывали пазы между бревнами для тепла. Березовые дрова выделяли тепло для жилья, сгорая в печи. На бересте писали грамоты углем.  Из тальника плели заборы, да разные корзины.  Лесины служили материалом для изготовления корыт, ведер, тазов, ушатов, кадушек, чашек, ложек, лопаток, веселок для помешивания опары.  Если говорить  о ловле рыбы, нельзя обойтись без плетеной из прутьев хитрой  мордушки.  Куда заходила рыба, а обратно выйти не могла. А без лодки и вовсе не обойтись. Гнули  доски нужной длины и ширины. К носовой части, которая называется килем, крепилась корма. Лодка мастерски сшита. Как все в природе последовательно и мудро.  Все для человека на ладонях своих она принесла.  С благодарностью и бережливостью  относись  к ней, человек!       
         
      
         


Рецензии