Х

               
ХАБАНЕРА – кубинская танцевальная песня.
ХАИМБУЛА – у орочей (Хабаровский край) шутки, анекдоты, юмористические рассказы.
ХАЙДУЦКАЯ  драма (хайдук – разбойник)  –  вид болгарской драматургии. Сюжетом её служили легенды о борьбе партизан-хайдуков с турками. Х.д. получила развитие во 2-й пол. XIX в.

ХАЙКАЙ РЭНГА – в японской поэзии шуточная рэнга (цепь).
ХАЛА – песенный припев в армянском фольклоре.
ХАЛЛИЯХ  ПЁЛЬГОКЧХЕГА – жанр корейских песен – песни в стиле академических напевов. В них воспевалась красота природы и роскошная жизнь.
ХАМАСА (отвага) –  антологии арабской поэзии VI-IX вв. Названы по первому разделу, посвящённому ратным подвигам арабских воинов.

ХАНЕНДЕ –  народные певцы Азербайджана и Нагорного Карабаха.
ХАНКА – японское стихотворение, написанное без соблюдения законов слоговой строфики, но завершённое строкой танки.
ХАРААД – в монгольской литературе проклятия.

ХАРАКТЕР в реалистическом искусстве – в этом случае писателя интересует равномерное и всестороннее исследование глубин характера.
ХАРАКТЕР в художественном произведении –  воспроизведение по законам художественного творчества реально существующих характеров в жизни.
ХАРАКТЕРИЗМ – описание внешности персонажа. Употребляется в судебной риторике, потом перешло в литературу: «А голова у него пострижена, щёки не бриты, и борода на них редкой щетиной торчит» (Эберхард).
               
ХАРАКТЕРИСТИКА – система мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем.
ХАРАКТЕРИСТИКА великих произведений искусства – 1). Гармония. 2). Красота. 3). Ясность, точность выражения. 4). Творческая сила. 5). Созидательность. 6). Реальность внутренней жизни. 7). Содержательность. 8). Насыщенность. 9). Многоплановость.
ХАРАКТЕРИСТИКА литературного произведения (Н.Фрай, 1912-1991)– Разграничивается количественно и качественно уровнями модуса. Высокий модус получают те книги, в которых способность героя к действию превышают способности среднего человека (мифы, легенды, эпос). Низкий модус, если способность героя к действию стоит ниже уровня среднего человека (комедия нашего времени и абсурдистские произведения).

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ средства – средства стилизации, используемые для речевой характеристики персонажа. Это особенно заметно в рассказе А. Чехова «Унтер Пришибеев».
ХАРАКТЕРЫ — литературный жанр, ставший популярным в английской и французской литературе в XVII в. Наибольшую известность снискали «Характеры, или Нравы нынешнего века» Жана де Лабрюйера. Традиции жанра продолжили в XVIII в. английские эссеисты Ричард Стиль (1672-1729), Джозеф Аддисон (1672-1719), Оливер Голдсмит (1730-1774), Сэмюэл Джонсон (1709-1784). В XIX веке жанр развивался в творчестве Ч.Диккенса (1812-1870), У.Теккерея (1811-1863), Дж.Элиота (1819-1880). В русской литературе к этому жанру обращался отчасти Гоголь (1809-1852), а также В.Шукшин (1929-1974) и Е.Винокуров (19225-1993). 

ХАРИЕНТИЗМ – выражение чего-либо неприятного через  вежливо-ироническую форму.
ХАРИЛЦАА ДУУ – в Монголии диалогические песни.   
ХАРИС — предание о пророке Мухаммеде.
«ХАРОНА кружок» –  берлинский литературный кружок, объединивший поэтов, близких к экспрессионизму. Основан в 1904 г. Отто цур Линде (1873-?) и Р.Паннвицем (1881-1969). Среди участников К.Рётгер (1831-1884), Р.Паулсен и Е.Боккемюль. Своей задачей участники кружка считали создание нового северного мифа, который должен соответствовать духу времени, что можно было сделать с помощью «разрыва» внешней оболочки вещей и проникновением в их суть. Кружок распался в 1922 г.

ХАРФОРДСКИЕ мудрецы – в США XIX в. Д.Барло(1754-1812), Д.Трамбулл (1750-1831), Т.Дуайт (1752-1817) и др. Они  продолжали эстетику раннего английского Просвещения.
ХАТ  ЛЫОН – чередующиеся песни  на Тайланде.  Включают в себя свадебные песни куан ланг.
ХАУКИ –  у народа айну поэмы.
ХА ЭНГОС – в государстве Лесото (Африка) песни обрядового характера.

ХВАЛЕБНЫЕ надписи – у индейцев литературный жанр, в котором излагались деяния правителя, его знатное происхождение, боевые победы.
ХВАСТИЧЕСКИЙ каламбур – комбинация хиазма и антанаклазы: «Кто заражён страхом болезни, тот уже заражён болезнью страха» (М. Монтень).

ХВЫЛЕВИЗМ  –  движение, названное по имени писателя Хвылевого, представителя контрреволюционного буржуазного национализма на Украине Оно стремилось ориентировать советскую литературу на буржуазную Европу. Этому содействовали неоклассики – течение буржуазно-националистической литературы, творчество которых Хвылевой считал наиболее правильным.

ХЕДЖЕ –  на востоке силлабические стихотворения, тюркский фольклор.
ХЕЛЛО –  в сомалийской литературе  состоящая из коротких куплетов песня (3-4 строки).
ХЕС – в сомалийской литературе песня на политические темы.

ХИАСТИЧЕСКАЯ рифмовка – строится по схеме АВВА. 
Согбен и сед, уходит старец в путь
От милых мест, в которых жизнь он прожил,
И от семьи, чьё сердце растревожил
Он, порешив, на подвиг посягнуть.           Ф. Петрарка
      ***
 Этих рук не разведу.
 Лучше буду
 Лучше буду
 Полымем пылать в аду.                М. Цветаева

ХИДА – жанр арабских песен погонщика верблюдов.
ХИДОИСТЫ – группа греческих учёных XVIII-XIX вв. во главе  с Д. Филиппиусом и К. Стаматисом, считавших, что надо писать на народном языке.
ХИРЫ – у арабов придворные поэты.
ХИТАТ – в средневековой арабской литературе «описание земель».

ХИТОПАДЕША – полезные поучения. Книга индийских сказок.
ХИТЬ – жанр средневековой вьетнамской литературы, воззвание, написанное ритмической прозой. Состоит из двух частей. Вступление карикатурно рисует облик врага и его злодеяния, а заключение призывает к борьбе с ним.

«ХЛАМ» (среда) – в наименовании  отразилась аббревиатура первых букв слов: художники, литераторы, артисты, музыканты. Наиболее крупное русское культурное сообщество в Шанхае 1933¬1941 гг. В нём присутствовали музыковед А.Г. Бершадский, В.В. Панова-Рихтер, художник Д.В. Сквирский, З.А. Прибыткова, Л.В. Арнольдов. Разнообразная культурная программа включала выступления мастеров различных искусств, тематические вечера, лекции, обсуждения докладов и вопросов творческой жизни эмиграции. Присуждалось звание «Короля шанхайских поэтов». В 1941 г. был принят новый устав, который предусматривал деление участников объединения на три категории: почётные, официальные и неофициальные.

ХЛЕАЗМ – ирония, скрытая наигранной скромностью или притворным самоосуждением: где уж нам за вами угнаться!
ХОЗА – в бирманской литературе пересказ джатак  в ритмической прозе или стихах.

ХОРАСАНСКИЙ (туркестанский) стиль1 – стиль персидской литературы VI-VIIвв. Он отличался горделивой манерой выражения мыслей, величавой интонацией, и большей грамотностью языка. В этом стиле писали Рудаки, Асджади,
Систани и др.
ХОРАСАНСКИЙ  стиль2 – в Афганистане стиль литературы, отличающийся простотой и естественностью образных средств.

ХОРВАТСКИЙ модернизм – начал развиваться в 90 гг. XIX в. Новое поколение молодых писателей провозгласило переоценку всех ценностей. Стало возникать множество периодических изданий. Новое движение получило название «Х.м.». Оно развивалось в двух направлениях. Одно из них тяготело к широкой культурно-просветительской программе, к либерализации высшей школы, демократизации литературно-художественной жизни. Другое направление утверждало принцип элитарности искусства. Термин «Х.м.» охватывает всю хорватскую литературу до первой мировой войны. Модернисты ввели в литературу новые темы и обогатили интонационно-музыкальную и изобразительную стихию поэзии. Литературе этого периода присуща пестрота идейно-художественных тенденций. Представители модерна возродили жанры сонета, баллады, канцоны. К этому направлению примыкали Бегович, Видрач, Домьянич и др.

ХОРЕГ (хоревт) – в древней Греции участник лирического и драматического хора – певец и танцор. В дифирамбическом хоре было 50 Х., в комедии – 24, а в драме – 12-15 человек. Х. могли быть только мужчины.
ХОРИСМА – состоит в разграничении слов, близких по звучанию: пустошь и пустырь. Иногда используется ради шутки: Не отличал Гегеля от Шлегеля.

ХОРОВАЯ поэзия – является существенной частью первобытного сочетания ритмических движений, музыки и текста. Содержанием Х.п. являются условия быта.
ХОРОВОЙ принцип – состоит в том, что писатель рассказывает о событиях с точки зрения их участника. Он почти перевоплощается в своих героев. Этот принцип создал во второй половине XIX в. итальянский писатель Д. Верга 1840-1922).

ХОРОШО сделанная пьеса – особенность французской драматургии: сложная интрига, тенденциозно-однозначное решение прямолинейно поставленных злободневных проблем.
ХРАМЫ литературы – во Вьетнаме XV в. создавал император Ле Тхан Тонг.

«ХРИСТИАНСКО-НЕМЕЦКОЕ застольное общество» –  кружок немецких патриотически
настроенных поэтов-романтиков, основанный в 1811 г. Людвигом Ахимом фон Арнимом (1781-1831). Члены кружка К.М. Брентано (1778–1842), Г.фон Клейст (1777–1811), А. фон Шамиссо (1781–1838) и др. Патриархально-легитимистская направленность общества получила поддержку короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV.

ХРИЯ1  (возвещаю) –  в античной риторике – краткий анекдот об остроумном или поучительном афоризме или поступке великого человека.
ХРИЯ2 – краткий назидательный рассказ, может лежать в основе басни, притчи.
ХРИЯ3 –  совокупность приёмов для развития предложенной темы.

ХРОНОГРАФИЯ – описание какой-либо исторической эпохи, времени года или суток:
ХРОНОС КЕНОС – структурная ритмическая пауза в античном стихе.
ХРОНОС ТОПОС – в античной поэзии нормальная продолжительность произнесения краткого слога, самая малая единица счёта времени в стихе.

ХРОНОТОП – временные и пространственные представления, запечатлённые в литературе. Термин принадлежит М.Бахтину. Х., по его мнению, определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Это придаёт им философский характер.

ХРОНОТОП культуры – формально-содержательная категория литературы. Пространство и время являются необходимыми координатами исторического исследования культуры.
ХРОНОТОП литературы – изображение времени и пространства в их взаимодействии в художественной  литературе. Термин М.Бахтина.

ХУАДЭН, ХУАГУ– в Китае песни и сценки под музыку.
ХУАЦЗЮЙ – в Китае начала ХХ в. драма нового типа. В ней не было арий, диалоги писались на языке байхуа, широко представлены герои-иностранцы. Такая драма называлась разговорной.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ деятельность – создание писателем художественных произведений. 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ коммуникация – функционирование искусства в обществе, где оно выступает как эстетическая деятельность и средство общения.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ концепция личности -- представляет эволюция воссоздания мировоззрения человека. Писатель в процессе творческого воссоздания личности изображает человека не догматически, а в развитии, на фоне, на фоне изменений среды обитания.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ мотивировка – каждый поступок или разговор того или иного персонажа должны быть логиически обоснованными.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ семантика -- абстрактное пространство со многими степенями глубины. Она является сферой постигнутых автором сущностей и запечатлённых им смыслов.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ среда – обстановка, в которой проходит творческая работа писателя. Иногда это кабинет в квартире, иногда комната в доме творчества, а иногда природная среда. Но иногда для плодотворной деятельности автору необходимо общаться с деятелям   культуры: писателями, литературоведами и т.п.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ цельность -- многоуровневое единство  литературного произведения -- художественный мир, не сводимый к сумме составляющих его элементов и неразложимый на них без остатка, являющихся пространством встречи автора, героя и читателя. "Художественная целостность осознаётся как художественная органичность" (Гёте).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ценность – категория, характеризующая назначение искусства: цель его в сопряжении художественного с познавательными, нравственными, философскими  и религиозными ценностями. Х.ц. представляет собой систему образов, совокупность заключённых в них значений и порождаемых ими смыслов.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ видение – способ отражение картины мира в искусстве, типа культуры, менталитета. Каждая эпоха имеет свой тип Х.в. и свои средства его передачи. Х.в. обнаруживает себя в форме, в построении произведения.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ время и пространство — время и пространство в литературе представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят реальные формы пространственно-временной организации художественного мира. Литературное время и пространство можно разделить на абстрактное и конкретное. Абстрактное пространство это такое пространство, которое обладает высокой степенью условности и которое можно воспринимать как «всеобщее». Оно не имеет выраженной характерности и не оказывает никакого влияния на художественный мир произведения. Пространство конкретное активно влияет на всю структуру произведения. С этим связаны и соответствующие свойства художественного времени. Абстрактное пространство сочетается с абстрактным временем. Формами конкретизации времени выступают, во-первых, «привязка» действия к реальным историческим ориентирам и, во-вторых, точное определение времени года и времени суток.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ мышление – вид интеллектуальной деятельности, направленный на создание произведений искусства. В литературе поэт мыслит образами, а прозаик событиями.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ познание  – 1). Образное отображение объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое в сфере искусства. 2). Познание объективной и субъективной реальности человеком, обладающим врождённой способностью к образному видению мира. 3). Познание мира художественного, условного, «мнимого» (Л.Выготский), требующее художественного таланта автора, профессионального образования и мастерства.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение  – не всякая книга становится Х.п., но только та, события и место действия которой воспринимается читателем буквально, как реально существовавшее, а не просто как некая информация о чём-то. В тексте, имеющем эстетическое значение, есть та внутренняя форма, которая построена внешней формой – речевой системой.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ произведения – в одном случае Х.п. определяется материалом и способом его использования автором, а в другом  случае для этого ставится подзаголовок: рассказ, повесть, роман, поэма и т.д.  «Первый закон художественности  –  единство произведения» (Н.Г.Чернышевский).
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ культура – признание красоты  абсолютной, высшей ценностью, а наслаждение – смыслом жизни. Это культ  прекрасного в искусстве и жизни.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ средства -- средства, которые делают художественную речь более яркой и выразительной: эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ беспорядок – побочный творческий продукт. В литературе способ показать волнение героя или автора. У Пушкина это описание Петербургского наводнения («Медный всадник»), картина Полтавской битвы.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед,  русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ замысел – то, как авторский и творческий замысел писатель сумел выразить в словесной форме.               
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ канон –  система внутренних творческих правил и норм, господствующая в искусстве в какой-л. исторический период или в каком-л. художественном направлении и закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ мир – система универсальных духовных отношений, заключённых в тексте, имеющем эстетическое значение . Та внутренняя форма, которая построена внешней формой – речевой системой.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ опыт – является общей мерой видения объекта, совпадает по содержанию с обязанностями автора и читателя (слушателя), направляет его к определённым объектам культуры, превращая все средства художественного воздействия в  литературное произведение.   Х.о. имеет две стороны:  продуктивную (творческую) и рецептивную (сфера восприятия).      
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ мир произведения -- обоснован Д.Лихачёвым. Его главная особенность состоит в несхожести с реальным миром, участие вымысла в его создании, использование автором не только жизнеподобных форм, но и условных. В нём царят художественные законы

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ приём – композиционное, ритмическое, стилистическое или звуковое средство, служащее для конкретизации, подчёркивания того или иного элемента повествования (состояния персонажа, описания, авторской речи). А так же принципы организации художественного произведения в целом: жанровые, сюжетные и др.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ символ – ядром художественного образа является художественный символ. Он выводит дух человека к духовной реальности, не содержащейся в самом произведении искусства. В нём с наибольшей полнотой реализуется процесс «эстетического созерцания» (Н. Лоссий). Это наиболее трудно вычленяемая на аналитическом уровне глубинная компонента. Так, в образе Маресьева («Повесть о настоящем человеке») Б. Полевой создал символ советского человека, показав его типичные душевные свойства: любовь к родине.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ смысл -- в искусстве много смысловых оттенков: подтекст,смысл-символ,смысл-метафора. Для художественного восприятия важен смысл-переживание, смысл как ток непосредственного  вхождения в смысл-дословного. Смысл как средовой
эффект, смысл-атмосфера, как средство  растворения в виртуозности, артистизме произведения.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ текст – художественный текст  строится на использовании образно-ассоциативного качества речи. Образ является конечной целью творчества. В нём слова образности подчинены эстетическому идеалу автора. Для художественного текста важна образно-эмоциональная, неизбежно субъективная сущность.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ феномен  –  состоявшееся неординарное художественное явление, занявшее определённое место в культурном контексте эпохи.

ХЭППЕНИНГ – создание сценических произведений-процессов без заранее подготовленного сюжета и разучивания ролей. Состоит из несвязанных между собой эпизодов. Нередко с участием зрителей. Х. родился в США в 1950 г.
ХЭППИ-ЭНД – благополучная развязка в произведении, неизменный конец произведений массовой литературы.


Рецензии