Дневник. 3-5 ноября 2014 года

                3 ноября 2014 года.

     Вчера проголосовало около 70% избирателей. Но многие просто не достоялись в километровых очередях. И выиграл, конечно, Игорь Плотницкий. Что и следовало ожидать. Он хоть как-то на слуху, а остальных претендентов мы просто вообще не знаем. Сейчас в российских новостях (слушаем уже по мобильному телефону - связь начала брать даже в квартире, правда, пока в одном месте - на кухне, возле самого окна), что у Плотницкого курс на объединение с Россией. И многих это очень радует! Меня в том числе!

-----------------------------------

                Неожиданная ссора.

   Сегодня с мамой вдруг сорвались... Держались-держались столько времени, а тут нервы сдали! У обеих!

   С утра, как обычно, в семь часов поехала за газетами в типографию. Около четырёх часов "проплясала " на ногах, продавая прессу. Ботиночки старенькие не греют, хоть и очень удобные, поэтому приходится постоянно двигаться, бегать туда-сюда, как тигра в клетке. А потом я поехала в госпиталь участников ВОВ, который находится за городом. Решила попытаться устроить туда маму на то время, пока нет света и тепла.

   Добраться до госпиталя не очень просто. Мало того, что он на противоположном конце города, так туда ещё и от конечной остановки маршрутки ходу около двух с половиной километров. Соответственно столько же назад идти пешочком. Мне сказали, что пока городской транспорт туда не ходит... Потопала, конечно... Куда ж деваться?!!

  Госпиталь выглядит прилично. Внутри тоже чисто, красиво, тепло. Зашла в приёмное отделение. Вышла врач:

   - Вы что-то хотели?

   - Да, у меня мама участница войны. Я хотела узнать, можно ли её положить сюда подлечиться?

   - А где вы живёте?

   -На Юбилейном.

   - Так вам нужно обратиться в поликлинику по месту прописки. Мы распределили туда путёвки. Вот они вас сюда и направят. А Ваша мама ходячая? Сколько ей лет?

   - Восемьдесят шесть. Она ходит с палочкой, но плохо видит.

   - О-о, милая моя! Здесь у нас нет персонала, чтобы за ней ухаживали. Тут надо спускаться по лестнице в столовую, самой ходить на процедуры. Так что вряд ли Вашу маму сюда возьмём!

   Я было попробовала бить на жалость:

   - Понимаете, у нас всё ещё нет ни света, ни воды, ни тепла. Я думала, что пока электричество появится, она бы здесь пожила в тепле и подлечилась.

   - Ну, дорогая, это же госпиталь, а не богодельня! Он не предназначен для того, чтобы пережидать здесь отсутствие света и тепла! Перевезите её к родственникам, где уже есть электричество!

   Я что-то пыталась ещё говорить, но она властно меня "заткнула":

   - Я Вам всё сказала! Извините, мне некогда!

   Я вышла, как побитая собака... Вот вам и милосердие... Правильно говорят, что у нас, чтобы лечиться, надо иметь хорошее здоровье... Как я понимаю, все участники Отечественной войны далеко не юноши и девушки! А люди именно ОЧЕНЬ преклонного возраста! Так для кого же тогда существует этот госпиталь?!!

   Протопала два с половиной километра, проехала пятьдесят минут на маршрутке, и к маме заявилась, буквально падая с ног от усталости около трёх часов... С полседьмого утра я ещё ничего не ела... И желание было добраться скорее домой, поесть борща и упасть в кровать...

   Рассказала про облом в госпитале.

   И тут мама вдруг говорит:

   - Положи мои документы на место!

   Я удивилась:

   - Какие документы? Я их не брала с собой!

   - Нет, брала! Посмотри у себя!

   - Да не нужны мне твои документы!

   - Нет нужны! - Мама уже чуть не топает ногами.

   Мне бы снизить накал, но голод и усталость не дали адекватно среагировать на "наезд". Я тоже повысила тон:

   - Ты почему на меня кричишь?!! Я не брала твои документы!

   Иду в комнату, где они обычно лежат в пакете на столе, достаю, показываю:

   - Вот паспорт, вот пенсионное, вот инвалидское, вот социальная карта. А это талон на гуманитарку - всё на месте!

   Мама тоже на меня заорала:

   - Я не кричу! Ты понимаешь, каково мне ночами!

   - Но я-то что сделаю?!! Это из-за меня, что ли, света нет?!! Я и так каждый день к тебе езжу, продукты покупаю, воду вожу из дома... Убираю, стираю... Думаешь мне легко?!! Да ещё и настоюсь с газетами на холоде...

   Я вскочила и бросилась к двери.  Нервы сдали окончательно... Мама опомнилась и закричала:

   - Вернись!

   Я вернулась. Поняла, что тоже не сдержалась. А надо бы... Я всё же помоложе!

   Мама махнула рукой на стул:

   - Посиди чуть-чуть! Извини, я не сдержалась...

   - И ты меня извини! Я так устал сегодня... И есть очень хочу... Да ещё и в госпиталь зря моталась в такую даль... Только время и силы потратила...

   - А  мне и покормить тебя нечем...

   - Да у меня дома борщ есть... Приду и поем.

   Мама вдруг как ни в чём ни бывало стала рассказывать мне новости, которые слышала по радио. Помирились, слава Богу! Но надо мне всё же держать себя в руках! Усталость не оправдание!



                4 ноября 2014 года.

   Три "ха-ха!" !!! В Киеве бунтуют против отсутствия ГОРЯЧЕЙ воды и отопления!!! Перекрывают дороги. Пригласить, что ли их к нам в гости на недельку?!! Чтобы пожили вообще без света, воды и отопления. А ещё лучше поселить "гостей" в двадцать восьмой дом, который ещё и без газа! Я думала, что там никто не живёт, но нет, вечерами тускло светятся окна даже на верхних - восьмом и девятом этажах... Кто-то сидит со свечкой... Так что, киевляне, приезжайте! Вам не будет там одиноко! Вместе по утрам будете хворост собирать и разжигать костёрчик, чтобы нагреть кипяточку и попить кофейку. Вместе будете ходить по воду к скважине и носить воду пешком на девятый этаж. И дома сидеть долгими тёмными вечерами, укутанные, как немцы в сорок пятом. Потому что температура в квартире почти как на улице. А сейчас ноябрь! Это же вы поддерживали АТО и требовали, чтобы по нашим городам били из тяжёлых орудий! Это вы разобрали мостовую по булыжнику и носили майданутым пирожки и бутерброды! А теперь неплохо бы вам пожить в нашей шкурке! Вы бунтуете против отсутствия горячей воды, а у нас люди за холодной по четыре часа в очередях под обстрелами давились. И не всегда им вода доставалась...

   А вообще-то становится страшноватом - в районе Счастья снова слышны выстрелы из крупнокалиберных орудий. Так не хочется, чтобы снова начали обстреливать город... Уже стали привыкать к мирной жизни. Люди домой возвращаются, дети в школы и садики пошли (а не сидят в подвалах, как предрекал Порошенко). Город восстанавливается, залечивает раны. Не дай Бог возобновления боевых действий!

   И ещё прикольно, что в украинских СМИ про наши выборы сообщают, что голосование проходило под дулами автоматов, что голосовали переодетые наёмники (это же сколько наёмников надо, чтобы были километровые очереди!). В общем, украинские журналисты работают по принципу: врать так врать! И чем нелепее ложь, тем больше ей должны верить! Неужели в Украине нормальные люди проглатывают эту наглую брехню (по-другому и не назовёшь!)?!!

-------------------------

   Когда живёшь в нормальных человеческих условиях, то не задумываешься, а что вообще могут люди делать, если нет света и тепла, а день уже очень короткий, и становится всё короче и короче! А в квартирах всё холоднее и холоднее...

   Мы вечером с сыном сидим на кухне при включенном газе. Закрыв двери. Греемся. Свечи экономим, поэтому жжём одну свечу. Фонарик на солнечной батарее берегу для того, чтобы перед сном минут тридцать-сорок почитать. На больше зарядки не хватает - слишком короткие и пасмурные дни... Не знаю, кто чем занимается такими вот безразмерными вечерами, а мы разгадываем кроссворды! Одновременно я  пишу дневник. Ужинаем. Готовим что-то из еды на завтра. С утра-то оба на работу. Поэтому стараемся, чтобы к завтрашнему обеду был суп или борщ. Иногда готовлю я, иногда вместе, чтобы быстрее, а порой Славик предлагает:

   - Мама, а хочешь, я на завтра борщец сварю?!!

   Когда они были в Харькове, он чаще всего готовил на всех и поднаторел в этом деле. У него всё получается не хуже, чем у меня.

   Мобильная связь сейчас часто ловит и в квартире, правда, пока только на кухне, возле самого окна. Удаётся поговорить с Сашей, с кем-то из подруг в Украине. Правда, с некоторыми уже перестала общаться из-за разногласий в отношении политики... О чём можно говорить с людьми, которые считают, что мы ЗАСЛУЖИЛИ то, что нас пришли убивать?!!

  Зарядить телефон сейчас тоже проблем не составляет. Сын заряжает у себя на работе, а я прошу в супермаркете поставить на зарядку. И поэтому мы теперь может вечерами ещё слушать радио по мобильнику. А в девять-полдесятого расходимся по своим комнатам, ложимся спать.

   А как же страшно раздеваться в холодной спальне и ложиться в ледяную постель! Некоторые знакомые наливают в пластиковые бутылки горячую воду и кладут под одеяло. Согревают постель. Я пока держусь. Тем более, что моя приятельница Лена сегодня со мехом "хвасталась":

   - А у меня сегодня день сушки!

   Я удивилась:

   - Это как?

   - А вот так! Лежу вчера, греюсь на бутылочке, кайфую! Я её и на ноги, я её и под ноги! А потом чувствую - что-то спине и ногам горячо стало! И мокро! Наверное, я пробку плохо закрутила... И вся постель мокрая! Представляешь?!! Хорошо, что есть запасной матрас и одеяло! А сегодня весь день сушу над газом!

  Так что я пока до бутылочки не дошла... Терплю. Ложусь под холоднючее одеяло с головой, на ледяную простынь... Сворачиваюсь в клубочек и дышу под одеяло, чтобы быстрее согреться. Укрываюсь тремя одеялами! Потом ноги потихоньку начинаю выпрямлять, продвигая тепло дальше. Уф! Согрелась! Теперь можно минут тридцать-сорок почитать. Пристраиваю на подушку   свой светильник, сняв с него плафончик и держу перед ним книгу. Так страница освещается более-менее прилично.

   Около десяти часов глаза начинают слипаться. Пора спать! Вытаскиваю из светильника батарейку, чтобы не разряжалась. Рука, которой держала книгу -ледяная! Хоть перчатку надевай, когда читаю! Грею её под одеялом и засыпаю...



                5 ноября 2014 года.

   Становится уже не страшновато, а страшно! Звуки стрельбы всё чаще... Уже третий день... А в газете пишут об обстрелах Кировска и Стаханова. Там шахты. Нашу вывели из строя, теперь туда добрались... Есть жертвы среди мирного населения... И это перемирие?!!

   Невольно я вспоминая, КАК у нас всё начиналось... Вначале тоже была слышна только далёкая канонада. Потом появился на горизонте дым. Мы бегали на сушилку смотреть. Славик снимал видео на мобильный телефон. По телевизору показывали разрушения в Славянске и Семёновке. Люди плакали и проклинали Порошенко. Похоронные команды подбирали погибших на улице. Страшно ещё не было...Казалось, что это, как в кино: где-то там, далеко... И до нас не дойдёт...

   Мы находили в интернете ролики про ужасы войны на НАШЕЙ земле, обменивались ими друг с другом. И старались стирать в "Одноклассниках", если писали что-то "крамольное" - на всякий случай! Говорят же, что прослушиваются мобильные и просматриваются записи в социальных сетях... Но всё это было как-то не всерьёз...  Казалось, что не могут, ну никак НЕ МОГУТ нормальные люди, разговаривающие на одном языке, живущие в одной стране, взять и начать бомбить мирные города! И даже слова Коваля, сказанные во всеуслышание о том, что всех нас пропустят через фильтрационные лагеря, а потом будут "расселять", веры в то, что такое ВОЗМОЖНО, не прибавило. Правда, когда Яценюк назвал нас - тоже во всеуслышание-"недочеловеками", а Порошенко, брызгая слюной, нелюдьми, вызвало глубочайшую обиду. Но всё равно не верилось, что президент страны, в которой мы живём, даст команду нас просто банально уничтожать... Не верилось, что осаду города станут проводить по разработанной американцами технологии. Лишить город электричества, воды, связи, продуктов, медикаментов, денег... Город, в котором остались те, кто не смог по состоянию здоровья уехать, или некуда было, или не за что. И ещё те, кто остались ухаживать за своими беспомощными родными.

   Я помню первый обстрел, когда снаряды выли где-то над крышей дома, в окнах дрожали стёкла. Это потом мы их заклеим крест-накрест скотчем, чтобы не разбились. А в тот, первый раз, у меня было такое жуткое состояние! Я дома была одна. И этот ужасный вой, свист, взрывы... Я растерялась... Не могла понять, что делать. Меня вдруг начало колотить так, что зуб на зуб не попадал! Бежать в бомбоубежище? Так я даже не знала тогда, где оно находится и есть ли вообще! Да и не добежишь! "Тревожный чемодан" сиротливо стоял в углу. Я металась по квартире. Вместо того, чтобы уйти в более безопасное место (ванную или туалет), я то и дело подбегала к окнам и выглядывала (вот дура-то!). Наконец, чтобы как-то успокоиться, стала читать "90-й Псалом". Хорошо, что знала его наизусть. И поняла, что это то, что нужно. Не знаю уж, что происходит с человеком, читающим молитвы (есть даже исследования головного мозга, в которых утверждается, что меняется ритм его работы), но я успокоилась. Дрожь прошла.

   Такая реакция была только в самый первый раз. Потом такого больше не повторялось. Ни разу! Под обстрелами я ходила к маме, стояла во дворе храма за водой, в очередях за хлебом, купить который тоже была целая проблема. Я видела на остановке на Юбилейном трупы людей, ожидавших маршрутку, но уехавших туда, откуда возврата нет... Я фотографировала лужу крови, оставшуюся от мужчины, которого снарядом разнесло на кусочки на остановке "Вторчермет" возле компьютерной академии... И страха больше не было. По крайней мере такого всепоглощающего, как в  тот самый первый раз. Тот шок, к счастью, прошёл. Я стала трезво и адекватно оценивать ситуацию. Порой падала на землю, прикрывая голову пакетом с продуктами. Или бежала куда-то под укрытие стены. И читала, читала "Живый в помощи"... И это я, которая в церковь ходила крайне редко. Но этот Псалом казался мне волшебной защитой. И, наверное, так оно и было! "По вере вашей дано будет!" Надо же было на что-то надеяться! И во что-то ВЕРИТЬ!

   Сейчас пишу-опять стреляют... И уже не очень далеко. Дребезжат стёкла. Господи, неужели нам придётся снова жить (нет, ВЫЖИВАТЬ!!!) под обстрелами?!! Спаси, сохрани, защити и помилуй! Летом-то было легче - и тепло, и день световой длинный, и не так страшно, если стёкла в окнах полетят... А сейчас?!! И так-то холодина и темнота в квартирах! Господи, сохрани от фашистских снарядов нас и наши дома!

   И опять воспоминания... Страшным шоком для нас была трагедия 2 мая в Одессе, в Доме профсоюзов. Смотрели по телевизору на пылающее здание, на людей, выпрыгивающих из окон, на то, как их тут же добивали битами вместо оказания первой помощи. В интернете появились ужасные кадры, когда фашистская мразь расстреливает из пистолета стоящих на подоконниках и выбирающихся на крышу, спасаясь от огня, мужчин и женщин (!!!). И вообще непостижимо было то, что арестовали не тех, кто всё это затеял, не тех, кто потом ходил по Дому профсоюзов и снимал на мобильники "поджаренных колорадов", не тех, кто добивал выживших, а тех, кто чудом спасся... И шокировало отношение запада к этой беспрецедентной бойне в центре европейского города: на это просто не обратили внимания! Как будто и не было десятков погибших такой мучительной смертью...

   Но это тоже было ещё от нас далеко. Мы возмущались, ужасались, но казалось, что к нам это не придёт... Пришло!  2 июня (ровно через месяц после Одессы!) бомбанули с самолета самый центр нашего города, здание Обладминистрации. И тут же обвинили в этом ополченцев! Не то они промахнулись, стреляя по самолёту из ПЗРК, не то снаряд среагировал на кондиционер (которого на самом деле не было!). И погибли мирные люди: кто-то просто шёл мимо, кто-то стоял возле здания... Восемь человек! И мы смотрели в Ютубе, как женщина с оторванными ногами, в луже крови, ещё пытается что-то говорить... Как грузят в "скорую помощь" раненых... Ужас!!!

   Вот тогда я поняла, что всё это не сон, а реальность... Что нас могут и будут убивать... Мы для властей нелюди, и нас будут уничтожать, как тараканов... Равнодушно и беспощадно... И весь мир будет так же равнодушно за этим наблюдать. В самом деле - кто же жалеет тараканов ( или "нелюдей", что практически одно и то же...). Тысячей больше, тысячей меньше... И даже Россия, на помощь которой вначале мы так рассчитывали, не смогла нас защитить... Да, мы получали гуманитарную помощь. Да, на подмогу ополченцам пришли тысячи добровольцев из разных стран. Но... мы оказались в осаждённом городе под обстрелами, в условиях, в которых фактически выжить не должны были! А открыто Россия вмешаться не могла, хотя ох как её к этому вынуждали! Это и нападение на Российское посольство, и обстрел приграничных территорий... Кто-то говорил, что Россия испугалась введённых санкций. Но большинство всё же понимает, что вмешайся Россия в конфликт на Донбассе - и третья мировая война была бы неизбежна... Так что мучение трёхсот тысяч (или сколько нас тут осталось?) НИЧТО по сравнению с ужасами мировой войны...
   Хотя... Нам-то от этого не легче!


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/12/576


 


Рецензии
А сейчас на Прозе много "фронтовых" публикаций с той стороны. Харьков, Киев...
Одна из тех, кто писала Вам рецензию, ответила и на мое письмо. Спросил, как они там сейчас, в тех же условиях, но спустя восемь лет. В итоге: я террорист и зомби, русские - рашисты, а Россия должна Украине репарации.
Мило пообщались)))
Чс пополнился, тошнит меня от такой правды. Жили себе люди, про Юго-Восток себе голову не грузя,а как самих коснулось - боже, как жить! Здесь же мирные люди!
А мы, россияне, оказывается, за длинным рублем сюда едем, убивать. Типа на вахту... Слов нет...

Мурад Ахмедов   22.11.2022 10:26     Заявить о нарушении
К сожалению, все так, Мурад... Когда нас убивали, не замечали, всем все нравилось, а теперь, оказавшись в нашей шкуре, почему-то вдруг стали обиженными... А ведь это бумеранг!

Светлана Красавцева   23.11.2022 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.