Достижение неспешности

               
Ты видел когда-нибудь самый чудесный город на Земле? Город-сказку, город лабиринт, который ослепляет и сводит с ума – место, где ты понял, что здесь твое место. Я живу в таком.
    Ты обязательно должен его увидеть, почувствовать его ауру…Чудо начинается, уже едва ты ступил на землю этого города. Выходя из дверей Центрального вокзала, обернись назад, запрокинь голову…. Толпы людей будут окружать тебя, спеша дальше, но никто и не заметит тебя, никто не обратит внимание, как ты стоишь и вдыхаешь воздух моего города.

Но это только фасад. Сердце города находится совсем рядом – пройди всего сотню шагов – и ты окажешься в бесконечном переплетении кружев воды и старинных домов, древних и совсем современных памятников, назначение которых так и останется для тебя тайной. Со всех сторон ты услышишь бесконечные звуки, на первый взгляд смешивающиеся в бессмысленную  какофонию. Однако пробыв здесь хотя бы до вечера, ты сначала несмело, а потом все отчетливее и яснее – услышишь голос города.
   Гуляй. Ходи, шагай, и даже если тебе покажется, что ты заблудился – ни за что не останавливайся, потому что рано или поздно ноги сами тебя выведут к знакомым местам. И не важно, что пока что у тебя здесь нет знакомых мест. Очень скоро ты сможешь не хуже меня обходится без карты и определять, где ты есть, по крышам колоколен и и дворцов, отличая их от десятков других…Знаю, ты мне не поверишь, но мне ни разу не удалось заблудиться в этом городе – как  я не пытался…

Вечером, когда звуки шарманок, пение уличных музыкантов и шум редких автомобилей стихнет, выйди на улицу. Я хочу, чтобы ты это сделал. Среди крошечных переулков ты не найдешь ничего что поразило бы твое воображение, но уникальность этого города в том, чтобы не пускать пыль в глаза, а помочь каждому человеку найти свое место, свой переулок, свой канал. Я не знаю, с какой стороны увидишь его ты, но все же смею выразить надежду, что и для тебя он станет тем же, чем и для меня – в тот день когда я понял это.
Итак, выйди из дома, когда солнце еще не зашло за горизонт, и поторопись. Иди, куда – без разницы, поспешным шагом. Амстердам сам остановит тебя. Дома на каналах будут пробегать через твое сознание, как и твои ноги, будут лишь на мгновение касаться  мощеных дорог. Лишь позже ты поймешь, что их действие – действие кусочков мозаики, выстраивающие стройный стан моего города – кроется не в отдельных помпезных зданиях, а именно так – в куче, в бесконечной массе, которая может на первый взгляд испугать, подавить…Они заключают тебя в бескрайний водоворот, и вернувшись к себе, в свою страну, в иную обстановку, ты с удивлением поймешь, что не в силах вспомнить ни единой детали, ни одного отдельного дома! Это будет непостижимым чудом! Подобно удивительной пьесе, которую ты наблюдал с открытым ртом, но из которой ты не можешь воспроизвести ровным счетом ничего, кроме ее имени и того впечатления, что она на тебя произвела. Это имя, услышав однажды, ты будешь искать всюду, и в твоей душе вновь и вновь будут всплывать моменты, когда ты был здесь…

Теперь присаживайся. Да-да, именно так, на край канала, прямо на холодные камни. Я понимаю твое недоумение. В тебе говорит пуританство, вскормленное в тебе многими поколениями твоих предков. Но я уверяю тебя, мой друг, что очень скоро тебе станет легче. Знаешь, мой город имеет одно замечательное свойство – когда человек попадает сюда, он меняется с первых же дней, часов и минут…  Забудь, кем ты был раньше. Но к сожалению, одни сразу полны желанием покинуть его, потому что  не в силах противиться его силе, настолько противоречащей их существу, настроенному на совсем другие волны…Я так надеюсь, что ты относишься к другим – тем, что способны принять отличный от их собственного способ мышления, который царит здесь буквально в каждом столбике, отделяющем пешеходную тропинку от проезжей.

Мой родной Амстердам дает тебе неповторимую возможность заглянуть внутрь себя и почувствовать твою личную «самость», а не ту, какую хотят видеть другие. Ты свободен. Найди место, где твоя душа успокоится(где тебе будет комфортно) – маленькое ли это - кафе с традиционной кухней, или неправильной формы мощеная площадь (моё, признаюсь любимое место) со старинным книжным магазином на углу, который стоит здесь не одно столетие…а возможно, это будет монумент жертвам ВМВ – молчаливый, пронзительный…. Каждый раз когда мой взгляд останавливается на нем, из глаз брызжут слезы… бесконтрольно, бессмысленно… Обернись. Вечно пляшущий ветер на главной площади откинет волосы со лба. Это он. Величественный Королевский дворец. Солнце, заходящее за его крышу, ослепит тебя…Закрой глаза…и прислушайся, принюхайся! В этом городе все не так! Не так как ты думаешь! Как бы ты его не представлял, это ложь. Вернувшись домой, ты осознаешь, что ничего не понял, ничему не научился… Но не один ты испытываешь  такое чувство. Никто не знает  до конца Амстердам, он никому не подвластен, как и неподвластна тебе твоя бессмертная беспокойная душа.

Просто молчи. Молчи среди голосов, музыки, шума трамваев и клаксонов велосипедов. Гляди, в небе парят чайки, а наши лица отражаются в воде. Деревья в Амстердаме остаются зелеными все лето, потому что мало машин и воздух очень чистый. Вода в каналах омывает листву. Еле слышно она плещется в них, а когда мимо проплывает лодка – частная, или туристический трамвайчик, недвижимое зеркало очнется , и волны, ожив, забьются о берега, почти касаясь наших с тобой ног, свешенных с края. Но всего пара минут – и все вновь успокоится, заснет. Напротив ты видишь дом – один из многих тысяч таких – четыре-пять этажей, узкий фронтон и крюк на чердаке... Цветы на окнах. Все так же, как и в другом месте. Кто-то назовет меня скучным…, но мне никогда не надоедает это единообразие.

Опускается ночь. Медленно, накрывает темной шалью мой родной город. Даже, если у тебя куча дел, он остановит тебя и тебе нипочем не удастся сбежать. Гирлянда каналов сожмет твое сердце кольцом и не даст вырваться, да ты и сам не захочешь… Где-то здесь находится мое любимое кафе…хм… признаться в ночной темноте даже я порой теряю дорогу, подолгу блуждая в потемках…. Потому что неважно вижу, ты знаешь это. Но ты, ты соблюдай главное правило Амстердама – никогда не останавливайся. Этот город учит двигаться, делать, не стоять на месте. Когда наступит день, ты не узнаешь ничего из того, что видел ночью. И у тебя будет возможность каждый день вновь и вновь знакомиться с городом заново, начинать каждый день как новую жизнь, ты найдешь свое дело, он сам подскажет тебе - что делать и куда идти. Помни, никто здесь не останется без дела, кем бы он ни был. А, если ты проживешь тут достаточно долго или хотя бы неделю, то ты начнешь привыкать ко всему: к людям самых разных национальностей, вокруг себя, невероятному обилию велосипедистов, к тому, что автомобили пропускают тебя, даже если ты откровенно неправ на дороге. Однако все это не должно превращать тебя в самоуверенного, неосторожного наглеца. Не теряй голову. Пользуйся свободой и необъяснимым чувством безопасности, но помни – ты должен найти, а не потерять себя здесь.

А если тебе станет грустно – а Амстердам умеет насылать меланхолию, уж поверь – сходи на блошиный рынок. Это  волшебное место. Что бы ни было у тебя в  мыслях, что бы ни болело в душе – он растает там без следа. Рассматривай, торгуйся, почувствуй  течение жизни на вкус. И должен предупредить – побори в себе желание потратить все свои деньги, скупив все рыночную площадь. Копаясь в кучах старого барахла, такого, что даже сами продавцы не смогут зачастую объяснить тебе, на что оно может пригодиться. Ряды  поношенного и даже нового тряпья, горы подержанных книг за копейки – для меня это самый лучший путь к душевному равновесию…хотя бы на время. На блошином рынке на площади Ватерлоо ты приобретешь кое-что намного лучше безделушек – новые идеи. Даже, если ты уйдешь, ничего не купив.
Гляди, как отражается солнце в разноцветной воде! Это уже не канал, а река – гордая и древняя, она расширяется вдаль, как раскинутые руки, исчезая из виду, там, где – присмотрись – изящные дуги мостов, каменных, деревянных, узких, широких. Встань на любой из них и ощути спиной крылья.

   Извилистая узкая улица уходит круто в сторону? Куда? Уверяю тебя, это неважно. Не бойся опоздать, потеряться, даже если ночь застанет тебя в пути. Следуй за улочкой, а после сверни туда, куда подскажет сердце. В центре все они заполнены закусочными, дешевыми магазинами вперемежку с благородными кондитерскими, с выставленными на витринах серебряными блюдами с яркими пирожными, небольшими  тортиками и свежеиспеченными вафлями, «булочными» с мягким хлебом и  антикварными лавками.  В стеклах  модных бутиков отражаются дома, которым  уже четыреста  лет….  Зайди, хотя бы в один из магазинов, и удивись  добрым обращением  с тобой – в «старых» работают зачастую сами владельцы этих магазинов, держащие свою лавку не одно  поколение. Вежливые, интеллигентные люди… Если хочешь, я скажу тебе, где находится магазин, которому уже двести лет, где есть все – от травяного чая до мыла с цветочными маслами, и мои любимые лакричные конфеты. Внутри полутьма и потрясающий запах – похоже на магазин трубок и сигар недалеко от Монетной башни… Но, впрочем не буду раскрывать все карты, если тебе захочется выкурить редкую трубку или приобрести травяную настойку в подарок супруге – ты сам сможешь найти эти места.

А сейчас, если тебе неугодно провести ночь на скамейке в свете старинного уличного фонаря за чтением увлекательной книги из лавки напротив, или просто глядя на проносящиеся мимо велосипеды, степенные синие трамваи – мы можем с тобой уютно устроиться в одном из уютных местечек, кафе, где не слышно шума ночного – другого Амстердама. Нас это не касается. Ты же помнишь – каждый делает,  что он хочет, и никто не посмотрит на него осуждающе – даже не заметит, только если он не нарушит закон, который здесь уважают.

  Ты провел в моем городе всего день, но уже потерял представление о времени, потому что здесь его нет. Во всем мире оно умерло, окостенело, как в склепе, а здесь живое время переливается из одного края каналов к другому, изредка нарушаемое моторами моторных лодок. Время течет  тут может быть  даже быстрее, чем должно, но с той лишь разницей – это тебя нет для времени, а не его для тебя. С утра ты проснешься «очищенным» и день начнется сначала – точь-в-точь похожий на предыдущий и это еще больше пробудит в тебе желание прожить его, отлично от всех иных. Пусть центральные улицы, которые живут для рекламы и помпы не привлекают тебя. Пусть тебя влекут к себе тихие районы, каналы, где живут простые граждане, а не туристы. Взгляни в глаза другой стороне Амстердама, той, которую чаще всего не видят, предпочитая ей ту, другую…Здесь они не антиподы друг друга, а единый организм – не как медаль, а как шарик – с внешней оболочкой и невидимым ядром.

Ты прав, Амстердам сделал меня философом. Ты не обязан следовать моему примеру. Но ты не останешься прежним, высказываю догадку. Что ж, значит мой труд не пропал даром. Я хотел лишь поделиться с тобой  его шармом, необъяснимой прелестью, которая тисками держит мою душу и темным платком застилает глаза. Это плен, вырваться из которого нет ни желания не возможности…  Это хватка, парализующая, замораживающая…она растает, когда ты привыкнешь к этому городу. И тогда наступит черед механизма, что сформирует твое новое сердце, новое сознание. И не имеет значения, в каком возрасте ты впервые попал в эту паутину, вторгся в пределы Амстердама – но ты ли в него  или он в твои? Готов ли ты к переменам? Хочешь ли ты меняться или останешься прежним? Я не знаю. Решать, конечно же, тебе, мой друг. Что бы ты ни хотел сказать мне, помни - каждый вечер, когда небо становится красным, ты всегда найдешь меня на берегу одного из тысяч каналов моего родного города.


Рецензии