Семантическая алгебра. версия 19

УЧЕБНИК «СЕМАНТИЧЕСКАЯ АЛГЕБРА». Версия 19

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник «Семантическая алгебра» рассчитан на студентов и специалистов в областях филологии, философии и теологии, а также на всех желающих изучить природу метаязыка и освоить методику построения семантических структур.
Практическое применение: экспертная верификация, аналитика, систематизация и классификация документов, текстов, знаний, а также сбор и анализ статистики на основе семантических тензорных классификаций.


2. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

   2.1. ОТ АВТОРА

Работая над этим материалом по Семантической Алгебре, я неоднократно восхищался величием родного языка, за его удивительные и пока малоизученные свойства. Предлагаю читателю познакомиться с этими свойствами и рассмотреть их действие на примерах. Хочу, чтобы каждый русский человек испытывал осознанную гордость за свой язык.
   Я постарался изложить тему в виде популярного учебника. Однако в изложении любой мысли всегда останется как минимум три уровня личной интерпретации: в языке и грамматике, в стилистике и в организации материала. Потому что любая словесная конструкция является лингвистической проекцией.

2.2. О СЛОЖНОСТИ МАТЕРИАЛА

   Тема сложная. Поэтому я постараюсь излагать её просто и лаконично, без злоупотребления терминами. Однако сложность материала имеет три причины.
Это самостоятельное исследование, а не компиляция чужих и отточенных цитат.
Это исследование активно использует математику в сфере лингвистики. Здесь приводится более сотни примеров систематизации терминов из разных областей знаний. Таких как: литература, психология, управление и т.д. Поэтому надо иметь под рукой толковый словарь, соответствующий опыт и багаж знаний.
   Наконец, надо иметь навык для выявления и восприятия семантических структур, которые здесь приводятся. Сложность в том, что такие структуры не создают привычного художественного образа. Изобразительное проецирование семантических тензоров соответствует иконографии.

   2.3. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

   История моей работы с семантической алгеброй началась в 2002 году. В то время я – программист с 20 летним стажем, увлёкся иконописью и богословием. Меня потрясла икона «Неопалимая Купина». В таких иконах есть признаки симметрии, многомерности и фрактальности. При этом существует великое множество интерпретаций. Это признаки системного уровня. Тогда я понял, что в иконописи и богословии отражена суть и устройство мироздания.
Я считаю, что Богословие намного ближе к математике, чем современная физика. Догматы богословия схожи с математическими аксиомами. Большинство христианских догм устанавливалось столетиями размышлений и споров на Вселенских Соборах. Сложность восприятия догматических истин в уровне владения языком. Потому что язык (как Бог-Слово, как Логос) является частью Истины. Истина содержит язык, а язык может проецировать Истину.
Появился вопрос, - как передавать знания с минимальными искажениями? Мне попались работы по Соционике, которая активно использует математику и имеет свои аксиомы, свой базис. Из базиса соционики очень красиво выводятся типы личности, типы их отношений и признаки Рейнина. Там практически одни таблицы. Нет накладных расходов на сюжет и стилистику. А значит, меньше искажений. Элементы в таких таблицах можно изучать в любой последовательности. Нет условия на плетение последовательной нити повествования.
Иконопись, богословие и соционика мне очень понравились и я постепенно начал сопоставлять их со знаниями о семантических сетях из области баз знаний и искусственного интеллекта. Эти теории были разработаны в 70-х годах. Они опирались на теорию графов, и это было главной ошибкой. Использование значащих вершин и значащих рёбер, сильно усложняли модель. Возможность для построения семантических сетей произвольной топологии открывала простор для фантазии в организации знаний. Поэтому такие инструменты требовали пересмотра. Мне нужен был строгий критерий для построения семантического базиса.
И тут помогла линейная алгебра. Всякое понятие с антонимом, соответствовали вектору. Позже я научился перемножать семантические вектора, получая матрицы и тензоры. Применяя этот подход к разным знаниям, я стал проверять справедливость теории. Так стала вырисовываться семантическая алгебра.
По ходу развития этой темы мне рассказали о работах Геделя, Осгуда и прочих исследователях, которые использовали антонимы. Думаю, что такие прикладные применения, - это только один шаг в нужном направлении. Однако, чтобы поднять семантическую алгебру на самостоятельный системный уровень, мне потребовалось оттолкнуться от теологических представлений об Истине.
Считаю, что философия не может дать такой точки опоры. Потому что философия является инструментом опровержения любых утверждений. Она не признаёт догматов и аксиом, пытаясь их доказывать. Поэтому философия постоянно путается в терминах и определениях.
Семантическая алгебра не вводит и не использует никаких новых терминов. Зато здесь есть ряд аксиом, теорем и открытых вопросов, которые требуют осмысления и обсуждения.



3.ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1.ИСТИНА И РАЗУМ

Семантическая алгебра позволяет приводить понятия к наиболее полной и непротиворечивой форме через построение компактного и ортогонального семантического базиса, благодаря: симметрии, подобию, многомерности и бинарной комбинаторике признаков для компонентов семантического тензора.

Здесь я решил сопоставить философские и теологические взгляды Ивана Ильина с семантической алгеброй, чтобы чётче обозначить предмет исследования и его свойства.
Нас интересуют такие семантические тензоры, которые являются проекцией Истины. Поэтому надо сказать о свойствах Истины.
Истина компактна, ортогональна, многомерна и фрактальна. Это аксиоматическое утверждение. Его нельзя доказать или опровергнуть, но можно проиллюстрировать, проверить и использовать в работе.

Истина компактна и ортогональна. Она напоминает мне кристалл алмаза. В ней нет места для нахлобученных колпаков и приделанных костылей. Она не результат игры в орлянку Бога с Природой.
Истина многомерна. Речь и текст одномерны. Они похожи на шифрованную морзянку. Поэтому так много непонимания и разночтений. На мой взгляд, для понимания сути вещей и явлений, удобны схемы и таблицы, если они составлены по общим правилам.
Истина фрактальна (самоподобна). Поэтому, обнаружение общих правил позволяет делать предположения и строить гипотезы.

Всякое живое существо и только живое, обладает самостоятельными способностями к организации и репликации. Разум, как носитель Истины, стремиться её восстанавливать и распространять, методами «кнута, пряника и личного примера». Разум, под действием Истины, способен на реорганизацию и репродукцию.
Кстати. Благодаря этому возможны разные точки зрения на Истину и возможны автоматизация и оптимизация, как способ делегирования производственных или вычислительных процессов. Именно поэтому возможно создание «умных» устройств.
Итак. Разум восстанавливает и распространяет Истину. Истина – реорганизует и репродуцирует Разум. Взаимодействие между Разумом и Истиной происходит через обмен потоками информации и эмоций.
Это ключевые понятия для развёртки множества семантических тензоров. Компактность и Фрактальность дают возможность для Восстановления структуры. Ортогональность и Многомерность дают правила для Распространения. 
   Теперь примеры свойств Истины. Чтобы судить о компактности и ортогональности, надо иметь представление о комбинаторном взрыве. Например, есть множество предметов и множество цветов. Эти ортогональные множества являются семантическими осями, они дают семантическую поверхность. Однако представьте ситуацию, если для обозначения цветных предметов будут использоваться отдельные слова! В этом случае количество слов вырастет в геометрической прогрессии. А если добавить такие показатели, как цена предмета или его твёрдость, то количество вариантов вырастет лавинообразно, подобно взрыву.
   Компактность и ортогональность будет нарушаться там, где понятие является частью другого понятия: Дом, Подъезд, Улица. Или там, где понятие является частным или общим случаем: Дом, Здание, Улица. Это примеры с агрегированием и наследованием. Ортогональность позволяет проводить параллели: Дом, Работа; Семья, Коллектив.
   Теперь примеры о многомерности и фрактальности. Наличие множества свойств у одного предмета, ¬¬-¬¬ это самый простой пример многомерности. Показателен пример с использованием масштаба: Улица, Дом; Коридор, Комната; Проход, Мебель. Здесь чётко сохраняется структура (подобие) на разных масштабах! Вот она - фрактальность.


   3.2.РОЖДЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Богословие утверждает, что священные таинства церкви являются первичной реальностью, по отношению к которой реальность чувств и ощущений является вторичной и мнимой. Возможно, что рецепторы организмов можно сравнить с подпорками, костылями, которые нужны, чтобы существо научилось воспринимать Истину непосредственно.
Истина является вершиной самоорганизации, как мужское начало, и бесконечность жизни, как вершина репликации в женском понимании. Все процессы Жизни нацелены на самоорганизацию или на репликацию. Между ними неизбежны конфликты. Для их разрешения необходим Разум. Разум тоже имеет пару основных процессов. Это реорганизация (рекомбинация) и репродукция.
Здесь надо дать пояснения для терминов:
1. Самоорганизация – это преобразование среды под себя.
2. Реорганизация – это подстройка себя под среду.
3. Репликация – это создание адаптированного к среде экземпляра.
4. Репродукция – это создание копии для воздействия на среду.
Эти понятия образуют важнейшую семантическую матрицу. Она образована перемножением вектора Я-Среда на вектор Оригинал-Экземпляр, в контексте преобразования. Истина инвариантна к преобразованию и ко времени, но способна порождать подобные копии. А для Разума характерна внутренняя подстройка, поэтому он имеет Время.
Процесс реорганизации Разума позволяет строить проекции Истины (Слепки). А процесс репродукции позволяет выносить наружу от Разума (делегировать в среду) второстепенные и вспомогательные процессы. Таким образом, это свойство Разума (Лень) порождает творчество и прогресс. Творчество направлено на решение задач репликации. Прогресс направлен на решение задач самоорганизации. Так Разум служит Истине. Тогда он начинает производить слепки и проекции Истины в максимально возможной полноте. В религиях такой процесс созревания Разума называется духовной работой и цель её – святость, возможна при полном познании Истины.
Полный слепок Истины, созданный Разумом, является Реальностью. Реальность – дитя Разума и Истины, обладает (наследует) все способности своих родителей: Самоорганизация, Репликация, Реорганизация, Репродукция.
Реальность от Истины – совершенна, а от Разума – могущественна. В совершенной Реальности – простор для великих открытий. В могущественной Реальности – простор для великих событий. У Реальности есть родители, способности, возможности и цели. Реальность надо воспринимать как живое и разумное существо. Реальности нужны наблюдатели, участники, герои и друзья. В священных Храмах есть нетленные мощи святых угодников. Это лучшие друзья реальности. Чудотворцы.
Вернёмся к Разуму, оплодотворившего Истину. Теперь он может играть с Реальностью и воспитывать её. Для этого он использует репродукцию, создавая различные существа и организмы.
Разум – отец Реальности.
Истина – мать Реальности.
Истина всё знает о Реальности потому, что она содержит в себе генератор реальностей, как инструмент репликации, настроенный Разумом. Генератор реальностей содержит все законы Реальности, её возможности, способности, цели. При оплодотворении Истины, Разум настраивает генератор Реальности, подбирает параметры, определяет грани дозволенного, устанавливает этапы развития, цели и призы для мотивации.
Вопрос, - где вымысел, фантастика? Это не самостоятельные явления. Они только могут быть похожи на Реальность. Они нуждаются в Истине, как носителе и в Разуме, для восприятия.

Истина инвариантна, она существует вне времени. Время есть у Разума и у Реальности, как продукт реорганизации. Как компьютерная программа, оставаясь неизменной, порождает иллюзию реального или фантастического мира, так и Истина, подобно свече, освещает светом Разума пространство Реальности, создавая образы и тени.
Истина, Разум и Реальность, похожи на Вселенскую многодетную семью. Это не похоже на догматы о Святой Троице. Однако многие догматы христианства помогли вывести эти рассуждения. Так Ветхий Завет видимо относится к взаимодействию с Реальностью, а Новый Завет описывает правила взаимодействия с Истиной.
Также помогли аналогии из мира компьютерных технологий. Так например, Истина сравнима с Базой Данных, Разум сравним с библиотекой алгоритмов, в результате их совместного использования получается комплекс программного обеспечения – Реальность.






4.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

   4.1.КОНЦЕПЦИЯ

Семантическая алгебра – это метаязык, потому что компоненты тензоров могут быть записаны практически на любом развитом языке. Это подтверждается более сотней примеров структур языка, в которых смысл и понятия образуют многомерные кубы (семантические тензоры).
Понятия внутри предметной области структурируются по ортогональным признакам-факторам и образуют строгую математическую форму в виде куба или гиперкуба. Мерность гиперкуба определяется количеством признаков-факторов. В данной работе есть примеры 3,4,5 и 6 мерных семантических объектов. А смысловые структуры формируются на основе бинарной комбинаторики признаков-факторов.
Существует множество попыток классифицирования слов, построения иерархий, составление тезаурусов (словарей синонимов) и идеографических словарей. Это очень важная и сложная работа. Важная потому, что такой словарь можно переводить на любой другой язык. При этом, работа сложна, так как словарь представляет собой семантическую сеть. Потянул такую сеть за одно слово – построил иерархию, потянул за другое слово – получил другую иерархию. Такая работа неоднозначна и может иметь множество трактовок.
Мне удалось обнаружить двойственную природу языка. Двойственную – это как минимум. Оказывается, что в языке есть слова-понятия, которые отражают ДАННОСТЬ, а ещё есть слова-факторы, которые отражают ВОЗМОЖНОСТЬ. Дуализм, как минимум.
Понятия образуют многомерный куб и факторы, также образуют многомерный куб. Эти кубы вложены друг в друга таким образом, что понятия опираются на структуру факторов, а факторы опираются на структуры понятий. Это можно представить как вершину одного куба в центре другого куба. Вот пример дуализма Русского языка:
Длина – Жизни,
Широта – Души,
Глубина – Мысли,
Высота – Духа,

Как видно, слова образуют устойчивые пары, которые мы частенько употребляем в письме и речи с давних времён. Однако никакой объективной, никакой прямой логической связи в таких соответствиях нет. Это пример того, как две независимые системы слов проникают друг в друга. Связь между такими системами конечно есть, она косвенная. Эта связь отражает скрытые законы природы. Именно благодаря такому дуализму, язык способен накапливать и хранить знания.

Хочу привести ещё пример аксиоматического (дедуктивного) способа построения структур. Имеем две пары типов утверждений:
Есть Истина и Ложь.
Есть Приятное и Противное.

Перемножаем и получаем 4-ре варианта тезисов:
1. Истинно и Приятное - Активатор (Бог-Сын),
2. Истинно и Противное - Стражник (Бог-Отец),
3. Ложно и Приятное - Утешитель (Святой-Дух),
4. Ложно и Противное - Монстр, он же диавол.

Аналогичным образом строится классификация вопросов. Есть пара антонимов:
1. Согласие, Сомнение, - соответствуют Эмоции,
2. Понимание, Противоречие, - соответствуют Информации.

Перемножаем их и получаем 4-ре варианта:
1. Согласие и Понимание, - Риторический вопрос,
2. Согласие и Противоречие, - Познавательный вопрос,
3. Сомнение и Понимание, - Воспитательный вопрос,
4. Сомнение и Противоречие, - Провокационный вопрос.

Откуда берётся такая классификация? Сколько элементов она содержит? – Словарь не даст ответы на такие вопросы.
Здесь я привёл пару примеров строгого построения матриц из пар векторов. Однако на практике, при исследовании темы, приходится действовать индуктивным подбором, чтобы составить тензор. И только потом можно выявлять общие свойства и комбинации признаков.


      4.2.РАЗВЁРТКА ТЕНЗОРА

   Следующие понятия: Истина, Правда, Ложь и Вымысел, образуют матрицу характера информации, в которой Истина противостоит Лжи, а Правда и Вымысел могут быть Истиной или Ложью. Правда, - это субъективный результат общения или мистического опыта. Люди могут спорить о Правде, как о способе выражения объективной Истины, проекции, интерпретации.
Правда соответствует Мнению, но Мнение – это эмоциональная оценка. Следовательно, если мы имеем матрицу характера информации, то должна быть матрица характера эмоций:
1. Истина,    Согласие,
2. Правда,    Мнение,
3. Ложь,       Сомнение,
4. Вымысел,    Суждение,

Теперь надо отметить, что Вымыслу противостоит Догадка, как результат работы с информацией. Следовательно, должна быть пара соответствующих матриц, для информации и для эмоции (0.1, 0.2):
1. Истина,    Согласие,      Наблюдение,   Чувство,   
2. Правда,    Мнение,      Взгляд,      Сочувствие,
3. Ложь,       Сомнение,      Ошибка,      Иллюзия,
4. Вымысел,    Суждение,      Догадка,      Восприятие,

   Здесь мы получили объект из 16-ти компонент. Он записан как таблица и похож на матрицу 4*4, но это не матрица. По аналогии с линейной алгеброй из математики, это тензор 4-го ранга. Это 4-х мерный объект, потому что образован из 4-х признаков:
1. Истина,    Ложь,
2. Информация,   Эмоция,
3. Объективное,   Субъективное,
4. Процесс,    Результат,

Пятым признаком может быть пара: Намеренность и Случайность. Тогда можно было бы получить 5-ти мерный объект из 32-х компонент. Однако в данном контексте, пара «Намеренность и Случайность» будут смыкаться с парой «Объективное и Субъективное». Аналогичным образом, каждая пара признаков даст ещё одну пару антонимов (0.3, 0.4):
1. Истина,    Ложь,      Задача,      Решение,
2. Информация,   Эмоция,      Слово,      Дело,
3. Объективное,   Субъективное,   Намеренность,   Случайность,
4. Процесс,    Результат,   Причина,      Следствие,

В данном случае сработал признак «Прошлое и Будущее», в результате мы получили из признаков одного тензора 4-го ранга, второй тензор 4-го ранга, тензор признаков.
Кстати. Мужчины и женщины по-разному обрабатывают потоки информации и эмоции. Поэтому для женщин важна пара «Причина и Процесс», а для мужчин важна пара «Результат и Следствие». Это видно на примере той работы, которую лучше выполняют женщины и мужчины. Отсюда можно сделать предположение о том, что одна форма записи семантических тензоров предпочтительна для женщин, а другая форма записи более понятна для мужчин.


4.3.ГРАДИЕНТЫ И ТЕНЗОРЫ

Эмоции передаются словами, которые можно выстроить в ряд по шкале некоторого качества (образуется градиент). Например: лачуга, дом, хоромы (фактор комфорта или престижа).
Информация передаётся словами, которые можно сгруппировать в вектор (антонимы), матрицу или тензор более высокого ранга (по 2, 4, 8 и т.д. слова). Например: дом, улица, жилец, пешеход. Это возможно потому, что смысл слов меняется благодаря бинарной комбинаторике его признаков. Вот почему семантический тензор является наиболее компактной формой передачи смысла о факте или явлении.
Обратите внимание, как на основе обсуждаемых понятий можно построить семантический тензор 3-го ранга (куб 0.5):
1. Истина,      Разум,
2. Информация,   Эмоция,
3. Организация,   Реорганизация,
4. Репликация,   Репродукция,

Практически любую пару антонимов можно преобразовать в градиент, используя дополнительные слова для крайних и промежуточных состояний.
Ещё одно замечание. Оно касается появления дублей при изложении структур. Дело в том, что квадраты, кубы и гиперкубы имеют общие вершины, рёбра и грани. Поэтому выбор системы отсчёта будет влиять на неизбежное появление дублей. Впоследствии это поможет раскрыть топологию систем большей размерности.


4.4.МЕТАЯЗЫК И ИНВАРИАНТНОСТЬ

Такие свойства, как: антагонизм, симметрия, компактность, ортогональность, многомерность, градиент и подобие, присущи семантическим тензорам на любом языке (присущи мышлению). Они независимы от языка и ближе к Истине. Поэтому для них я употребляю понятие «метаязык».
Геометрически это похоже на квадраты, кубы и гиперкубы больших размерностей. Также как куб можно поставить на любую грань, – он останется кубом, так и тензор можно записать в виде списка или таблицы разными способами. В этом проявляется его инвариантность.

Если знание предмета и владение семантическим анализом у вас на хорошем уровне, то можно постараться объединить тензоры меньшего ранга в тензор большего.
Большую роль в постижении Истины играет подобие тензоров. Так, например, не обязательно пробовать все плоды, чтобы научиться отличать съедобные. Достаточно изучить признаки: окраска, форма, запах, вкус и т.п. Когда исследователь обнаруживает подобие, то он может совершить открытие. Например: приготовить рыбу фугу.

Семантическая алгебра является хорошим средством анализа языка, как лингвистического аппарата проецирующего Истину и средством оценки качества знаний. Как куб состоит из граней, рёбер и вершин, так и тензор состоит из тензоров меньшего ранга, вплоть до матриц и векторов. Эти компоненты на каждом уровне должны иметь названия для каждой предметной области. На практике бывает так, что даже часто используемое понятие передаётся группой слов. Например: агрегатное состояние вещества, контур обратной связи, и т.п. Это свидетельствует об уровне знаний и о зрелости языка в конкретной области. Бывает и наоборот, когда вокруг сомнительного, а иногда и выдуманного понятия, образуется масса синонимов.


4.5.КЛАССИФИКАЦИЯ И СИНОНИМЫ

Существует определённая погрешность в формировании структур. Это связано с обилием синонимов, которые пришли из других языков в русский. (Из греческого, французского, немецкого, английского) Поэтому предпочтение стоит отдавать словам исконным, но не вышедшим из употребления. Также очень важно выявлять смысловую окраску синонима, потому что этот фактор помогает правильно распределить слова по структурам и внутри структур.

Кроме этого погрешность в структурах может быть обусловлена скудостью знаний. Когда представление о предметной области противоречит провозглашённым здесь принципам. В таких случаях я отдавал предпочтение спорной, но стройной теоретической гипотезе.
Понятие синонима, я считаю позором филологии, потому что нельзя объединять градиентно и структурно близкие понятия в одну кучу. Например: постройка, дом, здание, помещение и т.п.

Семантическая алгебра имеет огромный потенциал в задачах классификации. Все классификации возникали стихийно, образуя списки. Затем такие списки расширялись и дополнялись. Иногда получалась древовидная иерархия. Это помогало слабо, потому что элементами таких списков являются ярлыки и шаблоны. Рано или поздно, специалисты понимают, что для классификации надо использовать комбинаторику. Поэтому нужна система признаков, на основе которой можно построить семантический тензор классов. Однако, большинство аналитиков используют те же ярлыки и шаблоны вместо системы признаков. Каких бы областей вы не коснулись, – музыка, литература, дизайн, физика… – везде бардак и разнообразные винегреты из трактовок и определений. Далее есть примеры того, как такую ситуацию можно улучшить.


4.6.АКСИОМЫ И ТЕОРЕМЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АЛГЕБРЫ

АКСИОМА ОБ ИСТИНЕ:
Истина компактна, ортогональна, многомерна и фрактальна.

АКСИОМА О ПРИЗНАКАХ:
Значение слова характеризуется рядом смысловых признаков.

АКСИОМА О СТРУКТУРАХ:
Слова объединяются в структуры по ряду характерных смысловых признаков.

АКСИОМА О МНОГОМЕРНОСТИ:
В результате бинарной комбинации признаков, слова образуют многомерные тензоры (квадраты, кубы и гиперкубы больших размерностей).

ТЕОРЕМА О ДУАЛИЗМЕ:
Структуры слов подразделяются на слова-понятия, определяющие Данность, и слова-признаки, определяющие Возможность.

ТЕОРЕМА О КОЛИЧЕСТВЕ И КАЧЕСТВЕ:
Структуры слов могут определять либо структурные (качественные), либо градиентные (количественные) изменения и явления.

ТЕОРЕМА О СМЫСЛОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
Поскольку смысл понятий опирается на признаки, а смысл признаков опирается на понятия, то всякая попытка изменения смысла слова ведёт к противодействию со стороны его признаков.

ТЕОРЕМА О КРАТНОСТИ СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР:
Поскольку смысловые структуры являются многомерными от бинарной комбинаторной перестановки их признаков, то количество слов внутри таких структур должно соответствовать степени числа 2 (4, 8, и т.д.). Использование нейтральных, средних и центральных понятий, нивелирует значение признака, поэтому не применяется в построении структур.

ТЕОРЕМА О ПОЗНАНИИ:
Поскольку размер смысловых структур должен соответствовать степени 2, то это можно использовать как критерий качества знаний в предметной области.

СХОДСТВО ЯЗЫКОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ И МАШИННЫХ
Языки естественные имеют сходство с языками программирования. Также как в естественных языках есть слова-понятия, определяющие Данность и слова-признаки, определяющие Возможность, также и в языках программирования есть данные и функции. Их роли соответственны и схожи.


      5.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5.1.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

С этой главы я начинаю приводить примеры классификаций на основе семантических тензоров и градиентов. Перед каждым семантическим кубом, в скобочках, указаны порядковый номер главы и порядковый номер условного куба. Это сделано для упрощения и для ссылок на столбцы соответствующих таблиц.

Всякое достойное произведение надо рассмотреть как матрёшку (тоже семантический тензор). Это легко показать на примере литературы. Матрёшка произведения (1.1):
1. Оформление,   Средство,         Тело,
2. Атмосфера,   Стиль,         Душа,
3. Сюжет,      Жанр,         Разум,
4. Мораль,      Нравственность,   Дух,

С правой стороны я добавил семантический вектор, отвечающий за устройство человека. Этот вектор играет большую роль в классификациях. Он позаимствован из работы Луки Войно-Ясенецкого «Дух, Душа и Тело», и дополнен компонентой Разума, которая на протяжении столетий ускользает от внимания богословов.
Показанная матрёшка произведений элегантно раскрывает философский вопрос о форме и содержании. Это весьма занимательно потому, что для каждого уровня матрёшки есть соответствующий семантический тензор 3-го ранга (Куб), которые я привожу ниже.

Куб Оформление и Средство (1.2):
1. Живопись,   Танец,
2. Музыка,      Поэзия,   
3. Литература,   Игра,
4. Наука,      Дизайн,

Куб Атмосфера и Стиль (1.3):
1. Стойкий,   Прерывистый,
2. Яркий       Приглушённый,
3. Острый,   Смешанный,
4. Сильный,   Слабый,

Куб Сюжет и Жанр (1.4):
1. Вещь,       Механизм,
2. Существо,   Организм,
3. Слово,      Программа,
4. Поступок,   Коллектив,

Куб Мораль и Нравственность (1.5):
1. Добыча,      Опасность,
2. Свой,      Чужой,
3. Важный,      Посторонний
4. Близкий,   Далёкий,

Четыре куба образуют тензор 5-го ранга (32 компоненты). Запомнить такой тензор непросто. Надо научиться их выводить. Делать это проще индуктивно, используя ассоциации. А вот подобрать название к тензору можно только дедуктивно.

Можно прикинуть – сколько вариантов произведений охватывает такая классификация? Если произведение решает одну задачу одним способом, то каждый куб даст по 8-мь вариантов. А восемь в четвёртой степени, это 4096 вариантов. Сложные произведения дадут больше вариантов. Но и это не всё.
Далее вас ждёт более подробная классификация, которую я сделал для музыки и литературы.
Ещё я хочу сразу обратить внимание, что некоторые тензоры похожи на цепочку пар или на замкнутую последовательность. Ничего странного в этом нет. Так проявляется выбранная проекция (форма записи) тензора.


5.2.КЛАССИФИКАЦИЯ В МУЗЫКЕ

Вот пример, как для музыки можно составить систему признаков из 4х пар антагонистов (2.1):
1. Статичность,      Динамичность,
2. Цикличность,      Уникальность,
3. Структурность,   Хаотичность,
4. Мелодичность,   Ритмичность,

Теперь из этих признаков можно скомбинировать 16 основных музыкальных стилей. Вот пример из 8-ми стилей (куб 2.2):
1. Песенная,      Танцевальная,
2. Пение птиц,      Звуки природы,
3. Медитативная,   Духовная,
4. Классическая,   Маршевая.

Они условно происходят из 3-х признаков: Происхождение, Назначение и Действие. Эти признаки можно разложить на пары антонимов:
1. Происхождение:   Естественная,   Искусственная,
2. Назначение:      Для души,      Для тела,
3. Действие:      Успокаивающая,   Возбуждающая,

А вот система признаков для звуков (2.3):
1. Тембр:     Стабильный, Вибрирующий,
2. Высота:    Низкий,     Высокий,
3. Атака:     Плавный,    Резкий,
4. Громкость: Тихий,      Громкий,

Таким образом, область музыки можно изучить через семантический анализ. Это работа для музыковеда, которому я хочу задать вопрос: Почему окта, а не септима обозначила 7 нот?


5.3.КЛАССИФИКАЦИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И СТРУКТУРА МИФА

Одно время я писал рецензии на творчество некоторых авторов сайта proza.ru. Я заметил, что интуитивно разделяю текст на 4-5 абзацев. Потом, передо мной встала задача - дать простую классификацию произведению или творчеству, чтобы читатель мог легко найти то, что его интересует.
Для начала я выписал в столбик все жанры. Потом выделил из них размер. Затем, стал рассуждать: исторические и фантастические... прошлое и будущее. Так получилась первая четвёрка. Дальше я, действуя подобным образом, вывел ряд характеристик. Вот что получилось (3.1, 3.2):
Время:   Прошлое,      Будущее,    Реальность,   Вымысел,
Настрой:   Серьёзное,    Смешное,    Сложное,       Простое,
Образ:   Красивое,      Страшное, Правильное,   Уродливое,
Цель:   Объяснение,   Загадка,    Любовь,      Злодейство,

Теперь считаем количество вариантов. Если произведение решает одну задачу одним способом, то получим:
4 в 4-й степени  = 256 вариантов.

Далее я предлагаю рассмотреть модель Мифа:
Математическая модель сюжета представляет собой граф с рёбрами – сюжетными линиями, и вершинами – сюжетными ситуациями. Повествование – это маршрут обхода этого графа. Основной маршрут проходит главный герой, отдельные ветки маршрута могут соответствовать поведению второстепенных героев. Таким образом, маршрут представляет собой дерево.

При движении героя из одной ситуации в другую, имеет место следующий вектор:
1. Побуждающая причина,
2. Выбранное действие,
3. Достижение, (Отношение),
4. Воздаяние, (Ответ),
Следует заметить, что достижение (3) не эквивалентно устранению причины (1). Теперь развернём каждую компоненту этого вектора.

Вектора Причины, Действия, Отношения и Ответа, образуют следующую матрицу (3.3, 3.4):
1. Оскорбление,   Сражение,      Требование,   Дар,
2. Нужда,      Подкуп,      Просьба,      Милость,
3. Призыв,      Достижение,   Обещание,      Услуга,
4. Скука,      Устранение,   Обмен,      Внимание,
Здесь следует обратить внимание на то, что через строчку матрицы (Скука - Внимание), читатель сам вовлекается в действие сюжета.
Второй момент, - это то, что (несмотря на построчное соответствие в этой матрице) каждый столбец образует самостоятельный вектор сюжетных вариантов. Так, например, герой может от Призыва попасть в Сражение, затем перейти к Просьбе, а в ответ получить Услугу.

Полученная матрица рассматривает слой Прямого развития событий. Кроме этого есть иные варианты развития. Это определяет вектор развития событий:
1. Прямое,
2. Позитивное,
3. Негативное,
4. Побочное,

Теперь, если перемножить матрицу на вектор развития событий, то мы получим семантический тензор Мифа (тензор 6го ранга = 3 измерения * 2 бинарная степень 4х вариантов).
Следует заметить, - поведение героя мифа состоит из 4х вариантов, в то время как поведение реального человека базируется на 8ми вариантах. Ответ в том, что реальный человек обладает внутренним взором, слухом и т.п. – то есть всеми чувствами, происходящими внутри человека. Мифологический герой ими не обладает. Ну а если автор раскрывает внутренние чувства героя, то это уже не миф.

Матрицы для позитивного и негативного развития событий образуются из антагонистичных пар. Поэтому удобнее их записать в виде одной матрицы 4*8 (3.5, 3.6, 3.7, 3.8):
1. Храбрый,   Победа,      Доблестно,   Восхищение,
2. Трусливый,   Поражение,   Постыдно,      Возмущение,
3. Богатый,   Честно,      Праведно,      Понимание,
4. Бедный,      Подло,      Избалованно,   Недоумение,
5. Сильный,   Труд,      Славно,      Обретение,
6. Слабый,      Хитрость,      Презренно,   Потеря,
7. Умный,      Правда,      Знание,      Интерес,
8. Глупый,      Обман,      Заблуждение,   Удивление,

Осталось развернуть матрицу побочного развития событий (матрица контекста 3.9, 3.10):
1. Детство,   Тяга,   Вежливо,      Впечатление,
2. Юность,      Дружба,   Уважительно,   Любовь,
3. Зрелость,   Опыт,   Достойно,      Достаток,
4. Старость,   Мудрость,   Великодушно,   Слава,

Обратить внимание следует на то, что через последний столбец читатель выходит из мифа.
Всё. Семантический тензор Мифа готов. Использовать его можно для построения генераторов сценария в приключенческих играх. А здесь он интересен как мостик для постижения психологии, семантические тензоры которой приведены в дальнейших главах.


5.4.КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОНИКЕ

Постоянные или   Управляемые (4.1):
1. Резистор,
2. Диод или транзистор,
3. Ёмкость,
4. Индуктивность,

Тип управления:
1. Механическое или Электрическое,
2. Ручное или Автоматическое,

Роль элемента (4.2):
1. Соединение,      Переключатель,
2. Источник,      Нагрузка,
3. Сенсор,      Эффектор,
4. Контроллер,      Индикатор,


5.5.КЛАССИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Теперь я предлагаю рассмотреть тензор психологии. В него я включил сведения по богословию и соционике, потому что они хорошо согласуются с остальными матрицами. Здесь для всех таблиц порядок слов имеет значение. Чтобы это отследить, достаточно сопоставить компоненты из строк с одинаковым номером.
Кубы ценностей (5.1, 5.2, 5.3, 5.4):
Тело,       Душа,       Разум,       Дух,   
1. Зрелища,   Приключения,   Озарения,      Впечатления,   
2. Знакомства,   Творение,      Мышление,      Общение,      
3. Ласка,      Желание,      Интерес,      Любовь,      
4. Отдых,      Мечта,      Выдумка,      Свобода,      
5. Богатство,   Обретение,   Насыщение,   Достаток,   
6. Власть,      Приручение,   Подчинение,   Влияние,      
7. Слава,      Наблюдение,   Понимание,   Внимание,   
8. Знание,      Опыт,      Учение,      Истина,      
Вершины кубов спроецированы на плоскость возраста: Детство, Юность, Зрелость, Старость.

Психологические типы (16 типов) проявляются по 8, как активные и 8 – как пассивные. У мужчин и женщин – диаметрально противоположное распределение. То же касается душевных расстройств. 8 – агрессия и 8 – страх.
Гиперкуб психологических типов (5.5, 5.6):
Мужские активные,      Женские активные:
1. Маниакальность,      Депрессивность,
2. Экстраверсия,      Интроверсия,
3. Маскулинность,      Феминность,
4. Униженность,      Спесь,
5. Расточительность,   Скупость,
6. Истероидность,      Ипохондрия,
7. Ригидность,         Шизоидность,
8. Импульсивность,      Психастеничность,

Гиперкуб душевных расстройств (5.7, 5.8):
Мужские агрессивные,    Женские – агрессивные,
1. Скука,            Апатия,
2. Досада,         Стыд,
3. Зависть,         Обида,
4. Унижение,         Спесь,
5. Расточительность,   Скупость,
6. Ревность,         Печаль,
7. Отчаяние,         Вина,
8. Гнев,            Тревога,

Гиперкуб основных грехов и добродетелей из работ Игнатия Брянчанинова (5.9, 5.10):
1. Уныние,         Трезвение,
2. Чревоугодие,      Воздержание,
3. Любодеяние,      Целомудрие,
4. Гордость,       Любовь,
5. Сребролюбие,    Нестяжание,
6. Печаль,       Блаженный плачь,
7. Тщеславие,       Смирение,
8. Гнев,         Кротость,

Последнии 6-ть кубов хорошо показывают, как тензорную алгебру можно использовать для проверки научных теорий.
В психологии существует множество классификаций для психотипов личности и для расстройств. Однако богословие существенно точнее описывает и классифицирует эту тему. Так, грех сребролюбия соответствует скупости и расточительности. Однако психология эти явления психики рассматривает отдельно и то, в популярной литературе. Потребовалось расширить классификацию от психологов, чтобы провести чёткие параллели. И это очень важно! Ведь в индуистских учениях о чакрах, этот вопрос также умалчивается. А ведь деньги действуют на человека подобно нейрогормону, который прочно встраивается в его нервную систему. Отношения с деньгами влияет на самочувствие, влияет на обмен веществ. Это не секрет.

В соционике есть много семантических структур, потому что она активно использует математику. Соционика дала хороший пример для развития семантической алгебры.
Куб функций из соционики (модель А, 5.11):
1. Базовая,
2. Творческая,
3. Ролевая,      
4. Болевая,         
5. Внушаемая,
6. Активационная,
7. Наблюдательная,
8. Демонстративная,

Куб душевных настроев (5.12):
1. Интерес   ,
2. Великодушие,
3. Благодарность,
4. Достоинство,
5. Щедрость,
6. Счастье   ,
7. Спокойствие,
8. Уверенность,
Здесь интересно как настрои соответствуют расстройствам. Расстройства – это пара крайностей. А настрой - золотая середина, баланс между ними.

Гиперкуб достоинств и достижений (5.13, 5.14):
1. Обаяние,      Мир,            
2. Общительность,   Друг,
3. Заботливость,   Семья,
4. Независимость,   Дом,   
5. Престиж,      Добро,
6. Авторитет,      Сила,
7. Репутация,      Труд,
8. Эрудиция,      Правда,

Куб функций ума (5.15):
1. Контроль,
2. Внимание,
3. Концентрация,
4. Усидчивость,
5. Реакция,
6. Прогнозирование,
7. Планирование,
8. Память,

Гиперкуб качеств и характера для Тела (5.16, 5.17):
1. Резкость,      Выдержка,
2. Сила,         Скорость,      
3. Плавность,      Романтика,
4. Гибкость,      Прагматика,
5. Ловкость,      Повествование,
6. Пластика,      Интрига,
7. Грация,         Эстетика,
8. Меткость,      Аккуратность,

Гиперкуб качеств и характера для Души (5.18, 5.19):
1. Прощение,      Вспыльчивость,   
2. Преображение,   Сдержанность,   
3. Покаяние,       Смелость,      
4. Трепет,         Осторожность,   
5. Уважение,       Справедливость,   
6. Снисхождение,   Великодушие,   
7. Сочувствие,       Контроль,
8. Мудрость,      Доверие,   

Гиперкуб качеств и характера для Разума (5.20, 5.21):
1. Наблюдательность,   Молчаливость,      
2. Лаконичность,   Разговорчивость,
3. Находчивость,   Рассудительность,
4. Решительность,   Спонтанность,      
5. Воображение,      Твёрдость,         
6. Талант,         Гибкость,         
7. Сообразительность, Уступчивость,      
8. Методичность,   Настойчивость,   

Этот тензор интересен тем, что он преобразуется в градиент, который представляет собой кольцо:
1. Молчаливость,
2. Разговорчивость,
3. Болтливость,
4. Рассудительность,
5. Спонтанность,
6. Импровизация,
7. Твёрдость,
8. Гибкость,
9. Мягкость,
10. Уступчивость,
11. Настойчивость,
12. Упрямство,
Есть подозрение, что топология этой структуры соответствует рёбрам куба. Поэтому у неё 12 элементов.

Гиперкуб качеств и характера для Духа (5.22, 5.23):
1. Постоянство,      Компромисс,      
2. Отчётность,      Сомнительность,
3. Обязательность,   Гарантия,      
4. Надёжность,      Простота,      
5. Скромность,      Сложность,      
6. Честность,      Строгость,      
7. Чистота,      Дружелюбность,   
8. Верность,      Принципиальность,

Градиенты накала страсти по эмоции и информации (5.24, 5.25):
1. Любовь,         Интерес,
2. Обожание,      Хотение,   
3. Симпатия,      Желание,   
4. Потребность,      Вожделение,   
5. Зависимость,      Насыщение,   
6. Необходимость,   Сытость,      
7. Рабство,      Пресыщенность,
8. Ненависть,      Отвращение,

Градиент агрессия-ужас (5.26):
1. Агрессия,
2. Ненависть,
3. Гнев,
4. Возмущение,
5. Неприязнь,
6. Боязнь,
7. Страх,
8. Ужас,

Гиперкуб эмоциональных оценок (5.27, 5.28):
1. Приятное,       Болезненное,
2. Привлекательное,   Отвратительное,
3. Полезное,       Вредное,
4. Целебное,      Пагубное,
5. Смешное,      Страшное,
6. Надёжное,      Опасное,
7. Созидательное,   Разрушительное,
8. Доброе,         Злое,

Гиперкуб отношения психических состояний и воинской тактики (5.29, 5.30):
1. Тревога,      Опасность,
2. Беспокойство,   Помеха,
3. Раздражение,   Противодействие,
4. Ревность,      Измена,
5. Возбуждение,   Мобилизация,
6. Спокойствие,   Готовность,
7. Удовлетворение,   Подкрепление,
8. Согласие,      Капитуляция,


Итак. Здесь я привёл 30 семантических кубов по психологии. Привёл почти без комментариев и ссылок. Материал объёмный. Теоретически его можно дополнить до 32х кубов. Тогда общий тензор по психологии будет 8-го ранга и составит 256 компонент. Но главное не это. Главное – это отзывы читателей.
Сейчас есть задел для внедрения в учебник толкового словаря.
Есть возможность для создания приложения по работе с семантическими структурами. Можно написать генератор диссертаций. Сделать можно многое.
А пока я специально не стал расписывать логику объединения слов в большинстве тензоров, чтобы не отпугивать читателя объёмом материала и не портить его лишними объяснениями.

Как можно объяснить дедуктивный способ построения семантических структур? Можно выбрать признаки и постараться их перемножить, подбирая варианты. Только результат будет почти непредсказуем. Пример:
1. Грамотный – Невежа,
2. Вежливый – Наглец.
Теперь перемножаем эти пары:
1. Учитель - Грамотный и Вежливый,
2. Друг - Грамотный и Наглец,
3. Ученик - Невежа и Вежливый,
4. Дурак - Невежа и Наглец.

Надо сказать, что в этом примере проецирование неоднозначно. Чтобы удовлетворить этому условию, требуется указать ещё один признак. Тогда можно получить тензор 3-го ранга.


5.6.СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ СТРУКТУРЫ

Кубы ролей и функций элементов систем (6.1, 6.2):
1. Администратор,   Решение,
2. Сенсор,         Восприятие,
3. Проводник,      Обмен,
4. Фильтр,         Отбор,
5. Эффектор,      Воздействие,
6. Аналитик,      Классификация,
7. Сопоставитель,   Согласование,
8. Эксперт,      Воспоминание,

Куб падежей и системных операций (6.3, 6.4):
1. Именительный,   Соотношение,
2. Родительный,      Соответствие,
3. Дательный,      Дополнение,
4. Винительный,      Противопоставление,
5. Творительный,   Подобие,
6. Предложный,      Проецирование,
7. Звательный,       Соединение,
8. Подчинительный*,   Иерархия,
*Подчинительный – заменяется матерными выражениями.

Гиперкуб развития мысли (6.5, 6.6, 6.7, 6.8):
1. Предмет,    Содержание,   Тема,      Вопрос,
2. Подозрение, Гипотеза,      Догадка,      Предположение,
3. Идея,       Мысль,      Понятие,      Концепция,
4. Аксиома,    Лемма,      Теорема,      Утверждение,
5. Факт,       Аргумент,      Довод,       Тезис,
6. Обсуждение,   Спор,       Диспут,      Анализ,
7. Сравнение,   Сопоставление,   Аналогия,      Сходство,
8. Вывод,       Заключение,   Резюме,      Итог,

Гиперкуб системных свойств (6.9, 6.10):
1. Вид,      Форма,
2. Образ,      Модель,
3. Свойство,    Особенность,
4. Характер,    Направление,
5. Состояние,   Величина,
6. Положение,   Значение,
7. Метод,      Функция,
8. Поведение,   Действие,

Гиперкуб волновых характеристик (6.11, 6.12):
1. Ритм,      Атака,
2. Динамика,   Амплитуда,
3. Гладкость,   Плавность,
4. Хаос,      Неожиданность,
5. Цикл,      Периодичность,
6. Размер,      Длительность,
7. Прогресс,   Уникальность,
8. Структура,   Подобие,

Гиперкуб системообразующих характеристик (6.13, 6.14, 6.15, 6.16):
1. Порядок,   Ряд,      План,      Справедливость,
2. Действие,   Дело,   Деятельность,   Действительность,
3. Гармония,   Право,   Равноправие,   Полноправие,
4. Хаос,      Случай,   Прецедент,   Возможность,
5. Предел,    Норма,   Граница,      Равенство,      
6. Степень,   Мера,   Уровень,      Достоинство,
7. Развитие,   Воля,   Совершенство,   Независимость,
8. Организация,   Уклад,   Закон,      Законность,

Гиперкуб характеров события (6.17, 6.18):
1. Целевое,       Побочное,   
2. Основное,      Добавочное,
3. Общее,         Частное,   
4. Глобальное,      Локальное,   
5. Закономерное,   Случайное,   
6. Правило,      Исключение,   
7. Причина,       Следствие,
8. Первичное,      Вторичное,

Куб оценки утверждений (6.19):
1. Вероятное,
2. Действительное,
3. Определённое,
4. Однозначное,   
5. Точное,   
6. Правильное,
7. Верное,   
8. Истинное,

Куб сравнения (6.20):
1. Идентичное,
2. Сходное,
3. Эквивалентное,
4. Одинаковое,
5. Тождественное,
6. Подобное,
7. Оригинальное,
8. Похожее,

Гиперкуб проверок свойств (6.21, 6.22, 6.23, 6.24):
1. Реальность,   Вымысел,      Мнимое,      Кажущееся,
2. Правда,      Ложь,      Воображение,   Фантазия,
3. Наличие,    Отсутствие,   Замена,      Смена,
4. Избыток,   Нужда,      Обмен,      Перевод,
5. Много,      Мало,      Равенство,   Тождество,
6. Полнота,   Скудость,      Уровень,      Степень,
7. Частое,      Редкое,      Период,      Цикл,
8. Постоянное,   Прерывистое,   Стабильное,   Устойчивое,

Куб стандартов (6.25):
1. Стандарт,   Сравнение,      
2. Подлинник,   Утверждение,   
3. Оригинал,   Уникальность,
4. Эталон,      Проверка,      

Куб правил (6.26):
1. Универсальное,
2. Общепринятое,
3. Традиционное,
4. Установленное,
5. Рекомендованное,
6. Согласованное,
7. Типовое,
8. Стандартное,

Гиперкуб характера системы (6.27, 6.28):
1. Консервативное,   Вариативное,
2. Устойчивое,      Переменное,
3. Неподвижное,    Плавающее,
4. Статичное,      Динамичное,
5. Стабильное,      Подвижное,
6. Твёрдое,      Мягкое,
7. Надёжное,      Обманчивое,
8. Основательное,   Временное,

Итак. Получилось 28 системообразующих кубов.
Для них я замечаю две особенности.
1. Часть приведённых структур похожи на синонимы, но градиентами не являются. Некоторые группируются попарно, образуя гиперкубы. Это говорит о том, что для таких понятий существуют признаки с тонкой гранью отличий.
2. Часть приведённых структур не похожи на кубы, как будто здесь нарушается ортогональность. Это проблема лингвистического проецирования. В русском языке много заимствованных слов из французского, немецкого, английского и других языков.

Отдельного внимания требует структура падежей.
Я решил воскресить звательный падеж (из старославянского языка) и дополнил структуру подчинительным падежом, потому что в русском языке большинство иерархических отношений устанавливается при помощи матерных выражений. Поэтому пока сложно составить классификацию из 28-ми приведённых кубов.


   5.7.ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кубы типов организаций, их целей и лидеров (7.1, 7.2, 7.3):
1. Класс,      Обучение,      Учитель,
2. Семья,      Воспитание,   Наставник,
3. Контора,   Работа,      Начальник,
4. Команда,   Достижения,   Тренер,
5. Общество,   Отдых,      Наблюдатель,
6. Клуб,       Культ,      Кумир,
7. Церковь,   Служение,      Пастырь,
8. Войско,      Победа,      Командир,

Гиперкуб методов воздействия для лидеров (7.4, 7.5, 7.6, 7.7):
  Управленец,      Гуманитарий,   Учёный,      Общественник,
1. Доказывать,      Преподносить,   Сообщать,      Развлекать,
2. Заставлять,      Призывать,   Увещевать,   Наказывать,
3. Указывать,      Обращать,      Направлять,   Вести,
4. Стимулировать,   Поощрять,      Вопрошать,   Помогать,
5. Настраивать,      Воодушевлять,   Критиковать,   Искушать,
6. Сигнализировать,   Отвлекать,   Консультировать, Добывать,
7. Провозглашать,   Стращать,      Благословлять,   Служить,
8. Внушать,      Завоёвывать,   Распоряжаться,   Приказывать,

Куб масштабов деятельности (7.8):
1. Компания,
2. Коллектив,
3. Фирма,
4. Сообщество,
5. Производство,
6. Организация,
7. Предприятие,
8. Корпорация,

Куб участников деятельности (7.9):
1. Заказчик,   
2. Исполнитель,
3. Сотрудник,   
4. Коллега,
5. Начальник,   
6. Подчинённый,
7. Спонсор,   
8. Благотворитель,

Гиперкуб оценки работы и возможностей (7.10, 7.11):
1. Эффект,      Шанс,
2. Достижение,   Обстоятельства,
3. Результат,   Ситуация,
4. Польза,      Потенциал,
5. Ценность,   Запас,
6. Качество,   Ресурс,
7. Рекорд,      Условия,
8. Рейтинг,   Возможность,

Гиперкуб этапов деятельности (7.12, 7.13, 7.14, 7.15):
1. Цель,      Проблема,      Вопрос,      Задача,
2. Труд,       Работа,      Дело,      Занятие,
3. Эксперимент,   Испытание,   Практика,    Исследование,
4. Упражнение,   Тренировка,   Задание,      Урок,
5. Находка,   Приём,      Средство,    Способ,
6. Умение,      Опыт,      Навык,       Знание,
7. Заработок,   Плата,      Награда,      Премия,
8. Доход,      Выручка,      Приз,      Прибыль,

Гиперкуб участников отношений (7.16, 7.17):
1. Друг,      Враг,
2. Брат,      Сестра,
3. Жена,      Муж,
4. Родитель,   Ребёнок,
5. Сотрудник,   Конкурент,
6. Союзник,   Соперник,
7. Товарищ,   Противник,
8. Гражданин,   Иностранец,

Гиперкуб форм общения (7.18, 7.19):
1. Монолог,   Диалог,
2. Сообщение,   Общение,
3. Доклад,      Совещание,
4. Речь,      Собрание,
5. Выступление,   Переговоры,   
6. Весть,      Беседа,
7. Извещение,   Разговор,
8. Рапорт,      Консультация,

Тензор этапов творчества (7.20, 7.21):
1. Замысел,   Образ,      Фигура,      Мотив,
2. План,      Проект,      Набросок,      Напев,
3. Модель,    Прототип,      Образец,      Мелодия,
4. Изделие,   Продукт,      Творение,      Произведение,

Тензор масштабов самоорганизации (7.22):
1. Семья,      Существование,
2. Предприятие,   Рост,
3. Государство,   Размножение,
4. Цивилизация,   Развитие,

Тензор средств выражения (7.23, 7.24):
1. Цифра,      Знак,   Нота,   Цвет,
2. Число,      Буква,    Звук,   Свет,
3. Уравнение,   Слово,    Мелодия,   Окраска,
4. Система,   Алфавит,   Октава,   Палитра,

Куб оценки действий (7.25):
1. Сущность,
2. Толк,
3. Благо,
4. Дар,
5. Выгода,
6. Значение,
7. Помощь,
8. Смысл,

Гиперкуб обучения и воспитания (7.26, 7.27):
1. Конкурс,      Поиск,
2. Отбор,         Подбор,
3. Мотивация,      Стимул,
4. Обучение,      Воспитание,
5. Препятствие,      Тренировка,
6. Преодоление,      Изучение,
7. Проверка,      Контроль,
8. Экзамен,      Испытание,

Критерии могущества государства, - это всё то, что усиливает, укрепляет, сплачивает, воодушевляет и делает счастливыми народы страны.
Если мерилом решений является денежная доходность, то эти решения приведут к деградации. Истинным мерилом является Бог. Однако, как говорится – на Бога надейся, но и сам не плошай. Я уверен, что каждому Государству необходимо иметь собственный инструмент самооценки. И в этом деле нам не удастся уйти от сложности. Простые решения обойдутся дороже.
У меня получилось 32 критерия, которые должны участвовать в подсчёте рейтинга Государства (7.28, 7.29, 7.30, 7.31):
1. Демография,    Здоровье,    Биосфера,    Экология,
2. Территория,    Связь,       Транспорт,    Снабжение,
3. Товары,    Продукты,    Ресурсы,       Энергия,
4. Закон,       Полиция,       Вооружение,    Армия,
5. Образование,   Воспитание,    Изобретения,    Исследования,
6. Религия,    Традиция,    История,       Искусство,
7. Занятость,   Досуг,      Отдых,      Лечение,
8. Руководство,   Услуги,      Производство,   Спорт,
Каждый из этих критериев представляет собой спектр, который можно привести к количественному и качественному показателям.

Куб соучастия-противодействия (7.32):
1. Противодействие,
2. Сопротивление,
3. Непротивление,
4. Соучастие,
5. Организация,
6. Подстрекательство,
7. Агитация,
8. Заказ.


   5.8.ПРИРОДА И МЕТАФИЗИКА

Тензор природного качества (8.1, 8.2):
1. Материя,      Твердь,   Тело,   Существование,
2. Энергия,      Жидкость,   Душа,   Рост,
3. Пространство,   Газ,      Разум,   Размножение,
4. Время,         Пламя,   Дух,      Развитие,

Тензор геометрических объектов (8.3, 8.4):
1. Точка,      Линия,      Площадь,      Объём,
2. Координата,   Ось,         Плоскость,   Пространство,
3. Отметка,   Касательная,   Нормаль,      Проекция,
4. Длина,      Ширина,      Глубина,      Высота,

Тензор движений и деформаций (8.5, 8.6, 8.7, 8.8):
1. Движение,   Излучение,    Испарение,   Конденсация,
2. Вращение,   Кручение,    Водоворот,   Вихрь,
3. Схождение,   Расхождение,    Струя,      Тор,
4. Сдвиг,      Смещение,      Кипение,      Пузырь,   
5. Сжатие,      Растяжение,   Перетекание,   Поток,
6. Изгиб,      Прогиб,      Натяжение,   Тяга,
7. Удар,      Столкновение,   Течение,      Порыв,
8. Напряжение,   Деформация,   Давление,      Плотность,

Тензор носителей (8.9, 8.10):
1. Пространство,   Территория,
2. Материя,      Имущество,
3. Энергия,      Питание,
4. Чувства,      Эмоции,
5. Память,         Сбережения,
6. Разум,         Технологии,
7. Сознание,      Идеи,
8. Время,         Жизнь,

Куб агрегатные состояния (8.11):
1. Твердь,
2. Гель,      
3. Жидкость,   
4. Пар,       
5. Газ,       
6. Огонь,      
7. Плазма,    
8. Плазма-Кристалл,   

Тензор масштабов мироздания (8.12, 8.13):
1. Частицы,   Планеты,      Гормон,      Вещество,
2. Атомы,       Звёзды,      Клетка,      Элемент,
3. Молекулы,    Галактики,   Орган,      Деталь,
4. Домены,      Вселенная,   Организм,      Механизм,


Тензор уровней взаимодействия (8.14):
1. Частица,   Притяжение – Отталкивание,
2. Атом,      Объединение - Разделение,
3. Молекула,   Организация - Реструктуризация,
4. Бактерия,   Репликация – Смерть,

Тензор трёхмерного времени и его аспекты (8.15, 8.16, 8.17):
1. Ложь,         Забвение,      Тело,
2. Прошлое,      Факт,      Чувство,
3. Воспоминание,   Правда,      Душа,
4. Настоящее,      Истина,      Эмоция,
5. План,         Намерение,   Разум,
6. Будущее,      Расчёт,      Мысль,
7. Прогноз,      Предположение,   Дух,
8. Вымысел,      Замысел,      Помысел,
Прошу обратить внимание на то, что здесь показано, как физические процессы относятся к психическим процессам. Причём соотносятся они непосредственно, без химии и гормонов.


6.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

6.1.ТАИНСТВО 7-МИ

Откуда взялась мода на число 7-мь? Что за таинство 7-ми нот, 7-ми цветов, чакр и т.п.?
Эти категории являются типами сигналов или источниками сигналов. Тогда должен быть общий фон, на котором они проявляются. Такие как, чистый лист или тишина. Итого получается 8-мь состояний. Эти 8-мь состояний образуют базис, похожий на тензор. Это сходство убаюкивает поиск истины, как деньги убаюкивают, подобно гормону сна. Однако, ни один гуру не признает, что ваш кошелёк является восьмой чакрой, чтобы не потерять свой доход.
Учителю выгодно учить вас как можно дольше и дороже. Только настоящий Учитель научит вас учиться самостоятельно.
Принято считать, что цветовой спектр состоит из 7ми цветов. Однако в английском языке нет слова, обозначающего голубой цвет. Аналогичные расхождения можно наблюдать и в других языках и культурах. Поэтому появляется вопрос – сколько цветов и какие цвета являются основными? Для ответа можно обратиться к технологии формирования цвета на компьютере. Существует понятие цветового куба, который включает в себя 8мь цветов:
чёрный, белый, красный, зелёный, синий, бирюзовый, фиолетовый и жёлтый. Аналогичным образом обстоит дело с падежами языка и нотами октавы (октет – 8мь). Таким образом, выбор в сторону спорной, но структурированной теории, имеет веское основание.


6.2.КАРТЫ И НОВЫЙ ЭЛЕВСИН

Карты можно рассматривать как тензор. Есть хорошая игра, развивающая мышление. Подобные игры использовали ещё в древней Греции в ритуалах посвящения.
Это называется - "новый элевсин".
Любознательному этого достаточно чтобы узнать больше.

Суть примерно такова. Ведущий берёт колоду карт и тасуя их, формулирует ПРАВИЛО. Он может записать его на бумажке.
Например:
После красных карт - только пики,
После цифр - только чёрные.

Игроки последовательно вытаскивают карты и стараются отгадать задуманное правило. Ведущий поправляет.
Правильные карты выкладывают в ряд, а неправильные - выкладывают ниже. Если игрок думает, что он понял правило, то может сказать - "ПРОРОК!".
Тогда уже он объявляет правильность последовательности карт.
Но ведущий следит за ним и может низвергнуть пророка при ошибке.

Вот примерно такова суть этой замечательной игры.
Чёткие правила её - вы можете найти в интернете.
Рекомендую не сильно заморачиваться с подсчётом очков.
Цель - разгадать правило - сама довольно азартна.


6.3.МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУР

Как можно объяснить индуктивный способ построения семантических структур?
1. Сначала я выбирал тему.
2. Потом записывал слова по заданной теме, сверяясь со словарями.
3. Затем я группировал слова так, чтобы они дополняли друг друга и были в одной смысловой плоскости.
4. Затем я сортировал слова по созданным группам, отслеживая вертикальную и горизонтальную согласованность.
5. Затем я дедуктивно подбирал названия для групп и корректировал тему, возвращаясь к (1), пока не получал хороший результат.
Вот и весь алгоритм.

Слова можно складывать в предложения,
Или вычитать для опровержения.
Слова также можно перемножать,
Из признаков – новое получать.

Слово в пространстве – на точку похоже,
Пара слов, с вектором схожи.
Каждое слово изнанку имеет,
Опровергать их – всякий умеет,

Вектор слов опровергнуть сложнее,
Надо быть немного умнее.
Вектора можно перемножать,
Чтобы матрицу слов получать.

Матрица на вектор перемножается,
В результате – тензор получается.
Его можно умножить опять,
Лишь бы смысл не терять.

Возьмём к примеру вектор: Правильное – Ложное.
Убедитесь в этом – задача не сложная.
Вектор другой – Приятное и Отвратное.
Перемножаем – задача занятная.

Приятный и Правильный – Вдохновитель.
Приятный и Ложный – души Утешитель.
Отвратный и Правильный – это Стражник.
Отвратный и Ложный – вообще безобразник.

Чтобы мысль к словам пристроить,
Надо тензор семантический построить.
Только в тексте его выразить сложно,
Кубами и квадратами отобразить – можно.

А если нас остановит цензор,
Построим новый семантический тензор!


6.4.МЕТОДИКА АНАЛИЗА ТЕКСТА

Чтобы проанализировать документ или текст, надо построить семантические структуры на основе его ключевых или характерных слов. На основе этих структур можно сделать классификацию.
Для верификации можно сопоставить структуры разных текстов.
Для оценки текста надо обратить внимание на компактность, ортогональность, многомерность и подобие полученных семантических структур. Это необходимое условие истинности.



6.5.ВЫВОДЫ
1. При выполнении исследовательской работы, были сделаны наблюдения и выводы. Они были закреплены в качестве аксиом и теорем языка. Это позволило упростить и ускорить работу.
2. Для человека православного интересно сопоставление 8 основных грехов и добродетелей с психологическими настроями и расстройствами, а также с таблицей ценностей для тела, души, разума и духа.
3. Особый интерес работа может вызвать у психологов и управляющих, так как довольно много знаний сконцентрировано именно по этим областям.
4. Внимание критика может привлечь введение Подчинительного падежа, наряду с восстановлением Звательного. Действительно, это один из спорных моментов. Таких моментов в работе можно найти предостаточно. Это связано с погрешностью от обилия заимствованных слов. Однако работа продолжается. Все конструктивные предложения будут рассмотрены.
5. Пара слов об отношении этого исследовательского направления с этимологией. Этимология выделяет исторический аспект развития языка, но часто маскирует его структурное устройство. Там где возможно, надо использовать этимологию для выявления структур.
6. Названия материальных предметов не способны образовать семантический тензор. Зато это хорошо удаётся делать, комбинируя предметы идеальные. Скорее всего, все идеальные предметы можно сгруппировать в один тензор. Материальные предметы связаны с предметами идеальными через тензор явлений.


6.6.ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова общая структура и мерность семантического пространства?
2. Каковы признаки тензоров и какова их топология?
3. Каковы семантические тензоры в иностранных языках?


7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь».
2. Архимандрит Платон (Игумнов). «Православное нравственное Богословие».
3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). «В помощь кающимся» (Избранное).
4. Лука Войно-Ясенецкий. «Дух, душа, тело».
5. Игорь Острецов. «Введение в философию ненасильственного развития».
6. Эрик Бенр. «Игры, в которые играют люди».
7. Аушра Аугустинавичюте. «Модель информационного метаболизма».
8. Михаил Эпштейн. «Четыре стороны любви».
9. Картер Алан. «Программистский камень».


СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
2. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ОТ АВТОРА
2.2. О СЛОЖНОСТИ МАТЕРИАЛА
2.3. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
3. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. ИСТИНА И РАЗУМ
3.2. РОЖДЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. КОНЦЕПЦИЯ
4.2. РАЗВЁРТКА ТЕНЗОРА
4.3. ГРАДИЕНТЫ И ТЕНЗОРЫ
4.4. МЕТАЯЗЫК И ИНВАРИАНТНОСТЬ
4.5. КЛАССИФИКАЦИЯ И СИНОНИМЫ
4.6. АКСИОМЫ И ТЕОРЕМЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АЛГЕБРЫ
5. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
5.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ В МУЗЫКЕ
5.3. КЛАССИФИКАЦИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И СТРУКТУРА МИФА
5.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОНИКЕ
5.5. КЛАССИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ
5.6. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ СТРУКТУРЫ
5.7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5.8. ПРИРОДА И МЕТАФИЗИКА
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
6.1. ТАИНСТВО 7-МИ
6.2. КАРТЫ И НОВЫЙ ЭЛЕВСИН
6.3. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУР
6.4. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ТЕКСТА
6.5. ВЫВОДЫ
6.6. ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Рецензии