Какие праздники мы празднуем?
А между тем понятие «праздника» имеет вполне сакральное значение…
Что такое праздник?
Наши древние предки были мудрее нас. Они воспринимали окружающий мир не как лабораторию или цех, а как учебный класс. Человек входил в него с осторожностью и благоговением, с робким намерением учиться у великого и непостижимого учителя – Природы, чтобы понять ее совершенные технологии, и попытаться приспособить их к своим нуждам, не вступая в противоборство с незыблемыми законами Мироздания.
Прошли тысячелетия. Человек не только приручил огонь, изобрел колесо и придумал топор. Homo sapiens, не отрываясь от земли, проник в тайны Вселенной… Материальные свидетельства этого - мегалитические сооружения древнего Египта, пирамиды и календарь майя, Стоунхендж, тайные знания догонов о строении Вселенной, и многое другое – то, что по сей день является неиссякающим источником загадок для современных ученых…
Мы, нынешние, растерянно и бесплодно вглядываясь в космические глубины объективами «Хаббла», продолжаем оправдывать свое «бессилие науки перед тайнами Бермуд» тем, что, якобы, «сверхпознания» древних привнесены на Землю посланниками внеземных цивилизаций. Правда, сам факт инопланетного посещения Земли пока никто не доказал, хотя сами древние знания несомненны. А наиболее откровенные ученые мужи признаются, что за последнюю тысячу лет знания человечества о строении мира, да и самого Человека, углубились и детализировались, но шире не стали.
Наши предки знали то, чего пока до конца не познали мы. Им были ведомы многомерность пространства, нелинейность времени и неразрывность материи. Не теоретически, в расчетах и формулах, а опытно, что называется, «данными в ощущения». Они знали (во всяком случае, догадывались), что все, что когда-либо происходило или будет происходить на земле – существует в Вечности в виде «матрицы» - бесконечного многообразия вариантов одного события. Эту «матрицу» специалисты в области квантовой физики называют «многомирной» Вселенной Эвeретта», существование которой сегодня является доказанным научным фактом, не вызывающим сомнений.
Но в отличие от современных теоретиков квантовой физики, наши пращуры знали: для того, чтобы «впустить» то или иное «событие» в свою жизнь – нужно прикоснуться к Вечности. В сущности, вся жизнь человеческая, состоящая из ежесекундных «событий», есть ни что иное как цепь прикосновений к «матрице», подобно тому, как этот текст является «цепью прикосновений» к клавиатуре компьютера.
Один важный нюанс… Дело в том, что Настоящее не имеет длины. Давайте проведем небольшой эксперимент: прочтите вслух любое предложение из этого текста. Надеюсь, вы не сильно удивитесь, узнав, что начало произносимой вами фразы будет уже в прошлом, а её окончание — еще в будущем. Получается, что Прошлое и Будущее имеет протяженность, в то время как Настоящее исчезающее мало, и увеличить его длительность никак нельзя. Как нельзя, например, продлить хлопок в ладоши… И подобно тому, как физическое создание этого текста происходит в настоящем (клавиатуры можно коснуться только в настоящем, и никак не в будущем и не в прошлом), то и к Вечности можно прикоснуться лишь в бесконечно кратком Настоящем!
Разумеется, бесконечность осознать сложно. Но можно прочувствовать ее. Для этого нужно оторваться мыслями и чувствами от суеты, привести себя в «праздное» состояние… В современном русском языке слово «праздный» имеет едва ли не уничижительный смысл. Однако крупнейший этимолог-славист Макс Фасмер дает несколько иную справку по этимологии слова «праздность», возводя ее к исконно-русскому «порожний», то есть «бывший сразу по рождении» - чистый, незамутненный, неиспорченный…
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф, 18:3) Знакомо?
Историк Владимир Махнач мудро подметил, что уже наши предки-язычники понимали: праздник – это прикосновение к Вечности. Они знали, что когда они что-то празднуют, они переживают это событие непосредственно сейчас, в Настоящем. Позднее, когда язычество упразднилось воплощением Бога на земле, бывшие язычники, ставшие христианами (тогда они называли себя «верные»), ежегодно переживали Пасхальную радость, смысл которой заключался в том, что Спаситель воскрес именно сейчас, а не две тысячи лет тому назад! И продолжает Воскресать! Не об этом ли свидетельствует нам Благодатный огонь, ежегодно сходящий в иерусалимском Храме Гроба Господня?
Поэтому к праздникам, кои мы ежегодно празднуем, надо относиться весьма и весьма серьезно. Ведь они есть ни что иное как «заглавные буквы текста» событий, из которых состоит жизнь человеческая. Причем, буквы, расставленные на строго определенных вековыми традициями местах… Может быть, именно поэтому Русская Православная Церковь актом поместного собора от 2 декабря 1917 года заявила, что государственным календарем России продолжает являться греко-российский Юлианский календарь, и что великие христианские праздники являются неприсутственными, «праздными» днями. Кстати, этого акта по сей день никто не отменял, и для православных он имеет вес закона…
В связи с этим невольно возникает вопрос: почему жизнь одних людей подобна поэме, а жизнь других – невнятной белиберде? У меня нет исчерпывающего ответа, это вопрос иного уровня компетенции. Однако я догадываюсь, что все, происходящее с нами – следствие действия постоянных законов Вселенной. А коль скоро события закономерны - на них можно влиять. Для этого и дана нам Богом свобода воли. Вот уж поистине «письмена Бога», наделяющие Человека всемогуществом над собственной жизнью, а через нее – над всем миром!
Так что же мы празднуем?
Памятуя «бесконечное разнообразие вариантов», можно предположить, что в Вечности существует все, как хорошее, так и не очень… В самом деле, куда из «матрицы» денутся войны, голод, смерть, и прочие мелкие и крупные неприятности? Вопрос в том, стоит ли впускать их в нашу жизнь посредством «прикосновений к Вечности»? Или можно обойтись?.. Рассмотрим для примера несколько «всенародно отмечаемых» дат.
Начнем с любимого праздника детства - Нового года. Очень люблю этот праздник. Но смущает то, что у нас несколько странный Новый год, поскольку отмечается в канун Рождества… А все потому, что календарь – основа жизни любого государства - не наш, чужой. Этот календарь опережает Юлианский на две недели, что странно и очень неудобно, поскольку празднование Нового года выпадает на Рождественский пост. Пост есть пост, и человеку верующему, коих становится год от года все больше, приходится сдержанно радоваться, вместо того чтобы непринужденно веселиться. Поскольку на Святках православным веселиться «положено»!
Или вот еще столь чтимый нами «международный женский день 8 марта». В чем смысл этого «праздника»? Задуманный беззаветной большевичкой Кларой Цеткин и не менее рьяной феминисткой, актрисой Элизабет Хепберн, и утвержденный в 1910 году на международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене. Этот «праздник» на момент учреждения должен был совпасть с иудейским праздником Пурим. А Пурим – это память Эсфири, но понимаемой не с богословской точки зрения, а с позиции феминистической: то есть (извините!) – экая баба, одним пальцем 76000 мужиков замочила!
Существует так же и «параллельная» версия возникновения «праздника 8-е марта», согласно которой (о чем сообщают архивы венской полиции), в этот день в Вене состоялась первая демонстрация протеста угнетенных трудящихся проституток. Вполне возможно, что обе версии верны, и имеют место быть положенными в основание этой даты…
Смешно то, что ни в одной стране, кроме России, этот день ни государственным праздником, ни выходным днем не является. Поэтому пришла пора и нам задуматься о том, какие такие «события» впускаем мы в нашу жизнь, «соприкасаясь» с Вечностью в этот весенний день?
Зададимся мыслью, что вообще мы празднуем 8-го марта? С чем конкретно поздравляем мы наших жен, сестер и матерей? Можно понять и с уважением отнестись к празднику «День матери», широко отмечаемому в англосаксонском мире. А мы что празднуем? День феминистки? Весьма странный праздник… Как, впрочем, и «1 Мая - День международной солидарности пролетариев». Во-первых, «пролетарий» в переводе с латыни значит «босяк», а во-вторых, половина этого «праздника» приходится на «вальпургиеву ночь», когда разномастная нечисть устраивает шабаши на Лысой горе… Нет, не русские это праздники, не христианские…
Не очень достойная дата. Между тем, в русской традиции существует свой «женский день» – «неделя Жен Мироносиц». Празднуется «мироносицкая» в «третью неделю по Пасхе», то есть, на пятнадцатый день после Светлого Христова Воскресения, в воскресенье (потому и «неделя»).
В чем смысл праздника «Жен Мироносиц»? С Женщиной в мир пришел грех. Именно Ева первой соблазнилась, а потом соблазнила и мужа своего - нарушить запрет Бога: не вкушать от «древа познания добра и зла». Но именно через Женщину явилось миру избавление: от Девы был рожден Спаситель!
И вот – Свершилось! И пока ученики Его - апостолы!- пребывают в растерянности, пока сам будущий первоверховный апостол Петр, ныне – Симон, рыдает, оплакивая горько свое малодушное отречение, женщины, простые женщины, которые, из любви к Спасителю, принимали Его в своих домах, бесстрашно следовали за Ним к месту распятия - на Голгофу, и теперь оказываются самыми верными: не взирая на смертельную опасность, они спешат ко гробу Учителя, дабы оказать ему царские почести - помазать тело Христа миром…
Подвигом верности жен мироносиц окончательно была оправдана Женщина в очах Божиих. В полемике с царем-иконоборцем Феофилом, на его реплику: «От женщин в мир много зла пришло», монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Но через женщину произошло и высшее благо». Полагаю, нисколько не будет преувеличением назвать «неделю Жен мироносиц» - «Днем Верности»…
23 февраля… Принято считать, что эта дата связана с декретом Совета Народных Комиссаров от 15(28) января 1918 года, подписание которого Владимиром Лениным положило начало созданию Рабоче-Крестьянской Красной Армии… Однако, Сталин в работе «Краткий курс истории ВКП(б)», изданной в 1938 году, изложил принципиально иную версию происхождения праздника «День РККА», никак не связанную с ленинским декретом. В книге, в частности, говорится, что эта дата связана с тем, что в начале 1918 года частями только еще создаваемой армии рабочих и крестьян «… немецким оккупантам был дан решительный отпор…» под Нарвой и Псковом. «Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма - 23 февраля - стал днем рождения молодой Красной Армии».
Коротко говоря, версий возникновения этого «праздника» столько, что для их рассмотрения понадобилось бы написать увесистый том исторических исследований… И поэтому не вполне понятно, что «проникает» к нам из «матрицы», при соприкосновением с ней в этот невразумительный день. Тем более что «праздник 23 февраля» переименован, теперь он называется «днем Защитника Отечества».
Но позвольте, разве мало в истории России дат, более подходящих для чествования защитников Отечества? 15 июля – Невская битва, надолго отбившая у шведов желание покорить Русь, 16 сентября –Куликовская битва, 8 июля – Полтавская битва… Перечислять придется долго. Любой из этих дней можно, безо всякой натяжки, считать днем ратной славы Защитников Отечества!
А вот еще один «симпатичный» праздник – 12 декабря, «день конституции», учрежденный в 1993 году… Начнем с того, что сам смысл праздника «день конституции» весьма туманен. Что празднуем-то? В истории России не существовало «дня чествования Основных законов Российской империи». Ни государю, ни государственной думе в голову не приходило устраивать такой странный ритуал.
«День сталинской конституции» - был. «День конституции развитого социализма», «брежневской конституции» - тоже был. Теперь вот день «ельцинской конституции»… Разработанной, кстати, при непосредственном участии кураторов из американского «госдепа», и утвержденной в результате государственного переворота… С трудом верится, что сей документ, при ежегодном его почитании, несет России несомненное благо…
Еще очаровательнее в этом смысле день 12 июня – праздник, в момент учреждения называвшийся «День принятия Декларации о государственном суверенитете России», или короче - «День Независимости Росси». Надо полагать, независимости России от Харькова, Одессы и Екатеринослава, равно как и многих других русских городов. По смыслу - это как если бы инвалид с ампутированными конечностями отмечал день ампутации оных…
На этом «празднике» стоит задержаться особо… 12 июня по всей стране он отмечается наиболее торжественно, с помпой, чтобы народ, в конце концов, понял: наш главный праздник - День России! Справедливости ради нужно заметить, что прозорливый наш народ сам переименовал этот праздник в «День независимости России». Официально он никогда так не назывался, хотя без упоминания «независимости» название «праздника» лишается смысла в еще большей степени. Но хочется, наконец, понять, что же знаменательного случилось в этот день? Такого, что его стоило бы ежегодно «извлекать» из Вечности?
Так уж получается, что кроме того, что в 1990-м съезд «нардепов РСФСР» с энтузиазмом принял «декларацию о суверенитете», в 1991-м Ельцин победил на выборах с 52% голосов, а в 1994-м тот же Ельцин нарек эту дату «государственным праздником» - больше ничего!
В 1990-м народ России (тогда еще РСФСР) не придал особого значения разгулу демократии в депутатском корпусе. Народ жил, ел и спал спокойно, поскольку знал, что на всесоюзном референдуме большинство голосов – 79%! - было подано за сохранение Советского Союза, а в принятой декларации прямо говорилось, что Россия из состава СССР не выйдет.
Кто же мог подумать тогда, что Беловежские соглашения, и грянувший вслед за ними «парад суверенитетов», начало которому было положено именно в РСФСР, окончательно расколют Советский Союз, превратив русских в разделенный на своей собственной земле народ, а в качестве государственного праздника установят «день начала имущественного расслоения граждан и возникновения криминально-олигархического капитализма в России».
Полагаю, что с 12-го июня, в сущности – «дня раскола и разделения», празднование Дня России надо перенести на иную дату, реально выражающую идею народного единства и воссоединения исконно русских территорий. Чем плохо, скажем, 18 января - день принятия Переяславской Радой в 1654 году решения о воссоединении Украины с Россией? Или 8 ноября - день изгнания из Москвы поляков в 1612 году? Или вот хотя бы 16 марта – день возвращения Крыма в состав Российской Федерации… Ведь совсем не важно, при каком государственном строе происходили те или иные объединяющие Россию события! Важно, чтобы дата государственного праздника «День России» не совпадала с днем вторжения Наполеона в пределы Российской империи в 1812 году…
Что в итоге?
Календарь - важнейшее и ценнейшее достояние человеческой культуры. Для западного мира – Григорианский календарь, для нас - греко-российский Юлианский… Ведь именно через календарь культ воздействует на культуру, тем самым определяя жизнь целой страны: от годичного круга «правильных праздников» - к народным традициям, на которых в большой степени держится и общественно полезное воспитание детей, и нравственное здоровье самого общества. Нам следует как можно бережнее хранить все, что еще можно сохранить, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, забыто, извращено и украдено…
В идеале - хорошо бы вернуть отмененный большевиками календарь… Понятно, что сложно, что дорого, что не все будут этому рады… Но с другой стороны, государство наше хотя и светское, зато страна-то - православная. А государство как раз и существует затем, чтобы служить стране, его учредившей, а никак не наоборот…
Свидетельство о публикации №216061100037
Жека Махно 08.01.2021 11:43 Заявить о нарушении
Александр Лебедевъ 11.01.2021 13:50 Заявить о нарушении