Кто с кем сражался на Калке?

   КТО С КЕМ СРАЖАЛСЯ НА КАЛКЕ?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: В общем то, историческая наука давно уже не отрицает того очевидного факта, что события на реке Калке — не нападение злых пришельцев на Русь, а агрессия русских   против соседей. Судите сами. Татары ( в описаниях битвы на Калке монголы никогда, ни разу не упоминаются ) воевали с половцами. И прислали на Русь послов, которые довольно дружелюбно попросили русских в эту войну не вмешиваться. Русские князья этих послов… убили, а по некоторым старым текстам, не просто убили — «умучили».

   ЕТ: В общем-то, историческая наука давно уже не отрицает очевидного факта коварства монгольских послов.

   Карамзин: «Военачальник Чингисханов прибегнул к хитрости, отправил дары к Половцам и велел сказать им, что они, будучи единоплеменниками Моголов, не должны восставать на своих братьев и дружиться с Аланами, которые совсем иного рода. Половцы, обольщенные ласковым приветствием или дарами, оставили союзников; а Моголы, пользуясь сим благоприятным случаем, разбили Алан. Скоро главный Хан Половецкий, именем Юрий Кончакович, раскаялся в своей оплошности: узнав, что мнимые братья намерены господствовать в его земле, он хотел бежать в степи; но Моголы умертвили его и другого Князя, Данила Кобяковича; гнались за их товарищами до Азовского моря, до вала Половецкого или до самых наших границ; покорили Ясов, Абазинцев, Касогов или Черкесов и вообще семь народов в окрестностях азовских. Многие Половцы ушли в Киевскую область с своими женами, скотом и богатством» [8.5].

   ЕТ: Интересная логика писателя-детектива. По ней все должны были поддаваться на банальный развод по принципу «моя хата с краю», а потом в одиночестве получать по сусалам. Более того, если бы русские не помогли половцам, те перешли бы на сторону татар, об этом прямо говорит русский князь.

   Ипатьевская Л: «Мстислав же поця молитися князем Русьским, братья своеи, рекя тако: оже мы, братие, сим не поможем, т си имуть предатися к ним, т онем больше будеть сила» [7.2].

   АБ: Полководцы Чингисхана Джебе и Субудай, преследуя отступающих хорезмских половцев, вышли в причерноморские степи. Половецкий хан Юрий Кончакович попытался дать им сражение, но татары его разбили и гнали до Днепра [9.5].

   ЕТ: И в новой редакции забыты аланы. Ещё бы. Если про них рассказать, то не нарисуется битва на Калке как русская агрессия против миролюбивых татар.

   АБ: Первое столкновение русских с «монголо-татарами» на реке Калке в 1223 г. довольно подробно и детально описано в древних отечественных летописях - впрочем, не только в них, есть еще так называемая «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о семидесяти богатырях» [9.1].

   ЕТ: Не только в отечественных, а и в арабских, персидских и китайских.
   Юань Ши. цз.121: «[Субэтай] повел войска кругом Каспийского моря, окольными путями дошел до перевала Тайхэ, пробивал камень, открывая дорогу, и вышел там, где его не ожидали. Дошли и встретились с их [кыпчаков] главарями Юрием и Татауром, которые как раз собрались вместе у реки Буцзу. [Субэтай] пустил воинов в решительную атаку, рассеял и разогнал их людей. Был поражен стрелой сын Юрия, который сбежал в леса. Его рабы явились [к монголам] с донесением и его [сына Юрия] схватили, остальные целиком покорились [монголам], после чего [монголы] заняли их [кыпчаков] пределы. Также дошли до реки Калки, встретились и имели одно сражение со старшим и младшим Мстиславами, племени русских, которые сдались» [0.2].
   ЕТ: В Китае знают не только о сражении, и об именах русских князей. Ни о каких междоусобных войнах на Руси китайские источники никогда не сообщали, ни до, ни после. А что известно в Европе?
   Цезарий Гестербахский: ««В прошедшем году еще какой-то народ вошел во владения Руссов и истребил там весь народ унамский: нам неизвестно, что это за народ, откуда идет и куда стремится» [цит по 6.15, ф.1].
   Анналы Польши: «Неведомый до того дня народ татар, о котором едва [кое–что] слышали, желая распространить своё господство на северные страны, после разгрома и покорения половцев, обитавших по ту сторону моря, а также многих других племён подступил и к землям тех [половцев], которые жили по соседству с русскими по сю сторону моря. Те, не надеясь на свои силы, сообщают об угрожавшей им опасности русским, прося поддержать их всеми силами и говоря, что если они окажутся побеждены татарами, то та же угроза нависнет и над русскими…» [6.27, 5].
   Генрих Латвийский: «В тот год в земле вальвов (половцев) язычников были татары. Вальвов некоторые называют партами. Они не едят хлеба, а питаются сырым мясом своего скота. И бились с ними татары, и победили их, и истребляли всех мечом, а иные бежали к русским, прося помощи. И прошел по всей Руссии призыв биться с татарами, и выступили короли со всей Руссии против татар, но нехватило у них сил для битвы и бежали они пред врагами. И пал великий король Мстислав из Киева с сорока тысячами воинов, что были при нем. Другой же король, Мстислав галицкий, спасся бегством. Из остальных королей пало в этой битве около пятидесяти. И гнались за ними татары шесть дней и перебили у них более ста тысяч человек (а точное число их знает один бог), прочие же бежали»[6.23].

   ЕТ: Русских и половцев в Европе прекрасно знают, а тут незнакомый народ. А что в русских летописях?
   Новгородская 1-я Л: «Том же лете, по грехом нашим, придоша языци незнаеми, их же добре никто же не весть, кто суть и отколе изидоша, и что за язык их, и котораго племени суть, и что вера ихъ; а зовуть я Татары, а инии глаголють Таурмены, а друзии Печенези; инии же глаголють, яко се суть, о них же Мефодии, Патомьскыи епископ, сведетельствует, яко си суть ишли ис пустыня Етриевьскыя, суще межи въстокомь и севером. Тако бо Мефодии глаголеть, яко скончанию времен явитися тем, яже загна Гедеон, и попленять всю земьлю от всток до Ефранта и от Тигр до Поньскаго моря, кроме Ефиопия. Бог един есть, кто суть и отколе изидоша; премудрии мужи ведять я добре, кто книгы разумееть; мы же их не вемы, кто суть; н сде въписахом о них памяти ради рускых князь и беды, яже бысть от них им» [0.2].

   ЕТ: Разве так говорят о давно известных соседях? Разве набег соседей означает конец света? Всех своих соседей русские знают, торгуют со всеми, общаются, а тут неизвестный язык. Веру Владимир выбирал между христианством, исламом и иудаизмом. Значит не христиане, не мусульмане и не иудеи. А кто? Если не монголы, то только инопланетяне. А при следующем появлении узнали старых знакомых?

   Иатьевская Л: «В лето 6745 (1237) «Придоша безбожнии Измалтяне преже бившеся со князи Роускими на Калкох, быс первое приход их на землю Рязаньскоую и взяша град Рязань копьемь» [7.1, т.2].
   ЕТ: То есть второй раз уже узнали: те самые.

   НФ: Оказывается, далее, что еще и до завоевания Руси, как отмечалось выше, «при отряде монгол уже находилась некоторая часть русов с их вождем Пласкиней [9.2].
   АБ: Некий русский по имени Плоскиня, находившийся в боевых порядках противника, торжественно целовал свой нательный крест на том, что пленным не причинят вреда. Обманул, паскуда. Но дело не в его коварстве (в конце-то концов, история дает массу свидетельств того, как сами русские князья с тем же коварством нарушали «крестное целование»), а в личности самого Плоскини, русского, христианина, каким-то загадочным образом оказавшегося среди воинов «неведомого народа» [9.1].
   АБ: Есть сведения, что на стороне татар воевала дружина неких «бродников», людей крещеных и вроде бы истинно русских, с воеводой Плоскиней во главе. Кто они были точно и каким образом ухитрились в сжатые сроки «покумиться» с татарами, остается загадкой [9.5].

   Новгородская 1-я Л: «Ту же и бродници с Татары быша, и воевода Плоскына, и т окньныи воевода целовав крест честьныи к Мьстиславу и к обема князема, око их не избити, н пустити их на искуп» [0.2].
   ЕТ: Не говорится, что бродники это русские, это домысел.

   АБ: Бродники - это русские вольные дружинники, обитавшие в тех местах. Предшественники казаков [9.1].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бродники
   ЕТ: Что необычного в том, что обитатели степей покорились монголам и присоединились к ним? В Юань Ши ведь написано, что кыпчаки, покорились им. Скорей всего и бродники также. А что послали на переговоры воеводу бродников Плоскиню естественно, ибо сами "языци незнаеми".

   АБ: И поведение тех жителей Новгорода-Святополча, что непонятно почему вышли навстречу татарам, преследующим бегущих с Калки русских… с крестным ходом! [9.1].

   Ипатьевская Л: «Татары же, победившие русских князей за прегрешения христианские, пришли и добрались до Новгорода Святополчьего. Русские, не знавшие их коварств, вышли навстречу им с крестами, но они [татары] поубивали их всех. Бог, ожидая покаяния христианского, повернул и обратил вспять их [татар] на землю восточную, и воевали они землю Тангутскую и в других странах. Тогда же и Чаногиз, их каан, был убит тангутами. Их же [т.е тангутов] прельстивши и потом обманом же погубили. И прочие же страны они погубили - ратью, а больше всего лестью погубили» [7.1, т.2].

   ЕТ: Как раз этот эпизод как раз и говорит о том, что пришли чужаки с иными принципами. Простые жители привыкли к феодальным войнам. Когда один князь победит другого, народ побеждённого принимает победителя как нового господина, выходит навстречу с крестами и хлебом-солью. Города переходят из рук в руки, но подобное не отражается в летописях, ибо явление обычное. А тут вдруг в летопись с возмущением: «Не по понятиям, беспредел!» Ибо необычно не поведение народа, а поведение победителей. Если бы была междоусобная война за власть или за владения, этого бы не было. К тому же вторжение неведомого народа рассматривалось как кара божья за грехи.
   Вологодская Л: «По грехом нашим приидоша языци незнаеми… Татаром же победившим Рускиа князи за прегрешения христьянские» [7.1, т.26, с.66,69].
   ЕТ: А грехи замаливать надо, крестным ходом, а не мечом. Кстати, аналогичная ситуация была и в Армении.

   Киракос: «И распространилась о них ложная молва, будто они — моги и христиане по вере, [будто] творят чудеса и пришли отомстить мусульманам за притеснение христиан; говорили, будто есть у них церковь походная и крест чудотворный; и, принеся меру ячменя, они бросают ее перед крестом, [затем] оттуда все войско берет [корм] для лошадей своих, и [ячмень] не убавляется; а когда все кончают брать, там остается ровно столько же. Точно так же и с продовольствием для людей. И эта ложная молва заполнила страну. Поэтому население страны не стало укрепляться, а какой-то светский иерей, собрав прихожан своих, с крестами и хоругвями даже вышел навстречу им. И они предали их мечу — всех перебили» [4.1, ф.3].

   ЕТ: Интереснее другое. Откуда русский летописец узнал о тангутах и смерти Чингис-хана, которая произошла в 1227 г., т.е. через 3 года после Калки?

   АБ: Лично я вижу одно-единственное объяснение: над подскакавшими татарами развевались тенгрианские знамена с крестами, те самые, что у Аттилы [9.5].

   ЕТ: Ещё не легче. 10 лет думал и додумался. Где же он такое знамя увидал? В раскопках нашёл, что ли… Хоть бы нарисовал.

   АБ: Русский историк XVII века суммирует итоги этой войны так: «Татары после этой победы до основания разорили крепости и города и села половецкие. И все земли около Дона, и моря Меотского, и Таврики Херсонской (что после перекопания перешейка меж морями до сего дня именуется Перекопом), и вокруг Понта Евксинского, то есть Черного моря, татары под свою руку взяли, и тамо поселились» [9.1].
   АБ: Андрей Лызлов писал, что татары именно после битвы на Калке разорили крепости, города и села половецкие, заняли земли около Дона, Азовского и Черного морей, возле Перекопа – и преспокойным образом там поселились. (На что, отмечу в скобках, русские князья не обращали внимания пятнадцать лет, не придав поражению на Калке совершенно никакого значения.) [9.5]

   ЕТ: Вот что на самом деле пишет русский историк XVII века Андрей Лызлов.
   Лызлов: «Татарове же по той победе твердыни, и грады, и селения половецкия до основания разорили. И вся страны около Дону, и моря Меотскаго, и Таврики Херсонския, еже до днесь от прекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинскаго, то есть Чорнаго моря, татарове обладаша и поседоша» [8.9].

   НФ: Одна из таких крупнейших битв – это битва, в которой Батый (Батька?) нанес поражение войскам венгерского короля. Ее описание в точности повторяет описание знаменитой «битвы на Калке» (как сегодня считается – между «монголами» и «русскими») [9.2].
   ЕТ: Что похожего? Только то, что монголы сначала отступали, а потом наступали? Так множество таких битв в мировой истории было. Под Москвой, Сталинградом и Курском вначале наступали немцы, а потом наши. Это что, всё одно и то же сражение? Местности разные? В битвах за Харьков наступали вначале наши, а потом немцы, и местность одна и та же. Одна битва датируется в 1942, а другая в 1943 г. Дубликаты?
   Сравним битвы. На Калке войска сразу пошли в бой, под Пештом два месяца стояли. На Калке монголы вели арьегардные бои, на Сайо держали дистанцию. На Калке русские растянули силы, венгры держались компактно. На Калке был разгромлен авангард, который, отступая, расстроил другие войска. На Сайо монголы ночью окружили венгров, сосредоточенных в лагере. На Калке окружённым русским предложили выкупить свои жизни. На Сайо венграм был оставлен коридор для отступления с последующим параллельным преследованием. На Калке – бегство рассеянного войска, на Сайо отступление в течении 6 дней. Совершенно непохожие битвы.

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Какие предводители были во главе Великого западного похода? http://www.proza.ru/2016/06/12/727


Рецензии
Раз уж предметом разбора являются фэнтезийные построения, остается следить за соблюдением формальной логики.
К вопросу о чистоте критики.
ЕТ: Интересная логика писателя-детектива. По ней все должны были поддаваться на банальный развод по принципу «моя хата с краю», а потом в одиночестве получать по сусалам. Более того, если бы русские не помогли половцам, те перешли бы на сторону татар, об этом прямо говорит русский князь.
Ипатьевская Л: «Мстислав же поця молитися князем Русьским, братья своеи, рекя тако: оже мы, братие, сим не поможем, т си имуть предатися к ним, т онем больше будеть сила».
Новгородская 1-я Л: "Том же лете, по грехом нашим, придоша языци незнаеми, их же добре никто же не весть, кто суть и отколе изидоша, и что за язык их, и котораго племени суть, и что вера ихъ; а зовуть я Татары..."

Взяв за основу Новгородскую Первую находим, что отклонение мирных предложений монгольских послов и вступление в войну с ПОЛНОСТЬЮ НЕИЗВЕСТНЫМ (численность и квалификация отряда, тактические приемы, вооружение, удаленность, силы и намерения метрополии...)противником - абсолютное политическое безумие. Мстислав же, с этой точки зрения, полный отморозок, коий 3,14здит о чем не знает.

Другой источник - другая трактовка: «[Субэтай] повел войска кругом Каспийского моря, окольными путями ... вышел там, где его не ожидали. Дошли и встретились с их [кыпчаков] главарями Юрием и Татауром, которые как раз собрались вместе у реки Буцзу. [Субэтай] пустил воинов в решительную атаку, рассеял и разогнал их людей ... после чего [монголы] заняли их [кыпчаков] пределы. Также дошли до реки Калки, встретились и имели одно сражение со старшим и младшим Мстиславами, племени русских, которые сдались».
Тут ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ кипчаков Субэтай целенаправленно дошел до Калки, где его УЖЕ ОЖИДАЛИ русские дружины. Все знают, что идут на битву, а битва будет на реке Калке. Ради чего будут биться - из источника не ясно.

Но, может, прав Мстислав?
Ипатьевская Л: «Мстислав же поця молитися князем Русьским, братья своеи, рекя тако: оже мы, братие, сим не поможем, т си имуть предатися к ним, т онем больше будеть сила»
По этой версии выходит, что Субэтай последовательно покорял все народы Восточной Европы, о чем отлично осведомлен Мстислав, но совсем не в курсе новгородский летописец и сам Субэтай, плодами победы не воспользовавшийся.

В общем, ударил Евгений шизофренией по фантазерству.
Зачем Субэтаю нужна была победа над объединенными княжескими дружинами - осталось тайной.

Вдумчивый Ёжик   30.11.2016 22:55     Заявить о нарушении
«Взяв за основу Новгородскую Первую находим, что отклонение мирных предложений монгольских послов и вступление в войну с ПОЛНОСТЬЮ НЕИЗВЕСТНЫМ (численность и квалификация отряда, тактические приемы, вооружение, удаленность, силы и намерения метрополии...)противником - абсолютное политическое безумие.»

В те времена это самое обычное явление, не было в те времена ни спутников, ни ГРУ. Даже ещё много позже. Кортес или Писсаро плыли в совершенно незнакомые страны и вступали с ними в войну.

«Тут ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ кипчаков Субэтай целенаправленно дошел до Калки, где его УЖЕ ОЖИДАЛИ русские дружины.»

Не так. Читайте внимательнее. Кыпчаки удрали (или, по крайней мере часть их) от Субудая и обратились за помощью к русским. Видимо шантажировали, говоря, что если те не помогут, то покорятся монголам и усилят их.

«Но, может, прав Мстислав?»

Может. Лучше иметь больше союзников, чем больше врагов. А на примере аланов, видимо, знал о вероломстве монголов.

«Зачем Субэтаю нужна была победа над объединенными княжескими дружинами - осталось тайной.»

А зачем вообще нужны победы кого-либо над кем-либо? Я вот не хочу никаких побед. Но ещё больше не хочу поражений.

Евгений Темежников   03.12.2016 19:48   Заявить о нарушении
Кортес и пр. до начала необратимого насилия успели установить отсутствие у индейцев флота, пороха, брони. Их действия в КОЛОНИЯХ заведомо не могли привести к вторжению индейцев в МЕТРОПОЛИЮ. Пример заведомо не корректен.
По существу целей похода Субэтая фиксируем: ЕТ не в состоянии процитировать источник, объясняющий убийство монгольского посольства и объявление войны монголам.
По взаимоотношениям с половцами фиксируем: в представлении ЕТ половцы селились исключительно в причерноморских степях; истоки вражды половцев с монголами ЕТ не отслеживал.

Вдумчивый Ёжик   06.12.2016 05:54   Заявить о нарушении
Констатируем, что Вдумчивый Ёжик пишет комментарии даже не прочитав самое начало статьи. Хотя бы цитату из Карамзина, где причина разъясняется.

Евгений Темежников   25.12.2016 10:36   Заявить о нарушении
Евгений, лично ВЫ в своей "критике" взялись спорить с двумя тезисами:
1. Русские князья вероломно убили первое монгольское посольство.
2. Русские князья являются инициаторами военного столкновения с монголами в 1227г.
Оба тезиса НЕ являются аксиомами.
Послы (теоретически)могли проявить агрессию; попытаться произвести диверсию; перейти к целенаправленному ПЕРСОНАЛЬНОМУ унижению русских князей...
Совершение подобных действий исчерпывающе объяснило бы их казнь.
Где соответстующие цитаты?
Приведенные указывают на коварство монгольской дипломатии, но не являются основанием для убийства конкретных послов.
Монголы в 1227г. могли совершить какие-то действия, свидетельствующие о намерении завоевать русские княжества.
Что это за действия? Завоевание алан, что ли? У алан был с русскими княжествами оборонительный союз?

Вдумчивый Ёжик   09.01.2017 14:09   Заявить о нарушении