Тайник детский рассказ

Глава первая
Соня, сдвинув брови, сосредоточенно шла по тропинке парка. Она знала, что такой шанс упускать нельзя, и нужно все сделать быстро и без ошибок. Крепко сжав в руке портфель, она смотрела вперед и совсем не замечала прохожих.
На дворе стояла осень, и сухие листья, раздуваемые ветром, бросались ей под ноги. Она безучастно наступала на них, ощущая, как они с хрустом сплющиваются под тяжестью подошвы ее ботинок.
На пересечении тропинок она остановилась, чтобы оглядеться. Неподалеку, громко шаркая ногами и размахивая длинной палкой, шел Федька из параллельного класса. Федька жил в соседнем доме, но в отличие от Сони, которую из школы всегда забирали родители, ходил домой без сопровождения взрослых. Однако сегодня был особенный день. Мама Сони задерживалась на работе, а папа был в командировке, поэтому, выслушав от мамы по телефону восемь кругов наставлений, Соня шла домой одна. Далеко впереди виднелась группа старшеклассников, которые шли, по-видимому, увлеченные жарким спором. Больше в зоне видимости никого не было, и Соня обрадовалась, что ее никто не увидит.
В кармане ее плаща лежала записка, но девочка знала содержание наизусть. «…На пересечении тропинок остановись. Ты увидишь впереди огромную голубую ель. Она сразу бросается в глаза, так как растет одна посреди берез. Подойди к этой ели, повернись спиной к тропинке и отсчитай ровно десять шагов.  Здесь и спрятан тайник…».
Соня немного подождала, чтобы Федька ушел подальше, и двинулась к голубой ели.
- …восемь, девять, десять, -  она отсчитала ровно десять шагов, присела на корточки и, отложив портфель в сторону, начала расчищать землю от сухих листьев. Девочка быстро добралась до сухой рассыпчатой почвы и остановилась. С собой у него не было ничего подходящего для раскопок, поэтому она схватила лежащую рядом сухую ветку и начала ею расковыривать землю. В какой-то момент девочка почувствовала, что ветка уперлась в твердую гладкую поверхность. Страшное волнение охватило ее. Соня отбросила ветку и стала аккуратно разгребать землю руками, боясь повредить тайник.  И вот сокровище было откопано. Соня дрожащими руками извлекла старинную деревянную шкатулку с резными узорами, покрытую лаком. Сердце ее бешено забилось. Она хотела открыть ее немедленно, но вдруг  услышала знакомый голос:
- Софья? Что ты делаешь? Почему ты вся в земле?
Соня подняла голову. На нее сверху вниз с любопытством смотрел учитель математики Евгений Александрович. Он был и так самым высоким человеком, которого она когда-либо встречала, а сейчас ей показалось, что голова его просто уходила в небо. В этот момент Соня поняла, что стоит на коленках, а ее руки, рукава плаща и манжеты блузки были все в земле. Она, отряхиваясь, встала.
 - Здравствуйте, Евгений Александрович. Ничего не делаю…
Учитель математики продолжал с любопытством смотреть на нее. Его взгляд был удивленным, но совсем не осуждающим.
- Где твои родители? – спросил он.
- Мама задержалась на работе, и  сегодня я иду домой одна. Пожалуйста, не рассказывайте ей, а то она будет ругаться.
- Не расскажу, если объяснишь, что ты здесь делаешь.
Соня не хотела рассказывать о своем секрете. О нем знала лишь Сонина подруга Катя, но и та не верила, что тайник действительно найдется. Но учитель так пристально смотрел на нее, что Соня решила рассказать всю правду.
- Когда у нас дома шел ремонт, я нашла в стене между кирпичами записку. Ее в девяносто третьем году написала девочка. Она тоже жила в этом доме в нашей квартире, только двадцать три года назад. Она написала, что точно знает, что другая девочка, спустя много-много лет, найдет ее послание. Еще она написала, что закопала тайник, и рассказала, как его найти. В нем что-то очень важное.
- И ты сейчас его нашла? – учитель показал на шкатулку.
- Да, это наверняка он. Я нашла эту шкатулку в том месте самом месте, которое было указано в записке. Я еще не успела открыть ее.
- А ты не боишься? Она пролежала здесь двадцать три года. И вообще неизвестно, что может в ней быть…
- Нет, не боюсь. Мне кажется, девочка была доброй, и она написала, что там что-то очень важное. К тому же ее звали, как и меня, Соня, - для Сони этот факт был самым главным аргументом.
- Что ж, я оставлю тебя. Только пообещай мне, что сейчас же пойдешь домой, а дома хорошенько вымоешь руки и очистишь от земли шкатулку. И только потом откроешь.
- Обещаю. А вы, правда, ничего не расскажете маме?
- Правда. Это будет нашим секретом. Но если в шкатулке будет что-то, что тебя напугает, обязательно расскажи мне об этом завтра.
- Хорошо! Спасибо, Евгений Александрович!
- И не забудь сделать уроки!
- Обязательно! До свидания, Евгений Александрович!
- До завтра, Софья!
И Соня, сжав в одной руке драгоценную шкатулку, а в другой – портфель, побежала домой. Выходя из парка, она снова увидела Федьку.  Палка, которой он прежде  размахивал, теперь превратилась в автомат, из которого он расстреливал прохожих. Попал он и в Соню.
- Куда ты идешь, ты же убита! – крикнул он ей вдогонку.

В другой раз Соня бы что-нибудь ответила ему, но не сегодня. Мысли ее были заняты одним – что же находится в шкатулке. Та был довольно легкой, но точно не пустой. Девочка слышала глухой звук, когда переворачивала ее.
Едва Соня закрыла за собой дверь квартиры, как позвонила мама. Она убедилась, что Соня дома, и что все в порядке, сказала, что ужин в холодильнике, и его нужно разогреть, и что она придет домой примерно через час.
Соня обрадовалась. Целый час она будет дома одна! Она быстро скинула одежду, помыла руки и бережно очистила шкатулку от грязи. Дрожащими от волнения руками она, наконец,  попыталась открыть свой тайник. Но шкатулка не поддавалась. Соня приложила усилие – и снова безрезультатно. Еще несколько раз – тот же эффект. Соня сбегала за кухонным ножом и попробовала аккуратно подцепить крышку шкатулки, но та, очевидно, была заперта.
Соня поставила находку на стол и начала озадаченно ее разглядывать. Шкатулка была довольно крупной и имела квадратную форму. Никакого замка или другого механизма видно не было. На верхней части шкатулки было изображено солнце. Оно улыбалось и смотрело куда-то вниз. На трех боковых поверхностях был изображен полумесяц, он смотрел в разные стороны: влево, вправо и тоже вниз. На четвертой стороне были лишь узоры в виде заостренных лепестков, которые также украшали и все края шкатулки. На дне никаких узоров не было, была лишь надпись на каком-то иностранном языке, которую Соня не смогла прочесть.
Расстроенная, девочка села делать уроки. Она рассеянно читала заданный параграф учебника, но все ее мысли были о шкатулке. Может быть, она сломала ее, когда доставала из земли? Или там было что-то еще, чего Соня не заметила? Она перебирала в голове все возможные варианты, и становилась все грустнее и грустнее. Закончив с русским языком,  Соня перешла к заданию по математике. И тут внезапно ей в голову пришла мысль о том, что раз Евгений Александрович уже все знает, может быть, он поможет ей открыть шкатулку?

Глава вторая
Давно уже Соня с таким рвением не собиралась в школу. Ее мама даже решила, что дочь уже совсем повзрослела, настолько быстро и без напоминаний девочка встала, умылась, оделась и съела завтрак.
Математика в этот день была последним уроком. Соне казалось, что прошла уже вечность. Но вот наступила большая перемена перед долгожданным занятием. Ребята разбежались, кто куда, но Соня прямиком пошла в класс.
- Евгений Александрович, здравствуйте!
- Здравствуй, Софья!
Учитель увидел волнение девочки и задал вопрос первым:
- Все ли у тебя в порядке? Тебя так напугал тайник?
- Нет, не напугал. Я просто не смогла открыть его. Вы мне поможете?
- Давай посмотрим. Шкатулка у тебя с собой?
Соня, кивая, полезла в портфель за шкатулкой.
- Да это настоящий шедевр! – восхищенно произнес Евгений Александрович, рассматривая ее. – Неудивительно, что ты не смогла ее открыть. Здесь явно секретный механизм.
- Вы сможете ее открыть?
- Мы справимся вместе.
Положив шкатулку на стол, учитель и ученица склонили головы над тайником, внимательно его изучая.
- Часто в шкатулках с секретом есть подсказки. Вот погляди, солнце смотрит куда-то вниз… И луна… Перевернем-ка шкаткулку… Написано qui quaerit reperit… Кто ищет, тот найдет – это на латыни. Значит, механизм где-то здесь…
Учитель аккуратно, но с усилием надавил на дно шкатулки. В этот момент поверхность лицевой стороны шкатулки приподнялась.
- Ага, а вот и он.
Перевернув шкатулку, учитель начал сдвигать крышку в сторону.
- Ну, вот и твое сокровище… Дальше все просто.
Соня, затаив дыхание потянулась к шкатулке.
В этот момент в класс зашел Федька.
- Ты что-то забыл, Федор? – спросил его учитель.
- Мне тоже интересно, что в шкатулке. Я видел, как она откопала ее и потом бежала домой. И сейчас случайно увидел, как вы ее открываете.
- Ты что, следил за мной?! – Соня была раздосадована. Все больше людей узнавало о ее секрете. И вот сейчас Федька появился в такой неподходящий момент.
- Софья, то, что ты обнаружила этот тайник – это необычайное событие и большая редкость. Я сам едва сдержался вчера, чтобы не попросить тебя открыть ее сразу же. Давай посвятим и Федора в эту тайну, раз уж он оказался случайным свидетелем.
Нехотя, Соня кивнула головой и взяла в руки шкатулку. Она сдвинула крышку и заглянула вовнутрь. Сердце ее бешено стучало. Она достала сложенное в несколько раз  пожелтевшее и немного влажное письмо и ключ, который от долгого хранения покрылся пятнами. К ключу была приделана резиновая бирка с надписью 48. Больше в шкатулке не было ничего.
Соня испытала некоторое разочарование. Она, конечно, и сама не знала, что именно надеется обнаружить. Но рассчитывала на что-то большее, чем просто письмо и непонятный ключ. Но, быть может, в письме кроется ответ, для чего он нужен?
Соня аккуратно развернула ровно сложенный лист бумаги в клеточку, очевидно, вырванный из школьной тетради, и начала читать. 
Послание потомкам
Дорогой друг! Если ты читаешь это письмо, значит ты нашел мой тайник. Мне бы очень хотелось узнать, нашел ты его случайно или благодаря записке, которую я оставила в квартире между кирпичей. Еще мне интересно, какой у вас сейчас год, и кто президент, и появились ли летающие скейтборды и телепорт, и еще много чего…
У нас сейчас 1995 год. Меня зовут Соня, я учусь в пятом классе 138 школы. Моя мама работает в поликлинике, а папа работает на заводе электромашин.
Мама рассказала, что в детстве, когда она еще жила в Ташкенте, тоже оставляла письмо потомкам. Но неизвестно, нашел ли его кто-то…
Это не простое письмо, а с загадкой. В шкатулке есть ключ, этот ключ – от еще одного тайн…
Дальше весь текст расплывался. Пролежав долгие годы в сырой земле, шкатулка пропустила влагу, и чернила, которыми было написано послание, растеклись. Совершенно невозможно было разобрать, что написано дальше.
На обратной стороне письма просматривались какие-то цифры, разбросанные в хаотичном порядке. Имели они какое-то значение или это был просто черновик, было совершенно непонятно.
Раздосадованная, Соня села за парту. ЕЙ хотелось плакать от обиды. Она так долго ждала этого момента и совсем не думала, что найдет просто письмо и непонятный ключ.
- Софья, ты что, расстроилась? – удивленно спросил Евгений Александрович.
- Ну конечно… Я думала, нашла клад… А тут… Какой-то ржавый ключ. И промокшее послание…
- Софья, ты по записке из прошлого века сумела найти старинную шкатулку с секретом, которая пролежала под землей двадцать лет – это разве не клад?! – казалось, Евгений Александрович был искренне изумлен.
Соня задумалась. Ведь до последнего момента она и сама не до конца верила, что это все правда, и шкатулка существует.  Вот ведь Катька удивится! Да и шкатулок таких она никогда прежде не видела. В ней можно прятать какие-нибудь секреты…
- Если бы я нашел шкатулку с ключом, который пролежал в земле двадцать лет, мне бы в первую очередь захотелось узнать, что можно им открыть… - глубокомысленно произнес Федя, глядя в сторону.
В этот момент с криками в класс залетели одноклассники Сони. Перемена подходила к концу, и в класс начали подтягиваться ученики.
- Федор, если Софья не возражает, предлагаю тебе стать ее помощником и вместе с нею отыскать тот замок, который открывает этот ключ. И знайте, что я всегда в вашем распоряжении и готов помочь. А теперь тебе пора идти в свой класс, перемена заканчивается.

Глава третья
Всю следующую неделю Софья демонстрировала родителям, что она уже совсем взрослая. По утрам она вставала без своих обычных «Еще пять минуууут», самостоятельно собиралась, съедала весь завтрак (даже кашу!). Она надеялась, что родители поймут, что теперь она может самостоятельно, без сопровождения мамы или папы возвращаться из школы домой.
Между тем, на каждой большой перемене в школе Соня, Федя и Евгений Александрович встречались на третьем этаже в кабинете математики и пытались разгадать, что же открывает таинственный ключ. Федька настаивал на том, что цифры на листочке написаны не просто так, и это шифр. Соню эта версия совсем не вдохновляла.
- Даже если это действительно шифр, мы никогда не сможем его разгадать, ведь половина цифр попросту расплылась.
- Мы будем использовать метод дедукции, как Шерлок Холмс, - настаивал мальчик.
Евгения Александровича больше интересовала бирка на ключе.
- Где-то я уже видел такие бирки…  Только вот где? Вопрос…
Проводя каждый день пятнадцать минут, склонившись над шкатулкой и выдвигая версии, ученики и учитель сплотились. Соне даже показалось, что она начала лучше понимать математику. Объяснения Евгения Александровича стали вдруг более доходчивыми, и Соня, всегда склонявшаяся скорее к гуманитарным, чем к точным наукам, научилась не хуже отличников решать задачки. А еще ей показалось, что она стала лучше понимать мальчишек, и один раз даже пожалела, что у нее нет брата. Ведь было бы так интересно вместе с ним разгадывать тайну шкатулки.
И вот однажды друзья договорились задержаться после школы, чтобы обсудить все версии и уже наметить какие-то действия по поиску тайника. Соня предупредила родителей, чтобы за ней пришли попозже.
Трое остались в кабинете математики. Но едва Соня достала из портфеля шкатулку и вытащила ключ, как в кабинет с шумом ворвалась тетя Наташа, которая после уроков мыла пол во всех кабинетах.
- Здрассте. Что, еще занимаетесь? – удивилась она.
- Здравствуйте. Вы, пожалуйста, работайте. Мы вам не помешаем, - вежливо ответил Евгений Александрович.
Тетя Наташа, собственно, и не собиралась останавливаться и, отжав тряпку в мутной воде оцинкованного ведра, начала елозить шваброй по полу.
Продолжать обсуждение тайника при свидетелях не хотелось, и заговорщики молча наблюдали, как тряпка оставляет влажные следы на линолеуме. Тетю Наташу, напротив, общество учителя и учеников совершенно не смущало, и она, что-то бормоча себе под нос, промывала ряды между парт и, с грохотом сдвигая стулья, медленно пятилась задом к выходу.
Поравнявшись с учительским столом, тетя Наташа случайно задела открытую шкатулку. Та, звякнув ключом,  упала на пол, и содержимое также оказалось на полу.
- Ой, какая шкатулка интересная! – Ничуть не стесняясь, тетя Наташа схватила мокрыми руками тайник и начала разглядывать. – Я видела подобные в антикварной лавке на Яблочкина, там сосед мой работает, Василь Петрович... Золотые руки, скажу я вам! Все может починить. Сколько уж он мебели отреставрировал – и не счесть!
- Постойте, вы хотите сказать, что в этой лавке продаются такие шкатулки? – забирая из рук женщины предмет, спросил Евгений Александрович.
- Ну да… Это же шкатулка … с секретом, - неуверенно сказала она. – Я бы и себе взяла такую, но уж больно дорого они стоят….
Евгений Александрович с видом следователя, берущего показания у подозреваемого, записал со слов тети Наташи, что антикварная лавка находится прямо перед цветочным киоском на выходе из Центрального парка.
- Так, а зачем вам? Сломалась что ли? Я могу взять да показать ее Василь Петровичу. У него золотые руки, все делает.
- Пока не нужно, спасибо за помощь Наталья Сергеевна. Мы просто интересуемся.
- Ну как знаете…
Тетя Наташа домыла пол и, выходя из класса, подозрительно взглянула на компанию.
Друзья договорились, что Евгений Александрович заберет шкатулку на выходные и покажет ее работнику антикварной лавки. Возможно,  таким способом удастся  что-то разузнать о происхождении шкатулки.
Глава четвертая
В воскресенье после традиционной прогулки всей семьей по парку Сониным родителям понадобилось  зайти в цветочный киоск за букетом  для Сониной бабушки, у которой был день рождения. Проходя мимо антикварного магазина, девочка замедлила шаг. Она пыталась рассмотреть в окнах витрины шкатулки, про которые говорила тетя Наташа.
- Дочь, пошли скорее, - торопила мама.
- Давно это ты стала интересоваться предметами старины? – удивился папа. – Если хочешь – давай зайдем и посмотрим вместе.
На самом деле папа Сони терпеть не мог участвовать в выборе цветов, поэтому был готов на что угодно, даже улететь в космос, лишь бы не идти в цветочный. Они разделились, и мама отправилась за букетом, а папа с Соней – в вожделенную лавку.
Вся атмосфера в антикварном магазине была пропитана стариной. Пахло деревом и свежесваренным кофе. Продавец, по-видимому, вышел, других посетителей не было, и папа с дочерью были предоставлены сами себе.
Соня как будто совершила путешествие во времени, рассматривая старинные предметы: диковинные вазы, кованые подсвечники и лампы с причудливыми торшерами, комоды и этажерки с резными элементами, статуэтки полуобнаженных натур, репродукции картин и настенные часы, старинные кресла и стулья, одно из которых больше походило на трон. Что-то подобное она уже видела в краеведческом музее, но она никогда не предполагала, что такой стол или кресло может стать частью интерьера обычного дома. На некоторых предметах были таблички с указанием года, также иногда имелись пометки «Представляет антикварную и коллекционную ценность». Такие вещи, наверное, стоили дороже.
Соня трогала все эти необычные предметы и даже вообразила себя принцессой, которая сидит за  массивным столом из красного дерева  на мягком стуле с изысканной обивкой в длинном воздушном платье и пьет чай из фарфоровой посуды ручной работы известных мастеров…. Она так увлеклась, что на минуту даже забыла, зачем так хотела сюда попасть.
- Ну, на эти шкатулки ты так пристально смотрела? – вернул ее в действительность папа.
Соня от неожиданности вздрогнула. Она смотрела на папу и не знала, что ответить. Положение спас вовремя появившийся хозяин лавки.
- О, вы держите в руках уникальный экземпляр! – сразу же затараторил он. – Это вьетнамская шкатулка с перламутровой инкрустацией, выполненной в технике «радэн». Такие делали лишь в 40е годы, и это настоящая находка для любой дамы! Взгляните, как она необычно открывается, здесь секретный механизм.
Торговец взял шкатулку и начал передвигать как пятнашки составные части крышки шкатулки. В какой-то момент раздался щелчок, и шкатулка открылась. На обратной стороне крышки было зеркало, а внутри – несколько маленьких отсеков.
- Надежное место для того, чтобы прятать драгоценности от любопытных глаз. Прекрасный подарок и редчайший экземпляр, - не умолкал он.
- И сколько стоит такая? – полюбопытствовал папа Сони.
- Всего сорок тысяч рублей – пустяки для столь уникальной вещицы.
- Действительно, такие пустяки… - с язвительной интонацией повторил папа.
- А у вас есть другие шкатулки с секретным механизмом? – осмелилась задать вопрос Соня.
- Смотрите-ка, молодая леди заинтересовалась, - довольный собой, отметил продавец. – Да, есть, сейчас их реставрирует наш мастер, Василий Петрович. Но вы можете посмотреть описание на нашем сайте.
Мужчина указал на табличку на двери, где между надписями Qui quaerit reperit и «Мы всегда вам рады!» действительно был указан адрес сайта антикварного магазина в Интернете.
- Кто ищет, тот находит, верно? – перевела с латинского надпись на двери Соня.
- Верно, - изумился торговец. – У вас удивительно эрудированный ребенок!  Такие же надписи на латыни,  кстати, нанесены на те шкатулки, что сейчас на реставрации. Мы полагаем, что делал их один мастер. Надпись, как нам показалось, отражает суть антикварного дела, и мы решили…
- Это очень интересно, - прервал поток сладких речей продавца папа, - но нам уже пора. Спасибо вам большое.
Папа с Соней направились к выходу.
 - Где это ты освоила уже латынь? – закрывая за собой дверь, поинтересовался папа.
- Папа, я знаю только одну эту фразу. Научил Евгений Александрович, наш математик. Ты разве не знаешь ее?
В этот момент они увидели, как им машет рукой мама, и обсуждения прервались.
Весь вечер в гостях у бабушки Соня мечтала скорее добраться до дома, чтобы зайти на сайт антикварной лавки и посмотреть на шкатулки, о которых говорил торговец, ведь с телефона выйти в интернет она не могла. Но, когда разошлись все гости, мама принялась помогать бабушке с заготовками на зиму, папа уселся смотреть новости, а Соню попросили помыть посуду. В результате домой вернулись поздно, когда девочке уже пора было спать после прочтения очередной главы книги. Да, никогда прежде Соня не сталкивалась с таким испытанием силы терпения.
Глава пятая
В понедельник в школе Соню ждал еще один неприятный сюрприз. Учитель математики Евгений Александрович заболел. Его заменяла учительница старших классов Любовь Борисовна Гладких, хрупкая и очень строгая старушка с неожиданно громким командным голосом. О том, что ее голос громкий и командный, Соня с Федей узнали на большой перемене, когда по привычке зашли в класс математики.
- Что, подсматривать явились?! – не поворачивая головы, воскликнула учительница, постукивая мелом по доске.  – Задание для контрольной еще не готово. Ну-ка, марш из класса!
 Перемена только началась, и дети решили выйти на улицу. По дороге Соня взахлеб рассказывала Федьке про визит в антикварную лавку, про уже знакомую надпись на латыни и про другие шкатулки, которые реставрирует мастер Василий Петрович, наверное, тот самый, о котором говорила тетя Наташа.
- Самое обидное, что я не смогла зайти на этот сайт и посмотреть, что там за шкатулки. А я уверена, я точно уверена, что там может быть какая-то зацепка! Но сегодня после школы у меня занятия в музыкалке, а потом уроки, и неизвестно вообще, дадут ли мне родители вечером ноутбук…
- Если хочешь, я могу поискать за тебя, - осторожно предложил Федя, глядя куда-то в сторону.
- Да, давай, я напишу тебе сайт…
В этот момент Соня почувствовала легкий толчок в спину. Это мальчишки из ее класса делали бумажные пульки и стреляли ими из пластиковых трубочек. В коридорах школы за это гоняли, зато ребята отрывались на улице. Прогулки около школы на переменах частенько оканчивались для девочек если не слезами, то обидами.
- О, Федька нам жертву привел! Молодец, Федька! – радостно закричал один из них, сворачивая бумажку для очередной пульки.
-  А чего это вы вместе гуляете… - прищурившись, бросил второй.
- Федька влюбился! Федька влюбился! – подхватил третий.
В этот момент подошли Сонины одноклассницы, девочка присоединилась к ним, а Федя, чтобы не терять лица, достал из портфеля свою трубочку с пульками, занял нейтральную позицию и начал обстреливать то ли девчонок, то ли мальчишек, то ли просто воздух…
Прозвенел звонок, и площадка около школы опустела.
На следующий день, встретившись около класса математики, Соня и Федя решили пойти в библиотеку, подальше от посторонних глаз. И вот, что поведал мальчик:
-  Я нашел шкатулки на сайте этого магазина. Я никогда раньше не думал, что бывает столько секретных механизмов! Там было девять или десять разных вариантов, и на видео показано, как они работают. Я потратил почти час, чтобы просмотреть их все, это оказалось очень интересно!.. – Федя старался казаться невозмутимым, но явно был взволнован. -  И было три шкатулки, очень похожие на твою. На всех трех шкатулках была эта надпись на латыни…
- Кто ищет, тот находит, - прошептала Соня.
- Да, она. Я даже загуглил, как это произносится. Кви квэрит реперит, - придавая словам английский акцент, произнес Федя.
- Кви квэрит реперит, - повторила Соня.
- Да. Как будто все они были сделаны одним и тем же мастером, - спешил Федя. - Но самое необычное – это то, что на каждой шкатулке я разглядел на дне в углу мааленькие цифры. Знаешь, какие? Сорок восемь! Как на той бирке с ключом.
Федя, наконец, умолк. Он торжествующе смотрел на Соню, понимая, что сказал сейчас что-то очень важное и интригующее. Он был доволен собой и, конечно, умолчал о некоторых маленьких подробностях. Например, о том, что для того, чтобы изучить сайт антикварного магазина, ему пришлось пожертвовать  сверхважной атакой в онлайн игре. Ведь ноутбук родители выдавали ему всего на час каждый день… Что и сейчас одноклассники ждут его на улице, чтобы устроить облаву на девчонок, обстреливая их бумажными пульками…
Соня смотрела на него широко открытыми глазами. Ее впечатлил Федькин рассказ, и ей показалось, что они настоящие сыщики, расследующие тайну прошлого века. От этого ощущения захватывало дух.
- Осталось выяснить, есть ли на твоей шкатулке эти цифры.
- Да, и еще одну маленькую деталь – что они означают… - скептически заметила Соня.
 - Я уверен, что это шифр. Возможно, так зашифровал свое имя мастер, который их изготовил, - с видом эксперта произнес Федя.
- Думаешь, что они как-то связаны? Мастер и девочка Соня, написавшая послание?
- Я думаю, что связаны. Ведь неспроста на бирке ключа, который она оставила в тайнике, написаны именно эти цифры…
Шкатулка находилась у математика, который должен был выйти с больничного только на следующей неделе. А значит, проверить версию Феди про цифры сейчас не было возможности. Но ребята решили не сидеть сложа руки, а продолжить поиски разгадки другим путем…
Глава шестая
Ценным источником информация для ребят была тетя Наташа, которая мыла в школе пол и недавно так вовремя рассказала про антикварный магазин. Потому на большой перемене Соня и Федя встретились на этот раз у кабинета с техническим инвентарем.
Наталья Сергеевна с хозяйственным видом наливала воду в ведро из специального крана. 
- Чего вам надо? – она не любила, когда дети путаются под ногами и мешают работать.
- Здравствуйте, тетя Наташа, - начала Соня, - помните, вы увидели у нас шкатулку?
 - А, это вы, - начала припоминать женщина, - помню, а то ж.
- Вы еще говорили про мастера, Василия Петровича, - продолжала Соня.
- Говорила. Неужто понадобился все-таки? – впрочем, судя по виду, тетя Наташа в этом и не сомневалась.
- Да, он нам очень сильно нужен. У него на реставрации сейчас находится несколько шкатулок. Они все помечены одной  цифрой - сорок восемь. Вы могли бы узнать у него имя мастера, который их изготовил? -  деловито попросил Федя.
- Сорок восемь?.. Зачем писать это на шкатулке? Может, это ценник? Впрочем, мне все равно. Я, так уж и быть, зайду к нему в ближайшие дни и спрошу.
И, дав понять ученикам, что они отвлекают ее от важной работы, тетя Наташа продолжила уборку.
 Вечером, когда Соня, стараясь сосредоточиться, делала дома уроки, кто-то позвонил в дверь.
- Соня, это  к тебе! – удивленно позвала Соню мама.
На пороге стоял Федя. Он объяснил, что пришел за помощью Сони в подготовке самостоятельной работы по математике, чем вызвал абсолютный восторг Сониных родителей.
Но едва они зашли в детскую, Федю понесло.
- Ты не поверишь, что еще мне удалось разузнать!  Ведь я оказался прав, цифры «сорок восемь» - это действительно подпись мастера. Только это не имя, а год. Он начал заниматься резьбой по дереву и изготовлением шкатулок и других изделий в 1948 году. А зовут его Хильман Александр Алексеевич.
- Зачем подписывать все шкатулки одним и тем же годом?
- Ну в этом была его фишка. Ведь цифрами никто прежде не подписывался… И еще эта надпись на латыни – тоже на всех изделиях, как фирменное клеймо.
- Да, интересный видимо был человек.
- Еще как! Вообще он был моряком, и побывал в разных странах. Но больше всего ему нравилась Япония. Он жил на острове Сахалин, это совсем рядом с ней, и потому хорошо знал японскую культуру. Идеи с секретными механизмами он взял именно из японских изделий. В таких гейши прятали свои драгоценности.
Федя говорил столь воодушевленно, что в этот день вместе вечернего чтения Соня попросила маму рассказать ей про Японию… 
Она узнала, что Япония – это маленький остров с множеством вулканов. В древности там жили воины-самураи и женщины-гейши. Гейши носили кимоно, хорошо разбирались в искусстве и проводили чайные церемонии.  Сейчас в Японии много небоскребов, а руль у машин – с правой стороны. Столица Япониии Токио – такой же большой город, как Москва.
Мама продолжала рассказывать, а дочь, засыпая, решила, что когда вырастет, обязательно посетит Японию. В ту ночь ей снилась цветущая сакура…


Глава седьмая
С понедельника жизнь в школе пошла своим чередом. Евгений Александрович вышел с больничного, и ученики перестали трястись перед математикой, где за последнюю неделю написали уже три контрольные работы.
Соня и Федор тоже ждали выздоровления учителя, чтобы поделиться своими открытиями. Также ждали они и сведений от тети Наташи, но та последние дни как будто совсем их не замечала.
И вот, наступила их первая с учителем большая перемена после долгого перерыва. Все трое собрались в кабинете математики.
- Соня, мне ужасно неудобно, что я забрал у тебя шкатулку на целую неделю! Но вот она, в целости и сохранности.
Математик достал из сумки шкатулку, и Соня с Федором тут же потянулись, чтобы перевернуть ее и проверить версию Федора.
- Так и есть! Сорок восемь! – торжествующе воскликнул мальчик, и ребята рассказали учителю про мастера, который подписывает свои изделия цифрой «сорок восемь». 
Но и у Евгения Александровича были новости:
- Пока я болел, мне пришлось несколько раз сходить в районную поликлинику. И однажды, когда время приема врача было назначено как раз после обеденного перерыва, я случайно обратил внимание на ключи, которыми доктор открывал дверь кабинета. И заметил, что бирка от ключей очень похожа на бирку, которая прикреплена к ключу из шкатулки. В следующий свой визит в  поликлинику я специально взял с собой этот ключ. Воспользовавшись отсутствием вахтера, я сравнил бирки. Они абсолютно идентичны!
- Вы думаете, что ключ из шкатулки открывает сорок восьмой кабинет? – спросила Соня.
- Этого я не знаю…
- А ведь девочка в послании писала, что ее мама работает в поликлинике! – воскликнула девочка.
- Неужели вы действительно думаете, что ключ с клеймом мастера Владимира Хильмана открывает кабинет какой-то поликлиники?  - скептически заметил Федя.
-Погоди, ты сказал  «Владимира Хильмана»? – оживился учитель. – У заведующей терапевтическим отделением поликлиники такая же фамилия – Хильман Мария Григорьевна.
Неужели клубок загадок начал распутываться? Совпадений было слишком много, и Соня разволновалась. Что, если эта женщина из поликлиники – и есть мама девочки, написавшей послание? И если ключом действительно можно открыть кабинет, и тайник находится там?
Прозвенел звонок. Федька нехотя ушел, а остальные ученики с шумом заполнили класс. Евгений Александрович начал урок.  Соня не могла сосредоточиться на предмете, она думала о сорок восьмом кабинете, об одинаковых фамилиях, о том, что девочка, написавшая послание, давно уже выросла и могла обо всем забыть. Соня то радовалась, что разгадка уже близко, то впадала в отчаяние, представляя, что все может окончиться ничем… Под конец урока девочка приняла решение. Она во что бы то ни стало попадет в поликлинику и все выяснит. Собственная решимость придала сил и успокоила.
Уже выходя из школы, Соня столкнулась с уборщицей тетей Наташей.
- Вы с мальчиком спрашивали про мастера, который шкатулки делает. Так вот. Звали его Хильман Владимир, и жил он на Дальнем Востоке. Но родом он отсюда, поэтому часто приезжал и работал в нашем городе. Потому здесь и осталось много его изделий. Василь Петрович однажды даже встречался с ним лично на выставке.  Интереснейший был человек, по его словам.
- Спасибо, тетя Наташа, - улыбнулась Соня. – Вы нам очень помогли.
Она не стала разочаровывать женщину тем, что почти все уже знает. Настроение ее было приподнятым. Впереди ее ждала разгадка…
В тот же вечер к Соне в гости снова зашел Федька.
- Опять математика? – улыбнулся папа и сразу пропустил Федю в комнату дочери.
- Нам нужно попасть в поликлинику, - едва за ним закрылась дверь, важно сказал мальчик.
- Мне показалось, что тебя эта версия не особенно вдохновила, - возразила Соня.
- Это так, но одинаковые фамилии – это уже два совпадения. Нам нужно проверить эту версию, - убежденно продолжал Федя. – Ведь и других пока нет.
 - Вообще-то я сама собиралась проникнуть в поликлинику…
-Как ты попадешь туда одна? Мы пойдем вместе. Тем более что мой дедушка работает там сторожем. Он нас пропустит.
Дети решили составить план. Сделать нужно было очень много, поэтому, чтобы ничего не забыть, они решили написать все на бумаге.
Вот как выглядел их список:
1. Отпроситься у родителей на вечернюю прогулку
2. Взять с собой: ключ из шкатулки, послание девочки, веревку, лупу.
(Зачем нужна лупа Федя объяснить не мог, но был убежден, что без нее не обойтись).
3. Прийти в поликлинику после закрытия
4. Отвлечь Фединого дедушку, а самим в это время взять ключ от 48 кабинета
5. Найти 48 кабинет, попробовать открыть ключом из шкатулки. Если не получится – обычным ключом.
6. Действовать по обстоятельствам
«Действительно, занимаются», - подумали родители, заглянув в детскую. Они увидели как раз тот момент, когда, умолкнув от жарких споров о том, нужен ли настоящий ключ от 48 кабинета и как можно его заполучить, дети записывали на тетрадном листке свой план.
Идти решили завтра же, так как откладывать в долгий ящик не хотелось, и завтра как раз была смена Фединого дедушки.
Федя, воодушевлённый, ушел домой, а Соня в этот вечер долго не могла уснуть. Ей рисовались то страшные картины, как их выгоняют из поликлиники, то как она встречает там девочку Соню… В конце концов, она крепко заснула.
 
Глава восьмая
На следующее утро Соня вновь поразила родителей своей самостоятельностью. Мама одобрительно отметила, что дочь совсем повзрослела, а папа отпустил шуточку насчет того, что у Сони уже появился жених.  Девочка это запомнила и решила продолжать  завоевывать расположение родителей. Тем более, вечером ей предстояло отпроситься на прогулку.
Евгению Александровичу дети решили пока не говорить о своем замысле. И у того как раз были важные дела в учительской, поэтому он не смог составить им компанию на большой перемене. Ребята договорились, что вечером Федя зайдет за Соней, и они под предлогом необходимости навестить дедушку в поликлинике, отпросятся у родителей. Конечно, предлог был не очень убедительный, но ребята надеялись, что вдвоем их отпустят.
Так и произошло. Когда вечером Федя пришел к Соне, он сам сказал, что просит отпустить ее вместе с ним сходить в поликлинику, где сегодня дежурит дедушка.
- Мой дедушка работает там сторожем, - сказал он. – А в школе нам задали написать сочинение про профессии. Соня решила писать про врача, а я про сторожа. Дедушка нам поможет.
Родителям было немного страшно отпускать детей одних, но поликлиника была недалеко, а Федя казался очень смелым и убедительным, и они разрешили.
- Соня, держи телефон под рукой. И через час ты должна вернуться домой, - строго наказала мама.
Это был первый раз в жизни, когда Соня отправлялась куда-то без родителей! Она так разволновалась, что чуть не забыла взять с собой ключ из шкатулки.
По дороге Федя взял ее за руку, и от этого ей стало немного спокойнее.
Ребята быстро дошли до поликлиники. Массивные деревянные двери были заперты, и Федя позвонил в звонок.
- А, Федя, ты, - открывая дверь, сказал Федин дедушка, сторож.  – Мать говорила, что ты зайдешь. Проходите, мадемуазель, - уже обращаясь к Соне, продолжил он. – Что там у вас, сочинение про профессии?
- Да… Вернее, не совсем, - замялся Федя.
- На самом деле мы просто хотели погулять по поликлинике, пока никого нет. Это жутко интересно, - пришла на подмогу Соня.
- Гулять? Что может быть здесь интересного? – удивился дедушка.
- Ну, мы мечтаем увидеть скелет настоящего человека, - подхватил Федя. – А взрослые нам не разрешают. Мы надеялись, что ты нам поможешь, дедушка.
- Что ж, вам нужно тогда на 2 этаж. Там кабинет специальный, туда еще студентов из медицинского  водят. И скелет там есть, и макет сердца, и много чего еще интересного, - дедушка, по-видимому, и сам был грешен тем, что заглядывал туда. – Но, Федор, я рассчитываю на то, что ты взрослый мужчина и ничего там не сломаешь.
- Обещаю, дедушка, - заверил Федор.
Сторож повернулся к висящей на стене специальной дощечке. Там на гвоздиках свисали ключи, а под ними были указаны номера. Ключ на гвоздике с цифрой сорок восемь отсутствовал. Дети это заметили, переглянулись, но промолчали. Дед снял ключ с 23 гвоздика и подал внуку.
- Только давайте недолго. А то мать начнет названивать, беспокоиться…
- Дедушка, а почему не все ключи на своих местах? – все же спросил Федя.
- Ну, это либо врач заработался, либо случайно забыл сдать и забрал ключ домой. Вот, например, тридцать седьмого нет, это терапия. Зав. отделением снова задерживается на работе. Сейчас осень, время обострения инфекций, работы, наверное, прибавилось…
Федя взял ключ, и они с Соней направились к лестнице. Они боялись встретиться с кем-то из персонала, поэтому шли очень тихо, стараясь не шуметь.
- Федя, если ключа от сорок восьмого кабинета нет на гвоздике, возможно, что там врач, - шепотом сказала Соня.
- Или его просто забыли сдать, - возразил Федя тоже шепотом. – Сейчас мы это и узнаем.
Ребята поднялись на четвертый этаж. Они осторожно шли по коридору, глядя на номера кабинетов, чтобы не пропустить сорок восьмой. И вот они увидели двустворчатую деревянную белую дверь, на которой была табличка: «48. Педиатр». Под ней на листке, прикрепленном канцелярской кнопкой, было написано расписание работы и фамилия врача – Одинцов Валентин Степанович. Чтобы проверить, есть кто-то в кабинете или нет, Соня дернула ручку двери. Та не поддалась.
- Отлично! Значит, он просто забрал ключ домой. Доставай скорее свой, проверим, подойдет ли он, - сказал мальчик.
Соня достала из кармана старый ключ с биркой 48. Дети обратили внимание, что бирки ключей (от кабинета №23, который дал сторож, и от Сониного) действительно были очень похожи, как будто сделаны из одного материала и в одно время. Девочка вставила ключ в замочную скважину и попробовала повернуть. Сначала Соне показалось, что ключ идеально подошел, но он не поворачивался, и замок не открывался. Соня попробовала еще, потом то же самое проделал Федя, вынув и повернув ключ другой стороной. Неожиданно они услышали за дверьми кабинета шаги. Сердце у обоих ушло в пятки. Они поняли, что кабинет был заперт врачом изнутри, и собирались было бежать, но ключ застрял в замочной скважине, и Федя никак не мог его вытащить.
Наконец, ключ поддался. В этот момент раздался щелчок открываемого замка, и дверь распахнулась. На пороге стоял седой невысокий мужчина в белом халате. На лице его было написано недоумение.
- Вы что тут делаете, мелюзга?
- Мы нашли ключ и решили проверить, подходит ли он, - после небольшой паузы нашлась Соня.
 Доктор взял из руки Феди ключ.
- Где вы нашли его? И кто, собственно, пустил вас сюда? Поликлиника уже не работает.
 - Ключ нашла Соня на улице, - вступил мальчик. – А пропустил нас сюда мой дедушка, он тут сторожем работает.
Дети, конечно, не собирались рассказывать доктору про тайник, но история про найденный на улице ключ была в определенном смысле правдой.
- Странно, я никогда не терял ключи, а я работаю здесь уже тридцать лет. Но действительно очень похож на наш.
Валентин Степанович повертел его в руках, вставил в замок и попробовал повернуть.  Безуспешно.
- Нет, не подходит… Вы, ребята, уже разбегайтесь по домам. Родители потеряют. А ключ вашему дедушке отдайте. Он наверняка найдет хозяина. Может, бирка не та. Но очень… очень на наш похож…
С этими словами врач отдал ключ обратно Феде, зашел в кабинет и закрыл за собой дверь.
Дети облегченно вздохнули.  Обошлось. Теперь они знали, что ключ из шкатулки не открывает сорок восьмой кабинет поликлиники. Но также оба были убеждены, что связь какая-то есть. Оставалась последняя зацепка – версия о том, что с этим делом связана заведующая терапевтическим отделением Хильман Мария Григорьевна. Дети направились обратно к лестнице. Федин дедушка, сам того не подозревая, подсказал им, куда идти – в тридцать седьмой кабинет.
Глава девятая

- Подожди, а что мы ей скажем? – остановилась на лестнице Соня. – Она, может быть, вообще нас слушать не захочет и прогонит.
- Да, нужно начать так, чтобы она сразу поняла, о чем речь. И чтобы мы сразу поняли, действительно ли она мама девочки Сони, или это просто совпадение.
- Давай тогда с этого и начнем. Спросим у нее про ее дочку.
На этом и порешили. Соня была довольна, что с ней пошел Федя. Без него она вообще неизвестно как бы могла попасть в поликлинику. К тому же он иногда выдвигал интересные версии. Да и вообще вдвоем было не так страшно, как одной.
Кабинеты на третьем этаже были расположены так же, как на четвертом, поэтому дети быстро сориентировались и нашли тридцать седьмой. Он был в самом конце коридора после многочисленной череды кабинетов разных терапевтов. Табличка на дверях гласила: «37. Зав. терапевтическим отделением». И ниже другая табличка «Хильман М.Г.».  Больше никакой информации не было. Дети знали, что врач находится за дверями и, возможно, сейчас их ждет разгадка, но оба замерли в нерешительности.
Наконец, набравшись мужества, Соня громко постучала в дверь три раза. Шагов слышно не было, но дверь неожиданно открылась. На пороге стояла девочка лет восьми. Кажется, она недавно рисовала, потому что руки ее были измазаны краской.
- Вы к бабушке? – удивленно спросила она.  – Она сейчас придет.
Соня и Федя не ожидали такого поворота. Первым нашелся Федя:
- Мы к Марии Григорьевне Хильман. Это ее кабинет?
- Да… Это моя бабушка.
- Мы к ней…. По личному вопросу, - продолжал мальчик.
- А как зовут твою маму? Сон.. Софья? – спросила Соня.
- Да, Софья Михайловна. Откуда вы знаете? – удивилась девочка.
Неожиданное стечение обстоятельств значительно упростило задачу Сони и Феди. Они рассказали девочке, что пришли сюда по следам тайника. Федя вставил, что они использовали метод дедукции и определили, что есть связь между заведующей отделением и мастером, изготавливавшим шкатулки. Теперь они были уверены в том, что девочка, написавшая послание двадцать три года назад, - это и есть мама девочки Арины, открывшей дверь.
- Мама никогда не рассказывала мне про тайники… - сказала Арина. – Они с папой только и заняты тем, что зарабатывают деньги. Вряд ли она стала бы делать что-то подобное в детстве.
Она рассказала, что и сейчас мама и папа в командировке, и уже не в первый раз она проводит время после школы в бабушкином кабинете.
Но Соня и Федя не собирались сдаваться.
- Давай позвоним ей и спросим – предложил Федя. – Может быть, она забыла рассказать об этом тебе.
Арина согласилась. Она набрала мамин номер на телефон и спросила, не оставляла ли та в детстве послание потомкам и не делала ли тайник.
- Какой еще тайник, дочь? – услышала девочка в трубке. - Где бабушка? Садись за уроки и не занимайся глупостями. Все, мне некогда. Домой вернусь очень поздно. Люблю тебя! Пока.
В этот момент открылась дверь и в кабинет вошла немолодая, но статная женщина в белом халате.
- Что у нас здесь за собрание, Ариша? – удивленно обратилась она к девочке.
Но ответить Ариша не успела, потому что очень не вовремя у Сони в кармане зазвонил телефон. Это была мама.
- Соня, час уже прошел, ты где? – мама была взволнована.
- Мамуль, не беспокойся, я еще в поликлинике. Тут столько всего интересного. Мы задержимся немного.
- С вами есть взрослые?
- Да, мама, здесь есть взрослые. Здесь врач, заведующая терапевтическим отделением, - робко глядя на женщину, сказала Соня.
- Давай я поговорю с твоей мамой, - уверенным голосом, не терпящим возражений, произнесла врач и взяла из Сониных рук телефон. – Алло… да. Я врач… С вашими детьми все в порядке… Они побудут здесь еще какое-то время... Да, я точно врач. Хильман Мария Григорьевна. Вы можете позвонить на городской номер и проверить, внутренний - тридцать семь… Беспокойная у вас мама, - заключила Мария Григорьевна, отдавая телефон девочке.
Через несколько секунд зазвонил городской телефон.
- Алло! Да, это я, - сказала женщина в трубку. – Соня, подойди к телефону.
Мама Сони, убедившись, что никакого подвоха нет, разрешила дочери побыть в поликлинике еще полчаса, а потом быстро идти домой.
- Ну а теперь рассказывайте, что здесь происходит, - усаживаясь за стол и надевая очки, произнесла Мария Григорьевна.
Врач смотрела поочередно то на девочек, то на Федю. Взгляд ее был проницательным, но добродушным. Дети поняли, что она не сердится.
- Это Федя и Соня, - взяла инициативу в свои руки Арина. – Они расследуют историю про тайник, который оставила девочка двадцать три года назад. Они решили, что это была моя мама.
Видя, что Мария Григорьевна готова их слушать, подключились Соня и Федя. Наперебой они рассказали все от начала до конца: про найденную шкатулку, про ключ, про антикварный магазин и мастера Хильмана, про Фединого дедушку сторожа, сорок восьмой кабинет и про звонок маме Арины. Заведующая отделением внимательно слушала детей, задавая по ходу истории небольшие уточняющие вопросы. Было видно, что она им верит и относится к этому делу совершенно серьезно.
- Вы невероятно изобретательны и настойчивы, - выслушав все до конца, сказала Мария Григорьевна. – Что ж, вы пришли по адресу. Мастер Хильман – действительно наш родственник. А девочка Соня, написавшая послание потомкам, - моя дочь.
- Но ведь мама сказала, что ничего об этом не знает, - возразила Ариша.
- Мама, наверное, забыла… И будет не лишним напомнить ей об этом... – строго сказала заведующая. - Соня, послание у тебя с собой? – спросила она и после утвердительного кивка девочки продолжила. – Ты могла бы его одолжить нам на несколько дней?
- Конечно. Я и так знаю его наизусть.
- Отлично. А теперь, я думаю, вам не терпится получить ответы на ваши вопросы, - она улыбнулась, сняла очки и откинулась на спинку кресла. – Я в вашем распоряжении.
Девочка начала с вопросов про мастера шкатулок, потом расспросила про детство и юность Сони. Федя и Ариша тоже внимательно слушали рассказ заведующей. Было видно, что для ее внучки все это новость, они прежде ничего не знала ни про какие тайники. А Федя не только очень внимательно слушал, но и параллельно осматривал кабинет врача. Было понятно, что Мария Григорьевна занимает его очень давно. На стенах висели многочисленные сертификаты и дипломы, некоторые на иностранных языках. В углу стоял книжный шкаф, в котором наряду с научными книгами со сложными называниями была детская литература в старых изданиях, а также несколько потрепанных книг Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе. Федя прочитал уже несколько историй про великого сыщика и был под впечатлением его умственных способностей.
- Да, вот и юная Софья была поклонницей загадок и тайн, - заметив интерес Федора к книгам, сказала Мария Григорьевна. – Сейчас, наверное, уже и не вспомнит, как мы зашифровывали все на свете, включая наши имена, переводя буквы алфавита в цифры, как она придумала свой собственный секретный язык, о котором знала только ее подруга…
- Но где же может находиться тайник, и что открывает этот таинственный ключ? – воскликнула Соня.
- К сожалению, я этого тоже не знаю, - вдохнула заведующая. – Для Софьи было чрезвычайно важно хранить все в большом секрете. Я лишь знаю, что тайники были… Впрочем, покажите-ка мне этот ваш ключ…
Соня извлекла из его из кармана и протянула заведующей.
- Сорок восемь, - задумчиво произнесла та, вертя в руках ключ. – И не подходит к кабинету с номером сорок восемь… Но ключ точно из нашей поликлиники. Или от очень похожего замка…
Неожиданно просветление просияло на лице врача.
- Есть одна версия, которую вы должны проверить. В поликлинике есть еще один корпус, лабораторный. В начале своей карьеры я часто бывала там и брала с собой дочь. Ей нравилось наблюдать за химическими опытами. К тому же ее очень любила наш завхоз Татьяна Павловна, вполне возможно, что она и дала ей этот ключ.
- В этом корпусе тоже есть сорок восьмой кабинет? – с надеждой спросила Соня.
- Нумерация кабинетов там такая же. Думаю, что и сорок восьмой есть. Но не стоит идти туда сегодня, а то родители снова потеряют. Вам пора возвращаться домой. Вы можете свободно прийти днем в любое время, в случае чего, я вам помогу.
Соня взглянула на часы. Ей действительно нужно было торопиться. Ее переполняла радость о того, что ниточка привела, наконец, к верному пути. И то обстоятельство, что тайник все еще не был найден, уже не столь сильно расстраивало ее.
Соня и Федя попрощались с заведующей и ее внучкой, договорившись, что вернутся завтра.
- Как ты думаешь, Федя, что может быть в тайнике? – по дороге домой спросила Соня.
- Не знаю… Вполне возможно, что там окажется следующее послание, - ответил мальчик. – Или снова какая-то загадка, раз эта девочка их так любила.
- Странно, что она все уже забыла, - задумчиво произнесла Соня.
Федя проводил Соню до квартиры и, убедившись, что родители на нее не сердятся из-за позднего возвращения, отправился домой.
Родителей девочки сразила такая галантность и заботливость. Они видели, что дочь очень устала и решили не мучить ее расспросами. В этот вечер Соня мгновенно заснула.

Глава десятая
На следующий день на большой перемене, встретившись с математиком, Соня и Федя рассказали о своем вечернем приключении. Евгений Александрович был рад, что его наблюдательность сыграла такую важную роль в поиске отгадки.
- И когда вы пойдете в лабораторный корпус? – спросил он ребят.
- В том-то и дело… Мы бы хотели пойти туда сегодня, но Сонины родители точно не отпустят ее сегодня ни на какие прогулки. Вы могли бы …. –Федя немного замялся, но, собравшись с духом, уверенно выпалил, - отпустить сегодня Соню с урока математики, чтобы мы сходили на разведку в это время?
- А как же ты, Федя? У тебя разве нет уроков в это время? – удивился учитель.
- Я…напишу самостоятельную работу вместо этого урока.
- Что ж… Раз ты уже договорился с другим учителем и пошел на этот шаг, я отпущу Соню также с условием, что она сама разберет следующий параграф, а завтра выйдет к доске и расскажет.
- Я согласна! - обрадовалась Соня.
Дети были так счастливы, что даже забыли поблагодарить учителя и, чтобы не терять драгоценные минуты, поспешили покинуть школу.
Они чувствовали себя настоящими искателями приключений и по дороге в поликлинику обсуждали известные им обоим сюжеты про поиски кладов и сокровищ. Добравшись, они решили, не прибегая к помощи заведующей, найти сорок восьмой кабинет в лабораторном корпусе.
Народу в поликлинике было много, и никто не обращал на детей внимания. Они нашли нужный корпус и вошли вовнутрь. Оказалось, что это старое здание поликлиники, и функционируют только два нижних этажа, а на верхних идет ремонт. Это ребят насторожило, но отступать было поздно. Они поднялись на четвертый этаж. Коридор был пустым и безлюдным. Краска со стен была содрана, посередине стояла стремянка, вокруг который лежали малярные принадлежности. Часть кабинетов была закрыта, а часть вовсе не имела дверей. Очевидно, их планировали заменить на новые. Ремонт был в самом разгаре.
Дети шли по коридору, пытаясь определить, где находится нужный им кабинет. Неожиданно они услышали голоса. Сначала дети хотели спрятаться, но любопытство победило, и они пошли посмотреть, кто же еще здесь находится.
Голоса раздавались из отдаленного кабинета. На дверях его висела табличка «48. Архив». В кабинете они с изумлением встретили уже знакомых им зав. отделением терапии Марию Григорьевну с внучкой и еще одну молодую красивую женщину. Они догадались, что это мама Ариши, а значит, это и есть та девочка, которая написала послание двадцать три года назад.
Соня давно ждала этого момента и много раз представляла себе эту встречу.
- Здравствуйте! Меня зовут Соня… И я нашла ваш тайник, - медленно, с расстановкой, глядя прямо в глаза женщине, произнесла она.
Та находилась в некотором замешательстве. Ведь обстановка встречи была довольно странной. Представительницы трех поколений и два школьника собрались в лабораторном корпусе поликлиники, в котором шел ремонт, для поиска тайника. Положение спасла Мария Григорьевна. Она представила всех по очереди и объяснила, почему они здесь.
- Мы всей семьей решили сами найти сорок восьмой кабинет и посмотреть на тайник. Однако, как вы видите, мы опоздали. Если тайник здесь и хранился, то сейчас его точно нет.
Соня и Федя, окинув взглядом комнату убедились, что она абсолютно пуста. Мебели не было, краска на стенах была содрана, местами виднелись следы шпаклевки.
- А вы почему не в школе? – спросила мама Арины.
Дети объяснили, что им разрешили уйти с одного урока.
- Что ж, тогда сейчас Софья Михайловна с Аришей проводят вас обратно в школу, - распорядилась Мария Григорьевна.
- И мы ничего не узнаем про тайник? – воскликнула Соня.
- Идемте, я буду рассказывать по дороге, - успокоила девочку Софья Михайловна.
Вместе они покинули лабораторный корпус и направились к школе.
- Все началось, когда я была совсем маленькой девочкой, - начала рассказ Софья. – Мама работала врачом, и я проводила много времени в поликлинике. Художественных книг там было, разумеется, мало, детских не было совсем. Но те, что были, полностью захватили мое внимание. Это были истории Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе. Они настолько увлекли меня, что я захотела стать сыщиком, чтобы разгадывать различные тайны. Загадки мерещились мне повсюду. Я проводила бытовые расследования, например «Кто съел сметану», рассматривала предметы через лупу, а один раз я, используя логическое мышление и метод дедукции, даже нашла потерянный ключ от архива в поликлинике. Правда, когда я его нашла, уже был изготовлен дубликат, поэтому завхоз Татьяна Павловна разрешила оставить его себе. Но никаких более интересных или загадочных происшествий не случалось. И, став чуть постарше, я решила создавать их сама. Мне самой всегда хотелось найти какой-нибудь клад или необычное  письмо и раскрыть загадку. Поэтому я и придумала всю эту историю с тайником. Я решила, что раз у меня в руках оказался лишний ключ, то можно использовать его в цепочке расследования, которое проведет такой же любитель приключений, как и я. А архив поликлиники, куда заходят редко, представлялся мне прекрасным местом, где можно спрятать что угодно. Он должен был стать финальной точкой в расследовании. Ключ от архива я решила спрятать в шкатулку с секретным механизмом, которую подарил мне дядя. То, что архив оказался в сорок восьмом кабинете оказалось очень символичным, ведь и дядя подписывал свои шкатулки цифрой «48». Я решила, что это знак. Со шкатулкой расставаться мне было совсем не жалко, и лишь гораздо позже я узнала, какую ценность она представляет. В шкатулку я также положила послание потомкам и подсказку, как найти тайник. Мне понравилась идея дяди использовать вместо подписи цифры, поэтому вместо адреса (это было бы слишком банально) я указала географические координаты поликлиники на обратной стороне послания.
Вся эта затея виделась мне очень романтичной. Помню, я много раз представляла себе юношу, который идет по следу и разгадывает мои загадки. Поначалу я решила, что это будет именно юноша… Потом он находит меня и непременно становится моим возлюбленным… Ах, детские фантазии…
Софья Александровна на какое-то время умокла, взгляд ее стал немного отрешенным, на лице появилась улыбка. Но спустя минуту она продолжила:
Я спрятала шкатулку в парке, через который проходила моя дорога в школу, и стала наблюдать. Но, конечно, ничего не происходило. Никому и в голову не приходило искать в парке какой-либо тайник.
Очевидно, нужна была подсказка. И тогда я написала записку о том, как его найти. Я представила себе, что спустя много-много лет ее найдет такая же девочка, как и я, которая любит загадки и приключения. И мне очень захотелось, чтобы она ее нашла… Я даже загадала желание….
В эти дни мы как раз переезжали с одной квартиры на другую, и папа надоумил меня спрятать эту записку в стене между кирпичами. Мне этот способ показался очень таинственным, и я так и сделала.
Впрочем, мне нужно было завершить эту цепочку загадок. Я решила, что если бы сама шла по следу, то больше всего мне было бы интересно узнать, кто подготовил для меня эту игру, кто ее создатель, так сказать. И я поняла, что я сама и должна стать разгадкой. Поэтому последнее послание содержало информацию обо мне – кто я, где я живу, мой номер телефона и фотографию. Я оформила ее в виде медицинской карточки и спрятала в картотеке с буквой «С». Ведь в послании раньше я уже писала, что меня зовут Соня, и можно было догадаться, где именно в архиве спрятан тайник.
Ребята не заметили, как уже пришли к школе. Софья Александровна улыбалась и загадочно смотрела на детей.
- Мама, расскажи ребятам, как ты все забыла и сначала вообще не поверила в то, что тайник нашли, - попросила Арина.
- Да, это верно, - подтвердила Софья Михайловна. – Шли годы, в мою дверь никто не стучал, а по телефону никто не звонил. Я выросла, окончила школу и поступила в институт. Там я встретила Аришиного папу, полюбила его и мы поженились. Родилась Арина. Потом я очень много работала и занималась карьерой.  И совсем-совсем забыла про свои тайники и любовь к расследованиям тайн и загадок. Повседневные дела и заботы полностью захватили меня. И когда Ариша позвонила мне на работу и начала расспрашивать о тайнике, я решила, что она все придумала или прочитала в какой-нибудь книжке, и ужасно рассердилась. Но потом она принесла домой мое собственное послание, написанное двадцать три года назад!...
Софья Михайловна снова сделала паузу.
- Мамочка, почему ты заплакала, когда его увидела? – спросила девочка.
-  Это были слезы радости, дочь.
- Вы обрадовались, что тайник, наконец, найден? – спросила Соня.
- Я, конечно, удивилась и обрадовалась - ответила Софья Михайловна. – И я вижу, что мое желание сбылось – шкатулку действительно, спустя годы, нашла девочка, любящая тайны и загадки. И даже история оказалась-таки романтической… Пусть не для меня.
Женщина, улыбаясь, посмотрела на Федю и Соню. Федя нес два портфеля: свой и девочки.
- Но есть кое-что еще…
- Что же? – хором спросили дети.
- Есть по-настоящему важные и ценные вещи, о которых я, должна признаться, совсем забыла, - задумчиво заключила Софья Михайловна.
Прозвенел звонок, Соне и Феде пора было бежать на занятия.
- Как ты думаешь, про какие ценные вещи говорила Софья Михайловна?– спросил Федя Соню, когда они поднимались по лестнице. – Думаешь, есть еще какой-то тайник?
- Мне кажется, дело вовсе не в тайнике, - задумчиво ответила Соня…
… В тот день после уроков Соня снова шла домой одна. Договорились, что мама встретит ее на выходе из парка. Родители решили, что Соня стала уже более самостоятельной, и скоро сможет уже сама проделывать весь путь из дома в школу и обратно.
Проходя мимо места, где она обнаружила тайник, Соня остановилась. Девочка вспомнила, с каким волнением она отсчитывала десять шагов от ели, и как заколотилось ее сердце, когда она обнаружила шкатулку… И тут Соня поняла, что имела в виду мама Ариши, когда говорила про важное и ценное.
Она крепко сжала портфель и вприпрыжку побежала к выходу из парка. Мама уже ждала ее там.
- Мама, когда последний раз в твоей жизни случались приключения? Ведь ты уже, наверное, и не помнишь? Я расскажу тебе удивительную историю. Только обещай, что не будешь сердиться. А потом, когда я закончу, мы с тобой вместе напишем послание…

Конец


Рецензии