Говоря о тонкости вкуса..

Начало: http://www.proza.ru/2016/06/11/603


И цвета были раньше модные, необычные. Сейчас такие можно услышать только от законодателей моды на теле-шоу «Модный приговор». 
«Цвет давленной брусники», -  недавно услышала я от Эвелины Хромченко  и улыбнулась про себя: «знаю». Правда, увидела впервые. Я бы назвала его неопределённо-розовым, даже мутно-розовым. Но раз это - цвет «давленной брусники», то согласилась.
Говоря про брусничный цвет, нельзя не вспомнить «Мёртвые души» Гоголя, где по одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось.
Но если есть «давленная брусника», то почему бы не быть цвету «раздавленной земляники» - «фрез, фрезовый - [от франц. 'fraise' земляника] светло-малиновый или розовый с сиреневым оттенком.

Вряд ли кто знает те цвета и оттенки, которые господствовали в моде той далёкой поры. Например, оттенков зелёного было до десятка, а то и больше. «Змеиная кожа», «цвет Нильской воды», «зелёный цвет Карла Десятого». Каково? И при чём тут Карл? А это были цвета, обожаемые модницами 19-го века.
Вслед за «английской зеленью, и «саксонской зеленью» непременно должен был появиться оттенок «русской зелени». Попробуй разобраться, если ты не специалист, не мастер своего дела.
Существовал, существовал и «русский зеленый». Упоминание о нём можно найти в «Московском телеграфе». На картинке изображён мужчина в тёмно-зелёном одеянии
 
Выбирая ткани коричневых тонов, можно было запутаться в изобилии цветов и их оттенков. Здесь и «кармелитовый», и «капуциновый», и оттенок «жжёного хлеба», и «жжёного кофе» и «лесных каштанов».
О «жжёном хлебе» писали: «Модные портные заказали фабрикантам приготовить сукон цветов «жжёного хлеба» и «лесных каштанов» или «Савоярского с золотым отливом».
Из сообщений печати:  «В одном из парижских магазинов продаются бархатные плащи «Байронова цвета (иначе медвежьего ушка)». А цвет «лорд Байрон» объяснялся так: «он походит на темно-каштановый».   
В одном цветовом ряду и цвет «Бисмарк» - коричневый, со всеми его оттенками:                «Бисмарк malade» (больной), «Бисмарк en colere» (сердитый), «Бисмарк glace» (сдержанный), «Бисмарк scintillant» (блестящий), «Бисмарк content» (весёлый).                Бисмарк-фуриозо («рассерженный») — коричневый с красный отливом. 
Голова кругом от Бисмарка и его оттенков. Попробуй тут разберись.

Цвет «кардинал на соломе» - сочетание жёлтого и красного. Это в честь кардинала де Рогана, который после ареста был заключён в Бастилию. Парижские модистки, чтобы посмеяться над королевой, придумали дамскую шляпу, прозванную «Ожерелье королевы» или «шляпа кардинала на соломе».  Делалась она из соломы, в знак того, что кардиналу приходится спать в тюрьме не на пуховиках.
 
О, эти невероятный цвета и оттенки! Каких только причудливых и диковинных названий не встретишь в литературе, где описываются наряды модниц 18-19 веков. «Амазонка цвета «адского пламени», нарядное платье цвета «бордосского вина».
Что же это за амазонка цвета «адского пламени»? На рисунке изображение дамы в амазонке красно-лилового цвета.  При упоминании об огне диапазон красок тоже очень широк: от «жёлто-синего» до «тёмно-красного». Тут и цвет «базарного огня», и «лондонского дыма».

И розовые оттенки, так модные в 19 веке, представлены немыслимыми названиями.  «Цвет иудина (иудейского) дерева» долго не выходил из моды в середине 19 века. Это просто цвет розового дерева.
«Платье цвета розового Детей Эдуарда»..  С ума сойти!
«Цвет парнасской розы». Ну, то попроще. Это розовый с отливом на фиолетовый.
Тот же «Московский телеграф» сообщил, что у модисток появился новый модный «цвет семги» или цвет «само» (от франц. saumon).
Невероятно!               

Париж – законодатель мод был горазд на всякие новшества
В конце 18-го века появился «пюсовый цвет»  - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи,  от французского puce  "блоха".  После того, как Мария-Антуанетта появилась на одном из приёмов в платье из тёмной шёлковой тафты, король воскликнул: «Это цвет блохи!» Весь двор оделся в «цвет блохи», а Париж и провинция поспешили ему подражать. Мода пошла дальше и появились оттенки: «блошиный», «блошиного брюшка»,  цвет «блохи в родильной горячке»,  «блохи, упавшей в обморок»,  «влюблённой блохи», «мечтательной блохи»..  Да-а!!   И кто, спрашивается, видел влюблённую блоху? Или блоху в родильной горячке?  Фантазиям предела нет!

Например, та же Мария Антуанетта продемонстрировала своим придворным пелёнки своего новорождённого сына, который только-только перед этим «оскандалился». «Цвет детской неожиданности» пришёлся во дворе «ко двору», и в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пелёнок. Но это по легенде. А как было на самом деле, сказать трудно.

В литературе можно найти эти незнакомые нам цвета: «палевый», «Аделаида». В середине 19 века он был в моде.  «Так это галстук аделаидина цвета?  - Аделаидина-с. – А аграфенина цвета нет?» - встречаем мы у Достоевского. 
Аделаида – красный оттенок лилового, близкий к пурпурному.
«На графине должно быть масака бархатное платье» - встречается в «Войне и мире».  «Массака» - тёмно-красный с синим отливом цвет был хорошо известен в первой половине 19-го века.
У Островского встречаем: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».   
Пукетовый платок?   Оказывается, всё очень просто.  Пукетовый (от испорченного «букет») — расписанный цветами. 
               
 В 20-м веке появилась наука цветоведение. Если заглянуть в современный словарь цветов и оттенков,  можно намного расширить свой словарный запас. Здесь рядом со знакомыми можно встретить такие экзотические названия, что  диву даёшься.
Трудно представить, что современная покупательница попросит у продавца отмерить ей пару метров крепа цвета «дикий арбуз Крайова», столько же цвета «дикая клубника Крайова» и метр «дикого синего Крайова». Последний для отделки.
А потом «Зелёные джунгли Крайова» и «зелёные джунгли Крайова 1990 года». Всё! Это для продавца кранты!

Вспомнилось, как однажды в небольшом магазинчике «Ткани» спросила про ширину бязи. Продавец так рявкнула, что я решила прикинуть на глаз, а потом подумать: брать – не брать.  Но успокоившись, всё-таки вставила свои «пять копеек».  «Девушка, а у вас есть армированные нитки?»   Продавец задумалась и не нашла, что ответить. 
У такой про «Крайову» лучше не спрашивать.

В 1927 году был разработан Германский Цветовой Стандарт. Там можно найти узаконенные названия, среди которых и «вердепешевый», и «вердепомовый, и «розовый лес» (а по мне так это натурально-коричневый), и «розовый поросёнок» (грязно-розовый, это на любителя), космические сливки»,  «звёзды в шоке» (это для Зверева). Тут вышеупомянутый «цвет детской неожиданности», «цвет блошиного брюшка», «цвет медвежьего ушка», «цвет маленького мандарина»!! «серобуромалиновый» – известный с детства, «последний вздох Жако», «пурпурная пицца», «хромой» - окраска ткани в два контрастных цвета..
Удивляйтесь, господа! И восхищайтесь!


Рецензии
Ценная статься для тонких ценителей литературы.
Многие названия красок столь же редкостны,
как хорошие стихи.

Спасибо за экскурс в историю!

Дастин Зевинд   03.02.2021 21:12     Заявить о нарушении
И Вам спасибо.

Валентина Колбина   04.02.2021 07:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 82 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.