Под небом Италии. 4. Венеция

               
            Автобус подъехал к нашей остановке в положенные 6 часов 10 минут. По пути следования его традиционно заполняли туристы из разных отелей, и, когда группа была в сборе, выехав на загородную трассу, водитель прибавил скорость. Расстояние от Римини до Венеции составляло 3,5 часа.
       Утром небо было пасмурным, шел мелкий дождик. Нетипичная для июля погода и размеренное покачивание автобуса навевали сон, однако, желание смотреть в окно превышало искушение задремать.
       Придорожные ряды деревьев в зыбкой серой дымке и желтые, местами скошенные поля с тугими цилиндрическими снопами напоминали родные картины приближающейся осени, а чередующиеся с ними участки  свежих посевов, опровергая это обманчивое впечатление, давали понять, что просто сельскохозяйственный цикл в южной стране другой.
       Час спустя автобус остановился у придорожного кафе, где мы с мужем, чтобы скоротать время, купили кофе с круасанами, без которых, учитывая плотный завтрак в отеле, могли вполне обойтись. Туристы, у которых он был легче или вовсе не предусмотрен, заказывали себе горячие блюда. Похоже, нас здесь ждали: обслуживание проходило организованно и быстро.
       Последовавшее в автобусе сообщение сопровождающей группу Татьяны нас несколько озадачило. Оплатив все избранные экскурсии, мы считали свои финансовые обязательства перед туристическим агентством полностью выполненными, а предыдущая поездка в Милан только подтверждала это. Попав «с корабля на бал», то есть с самолета в отель, из отеля на первую экскурсию, а день спустя, насладившись морем – на вторую, мы не вернулись к выданным в день приезда информационным листкам, где подробно были расписаны условия всех экскурсий. Касательно Венеции предусматривалась дополнительная оплата проезда на катере от места парковки автобуса до города и обратно, катание на гондолах и комплексный обед в ресторане. Говорить себе: «надо внимательно читать документы» было поздно. По иронии случая на комплект всех этих услуг в нашем кошельке не хватало суммы, которую недавно истратили на кофе с круасанами, и нужно было что-то исключить. Оплата проезда на катере не обсуждалась, обедом в ресторане пожертвовать не могли – впереди был целый день, а самостоятельное питание в незнакомом городе без знания языка непредсказуемо. Татьяна предупредила всех, что цены в Венеции высокие, кроме того, действующую в некоторых кафе систему наценок неопытный турист может не сразу понять. Исходя из этого, пришлось исключить катание на гондолах, что огорчало, но не настолько, чтобы испортить впечатление от всей экскурсии.
       После сбора денег по ходу следования автобуса Татьяна рассказала нам немного о Венеции и лодках, являющихся ее символом, на которых, как мы поняли, кататься будут не все.
       По преданию город на островах Венецианской лагуны Адриатического моря был основан в пятом веке нашей эры поселенцами, бежавшими от завоевателей, изначальным занятием которых стал рыбный промысел. В процессе поиска материалов для обустройства жилищ появилась технология изготовления венецианского стекла, которое впоследствии приобрело всемирную известность. Это ремесло было делом семейным и передавалось из поколения в поколение. Когда из-за пожароопасности работ мастерские перевели на остров Мурано, венецианское стекло стали называть муранским.
       В целях защиты жилищ от грабежей и нападений поселенцы долгое время не возводили мосты, заключали соседские браки, а для передвижения по каналам использовали узкие лодки. Сконструированная по чертежам ХУ1 века, гондола состоит из 256 частей, изготавливаемых из 9-ти типов дерева, имеет длину 11 метров, вес 400 килограммов и ассиметричную форму, один бок выше другого на 24 сантиметра, а ее характерный черный цвет символизировал частое посещение Венеции чумой. На смену экзотическим предшественницам пришли современные средства передвижения, оснащенные моторами,а гондолы в основном используются для катания туристов и их количество ограничено. Легкость, с которой  такой лодкой управляет гондольер с помощью одного весла, только видимая. Подобно балетному танцу, его мастерству предшествует долгий и упорный труд.
        Автобус припарковался у причала Большого канала. Широкой четырехкилометровой полосой он разделяет Венецию на две основные части, и вместе с другими, узкими каналами представляет ее транспортную сеть. Палубу катера быстро заполняли туристы из западных и восточных стран. Шум двигателя, плеск воды и голоса заглушали доносившиеся из рупора комментарии на разных языках. И, будучи не в состоянии различать слова, мы спешили сфотографировать тянувшиеся вдоль берегов Большого канала дворцы, соборы и дома, стараясь успеть захватить их удаляющиеся сюжеты.
       От городского причала, обозначив конечным пунктом сбора место у ближайшей гостиницы, Татьяна повела нас в сторону мастерской венецианского стекла, с которой начиналась наша экскурсионная программа. Слева широкой полосой тянулся Большой канал, справа - вереницы домов. В многолюдном потоке туристов внимание больше концентрировалось на ярком зонтике Татьяны, служившим нам в этом стремительном движении направляющим маяком.
       Миновав несколько мостов, мы свернули на узкую улочку и вошли в открытую дверь одного из домов, где на первом этаже в небольшой мастерской расположились на деревянных ступенчатых скамейках напротив плоской прямоугольной печи, походившей на обычную, домашнюю. В последовавшем процессе, словно потерялся счет времени. К печи подошел худощавый светловолосый мужчина средних лет. В приспособлении, которое он держал в руках, появилась капля, похожая на янтарную. С помощью специальных щипчиков ее округлая тягучая масса мгновенно превратилась в бегущую лошадку. Бумага, которую поднесла  его помощница к ее изящной стеклянной фигурке, демонстрируя высокотемпературный режим,сразу воспламенилась.
       Прослушав небольшую лекцию о происхождении венецианского стекла, и ознакомившись с виртуозным изготовлением изделия из него наглядно, мы поднялись по узкой деревянной лестнице, ведущей  на второй этаж, в небольшой фирменный магазин, где за прозрачными витринами светилась посуда, достойная царского стола, и цветные сувениры. Высокий бокал насыщенного синего цвета с золотой росписью издал характерный звон при ударе по нему палочкой. Механическое воздействие продавца на него было, конечно, щадящим, однако, позволяло оценить прочность и давало понять, что он не хрупкий. Изделия из венецианского стекла стоили недешево, но отличались изяществом, красотой, были выполнены исключительно из натуральных материалов и качество оправдывало их цены.
       Вернувшись на набережную Большого канала,одна часть нашей туристической группы прокатилась на гондолах, другая прогулялась по главной площади Венеции, Сан-Марко. За непродолжительной водной и сухопутной прогулкой,предшествующей экскурсии по городу, последовал обед в ресторане.
       На покрытых белыми скатертями столах стояли бутылки с легкими винами, минеральной водой и блюда с овощным салатом и блестевшими оливковым маслом ломтиками баклажанов. Кроме напитков и холодных закусок комплексный обед предусматривал выбор из двух горячих, первых и вторых  блюд, чай, кофе, десерты. Отведав, мы все оценили по высшему балу. Исходя из количества и качества съеденного, стоимость обеда ресторанного уровня была относительно невысокой, даже по сравнению со щадящими ценами Римини. Однако, этот приятный сюрприз касался только организованных групп туристов.
       В процессе ожидания основных блюд за бокалами вина и холодными закусками завязывался соседский разговор. Одна из сидевших напротив женщин сказала моему мужу:
- Прежде чем наливать вино, нужно обернуть бутылку салфеткой.
- А ты сама попробуй так сделать, - иронично заметила ее соседка.
       Дама не обиделась и, отпив из бокала налитое не по правилам вино, перевела разговор на другую тему. Как мы узнали, наши соседки приехали в Италию из России, и не впервые. Некоторые из них в сезон скидок закупали вещи для своих частных магазинов на оптовом рынке Римини. А когда в ответ на свой вопрос услышали, что мы из Белоруссии, все внимание переключилось на нас, и они сразу простили нам скромные познания в итальянской кухне, охотно поделившись опытом выбора в меню местных кафе.
- А правда, что вашего президента снова выберут? – неожиданно спросила одна из них.
- Я со своей стороны не против. Но это решать ему и белорусскому народу.
- А народ за него?
- Народ за него. 80% не подтасуешь. Ведь, большинство работает в промышленности и в сельском хозяйстве и, несмотря на все перемены, эти сферы у нас сохранены, нет крупномасштабной коррупции. Люди это понимают.
- Но 80 – не 100. Значит, 20, все же, чем-то недовольны.
- Человеку вообще свойственно быть чем-нибудь недовольным, даже, порой, собой. Я принадлежу к 80-ти, но это не значит, что не вижу недостатков.
- А чего Вам не хватает?
- Культуры. Достойного отношения к литературе. В советское время мы не ходили в церковь, но знали, что у человека есть душа и, несмотря на товарный дефицит, не воевали друг с другом. Теряем моральный стержень, на котором держался Советский Союз. Однако, это не только проблема Белоруссии, - закруглила я разговор, увидев приближающихся официантов с блюдами.
       Я понимала, что интерес наших соседок относится не лично ко мне, а к стране, из которой приехала, и охотно подтверждала, что у нас не остановлены предприятия и развивается сельское хозяйство, чистые улицы и благоустроенные парки, не избежав, при этом, искушения гордыней. Не вынося сор из избы, я умолчала про грязные подъезды и очереди в поликлиниках, и о системе жилищно-коммунального хозяйства, которая не работает нормально на обычных граждан, хотя в памяти свежа была ситуация со зловонным мусоропроводом, который никто не мог или не хотел починить.
       Ощутив повышенный интерес к своей маленькой стране, я подумала: «Отчего? Простое человеческое любопытство? Или что-то другое? И другое.»  Интуитивно нас тянет к тому, что еще осталось от советского времени. Много мутной воды принесли, ударившие по нему 90-е годы, но хочется пить чистую, и нам еще долго придется ее очищать.
       Отобедав, мы вернулись на площадь Сан-Марко, на которой продолжалась наша экскурсионная программа, а вернее начиналась ее основная часть.
- Меня зовут Нада, и я вам сегодня буду очень «надо», - с легким акцентом сказала смуглая темноволосая итальянка, сменившая Татьяну.
       Нада была статной привлекательной женщиной лет 50-ти - 60-ти, походившей на кинозвезду, уверенно сошедшую с экрана. Умелое использование ею русских оборотов и эмоциональная манера изложения усиливали интерес к экзотике этих мест. На вопрос, где она так хорошо научилась говорить по-русски, Нада ответила коротко: «В университете».
       Площадь Сан-Марко, на которой мы с ней стояли, признана одной из красивейших в мире. Нада обратила наше внимание на ее незначительную высоту над уровнем моря, с сожалением отметив, что эту часть суши часто заливает водой, и большее время года здесь приходится ходить в сапогах. Но не дискомфорт, прежде всего, волновал женщину. И, продолжив, она добавила, что, достигнув своего наивысшего расцвета в Х1У веке, Венеция до сих пор хранит свой уникальный облик, но если не учитывать неблагоприятные природные воздействия, это может привести к необратимым последствиям для нее.
       Мы подошли к Собору Святого Марка, занимающему 4000 квадратных метров площади. С 1807 года он является Кафедральным Собором города. В 1Х веке на его месте был мавзолей, и с тех пор здесь хранится рака с мощами Святого Марка. Долгое время Венеция соединяла торговыми путями миры Средиземноморья и Атлантики, что нашло свое отражение и в архитектуре Собора. Это роскошное грандиозное сооружение, завершение которого относится к Х1У веку, отличается мощными колоннами из дорогого разноцветного мрамора, двухуровневыми арками с белокаменными орнаментами, мозаичными картинами на золотом фоне, скульптурными композициями и как округлыми так и вытянутыми в восточном стиле куполами. Сюжеты священной библейской истории на его фасаде несли ее доступность современникам. Вот, Саломея танцует с головой Иоанна Крестителя, платой полученной ею от Ирода за свою бесстыдную пляску. К сожалению, порок и предательство, и сегодня сохраняют свою неприглядную выразительность.
        Восхитительные часы соседствующей с Кафедральным Собором  оригинальной Часовой башни с позолоченными звездами на голубой эмали, знаками зодиака и символами планет ведут отсчет времени с ХУ века, а две бронзовые статуи, отбивая каждый час, под воздействием сложного механизма заставляют звонить ее центральный колокол. Фасад башни отличают скульптурные композиции из позолоченной меди - Мадонны с младенцем и Крылатого льва, символа Святого Марка. По легенде создатели этого уникального сооружения, чтобы не смогли повторить ничего подобного ему, по приказу властей Венеции были ослеплены. Такой жестокой «благодарности» и славы    удостоились братья Риньери.
       От площади Сан-Марко мы прошли к соединяющей ее с Большим каналом Пьяцетте (Маленькой площади). Выделяющийся на ней Дворец дожей (герцогов) многие века представлял здесь правящую власть. Венецианская республика была единственным европейским городом-государством без монархов, и принимавший на себя функции управления дож находился под контролем разных категорий советников. Как отметила Нада, в настоящее время во Дворце размещаются современное правительство и учреждения культуры. Два его нижних уровня отличают элегантные белоснежные арки, фасад третьего декорирован ромбами серого, белого и розового мрамора со скульптурной композицией в центре. И, прежде, чем перейти к следующему выдающемуся историческому объекту соседствующих площадей, Нада обратила наше внимание, что дож в свое время принял решение сдать Венецию Наполеону без боя, и оттого мы можем сегодня видеть этот Дворец, представляющий Х1У век, и другие архитектурные памятники города давних времен в их неизменном виде.
       Возвышающаяся 99-ти метровая башня-колокольня Святого Марка представляла собой четырехугольный каменный столб из грубого камня и, казалось, не вписывалась  в общую картину великолепия соседствующих площадей. Однако, это не умаляет ее  индивидуальной уникальности. Внушительная верхняя лоджия вмещает пять колоколов, а оригинальная, венчающая пирамидальный купол позолоченная статуя архангела Гавриила поворачивается по направлению ветра. «Недобрую погоду вещает Гавриил», - произнесла Нада, глядя вверх. Но мелкий дождик, чередующийся с проблесками солнца, нам сегодня казался предпочтительней изнуряющей жары. Возможно, Нада подумала о чем-то еще, но делиться с нами мыслями не стала, и после короткой паузы продолжила экскурсию. Как оказалось, эта мощная, построенная в 1Х веке башня-колокольня, все же, не выдержала испытания временем, ее остов накренился, и она рухнула. Случившееся ранним утром 1902 года, к счастью, не повлекло человеческих жертв и не нанесло повреждений Кафедральному Собору. Реконструкция башни осуществлялась с максимальным использованием первоначальных материалов, и в день, когда мы стояли напротив нее, она возвышалась над нами на своем прежнем месте и в своем достоверном виде.
       От площади Сан-Марко и Пьяцетты мы свернули в сторону узких улочек Венеции. Продолжая знакомство с достопримечательностями, которые здесь были на каждом шагу, одним из них Нада уделяла большее внимания, о других говорила вскользь или вовсе проходила мимо. Но в рамках полуторачасовой пешеходной экскурсии, где каждый дом, словно музейный экспонат, иначе и быть не могло. Некоторые улочки были настолько узки, что во избежание задержки пешеходов нам приходилось продвигаться по ним вереницей по одному. Местным жителям не позавидуешь, особенно в массовый туристический сезон, когда торопят дела и нужно обойти сгруппировавшихся или зазевавшихся гостей. Оправдать ситуацию может лишь доход, который получает от их наплыва город, в котором проживает около 270 тысяч человек, а ежегодно посещает 25 миллионов.
       Мосты - особая достопримечательность Венеции. Каждый из них представляет не только практическую ценность, но и свою уникальную историю. Проходя по их изогнутым через узкие каналы дугам, мы наблюдали, как между, словно произрастающими из воды домами бесшумно скользят лодки с гондольерами и туристами. Однако, по одному из них, к сожалению или к счастью, нам не удалось пройти. Глядя на его закрытую, соединяющую два здания на уровне верхних этажей конструкцию, трудно догадаться об истинном предназначении этого воздушного и безобидного, на первый взгляд, сооружения в виде аккуратной беседки с белыми стенами и витиеватым узором с романтичным названием «Мост вздохов». Он был возведен, предположительно, в 1602 году, когда завершалось строительство новых тюрем и заключенные переводились из колодцев Дворца дожей в новые укрепления. Лишь белые узорчатые решетки на окнах свидетельствуют о том, что, проделывая здесь свой печальный путь, несчастные бросали прощальный взгляд на лагуну.
       Самый широкий и высокий мост Венеции, Риальто, соединяющий берега Большого канала и предназначенный для активного ритма жизни хранит свою непростую историю. Его первая, деревянная, конструкция сгорела в 1310 году, вторая через сто с лишним лет рухнула под тяжестью толпы, третья с центральной съемной частью, обеспечивающей продвижение судов, и ставшая шедевром плотницкого мастерства, тоже не выдержала испытания временем. И после многочисленных реконструкций правительство приняло решение о строительстве нового, каменного, моста. В конкурсном проекте принимали участие многие именитые архитекторы, среди которых был Микеланджело, но удача повернулась к Антонио да Понте. И, вот, этот, возведенный по его проекту в 1591 году мост по сей день продолжает удивлять своей прочностью и архитектурной выразительностью.
       Проплывая на катере вдоль Большого канала, мы прощались с Венецией, провожая взглядом ее возвышающиеся Дворцы и Соборы. Они могли бы соперничать между собой по значимости и красоте, если бы не представляли единое целое таланта и мастерства, воплощенного в одном уникальном городе. Здесь когда-то побывали Марко Поло, Байрон, Хэмингуэй, Чайковский, Вагнер, Вивальди… И мы смогли прикоснуться душами к тому, словно застывшему в камне, времени.
Июль 2013 года.


Рецензии
Как всегда, замечательно, Людмила!
Полно, обстоятельно, профессионально и очень интересно! Вы не только сами "прикоснулись душами к тому, застывшему в камне времени", но помогли это сделать и Вашим читателям.
С теплом, Наталья.

Наталья Макарова 4   09.06.2022 19:26     Заявить о нарушении
Наталья, огромное спасибо за такой щедрый душевный отзыв!
С теплом и признательностью, Людмила.

Людмила Михейкина   10.06.2022 09:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.