Гл9 Свет в конце тоннеля

   1
   После поездки на Юг у Василисы ожидаемо схлынул шквал страстей, и мозг вернулся к "работе". Муж не допекал, лишь, кивнув на пакет с надписью "Пятигорск", бросил реплику:
- Я понял, где ты была три дня.
   Мозг надиктовывал:
- Начни новую жизнь, все ошибки оставь в прошлом. Молодость закончилась. В 33 года пора чувства, страсти и мечты убрать в сторону. Ответить взаимностью можно только глубокому чувству (проявляется в заботе, уважительном отношении). Все остальные навязывания резко пресекать: никаких "а может?" Хотя критерий ценности женщины по количеству "связей", конечно, уже устарел.
- Займись приятными делами: дети, литература, политика, спорт...
   В связи с перестройкой Алиса очень переживала, что демократию "давят", на что её брат Макс просил реагировать спокойно:
- Существует объективный ход истории, и не надо наступать ему на горло. Надо принять то, что неизбежно. Что назрело, то и будет. Конечно, легализовать образующиеся структуры надо, но не стоит страдать, если это не удаётся. Я не считаю, что борьба противоположностей - источник эволюции: пусть будет естественный отбор.
   А ещё Алиса думала о душе:
- Душа проявляется в поведении и в плоти. Плоть моя неумеренна - в еде. От курения  - храп. Конечно: нечистота души должна как-то реально проявляться. Не удивительно, что я редко кому внушаю чувство нежности, боготворения, любви. Очищается душа любовью. У меня есть дети. Я их люблю.
- Не даёт насладиться жизнью отсутствие времени для занятий наукой и литературой, без которых я не вижу своего места в жизни. Но муж дал мне возможность не отдаваться в рабство очередной работе: я ушла в отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет. Теперь есть время для главных дел: науки, литературы, дома. Даже откажусь от работы в политгруппе "Радикал", не отрицая её нужности. Для меня останется "Клуб избирателей". "Радикал" мне не под силу.
- Муж проявил понимание. Муса же сбросил маску любящего, но - страсть - с мужем она не реализуема. Размеренная, спокойная жизнь - это и есть для меня ощущение счастья. Но ведь эта идиллия в любой момент может кончиться. И опять - ревность, упрёки, запреты, драки и унижения - я этого не вынесу больше. Тем более, без глубокого чувства ко мне у Петра любой внешний толчок может свести этот "рай" на нет.
- 15 августа 1990 года у меня появился свет в конце тоннеля: встреча с Мусой ознаменовала начало борьбы за свои реальные права в доме и выпадение образа Петра из сердца. Плюс новый взгляд на ревность и красоту: надо приучать себя к мысли, что каждый человек имеет право на выбор, чувство, восхищение красотой. Следовательно, ревность, упрёки - это посягательство на чужую свободу, на личность - диктатура любви.
- Насильно мил не будешь. Надо погашать в себе зачатки ревности в самом зародыше. Перед красотой нельзя пройти и не восхититься, то есть, источник красоты не должен быть причиной ревности. А если это - человек недостойный, плюс проявляет ко мне пренебрежение, то я отстраняюсь от него, как бы тяжело ни было. Заставить любить силой - всё-таки нельзя!
   2
   Бедная душа проиграла у Алисы доводам ума: Алиса не так уж и виновата в своих недостатках - это душа ей досталась нечистая. А кто раздаёт души? За что ей дана такая несовершенная душа, которая требует совершенной любви?
   Научные формулы мозг не транслировал: надо было решать что делать с выпрошенной у Бога любовью. Как жить в разлуке: с мыслями о нём, страданиями и надеждами - или стараться всё это заглушить?
- Если всё заглушить, и состоится встреча, то у меня не будет ответного огня, и тогда у него погаснет свой. Но, если у него не погаснет, то не хотелось бы обеднять души радостными переживаниями.
   Сегодняшняя любовь многим кажется сильней и глубже прежних, и хочется, чтобы она запомнилась любимому навсегда. А у некоторых есть любовь прежняя, пересиливающая все последующие. И с этим ничего нельзя сделать.
   Муса рассказал Асе, как был влюблён в одну учительницу, приходил к ней в гости, а она проверяла тетрадки. Потом вдруг вышла замуж - за другого. И однажды Муса увидел её в толпе на базаре. Сердце его сильно забилось, он продирался к ней навстречу, но потерял из виду. Больше он её не видел. Но - как поняла Ася - чувства остались.
- Я должна сдерживать себя от излишней грусти по этому поводу и учиться радоваться сегодняшнему счастью, а не заготавливать его впрок. Но, чтобы как-то помочь природе проявить себя, нужно прислушиваться не только к своему сердцу, но пытаться слышать его сердце, его душу. А если он не допускает тебя до них - приготовь себя к скорой смерти счастья. Связь может продолжаться, а счастье - нет, - мысли Василисы переключились на мужа,
- Как настойчиво я вытравляла в себе женщину, патологически угождая в этом мужу, но смириться с бесчувственной усреднённостью не смогла. Если б кто знал, в каких конвульсиях корчилась моя душа прошедший год, какая невыносимая до боли тоска рвала моё сердце: я не хотела просыпаться наутро, у любого - чёрствого и холодного - дрогнуло бы сердце, но не у Петра.
- Зато теперь у меня есть "свет в окне"! Бывают в этом оконце и тучи, и ночь кромешная, но окошко есть! Если бы ещё и дверь! И тоска моя теперь отрадная. И давно высохшие глаза наполняются горячими слезами. Но сердце - оно холодное. Может, это мои уже 33 года, а, может, я просто понапрасну пылала, и вся сгорела до срока. Но, боюсь, что это - мой последний пик.


   

   


Рецензии