Земско-областная теория А П Щапова
В 1856 году он окончил Казанскую духовную академию , где защитил диссертацию
"Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним
состоянием русской церкви и гражданственности в 17 веке ,и в первой половине
18 века". Стремясь позвать с трактовкой раскола как обычной религиозной
"ереси", Щапов пытался представить раскол как народное движение против
крепостного права. В статье "Великорусские области и Смутное время (1606-1613)"
Щапов раскрывает свое понимание русского исторического процесса и обосновывает
"земско- областную теорию". Согласно представлениям Щапова , складывания
русской народности и государства в России совершилось в результате деятельности
народных масс, которые постепенно колонизовали пространства Поволжья и
Сибири, и создали здесь областные общины.Областные общины были
самоуправляющимися единицами , слабо связанными между собой до 17 века.
Интервенция начала 17 века , угрожавшая русскому народу утратой независимости,
привела к объединению областей , к созданию народного ополчения, отстояшего
независимость страны. В результате открылся новый период в истории России,
который Щапов называл "союзно-областным". Ученый заявлял :" Русская история в
самой основе своей есть по преимуществу история областей , разнообразных
ассоциаций провинциальных масс народа -до централизации и после централизации.
С этой точки зрения вся русская история не что иное , как историческое
развитие и видоизменение разнообразных областных общин в двух последовательно
преемственных формах". В статьях "Земство","Сельский мир и сельский сход"
Щапов показал деятельное участие народных масс в организации органов
самоуправления и влияние народа на политику правительства через земские соборы.
В работе "Земство и раскол"(1862год) раскол рассматривается Щаповым " как
могучая, страшная общинная оппозиция податного земства, массы народной против
всего государственного строя - церковного и гражданского". Демократические
взгляды Щапова противопоставляли его буржуазным историкам , которые видели в
народных массах лишь консервативную силу , тормозившую историческое развитие
России, направляемое деятельностью государства. Щапов идеализировал областное
самоуправление и земские соборы допетровской Руси , в которых усматривал
органы всенародного представительства , и находил прообраз будущего
государственного строя России.После вынужденного отъезда из Петербурга в
Сибирь ,Щапов создает теорию о непосредственном воздействии климата на
общественное развитие .По его мнению, природные условия в которых протекают
процессы складывания народа , вырабатывают в нем определенные физиологические
свойства. Физиология людей определяет степень их умственного развития, которое
Щапов признавал основным фактором общественного прогресса. Эта "антропо-
социологическая "теория объясняет причину отставания России от европейских
стран, в порожденных суровом климатом физиологических особенностях русского
человека, в замедленности его психических реакций и вызванной этим
заторможенности интеллектуального развития. Щапову принадлежит заслуга
первоначальной разработки истории раскола в России , вопроса о народной
колонизации страны, о роли народных масс в развитии общинных учреждений.
Свидетельство о публикации №216061201039