Земско-областная теория А П Щапова

Афанасий Прокофьевич Щапов родился в 1831 году в Сибири , в семье священника.

В 1856 году он окончил Казанскую духовную академию , где защитил диссертацию

"Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним

состоянием русской церкви и гражданственности в 17 веке ,и в первой половине

18 века". Стремясь позвать с трактовкой раскола как обычной религиозной

"ереси", Щапов пытался представить раскол как народное движение против

крепостного права. В статье "Великорусские области и Смутное время (1606-1613)"

Щапов раскрывает свое понимание русского исторического процесса и обосновывает

"земско- областную теорию". Согласно представлениям Щапова , складывания

русской народности и государства в России совершилось в результате деятельности

народных масс, которые постепенно колонизовали пространства Поволжья и

Сибири, и создали здесь областные общины.Областные общины были

самоуправляющимися единицами , слабо связанными между собой до 17 века.

Интервенция начала 17 века , угрожавшая русскому народу утратой независимости,

привела к объединению областей , к созданию народного ополчения, отстояшего

независимость страны. В результате открылся новый период в истории России,

который Щапов называл "союзно-областным". Ученый заявлял :" Русская история в

самой основе своей есть по преимуществу история областей , разнообразных

ассоциаций провинциальных масс народа -до централизации и после централизации.

С этой точки зрения вся русская история не что иное , как историческое

развитие и видоизменение разнообразных областных общин в двух последовательно

преемственных формах". В статьях "Земство","Сельский мир и сельский сход"

Щапов показал деятельное участие народных масс в организации органов

самоуправления и влияние народа на политику правительства через земские соборы.

В работе "Земство и раскол"(1862год) раскол рассматривается Щаповым " как

могучая, страшная общинная оппозиция податного земства, массы народной против

всего государственного строя - церковного и гражданского". Демократические

взгляды Щапова противопоставляли его буржуазным историкам , которые видели в

народных массах лишь консервативную силу , тормозившую историческое развитие

России, направляемое деятельностью государства. Щапов идеализировал областное

самоуправление и земские соборы допетровской Руси , в которых усматривал

органы всенародного представительства , и находил прообраз будущего

государственного строя России.После вынужденного отъезда из Петербурга в

Сибирь ,Щапов создает теорию о непосредственном воздействии климата на

общественное развитие .По его мнению, природные условия в которых протекают

процессы складывания народа , вырабатывают в нем определенные физиологические

свойства. Физиология людей определяет степень их умственного развития, которое

Щапов признавал основным фактором общественного прогресса. Эта "антропо-

социологическая "теория объясняет причину отставания России от европейских

стран, в порожденных суровом климатом физиологических особенностях русского

человека, в замедленности его психических реакций и вызванной этим

заторможенности интеллектуального развития. Щапову принадлежит заслуга

первоначальной разработки истории раскола  в России , вопроса о народной

колонизации страны, о роли народных масс в развитии общинных учреждений.




 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.