О провокаторах и провокациях

Провокация — способ манипулирования людьми. Самый известный ее вид — знаменитое «СлабО?!» И, как ни странно, но именно это «слабО» лежит в основе почти всех провокаций, от кого бы они ни исходили и какие бы цели ни преследовали. Только вот иногда словцо звучит в лоб, а иногда маскируется, да так хитро — с вывертами, подвывертами. И вроде человек тебе добра желает, а узришь корень — там «слабО?!», там свои цели провокатора-манипулятора.

Давным-давно лежала я в детской больнице. И была у нас в палате девочка 16 лет, Ирой ее звали. Встречалась она со своим сверстником, лежавшим на другом отделении. А что вы думали, больница — не место для вздохов-обнимашек? Ну и ошибались. И вот эта Ира, приходя с каждого свидания, была такой грустной-грустной. Что с тобой? Это он виноват, не то сказал, не то сделал, не так повернулся, не так засмеялся, в общем, сплошной обман надежд и обида. Во мне кипело негодование: как нашу Иру смеют обижать? И на очередное свидание вместе с Ирой отправилась я. Пылко я ему высказала, что с девушками надо хорошо обращаться, что Ира очень хорошая, а из-за твоего поведения она постоянно чуть не плачет. И закончила патетически: «Не смей обижать Иру!» Парень слушал меня с возрастающим недоумением, кидая на Иру вопросительные взгляды, а та смущенно уставилась в пол. В конце концов парня взяла полная оторопь, но у него еще хватило сил сказать: «Ладно, я тебя понял. Иди, я хочу поговорить с Ирой». Я повелительно произнесла: «Не обижай ее!» - и ушла. Лет мне было 8-9. Реакция Иры по возвращении тоже была не совсем обычной: ни плачущего вида, ни жалоб, она молчала и не шла на контакт. Видимо, Ира не думала, что я перескажу ее жалобы парню; и, видимо, реакция парня была не совсем такой, на какую Ира рассчитывала. Тогда-то у меня и зародилось подозрение, что я вообще зря вмешалась, что Ира — не воплощение ангела на земле и что вообще все ее жалобы были с пустого места, что меня попросту «купили». Я себя очень неловко чувствовала. Но через день меня выписали, Иру я больше не встречала.

Так я познакомилась с сутью провокации. И дала себе слово, что впредь не стану вмешиваться в чужие дела. Не скажу, что в течение последующих лет я всегда выполняла это обещание. Но я помнила ту свою неловкость, мне ТАК больше не хотелось.

Провокация в жизни встречается очень часто. Ну сами посудите: на просьбу в лоб легко получить отказ, а если заходить издали, да подчеркивать, что твой визави, как порядочный человек, не может остаться в стороне, а то и преимущества какие-нибудь получит (что вовсе не обязательно) — глядишь, и добьешься чего надо. Или намекнуть, что если собеседник не будет делать того-то и того-то, его попросту засмеют. А насмешек порой боятся больше, чем угроз.

Я не раз попадалась в ловушки провокаторов. И скажу честно: ни разу такого не было, чтобы мне при этом не было нанесено ущерба. Как известно, количество переходит в качество: я стала учиться думать. Не так все легко давалось, но я все внимательнее слушала то, что мне говорят, и думала, зачем мне говорят именно это. И что я могу сделать, а чего могу не делать, и какие могут быть варианты и их последствия, и что для МЕНЯ (а не Васи Пупкина) оптимальнее всего. И я стала все реже попадаться на провокации и все чаще самостоятельно выбирать свою линию поведения, свой образ жизни. А только это и имеет значение, только так можно быть личностью, а не массовкой, овцой в стаде.

Конечно, провокации встречаются все так же часто. Но прежде чем пойти на поводу у кого-то, я спрашиваю себя: «А мне это нужно?» И чаще всего отвечаю на свой же вопрос: «Нет!» Поэтому меня и не захватывают ни митинги, ни политика, ни предвыборная или религиозная агитация, ни массовая истерия по каким бы то ни было поводам, поэтому я больше не таскаю для других каштаны из огня. Теперь я скорее заставлю других таскать эти самые каштаны для меня, если вдруг понадобится. Я овладела искусством видеть попытки манипулирования методом провокаций и сама овладела этим методом. Так что теперь мне скорее приятно нарваться на провокатора, наблюдать за его потугами очень забавно. Рыбак рыбака видит издалека. Чья возьмет? Не поддаться — уже выиграть.

«СлабО»?! Да, слабО. И что? Я от этого стану глупее, некрасивее, покроюсь коростой? Я знаю себе цену, и торг здесь неуместен. Есть люди и интереснее меня, и лучше, и образованнее, и остроумнее, и это тоже своего рода провокация, которую подкидывает на сей раз не человек, а сама жизнь. Но я не буду никому слепо подражать и мучиться от собственных несовершенств. Я буду учиться у этих людей, но учиться лишь тому, что гармонирует с моей личностью. Так я отвечаю на эту глобальную провокацию. А большинство тех, что исходят от людей, я попросту игнорирую.

Нет, я тоже не совершенство. Как говорится, на каждую гайку найдется свой болт. Но пока я знаю эту истину, пока я не верую слепо в собственную непогрешимость, я не расслабляюсь. И поэтому найти «мой» шурупчик достаточно непросто.

...Сегодня меня снова попытались спровоцировать — втянуть в дело, которое мне ни к чему и изрядно надоело. Провокатор был умным и юморным, но и я не глупа. СлабО, и ладно. А вот настроение мне поднять он сумел отлично, я долго улыбалась. Люблю умных провокаторов. И еще больше люблю выигрывать у них...


Рецензии