Ц

ЦАРСКИЕ хроники – историографические сочинения в литературе Эфиопии.
ЦБО ХАУ —  у народа айну лодочные песни.
ЦВЕТОЧНЫЕ игры – в Каталонии поэтические состязания со строго определённой тематикой: родина, вера, любовь.
ЦВЕТОЧНЫЕ песни – в Венгрии XVI –XVII  вв. любовные лирические народные песни.

ЦЕЗУРА – словораздел, делящий строку стиха на части.  Большая Ц. есть перерыв, установленный для данного ритма в определённом месте метра: От северных оков \\ освобождённый мир  (Пушкин). Малая  Ц. есть перерыв внутри метра после каждого слова или комплекса слов, произносимых с одним ударением: Мой дядя \\ самых \\ честных \\ правил (Пушкин).  Большая Ц. может быть постоянная, если стоит в данном метре на одном и том же месте; переменная, если в данном метре она стоит после различных  слогов в одной стопе; передвижная, если она перемещается в данном метре в разные стопы (В.Брюсов «Основы стиховедения»). Тень Грозного\\ меня усыновила… (Пушкин) – постоянная Ц. На картинах Греко\\ вытянулись тени… Где нам найти \\ воздушные ступени? (Бальмонт) –  переменная Ц. В начале жизни \\ школу помню я. Там нас, детей беспечных \\ было много: неравная, \\ но резвая семья. (Пушкин) – передвижная Ц.

ЦЕЛОСТНОСТЬ художественная –  многоуровневое единство литературного произведения – художественный мир, не сводимый к сумме составляющих его элементов и неразложимый на них без остатка, – являющийся пространством встречи автора, героя и читателя.
ЦЕЛОСТНОСТЬ художественного произведения – формируется как структура, где составляющими векторами являются время, пространство и вектор сознания, присущий эпохе.
ЦЕЛЬ искусства – главная цель искусства – проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простыми словами (Л.Толстой).  «Цель творчества – самоотдача» (Б.Пастернак).

ЦЕЛЬ критики – критика имеет две цели. Разбирая произведения своих современников, критик помогает им понять достоинства и недостатки этих  работ. А  разбирая классические произведения прошлого, критик помогает читателю понять, в чём состоят достоинства классиков, что нового внесли они в развитие литературного процесса. Ц.к. также является воспитание хорошего вкуса  читателей.
ЦЕЛЬ поэтики – выделение и систематизация элементов текста.

ЦЕННОСТИ трагического сознания  –  художественное постижение человеческого в человеке, находящемся в экстремальной ситуации.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ вопросы науки о литературе – аргументированная критика модернистских течений, преемственность в развитии искусства, актуальность и жизнеспособность принципов реализма в современном искусстве.

ЦЕПНАЯ рифма – многократный рифменный подхват: Реет тень голубая, объята Ароматом некошеных трав; Но упав на зелёную землю, Я объемлю глазами простор (В.Брюсов).
ЦЕПНОЙ повтор – многократный подхват: Так вышло – запнулся и завяз: завяз и покраснел; покраснел и потерялся; покраснел и поднял глаза; поднял глаза и обвёл их кругом; обвёл их кругом и обмер (Ф.Достоевский).
ЦЕПОЧКА эпитетов –  ряд образных слов, дополняющих друг друга, дающих разностороннюю характеристику чему-л.

ЦЕХ ПОЭТОВ – – название разных кружков и объединений. Первый из них был создан в 1911г. в Петербурге. Его создателями стали Н. Гумилёв (1881-1921) и  О. Городецкий (1901-1953).  В него входили молодые поэты А. Ахматова (1889-1966), О. Мандельштам (1891-1936),  В. Нарбут (1886-1938) и др.   Второй – создали В.А. Пяст (1886-1940),  А.Д.Радлова (1891-1949) и др.  Никакой программы у них не было. Третий «Ц.П.». был создан в 1920 г. Н.Гумилёвым. Членами нового цеха были Г.Иванов (1894-1958), Г.Адамович (1892-1972), В.Рождественский (1895-1077), Н.Оцуп (1894-1958), И.Одоевцева (1895-1990).  На собраниях скрупулезно разбирались новые стихи. Цех устраивал вечера в Доме искусств. Подобные  «Ц.П.». были во многих городах  России, а также в Берлине и Париже.
ЦЕХ ПОЭТОВ в Берлине – существовал в 1922-1923 гг. Занимался изданием стихов, устраивал выступления в Доме искусств.
ЦЕХ ПОЭТОВ в Париже – создан в 1923 г. «Ц.п.» устраивались собрания, чтение произведений по кругу, осуществлялась их публикация.

ЦЗАЦЗУАНЬ  —  оригинальный вид китайской художественной литературы, «заметки о разном», «смесь», лаконичные изречения, сгруппированные под соответствующим тематическим заголовком,  метко, остроумно повествующие о различных жизненных ситуациях, о поступках людей,  их пороках, привычках и  слабостях,  симпатиях и антипатиях. Примеры из  Ц. Ли Шань-иня (812 – 858 гг.):
 Глупо: 
иметь деньги и не отдавать долга;
знать за собой недостаток и не исправлять его;
винить других, не желая понять своей вины;  (и т.д.).
Врут:
когда похваляются прошлыми заслугами чиновники в отставке;
когда говорят, что начальство ценит их по достоинству;  (и т.д.).
Умён:
Тот, кто твёрд в своих стремлениях;
Кто знает древность и разбирается в современности;
Кто не спорит с глупцом; ;  (и т.д.).
    Жанр Ц., популярный  в IX–XVII вв., в ХХ веке забыт даже в Китае.

ЦЗА-ЦЗЮЙ – жанр китайской драматургии, возникший и развившийся в VIII в. Пьесы строились по строгим правилам: четыре акта с интермедией в начале или после каждого акта. Арии мог исполнять только главный герой. Обязательно использование северных мелодий. Одна тональность для мелодии каждого акта. Другие персонажи либо вели прозаические диалоги, либо декламировали стихи.

ЦЗИНЦЗЮЙ – музыкальная драма. Жанр драматургии, зародившийся в XIX в. в Китае. Его репертуар  строился на переработке куншанских драм. Обычно из больших пьес брались, в соответствии с требованиями жанра, один- два акта. Главным в пьесе было амплуа лаошэн – пожилого героя. Либретто писали сами актёры, которые могли во время спектакля импровизировать текст.

ЦИКЛИЗАЦИЯ – составленный автором ряд произведений, связанных тематикой (А.Блок «Стихи о Прекрасной даме») или авторством (А.Пушкин «Повести Белкина»).
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ текст – жанр повествования, представляющий цепочку сюжетных отклонений от главной темы, звенья которой находятся в последовательном подчинении. Такой рассказ напоминает обрамлённую повесть. Герои встречают некоего человека, рассказывающего свою историю, в которой он встречает нового человека и т.д.

ЦИНЬ-ВЭНЬ – так в Китае называют литературу циньской династии или маньчжурскую.
ЦИТАТНОЕ заглавие – получивший распространение в ХХ веке приём называть литературное произведение цитатой из предшествующей литературы, что должно вызвать соответствующие  ассоциации у читателя. Б.Зайцев «Река времён» – цитата из Г.Державина (Река времён в своём стремленьи /Уносит все дела людей).
ЦИТАТНОСТЬ – обильное присутствие цитат в литературе XIX-XX вв.

ЦЮЙ (песня) – жанр китайской поэзии. Сформировался в XII в.  Предназначался для пения. Различаются сяолин – отдельное стихотворение и таошу – цикл стихов с единой темой и рифмой. Характерной особенностью Ц. является то, что можно вставлять дополнительные по отношению к ритмической схеме слоги, варьируя длину строк.


Рецензии