Все в памяти моей. Гл. 5. Детство. Ч. 2
Я уже умею читать. Книг дома немного, детских вообще нет.
Перечитав свои учебники, - букварь, «Родную речь» и арифметику, по ходу чтения соображая, сколько деревьев посадили пионеры и сколько тракторов вышли на колхозное поле, - я принимаюсь за учебники брата, он уже в четвертом классе. Добираюсь и до учебников Гальки, пятиклассницы.
Больше всего люблю рассматривать рисунки в учебниках истории, особенно те, где изображены храмы древнего Египта, Рима. Подолгу всматриваюсь в крошечные фигурки людей на фоне огромных колоннад. Представляю себя под этими мрачными сводами, на каменных ступенях: вот я вхожу в храм, гулким эхом отдаются мои шаги. Всей кожей ощущаю прохладу огромного помещения, вижу стены из серого и розового камня, под ногами легкий слой рыжей пыли на светлом каменном полу… Внутри у меня все замирает и холодеет от страха: что это? Мое воображение или я и вправду видела все это? Но когда, где? Во сне, наяву?...
Часто вижу один и тот же сон: утро, я просыпаюсь в просторной, светлой, белой комнате. Встаю с постели, подхожу к высокому, с узорчатыми рамами, окну. Оно приоткрыто. Теплый ветер колышет легкую прозрачную занавесь. Яркий солнечный свет...
От учебников перехожу к газетам, их в доме две, - «Правда» и «Пионерская правда». Первая - непонятна и неинтересна, а вот вторая, - предмет моего страстного желания и интереса, так как Лев запрещает мне даже прикасаться к ней! Он каждую газету бережно подшивает и прячет высоко на выступе печки. Но однажды, осмелев, я подтягиваю к печке стол, забираюсь на него и достаю заветную подшивку.
Как я счастлива! Торопливо читаю все подряд: стихи, загадки, рассказы о шпионах, пограничниках, об отважных пионерах...
Как они интересно живут!
Из убогой комнатки с портретами вождей по обеим сторонам подслеповатого окна я уношусь в мир иной, необычный и совершенно не похожий на тот, в котором я живу. Невозможно передать мои чувства! Я верю всему, о чем читаю: моя страна самая большая и самая справедливая! Дети у нас самые счастливые! И нет у нас богатых, которые обижают бедных, то есть, таких, как мы. А где-то там, в Америке, где злой Трумен и какой-то Маршалл, очень плохо бедным неграм и вообще всем рабочим людям. Как хорошо, что я не в Америке! Как хорошо, что мы все здесь живем! Хорошо, что у нас есть Сталин, самый мудрый, самый добрый, самый-самый!… Великий Сталин!
Сталин… Я представляю его большим, как гипсовая фигура, что стоит перед райкомом партии, как на множестве портретов: в детском саду, в школе, в чайной, в клубе... Он не мог быть просто человеком, он не должен был делать все просто-человеческое! То есть, - он мог ходить, говорить, стоять на трибуне мавзолея с девочкой на руках, но есть, пить, чихать, кашлять и т. д., как просто человек, - он не мог! Он же Сталин!
Вот он сидит там, в Кремле, и заботится о нас, (я все пыталась представить себе, как это: сидеть и заботиться?), и потому нам ничего не страшно, и так всем хорошо. Его знают и любят все на земле, у всех бедняков есть его портрет, даже у чукчей в чуме, и в кибитке, - я уже читала в учебниках песни акына Джамбула Джабаева, (кто их только за него писал?). И я живо представляла: везде такие комнатки, как наша, а то и похуже, или юрты из шкур, как на картинках, и на стене висит его портрет. Как у нас!...
Уже будучи постарше и кое-что понимая, я не могла слушать радио, когда передавали «Пионерскую зорьку»,- чувствовала неясное раздражение и неловкость, которую испытывает человек, когда заведомо знает, что ему лгут в глаза, а он не может ничего сделать, чтобы разоблачить лгуна, и вынужден кивать в ответ, стыдясь самого себя…
Я опять болею. Грипп. Бабушка говорит – инфлюэнца и вспоминает, как когда-то много людей умерло от этой болезни.
Целыми днями лежу дома одна под одеялами и пальто. Левка теперь сам дает мне читать газеты и даже приносит книжки из школьной библиотеки. Я их, как говорят взрослые, - проглатываю. Мама дарит мне толстую книгу, в красивом переплете, с великолепными картинками, - «Сказки» Братьев Гримм. Это моя первая собственная книга. Я днями не отрываюсь от нее, многие сказки буквально запоминаю наизусть, слово в слово. Вечером, перед сном, закрыв глаза, представляю все, как в кино...
Мне лучше. Я уже встаю, хожу сама по дому. Все сильнее ощущаю голод. И однажды, не дождавшись маму, с наслаждением съедаю большую луковицу с подсолнечным маслом и хлебом. Затем, укутавшись, укладываюсь читать.
Прихожу в себя от громких голосов, открываю глаза: возле моей постели мама, Лев, тетя Нила и наш доктор, Моисей Израилевич. Все взволнованы, тетя Нила плачет, мама и Моисей Израилевич торопливо растирают мне грудь, руки, ноги, обкладывают грелками и бутылками с теплой водой...
Я так толком и не знаю, что произошло, помню только, что мама, вернувшись с работы, - Лев был еще в школе, - нашла меня в постели без сознания, с холодными руками и ногами. Моисей Израилевич потом сказал, что все могло закончиться очень печально, задержись она на работе. А я с той поры очень люблю нарезанный кольцами лук с подсолнечным маслом, с солью и черным хлебом...
Сестра Галька, дочь тети Нилы, играет со мной в школу. Я решаю примеры, задачи, пишу под ее диктовку. Порой задача не получается и я пристаю к Левке: ну, помоги! Но тот никогда, ни за что не поможет: решай сама! Так я привыкаю делать все сама, без подсказки. Конечно, он это делает не в воспитательных целях, просто ему не охота тратить на меня время, лучше поиграть в футбол, - но результат очень даже положительный.
Галька дает мне задания и я должна их выполнить, пока она придет из школы. Мне интересно, занимаюсь с удовольствием, и так, играючи, уже решаю задачки по учебникам второго и третьего классов. Учебники эти находим на чердаке со всяким прочим хламом.
Моя «учительница» – большая выдумщица. Так, она – королева, которая обучает принцессу, то есть, меня, грамоте и хорошим манерам (последнему нас постоянно учит бабушка: сиди прямо, не болтай ногами, не чавкай)...
С Галей мы играем в «сказку». Большая русская печь с лежанкой в их комнате - это наш « королевский замок », мы украшаем его картинками из газет и журналов, застилаем старыми одеялами. Главное в игре – наряды. В ход идут старые кружевные занавески, покрывала, мамины платья и платки. Подолгу сооружаем друг дружке «королевские» прически.
Часто во время игры в дверь тихонько проскальзывает Левка. Подкравшись, он срывает с Гальки кружевную занавеску, - шлейф ее королевского платья, - и, дико хохоча, скачет на кровати, размахивая ею, словно флагом на баррикадах, и орет:
Ламца - дрица!
Драная царица!...
Вечер. На столе горит керосиновая лампа. Я сижу на коленях у тети Нилы. Идет обычный разговор между взрослыми,- обо всем и ни о чем. Вдруг тетя Нила начинает принюхиваться ко мне и произносит:
- Светка, ты пудрилась? От тебя пудрой пахнет!
Я отчаянно отнекиваюсь, пытаюсь доказать, что не делала этого, не трогала мамину пудру, но мама и бабушка, тоже обнюхав меня, убеждены, что я говорю неправду. Мне горько, обидно, я действительно не трогала коробочку с пудрой, (во всяком случае, сегодня!).
Тетя Нила строго поясняет, как пудра попадает в поры и на коже лица появляются прыщи.
Мне никто не верит. Расстроенная и напуганная, я ухожу спать. Долго не могу уснуть, глажу ладошкой щеки: не появились прыщи?...
Лето. К нам привезли погостить Надю. Это моя двоюродная сестра, как и Лида. Надя – дочь дяди Миши и младше меня на два года. Мы втроем: я, Надя и Лида ночуем у нас. Укладываемся спать все вместе, на бабушкиной кровати: сегодня она уступает ее нам, - сама уходит спать к тете Ниле. Долго шепчемся, пугаем Надю, как самую младшую, страшилками. И она, вместо того, чтобы дрожать от страха, смеется в подушку и показывает нам кулак. Засыпаем далеко за полночь, после того, как бабушка, прикрикнув на нас, пригрозила завтра не пустить на речку с Левкой.
А утром я просыпаюсь от визга и вижу: Надя сидит в постели с зажатой в руке маленькой серой мышью, которая пытается вырваться и изо всех сил царапает ей руку крохотными коготками. Черные глаза мыши смотрят на нас неподвижными бусинками. Лида застыла в ужасе и визжит, тонко и противно. Я вскакиваю и вмиг оказываюсь на высоком сундуке, что стоит в изголовье бабушкиной кровати. А Надя, не обращая на нас внимания, садит мышь себе на плечо и ласково приговаривает:
- Ой, мышка-мышка! Маленькая, хорошенькая! Что тебе дать? - быстро ловит ее на шее и снова зажимает в ладони.
Мы с Лидой уже визжим в два голоса, парализованные страхом, не в состоянии двинуться с места.
С улицы на наш крик заходит бабушка, она уже давно встала и была в огороде. Молча забирает у Нади мышь и, шлепнув меня и Лиду по трусикам, уходит снова во двор...
Свидетельство о публикации №216061201704