Мамин дневник

                Мамин дневник.

   Сегодня мама дала мне потрёпанную общую тетрадь:

   - Я тут писала дневник от нечего делать. Пока ещё видела. Пусть вам на память останется. Может, когда внуки почитают... Я всю свою жизнь вспомнила... И ты знаешь, я всегда старалась жить по СОВЕСТИ! Чтобы не было стыдно ни мне, ни семье. А работала в торговле, можно было и спиться запросто: вином ведь торговала! А оно стоило семнадцать копеек стакан, когда мы в Молдавии жили! Все продавцы тогда пили, а я в обеденный перерыв домой бежала тебя покормить. Мне говорили: " Ну как же, у неё же Светочка! А у нас детей нет!" А у одной трое было, у другой двое... Я приду после перерыва, а у них уже морды красные, обе весёлые! Ты же помнишь Нину Сергеевну - она потом совсем спилась...

   Дома я открыла тетрадку. Строчки иногда налезают одна на другую - видит мама совсем плохо. Читаю - и порой так стыдно становится, что мало внимания ей уделяю, что вечно спешу от усталости...

   Печатаю, конечно, не всё. Кое-что редактирую, но основное оставляю без изменения.

---------------------------------

        2014 год.

   Мне 87-й год идёт. Очень плохо вижу и стараюсь выговориться, пока могу еще хотя бы писать. Этим я спасаюсь от одиночества, которое я испытываю день и ночь. Не выхожу уже три года из квартиры и не вижу людей, кроме своих родных дочки и внуков. Я вижу, что им неинтересно рассказывать мне о своей жизни и работе, а мне всё интересно! Но я получаю однообразные ответы, когда им звоню:

   - Готовлю ужин.

   Или:

   - Мы поужинали, Славик за компьютером работает.

   Иногда меню узнаю. Или что телевизор смотрят. А утром тоже те же вопросы и те же ответы... Славик на работе или выходной, а Саша спит или пошёл куда-то... Вот это у меня на весь день сообщения о моей семье. Ну, спасибо телевизорам (у меня их три). Узнаю, что делается в мире или в городе. Кое-что узнаю из газет. Но вижу уже только то, где крупно написано. Или с лупой пытаюсь читать. КАК я хочу читать досыта, до самого сна! Мне кажется, что тогда я бы и спала лучше!

--------------------------------------

  Сегодня 2 июня 2014  года, среда. Луганск в открытую обстреляли с самолёта... Бомбили самый центр города. После бомбёжки люди увидели страшную картину: по всей улице валялись трупы без рук, без ног и даже без головы, которая лежит на одной стороне дороги, а туловище - на другой. Это ужасно представить, а не только увидеть.

   Я слышу каждую ночь летают самолёты, а потом взрывы, стрельба. И такой страх каждую ночь. Люди уезжают, бегут из своего дома кто куда, а больше - в Россию, теряя всё: квартиры, дома, имущество, нажитое годами...
   Город Славянск недалеко от Луганска разбит полностью. Нет электричества, воды и питания. И электричество восстановить не могут, потому что постоянно стреляют. Снаряды летят на мирное население, на частный сектор. Все предприятия разбиты. Детский дом взорван. Но детей успели вывезти.

   Кондрашовка и Краматорск тоже разбиты. Нет воды и продуктов. В общем, Луганщину бьют правительственные войска, убивая своих земляков-украинцев, ни в чём не повинных, только лишь за то, что живут на своей родной земле. Люди плачут, теряя своих близких и свои дома, в которых жили их семьи и росли дети.  Помешали, видимо, президенту и другим правителям - Яценюку, Турчинову. И Юля радуется, что всё идёт плохо.

   Украинская армия убивает мирное население, и люди вынуждены бежать, спасая свою жизнь. Вот так же мы бежали из Приднестровья, прожив там двадцать восемь лет, когда там тоже начиналась война. Сейчас моя приятельница из Бендер говорит:
   - Берите билеты и к нам! У нас спокойно!
   Племянник мой из Ленинграда тоже приглашал. А ведь мы не можем никуда выехать: нет запаса денег, т. к. живём на пенсию, которую ждём, чтобы хоть выдавали вовремя. А обещают вообще заморозить на несколько месяцев. Тогда вообще будет крах! А ещё обещают в Луганске сделать зачистку, то есть уничтожить мирное население. Обидно, что убивают свои своих! Калечат, дети испуганы... Инвалидов будет больше, чем в Великую Отечественную войну. Тогда у нас в городе после 1945 года ходили по городу без рук, без ног, ползали на каталках, слепые... Но тогда война была с немцами. А сейчас?!! даже не понять, где враг, а где друг... Ночью слышны взрывы, выстрелы, самолёты кружат над городом. Не знаем, доживём ли до утра...

   Я смирилась. Мне уже всё равно (три года не выхожу на улицу, никого не вижу, кроме дочки и внуков). Уже нет смысла жить. Никому не приносишь пользы, а только мешаешь молодым жить. Жалко детей. У них нет будущего... Безысходность...
--------------------------------
        16 июня 2914 года.


   По телевизору передали, что обстреливают Станицу Луганскую, Счастье, окружную дорогу ( а это совсем близко от Луганска), Рубежное. Стреляют по ночам. Что у нас будет - неизвестно. Но ясно, что ничего хорошего... Вот только сказали по новостям, что убито двадцать ополченцев, сорок ранено. И так каждый день! Бьют, калечат молодых ребят, не видевших жизни. За что воюют и за что умирают?!!

   Пишу и слушаю, не стреляют ли... Ложимся спать и не знаем, будем ли живы утром... Ночью идут бои, а стреляют неумело: куда попадёт.  Национальная гвардия атакует Сватово. В сторону Луганска идут танки. Люди  бросают всё и бегут, куда глаза глядят... Кто куда. А если некуда ехать, остаются дома ждать конца... Или может, выживут случайно. Вот сегодня стрельба - и кто-то опять ушёл из жизни. И больше стало инвалидов... Обидно, что война идёт только на уничтожение людей, когда всё можно решить мирным путём переговоров. Уступить друг другу, чтобы не было жертв и разрухи. Ведь всё надо восстанавливать заново! Всё разбили, сожгли, взорвали мосты... И опять народ будет нести на своих плечах, платить из своего кармана, отказывая себе во всём! И бесполезно ждать улучшения! Неужели люди не заслужили спокойной, сытой жизни?!! Правителям Украины этого не понять. Они не знают, куда потратить свои миллиарды, имея по несколько дворцов и даже островов! О народе никто не думает, за счёт которого они заработали свои богатства. И ещё начали натравливать украинцев на русских, на "москалей". Поняв это, народ взбунтовался. Это не понравилось правителям. Вот и началась гражданская война. Убивая, калеча молодых солдат и мирных жителей, разрушая города и посёлки. Разгоняя людей, делая их беженцами, бездомными и безработными. Неужели никто не ответит за этот беспредел, за уничтожение нации?!!

   В войну 1941-1945 годов было понятно, что воюют немцы с Россией. А сейчас закрыли лица масками, вот и определи, где свой, где чужой!
   Даже не верится, что это наяву... Кажется, что дурной сон! Проснёшься, и всё окажется неправдой!

-------------------------
   22 июня.


   Сегодня годовщина начала войны с гитлеровской Германией. Я помню этот день. Мне было двенадцать лет. Мы в этот день ехали в поезде из Сибири на Урал, на свою родину, в город Лысьва. В поезде народ был оглушён этим известием. Женщины плакали. На станциях провожали мужчин на фронт. Везде слёзы и расставания. В вагоне народ гудел. Все высказывались, кто что узнал. По радио в поезде ничего не передавали. Работало "сарафанное" радио. Так началась для нас война. На четыре долгих, голодных, холодных, страшных года... Детство моё закончилось...

  Я начала учиться в шестом классе. А всё лето, до 1 сентября, мы работали в совхозе. И потом по выходным тоже. Убирали урожай: морковь, свёклу, горох. Картошку выкапывали уже со снегом - тогда рано снег выпал. В совхоз ходили пешком (машин не было). И когда после работы шли домой, то у детей даже в карманах обыскивали, чтобы мы не утащили что-нибудь... А немецкие войска уже подходили к Москве. И мы копали у школы окопы. Земля была уже мёрзлая, и мы, дети, копали её ломами и лопатами. Окна заклеивали газетами, бумагой крест-накрест. А ночью надо было плотно завешивать (затемнять). Свет отключали. Уроки учили, пока светло.

   Вот и сейчас Света окна тоже заклеила крест-накрест, как тогда, в войну! Правда, не бумагой, а скотчем. Разве мы думали, что снова будет война?!!

---------

           5 июля 2014 года.

   Сегодня по телевизору опять сообщили, что добивают Славянск, Краматорск. Люди плачут, проклинают Порошенко, бегут из своих домов и квартир, куда глаза глядят... В Николаевке убито за сутки двадцать человек, из них двое детей... И десять раненых. За что это людям?!! Не могу понять! За что уничтожают мирных жителей?!! Кому-то наверняка выгодно это делать!

   Вот сейчас снова передали, что бои идут на окраинах Луганска - Станица Луганская, Металлист (от него всего двадцать километров, и  город, как на ладони!), даже Камброд уже обстреливают - а это уже один из районов города... Обстреляли школу № 7, онкологическую больницу и частные дома... И снова есть раненые и убитые... В клинику снаряд попал в полчетвёртого ночи. Пробил стену. Больные не все спаслись.

   Даже в Ростовскую область попадали снаряды! И там жители напуганы!

   И ещё передали, что Тимошенко и её адвокат Власенко создали какое-то общество, которое занимается доставкой в Германию органов только что убитых людей. Это было в передаче Киселёва. Если это правда, то это ужас до чего дойти! Делать деньги на покойниках! Не стало газовой трубы для Тимошенко, но она опять нашла метод, как заработать деньги! Вот по этим качествам можно судить, что за люди занимаются чёрным делом, не брезгуя, плохо пахнущими деньгами. Всё им мало! Когда же они нахватают денег столько, что не прожить за триста лет?!! Если только с собой в гроб сложить всё награбленное у народа!

   Почему я пишу это всё? От СКУКИ. Чтобы не держать всё в голове. Целый день смотрю телевизор, а ночами слушаю стрельбу. А утром сообщат, где что разбили в городе и сколько убитых и раненых...

   Сегодня снаряд попал в маршрутку в центре города. Двое убитых, несколько человек ранены тяжело... И так каждый день! Убивают, ранят, жгут дома.

   Сегодня передали, что пятидесяти четырёхлетний ополченец в Изварино обвязался гранатами и бросился под танк (как Матросов во время отечественной войны закрыл собой амбразуру). И этим спас своих сослуживцев.

   Войска украинские бьют с воздуха и с земли из орудий по заводам и фабрикам, оставляя людей без работы. И по жилым кварталам, оставляя без жилья. Не верится, что всё это происходит у нас... Ежедневно передают про убитых и раненых детей и взрослых, которые не принимают участия в этой войне. Кто старый и больной, а кто малый... В чём они виноваты?!! За что так с ними?!! И кому эти жертвы нужны?!! Никто не может ответить...

-------------------

            13 июля 2014 года.

   Сегодня мне исполнилось восемьдесят шесть. Вот уж не думала, что столько проживу. Когда Толя умер в 1996 году, я думала, что скоро за ним уйду. А вот уже прошло почти двадцать лет! И прямо с утра получила "подарок" - погас свет! И воды тоже сразу не стало!

   Дочь пришла меня поздравить, говорит, что и у них тоже свет вырубили... Она ушла, я  вот сижу и пишу, и не знаю, что буду делать, если не включат. То я хоть телевизор смотрю. И как буду вечером, когда стемнеет? Я и так плохо вижу. Свечки есть, но я боюсь их зажигать, вдруг упаду и пожар наделаю... Есть ещё, правда, фонарик.

   

            14 июля 2014 года.

   Передали, что украинские войска обстреливают Счастье, Краснодон, квартал Южный. Бьют по центру города - улица Оборонная, автовокзал, военкомат. Везде есть жертвы и раненые.

   Свет так и не дали. Дочь принесла продукты и пошла по воду куда-то. Её долго не было, а я сидела в коридорчике и молилась, чтобы с ней ничего плохого не случилось. Сейчас полностью завишу от неё. Она меня моет, и стирает мне, и уборку делает в квартире, продукты мне покупает. Что бы я делала без неё?!! Принесла воду. Говорит, что была большая очередь - качают генератором во дворе храма. У них на сельхозе тоже ни света, ни воды.

   Ночью стрельба слышна, как под окном. Но я не могу никуда уйти с кровати. Лежу молюсь и считаю выстрелы... И прошу у Бога только одного: если попадёт снаряд, то чтобы сразу убило, не ранило! Как пели в ту войну: "если смерти, то мгновенной, если раны небольшой".

  ----------------------

           6 октября 2014 года.

   Третий месяц живём без света и воды. Люди сейчас переносят большие трудности. Даже в ту войну не было так тяжело... Внуки уехали в Харьков, а связи с ними нет. И они не знают, живы ли мы, и мы не знаем, как они там... Город в блокаде. Не пропускают продукты и лекарства. Не знаю, как Света достаёт всё, что необходимо. И воды надо натаскать себе и мне. Она предлагала мне переехать к ней, пока ребят нет. Но я не могу в чужой квартире жить. Здесь я всё знаю на ощупь. Здесь всё своё, родное. И там дом стоит прямо с краю, его видно от Металлиста, а мой дом в глубине квартала, спрятан за другими домами. Останусь уже здесь. Будь что будет!

   Живем, как первобытные люди. Не вымыться - нет воды. Купить продукты - тоже проблема. Телевизор не смотрим уже третий месяц. Нет радио, нет газет... В общем, опустили нас, людей, на самый низ... Ночами стреляют так, что стёкла звенят. У меня в квартире выбиты три больших стекла и почти все стекла на лоджии. Раму на кухне насквозь пробило осколками. Стёкла все в трещинах. Мы залепили скотчем, чтобы не разлетелись при выстрелах. На лоджии дыры закрыли старым плащом и покрывалом, и фанерой. Чтобы хоть птицы не залетали. Ни стёкол, ни плёнки нет. Уже октябрь подходит, но государству не до наших окон. У некоторых дома все разбиты... Люди без жилья совсем остаются! В квартире становится холодно, и темнеет все раньше и раньше...

   Жизнь в городе парализована. Света говорит, что транспорта почти нет. Она ходит сюда, ко мне каждый день четыре километра пешком  и столько же назад. Да и денег у нас совсем мало. Я уже влезла в те, которые берегла себе на похороны. Но и они заканчиваются... Скоро и хлеба будет купить не за что...

   Наш красивый, ухоженный город разбили. Кому это выгодно? И как думают восстанавливать?

   С апреля погибло 3660 человек, девять тысяч ранено, тысячи выехали кто в Россию, кто на Украину, бросив жилье, работу, сорвав детей из детсада, школы. В общем, всё нарушили! И всё надо начинать с НУЛЯ!!!

   Город без электричества, воды, связи... Живём, как кроты в земле. Не живём, а выживаем. На терпимость, на выносливость... За что это нам?!! Такое наказание?!! Наше поколение и так третью войну переживает: отечественную 1941-1945 годов, в Приднестровье мы тоже хлебнули горя, пока уехали сюда, а теперь тут... Но вот здесь ещё страшнее! БЛОКАДА!!!

----------------

                Сегодня 23 октября 2014 года.

   Ветер, холод, но отопление не работает. Да и зачем топить улицу, когда весь город с разбитыми окнами?!! Да и не обещают ремонтировать разбитые и искалеченные дома. Тем более, окна. Люди сами, кто как может, забивают фанерой, плёнкой, картоном, лишь бы не дуло и дождь не лил. Даже не верится, что люди одной национальности, славяне, могут так издеваться над своими братьями по крови... Мы оторваны от всего мира, живем впотьмах уже четвертый месяц. Даже не верится, что где-то люди спокойно смотрят телевизор, общаются с друзьями по телефону, едут в отпуск спокойно отдыхать, зная что вернутся домой.

   Когда этот КОШМАР ЗАКОНЧИТСЯ?!!! Ждём каждый день, но тщетно... Всё по-старому! Нет света, воды, связи! И не знаем, когда эта страшная жизнь закончится...

   Когда стреляли день и ночь, мне хотелось выйти на улицу, чтобы застрелили, только насмерть, а не ранили, чтобы не валяться по больницам... Всю ночь лежала и прислушивалась, когда будут стрелять. Собаки помогали узнавать, что скоро обстрел. Они начинают громко лаять, когда заряжают орудие. Так военные палили по собакам. Потом начинался визг, вой (от боли собаки, в какую угодила пуля). И так всю ночь. Дом сотрясало. Окна мои разбитые звенели...

-----------------

               26 октября 2014 года.

   Выборы в Верховную Раду. Как это будет? В депутаты идут одни и те же люди, которые правили страной уже несколько лет. И ничего не сделал для народа, только себе карманы набивали деньгами, золотом и обеспечивали своих близких домами, усадьбами, землёй, на всю жизнь всей своей родне. А мы, простые работяги, как жили, так и продолжим существовать, лишь бы выжить и дожить до очередной зарплаты или пенсии. Ну, и наши дети и внуки продолжат нашу нелёгкую жизнь...

   Депутаты лезут в Раду ради неприкосновенности, чтобы воровать у государства и не отвечать за это. Пока соберутся судить, а он уже уехал за границу. Попробуй достать и вернуть его деньги! Он неприкосновенный! Если бы сняли эту неприкосновенность со всех, то не лезли бы в депутаты, зная, что за всё ответят по закону, Что за всё заставят платить. Вот депутат Ляшко, который умеет громко и нагло говорить и издеваться над людьми, и руки у него по локоть в крови своих земляков. Его армия (бригада бандитов) везде отличается зверством. И всё  равно народ его выбирает в депутаты, чтобы он продолжал свои кровавые дела. Другого он не умеет!

   Вот и сегодня выборы прошли тихо и мирно. Если и были нарушения, то их не заметили. Больше голосов набрал Яценюк, со своим помощником Турчиновым. Ляшко попал, как всегда. А вот Тимошенко в конце выборных. Ярош - радикал, тоже попадёт в коалицию. В общем, компания соберётся хорошая. Не лучше старой. Ляшко мечтает о вступление в НАТО и снять со всех неприкосновенность. Но об этом говорят каждые выборы, но всё остается по-старому... Видимо, страшно снять неприкосновенность и отвечать за свои поступки и коррупцию, которая распространяется ещё быстрее прежнего, как вирус смертельный в Африке. Всё заражено, и нет лекарства от него...

   А вот как избавиться от людей-зверей, которые убили тысячи и тысячи людей оставили без крова?!!

------------

   У меня одна отдушина и радость - приход дочери. А она уже устала ходить ко мне каждый день пешком, носить воду, продукты, которые ещё надо найти, купить... Сколько Света выдерживает трудностей! Сейчас ещё стала торговать газетами, чтобы хоть что-то заработать на еду. Ей надо в шесть утра вставать и ехать за газетами. Потом продаёт, а потом едет ко мне. Слава Богу, что сейчас начали ходить автобусы. А раньше, когда стреляли, она уходила домой, и я думала, как-то она дойдёт?!! А на второй день ждала: придёт или не придёт?!! Связи ведь не было, и невозможно было узнать, дошла ли она домой...

   Каждая ночь для меня - УЖАС! И переживаю за Свету: как-то она там тоже одна впотьмах?!! И жду её каждый день, как Ангела!

   Ждём появления электричества, как чуда. Неужели сможем смотреть телевизор?!! И снова смотреть фильмы? Отвыкли уже. Как будто это было уже в прошлом веке, а не три месяца назад! Неужели ЭТО происходит с нами?!! И что всё когда-нибудь закончится?!!

----------------

          2 ноября 2014 года.

   Прошли выборы в нашу республику ЛНР Теперь будем ждать перемен. Но по-прежнему сидим без света и воды. И ничего нам, простым людям, пока не обещают. И будет ещё война за территорию... Вчера президент сказал, что нам украинскую пенсию выплачивать не будут!

------------

     Послесловие.

   Дождались! А надолго ли?!! Даже сегодня, 6 декабря, не верится, что дали свет! Что конец АДА, и увидели друг друга, и что делается в квартире. Но правительство улучшения не обещает, а ясно говорят о военных действиях, и что мира не будет ещё долго... Сколько люди выдержали!

   Сегодня 9 декабря. День примирения. Но в Донецке в 8 часов 45 минут всё же стреляли. Чтобы кому-то сделать больно.

   Два дня мы живём со светом. А ещё соседка принесла радость:

   - Сегодня дадут воду!

   В общем, у нас всё время радость! То дали свет, то воду дадут! Вот и живём в радости и ожидании радости! Теперь будем ждать свою пенсию. А дадут её -опять будем радоваться.

   Дом не отапливается, и окна разбиты. Но свет горит - большая радость! И воду обещают. Будем ждать, когда закончится война. Так надоели звуки выстрелов и бояться ночей! Дай Бог, чтобы закончилась война!


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/12/1813


Рецензии
Светлана, а ведь Ваша книга, скорее не "Дневник пенсионерки", а "Дневники двух пенсионерок", мама получилась полноправным соавтором книги... Хорошо бы сфотографировать странички её записей, добавить вместе с её фото, подумайте.
Светлая память светлому человеку, воспитавшему светлую дочь - Светлану.

Наталья Крылаткова   05.03.2019 00:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья! А ведь Вы правы! Надо будет сделать это!

Светлана Красавцева   05.03.2019 15:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.