Купава ч. 5

                Картина  вторая. Явление  третье.

          Лужок  на опушке леса.  Сидит  Лель под березкой,  играет на рожке. Появляется настоящая  Купава  в облике  старухи  Воронихи. Она  в  сером сарафане, в  платке, с узелком в руках.
Купава:                Здравствуй, милый и пригожий Лель!

Лель:                Здравствуй,  бабушка! 
                Откуда меня знаешь?
               

Купава:               
                Так, слава о тебе идет по всей округе.
                О том, что песнями ты душу услаждаешь.

Лель:                А кто же ты? Тебя не видел я досель.       

Купава:                С соседнего  посада  буду я. 
                А  тут, в посаде,  живет моя подруга,
                Дубровихою  кличут. Чай, слышал про нее?

Лель:                Да, слышал: славная старушка.
                Живет одна в своей избушке.
               

Купава:                Можно ли присесть, милок,
                Рядышком у твоих ног.               
                Утомилась я  с дороги,
                Хочу послушать хоть  немного,
                Как  на рожке своём играешь
                и чудным звуком слух ласкаешь. 

Лель:                Изволь, присядь и отдохни?
                Игру мою послушай.
                Если хочешь, то  вздремни,
                Под  мой рожок пастуший.
                (Купава   присаживается, а  Лель начинает играть)
               
Купава: (послушав немного игру Леля)
                Скажи, милок,  а как живет
                ДЕвица   Купава?
                Как ей, бедной, не везет!
                Прошла такая слава,
                Что Мизгирь её покинул,
                И в лесных чащобах сгинул?
Лель: (опустив рожок, с  интересом)
                И  про это ты слыхала?
                Да, сорок у нас немало!

Купава:(сокрушаясь)        Бедная Купава! Кто теперь ее 
                Полюбит, приласкает, приголубит?
Лель:(смущенно)
               
                Есть, кому ее любить,
                И ласкать, и голубить.
                Жених другой нашелся ей -
                И пригожей, и милей.
                И свадьба их  уже не за горами.

Купава:                Жених, поди,  богатый будет -
                Осыплет  девушку дарами?

Лель:                Хоть небогатого он рода.
                Денег мало -  да песен много,
                Будут   жить да не тужить.

Купава:                Уж не ты ли тот жених?               
               


Лель:                Угадали: я и есть!
                Мне досталась эта честь.
                До чего ж я, бабушка, счастливый!
Купава: (дрогнувшим голосом)   
                Вот  и славно  мы  поговорили.
                А теперь мне надобно идти.( встает)
                Прощай,  Лель!

Лель:                Доброго пути!  (удивленно смотрит ей вслед)
 

                Картина третья.  Явление четвертое.

           Горница  в  избе Дубровихи.  Дубровиха сидит за столом, перебирает  горох. Стук в дверь.

Дубровиха:                Входите. Дверь не заперта.
                Слабый свет - не вижу ни черта.

                Явление  пятое.
          Входит  Купава.  Дубровиха  при виде незнакомой  старухи встает из-за  стола и подходит ближе.   

Дубровиха:               Ты,  матушка,  кто будешь,  и откуда?
                Я вас, почтенная, никак не узнаю.
                Никак посадские прислали  люди,
                Идти туда, где  всем приют дают?

Купава:                Очень утомилась я с дороги.
                Можно сесть: совсем не держат ноги?
 Дубровиха: (предлагает  присесть на лавку)
                Пожалуйте,  присядьте! Вот вам лавка.
                И сказывайте  всё мне  без утайки.

  Купава:                Не знаю, как сказать,
                И сказ с чего начать.
                Сама бы не поверила,
                Что может так случиться:
                Старуха в молодую может обратиться.
                Мой сказ таков:
                Пред вами  не  старуха,  а девица
                Семнадцати годов. (падает в ноги со слезами)
                Сюда я к вам  добралась, чуть дыша.
                Тетушка,  Купава я,
                Племянница родная,
                И дочка Мураша!

Дубровиха: (в ужасе, отмахиваясь)
                Чур! Чур меня!  И подумать жутко! (отступает)
                Какая ты  племянница? Поди  прочь, анчутка!,
                Купаву что ль не знаю? Видано ль такое?
                Уйди прочь старушка – не гневи ты бога.               

Купава: (на коленях и с протянутыми  руками)
                Клянусь богами,  я  и есть -  Купава,
                Но не в лике девицы прекрасной,
                А в образе старухи безобразной.
                Используя мою доверчивость и простоту,
                Ведьма злая  так заколдовала,               
                Забрав  молодость  мою и красоту,
                Не помощь  оказала, а злодейство.
         ( Дубровиха начинает  приходить в себя, вслушиваться в  слова необычной гостьи )         
                Тетя Станислава, окажи содейство.
                Куда идти мне? Ведь дома  ведьма эта.
                Узнает, что  явилась, совсем  сживет со свету.
                Одна  надежда – ты!  В твоей власти, знаю,
                Развеять  злые чары.
                Сжалься над Купавой, умоляю.
                (падает  на пол  с  рыданиями)

Дубровиха:  Верю и не верю.  Коль это правда, милая,
                ( помогает  Купаве подняться)
                То дело твое худо. Ох, не в силах я
                Пособить тебе. Я только знаю  травы,
                Но не могу развеять злые чары.               
               
Купава: (сокрушенно)   
                Что же делать мне  несчастной?
                Кто мне может подсобить?
                Нежель мечты мои напрасны:
                До смерти  мне старухой быть?
                Ни ведать  мужней ласки, ни любить,
                Ни  ведать  материнства никогда,
                Дитяти своего не нежить, не  качать? 
                (опять рыдает)
                НежЕли  отлюбила,  нежЕли отжила?

Дубровиха: (сокрушенно в сторону) 
                И верю, и не верю! Все ж поверить трудно,
                Что с человеком  можно так-то сотворить.
                Про то нигде не видано,
                Про то нигде не слыхано               
                А  вдруг, все это  правда, как тут быть?
                Надобно  проверить, что  она  Купава.
                ( спрашивает  вслух)
                Коли  ты мне сказываешь правду, 
                То скажи,  как кличут твою мать?

Купава: (перестав рыдать) Мать – Забава Власовна,  а отец – Мураш,
                За Бобылями дом со столбами наш.

Дубровиха:               Все верно. Бедная Купава,
                Садись  к столу, отведай щей,
                ( наливает ей в миску щи)
                Чай, с дороги ты оголодала,
                И  сказывай-ка  все,голуба, мне,               
                Как ту колдунью кличут,
                Почто ходила к ней?

Купава:                Воронихою кличут ведьму эту,
                Живет  совсем одна в глухом лесу.
                Ходила к ней я за советом -               
                Любовь  вернуть хотелось Мизгиря,               
                Да, оказалось, что ходила зря.
                Теперь вот наказание несу:               
                Отняла ведьма молодость, красу,
                А с ними отняла и мое имя.
                Кто  теперь её заклятье снимет?

Дубровиха:               Ворониху я знала с давних лет.
                Она моей ровесницей была.
                Ее давно изгнали  с наших мест               
                За  черные ее дела.
                И вновь за старое взялась, злодейка,               
                Опять в слободке появилась,               
                И в вашем доме припеваючи живет
                Под видом честной берендейки?

Купава:                Да, хорошо у нас прижилась,
                Над  матушкою  верх берет.
                Замуж  собирается  за Леля.
                Он, конечно, ничего о том не знает,
                Кто его невеста в самом деле.
                Все ее  Купавой величают,               
                Не чувствуя в ней никакой подмены.
                Ах, тетя, не должно так дольше быть.
                Иначе будет горе, горе всем нам.
                Натворит она беды  из  мести.
                Надобно ее остановить,
                И обличить, и водворить на место.

Дубровиха:               Коль ты сказала правду,
                То  надо к  Берендею, немедля, нам пойти.
                И ему сказать все - слово в слово.
                Готова  ты  тотчас идти?

          
Купава:                Готова,
                Хоть еле держат ноги!
                Хоть чужая старость грудь мою теснит,
                И очень я устала от дороги,
                Но все ж найду я силы, чтоб  к царю идти.
                И да помогут боги!

                продолжение http://www.proza.ru/2016/07/19/1588


Рецензии
Как всегда, на власть надежда у обиженного. А что? Берендей, ежели поверит конечно, может Лже-Купаву взять за хобот и заставить проделать обратную трансформацию. Жить-то всем хочется, а ведьмачке особенно, потому что посмертия они дюже боятся. А Лель свою любу не распознал. Да и как ты её узнаешь в образе карги горбатой? Разве что сердцем?
Потом дочитаю. Очень интересно завязан сюжет, Людмила.

Владимир Радимиров   02.03.2024 06:38     Заявить о нарушении
Да, одна надежда будет только на царя. Конечно, Лель никак не
мог подумать, что в образе старухи его милая купава.
Спасибо, Владимир, за интерес и чтение.


Людмила Каштанова   02.03.2024 08:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.