115. Глупость как сущность человека
Несколько иной подход, который мне лично ближе: Сущность человека - глупость. Но такая, которая под влиянием разных факторов, может развиваться, преодолевать себя (частично), само развитие человека в этом случае осуществляется по принципу - “от низшего к высшему”. То же самое и в познании мира и души - от незнания к знанию.
То есть глупость это нечто начальное, примитивное, составная часть сложного существования существа в среде, всякое незнание, то, что может всегда привести к ошибке, приоритет вопроса над ответом и, наконец, то, что в жизни человека может принимать различные негативные формы. Иначе это сила Деградации, как бы последняя не понималась и какого бы своего носителя не имела.
Глупость уже изначально оказывалась сущностью всего живого.
Перед человеком стояла задача - адаптироваться к среде, будучи уже специфически иным, чем животное. Глупость у животного приняла формы Инстинкта и Привычки,; только через поведение в качестве жёсткого реагирования на раздражители среды позволило животному выжить. Здесь сама Глупость принимает форму Сокровенной Мудрости, в то же время сильно ограничивая возможности животного.
В человеке развитие пошло по пути знания, со всеми его противоречиями и парадоксами. Причём мудрость выживаемости и мудрость через развитие сознания, души - это было разное. По части выживаемости любой дикарь много умнее любого цивилизованного.
С самого начала самораздвоение души человека стала фактом. Это значит, что имело место распределение Умом и Глупости своих функций относительно всякой конкретной деятельности человека, относительно его мировоззрения и т.д.
Весь комплекс человеческих негативностей (в душе и деятельности), который можно назвать одним термином - “глупость” с одной стороны преодолевался, с другой - никогда не преодолевался до конца, так как был ближе к самой сущности человека, чем умудрённость, даже, можно сказать, и был этой сущностью, началом процесса, истоком человеческого бытия.
А что есть процесс идеального, познавательного развития? это движение в неком потенциально-информационном пространстве от точки к точки, к усложнению некой целостности (души, знаний, представлений, чувств). Стало быть, любую точку пространство можно рассматривать как высшую, по сравнению с нижестоящей точкой, и низшую по сравнению с тем, что ещё надлежит обрести. Иными словами здесь мы имеем полное тождество в одной точки Мудрости и Глупости. Далее что-то начинает преобладать (фазы процесса).
В итоге побеждает или Глупость или Мудрость. Но они сохраняют свою относительность, а победа может привести и к новому поражению. Более того, победа может расслабить и породить опрометчивость, а также ложное представление о своей силе и величии.
Помимо всего прочего, Ум и Глупость присущи любой индивидуальности. Умственные способности определяются чуть ли не генами. На них влияет физиология организма,влияет психология характера индивида. Любые неспособности берут исток отсюда. Сама сфера наших интересов направлена часто туда, где мы можем сделать что-то толковое. Когда же направляющей силой является глупость, то мы стремимся как раз к чужеродному нам по существу, в чём преуспеть не можем, но чего хотим в силу ложного представления о своих способностях. Таково графоманство всех мастей, когда человек оказывается не на своём месте.
Изначально природе человека присущ “комплекс слабостей”. Материальные и духовные условия заставляют его преодолевать одни слабости и подчиняться другим, но возможно ли человеческое существо вообще лишённое слабостей, совершенное во всём? Тогда оно обязано было бы и быть бессмертным, обладать всёмогуществом и всёзнанием. Но это был бы Бог, а не человек.
А что можно сказать о сущности существа как таковой?
Она есть главное и исходное в существе.
Без неё нельзя обойтись без полной утраты себя.
Она содержит в себе весь тот, пока что непроявленный потенциал возможностей существа предполагающий определённую среду для своего развёртывания.
Сущность это “всё” существа, но в виде зачатка, она есть начало и возможность его жизнедеятельности.
Всё это отвечает свойствам главной формы недостаточности - Глупости.
Чтобы вечно двигаться к совершенству, человек должен быть несовершенным. Совершенный человек - не человек. Совершенство - это верх, предел развития, далее развиваться некуда и незачем. Но не граничит ли это с застоем, когда развития уже нет, нет ничего нового? Не становится ли в этом случае само совершенство несовершенством?
Но с другой стороны и Глупость всегда относительна и не всегда является полным отсутствием Разума.
Глупость изначальна. Но чтобы быть, она не может обойтись без своей противоположности.
Глупость имеет множество форм, степеней, особенностей.
К тому же имеется огромная область человеческого подсознанья, которое трудно подвести под что-то одно - глупость или разум.
Иногда глупость может выявить проблему и лишь не в силах её решить.
Разумеется, множество проблем мы решаем, но есть целый круг проклятых вопросов, на которые человечество ответить не в состоянии.
Получается, что решая проблемы, мы сталкиваемся с проблемами более мощными, наращиваем поле проблем и в конце концов исчерпаем все наши возможности. Так что путь Мудрости одновременно оказывается и дорогой Глупости, уводящей нас к краху наших надежд и способностей. Начальная Недостаточность приходит к недостаточности финальной.
Свидетельство о публикации №216061301029