Ш Щ Ы
ШАБДАЛАНКАРЫ – поэтическая виртуозность а литературе Индии, в сингальской литературе поэтическая изощрённость.
ШАИР – стихотворная эпическая форма в малайской классической литературе, а также поэтическая форма. Большая сюжетная поэма, близкая к хикаяту, но с выделением лирической линии.
ШАИРИ – один из основных размеров грузинской поэзии (Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), бывает 16- и 8-сложным. Строфа состоит из четырёх строк на одну рифму. Ш. делится на высокий (магали) и низкий (дабали). Они чередуются между собой через строфу. В высоком Ш. рифма константная, а в низком – трёхсложная.
Хоть и женщина – на царство породил её творец,
Мы не льстим – без нас решили, может править, как мудрец:
Дел её, лучам подобных, блещет солнечный венец,
Льва детёнышам подобны, будь то самка иль самец.
ШАЙЛЮСА, КУШИЛАВА и НАТА – в Индии V- I вв. до н.э. бродячие певцы, танцоры, лицедеи. Исполняли сценки на мифические и бытовые сюжеты.
ШАКАРА – португальская народная песня, исполнявшаяся трубадурами.
ШАМРЫ – в малайской литературе поэмы с четырёхстрочной строфой и сплошной рифмой
ШАНСОН де ГЕСТЕ – французские героические поэмы.
ШАНТИ – английские песни моряков.
ШАОМАД – на Памире свадебные песни, исполняемые женщинами.
ШАРАКАН1 – на Востоке церковное песнопение.
ШАРАКАН2 – жанр армянской духовной песни. Простые и изящные. Но они, как всякая религиозная песня, связаны с определённым стереотипом и ограничивают возможности своего развития.
ШАТПАДИ (шестистишие) – в литературе каннада (Индия) стихотворный размер XII-XIV вв.
ШВАБСКИЕ РОМАНТИКИ (Швабская школа) — группа писателей юго-западной области Германии, третье поколение немецких романтиков 1810-1850 гг. В неё входили Л. Уланд (1787-1862), Ю. Кернер (1786-1862), Г. Шваб (1792-1850),К. Майер (1774-1821), В. Гауф (1802-1827), Э. Мёрике (1804-1875). Культивировались жанры песни, романса, баллады, сказки, легенды, в лирике – «народная» непосредственность. Узость кругозора и местный патриотизм Ш.р. воспринимались в 1830-40-х гг. как анахроническое явление и вызывали насмешки. Но высшее достижение Ш.р. – лирика Мёрике – оказалась созвучна позднеромантической музыкальной культуре, воплотившись в песнях И. Брамса и Г. Вольфа.
ШЕКСПИРИЗМ – процесс в русской и мировой культуре, который характеризует интерес к наследию Шекспира, а так же к его влиянию на литературу, музыку, живопись, театр и кино в дальнейшем. В Советском союзе в 30-е годы был выдвинут лозунг: «Учиться у Шекспира».
ШЕНГТХАТ-ЛУКБАТ – во вьетнамской литературе XIV в. поэтический жанр. Каждая строка включала последовательно две строки из семисложных слов, одну строку из шестисложных слов и одну из восьмисложных слов.
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ1 — плеяда писателей, заявивших о себе в конце 1850–60-х Н.В. Успенский (1843-1902), Н.Г. Помяловский (1835-1863), Ф.М. Решетников (1841-1871), В.А.Слепцов (1836-1878), А.И. Левитов (1835-1877)и др. В основном это были выходцы из разных слоёв общества, печатавшиеся в журналах Н. Некрасова. Значительную роль в популяризации творчества Ш. сыграла критика Д.И. Писарева (1840-1868), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889), П.Н. Ткачёва (1844-1886), видевших в творчестве молодых литераторов выразителей близких им идей. Центральной темой творчества Ш. стала жизнь простолюдинов, крестьян, низов городского мира. Творческий путь Ш. завершился духовным тупиком: они создали трагический образ человека, отринувшего Бога и идолов, но не сумевшего обрести иных духовных опор и потому кончившего жизнь в тупике отчаяния.
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ2 – обозначение генерации советских людей 1950-х. В литературе это обозначение и более конкретно и более размыто: Ш. – участники литературной борьбы, в особенности, на страницах «толстых журналов», и выразители новых идей, нового чувства жизни, возникшего в период «оттепели». Феномен шестидесятничества, как это обычно бывает, глубже и многозначнее того, что этим словом зачастую обозначают. Это не только и даже не столько поколение или те или иные деятели, писатели, критики, но трудно уловимая, хотя достаточно определённая социокультурная атмосфера, «сквозная умонастроенность» эпохи. Ш. – люди разных поколений, разных воззрений и мировоззрений, разных культурных миров: Е. Евтушенко (1932–2017), А. Вознесенский (1933-2010), Б. Окуджава (1924-1997). Это и крупнейший советский философ М.К. Мамардашвили (1930-1990), в 1960-е критиковавший Ж.П. Сартра (1905-1980) и К. Ясперса (1883-1969) с позиций «культурного» марксизма. А.Г. Битов (р.1937 г.), И.Г.Солженицын, А.И.Солженицын (1918-2008). Ш. в общественном сознании, в литературе, искусстве и стиле жизни исторически исчерпали себя на рубеже 1990-х.
ШИВИЛЕТ – в Монголии заклинания.
ШИРВАНСКАЯ школа – школа персидской поэзии, которая является наследницей хорасанской школы. Поэты писали на западноперсидском диалекте. В эту школу входили Низами Гянджеви, (1141-1209), Хагани(Хакани) Ширвани (1120- 1190), Ширвани (1107-1157), Фаллаки Ширвани .
ШИРЫЛДАН – киргизская народная песня табунщика.
ШКОДРАНСКАЯ школа – была создана в Албании во второй половине XIX в. и сыграла большую роль в развитии новоалбанской литературы.
ШКОЛА взглядов – группа писателей в Италии. Ш.в. образовалась в середине XIX в.. Авторы её создавали натуралистические произведения, как бы игнорируя существование заводов, техников и рабочих.
ШКОЛА здравого смысла – литературное объединение, появившееся во Франции в 40-е гг. XIX в. Особенно проявили себя эти тенденции в драматургии – пьесы «здравого смысла» заполонили все известные театры (Сарду, Ожье). Писатели линии «здравого смысла» затрагивали в произведениях актуальные проблемы французского общества своего времени, но при этом, в отличие от независимых от власти писателей, они давали фальшивое, идеализированное изображение жизни. Тяготели к идеализации буржуазного быта, стремились, с одной стороны, к представлению аристократии в привлекательном виде, с другой – к развенчанию мятежного романтического героя, не принявшего буржуазную действительность. Авторы стали обращаться к современности, изображать жизнь буржуазного общества, противопоставляли романтической теме разлада между мечтой и действительностью утверждение существующих форм общественного устройства, "здравый смысл" среднего буржуа. Один из наиболее характерных представителей школы здравого смысла - драматург Э. Ожъе (1820-1889). Деятельность «Ш.з.с.» сыграла положительную роль в развитии буржуазной реалистической драмы во Франции.
ШКОЛА искреннего реализма – литературное объединение, появившееся во Франции в 40-50-е гг. XIX в. (Шанфлери, Дюранти). Писатели этой группы считали целью творчества достоверное изображение действительности, которое заключается в показе явлений без обобщения и осмысления фактов социальной жизни. Тематика литературы «искреннего реализма» конца 50-х гг. значительно расширилась, однако принцип «искренности и наивности в искусстве», провозглашенные Шанфлери (1821-1889), отличался эстетической узостью.
ШКОЛА конкретной поэзии – создана в Ленинграде в 1967 г. Она исходила из традиций символизма. Её основатели стремились не рассказывать, а демонстрировать. Прибегали к автоматическому письму, к практике пародирования, травестирования, к созданию абсурдных ситуаций. Распалась группа в 1970 г.
ШКОЛА критиков – появилась в США в 1970 г. в университете Буффало. Её представители – Н.Холланд (р.1927 г.), К.Лихтенстайн (1904-1990), Д.Блейк, М.Шварц – считали главной задачей критики исследование подсознательной природы литературной деятельности. Они практикуют методы «эго психологии» и базисные принципы психоанализа как средство понимания природы воздействия литературы. Одним из важнейших положений Ш.к. стало то, что личность воссоздаёт себя в процессе чтения.
ШКОЛА Сирхак – Школа реальных знаний в Корее. Возникла в XVII в.
ШНАДЕРХЮПФЕРЛЬ – жанр немецких народных песен. Текст импровизируется на любую тему. Напоминает частушки.
ШОТЛАНДСКИЕ чосерианцы – группа поэтов XV-XVI вв., которые испытали на себе влияние поэзии английского поэта Чосера (1343-1400). Главные представители Ш.ч. .Херисон (1437-1503), Н.Дуглас (1475-1522), Д. Линдсей (1490-1555). Они многое заимствовали у европейских поэтов (тематику, метрику, художественные образы), но сохранили свою самобытность.
ШОШУ (вести повествование) – в Китае народные повествования. Термин сложился в IV в до н.э. Большинство Ш. связаны в циклы. Исполнителей Ш. называют шошуды. Они делятся на три группы (в зависимости от темы рассказов) и на школы внутри группы.
ШПИЛЛАЙТ — в Германии с XIII в. существуют странствующие народные певцы, исполнявшие свои песни на еврейском языке. Основное содержание их – сатира против общинных заправил.
ШРАВЬЯ – так в Индии называют слышимую литературу.
«ШТУРМ» — кружок берлинских поэтов, литераторов, деятелей культуры и искусства, собранный в 1910–32 гг. Х.Вальденом (1878-1941). Сфера деятельности «Ш.» не ограничивалась выпуском журнала. Существовала художественная галерея, где состоялась выставка итальянских футуристов, под влиянием которых находился кружок. В деятельности кружка принимали участие А.Штрамм (1874-1915), К.Швиттерс (1884-1948), Т.Тцара, Л.Шрейер, К.Хейнике и др. Кружок существовал до 1921 г.
ШТУРОВСКОЕ литературное направление – литературное направление 70-х гг. XIX в., в Словакии – школа романтизма. Названо по имени Л.Штура (1816-1856), возглавлявшего словацкое общество, главной целью которого было сплочение патриотических сил, пробуждение народного самосознания и стимулирование национально-освободительной борьбы. Эти идеи пронизывали всю литературу «штуровцев»: Я.Краль (1828-1911), А.Сладкович (1820-1872), С. Халупка (1812-1883), Ян Калинчак (1822-1871) и др. К 1880 году это направление полностью себя исчерпало.
ШУТКА – небольшая комическая пьеса.
ШУТЛИВАЯ аббревиатура – сокращение, которое превращается в нечто смешное: ГРОБ – гражданская оборона.
ШУТЛИВАЯ перифраза – смешная функция слова, используемая в игре: рыцарь вырезки – мясник.
ШУТЛИВЫЕ эвфемизмы – возникают в результате соединения эвфемистической и игровой цели: Солженицина посадили в самолёт и отправили в гости к Генриху Бёллю (С. Залыгин).
Ш
ЩАЭР, КОЧЬОХАН – у аварцев так называют народных певцов (ашуги).
ЩЕДРИВИКИ — на Украине и в Белоруссии песенки с пожеланиями, исполнялись под Новый год. После каждого куплета следовал припев: «щедрый вечер, добрый вечер». Это и послужило их названию.
Ы
ЫРЛАР – жанр тувинских народных распевных медленных лирических песен созерцательного характера.
ЫРЧИ — певец-сказитель у киргизов.
Свидетельство о публикации №216061301276