О Толстом

О Толстом

Читаю воспоминания Татьяны Львовны Сухотиной–Толстой о своем отце – Льве Николаевиче. И, как всегда  это бывает теперь,  заново открываю для себя писателя. Что я знала о нем раньше? Что Толстой – гений, автор монументальных произведений, таких как  «Война и мир», которое проходила в школе, читала вторично, подбирая цитаты к сочинению. О его заблуждениях говорилось снисходительно… Религиозен, призывает к нравственному совершенствованию – не есть мяса, а питаться «рисовыми котлетками», не противиться злу насилием, подставлять левую щеку, если ударили по правой.
Помню, в юности это меня возмущало: я была горда, самолюбива и, конечно, не прощала никакого ущемления своего достоинства. Это продолжалось довольно долго, пожалуй, до тех пор, пока меня не начали «бить» по-настоящему. Когда, с трудом, наверное,  уже к сорокалетнему возрасту, начала понимать, что не зло, а добро, пожалуй, есть отклонение от нормы.  Что справедливость торжествует далеко не всегда, а порок наказывается… Что в мире так много жестокости и даже в нашем «самом гуманном, самом справедливом обществе»,   и только революциями и фильмами об убийствах едва ли что-либо можно изменить. Я поняла, как недостаточно наше воспитание и, в особенности, воспитание души.
Как самый мудрый человек на свете, Толстой был прозорлив. Он хотел пробудить в человеке человека, душу его. А революция и НТР освободили разум, который зачастую еще более поглотил душу.
Меня умилило и потрясло воспоминание о том, как крестьяне противились, чтобы в их деревне открыли винную лавку. И это было – сто лет назад! В Царской России! Боже! Что творится сейчас!
Пример тому – моя деревня. Да и город не отстает. Мое окружение – постоянный источник такого рода примеров. Бездуховные двуногие существа, годами не изрекающие ни одной осмысленной фразы, кроме мата. Сытые, одетые, тупо шатающиеся по земле.
О, как я презираю их! Отчего, почему такое? Когда-то меня учили при прохождении горьковского романа «Мать», что жители «слободки» пьют от нищеты, изнурительной работы… Отчего же сейчас?!! От безделья? Духовной неразвитости? Нет, человек не рождается человеком. Человечность нужно воспитать в себе, развить, как невозможно стать поэтом, не научившись грамоте, художником  и музыкантом, не получив соответствующих знаний.
Даже войны, я думаю, причиной своей в истоке содержат духовную нищету правителей. Мир перенасыщен хищными человекоподобными существами, необузданными в своей жестокости. В субботу, по дороге на дачу, услышала дикий рассказ о том, как недавно один мужик на окраине города, в частном секторе, в 6 часов вечера изнасиловал и задушил пионерским галстуком одиннадцатилетнюю девочку. Что это??
Да! Или нужны более жестокие юридические законы или усиленные меры, особенно для молодежи, по воспитанию души.
И прав,  тысячу раз прав Толстой, призывая к человеколюбию, к самосовершенствованию, и даже к созданию новой религии. Здесь пугает само слово «религия», но что-то должно быть! – мораль, нравственные законы, более высокие, которые каким-то образом необходимо внедрять в людские души.
Хочется перечитать Толстого. Я восхищена им, влюблена в него, завидую детям его и всем, кому удалось соприкасаться с этим человечнейшим из людей.
Он страдал от роскоши, а я от нищеты. Он видел в крестьянине нравственное начало, а я – лишь маразм.


Рецензии