Сердце тьмы

                Сердце Тьмы. Истоки расизма.

                Свен Линдквист.

                "Уничтожьте всех дикарей"

                / Обзор книги /

                http://www.ozon.ru/context/detail/id/3625579/

..............................................



  "Все евреи и негры должны быть действительно уничтожены.

Мы будем победоносными. Остальные расы исчезнут и вымрут".

  / Белое арийское сопротивление, Швеция, 1991. /

"Вы можете стереть нас с лица земли, но дети звёзд никогда не станут собаками".

  / Вождь Сомабулано, Родезия, 1896. /



.................................................


  Куртц, главный герой конрадовского «Сердца тьмы», завершает свое эссе о цивилизаторских задачах белого человека среди африканских дикарей постскриптумом, в котором кратко резюмируется все содержание его высокопарной риторики.

«Exterminate all the brutes» – «Уничтожьте всех дикарей».

Латинское extermino означает «выводить за пределы», terminus, «изгонять, прогонять, исключать».

В шведском этому слову нет прямого эквивалента. На его месте шведы вынуждены употреблять utrota, хотя на самом деле это совсем другое слово, «искоренить», которое в английском передается extirpate, от латинского stirps, «корень, племя, семья».

И в английском, и в шведском объектами такого действия редко становятся отдельные индивиды, скорее – целые группы, такие как сорняки, крысы или люди. Выражение all the brutes переводилось бы на старошведский как «всех диких зверей». Действительно, слово brute вполне может означать «дикий зверь». Оно означает животное и подчеркивает в нем самое звериное.

Африканцев называли «животными» с самых первых встреч с ними, когда европейцы описывали их как «грубых и скотоподобных», «похожих на диких зверей», «более звероподобных, чем те звери, на которых они охотятся».

В соответствии с современным переводом слово brute имеет также смысл ругательства – «скотина».  Сохраняя первоначальный «брутальный» смысл этой фразы,  перевести её можно так: «уничтожить всех скотов»...


......................................................




  ...Они – грязные и опустившиеся, едят руками и не знают ни одной песни «Битлз». Мы – разумные и цивилизованные, читаем Вольтера и носим красивую одежду. Мы не хотим быть такими, как они, и предпочитаем думать, что наши предки прилетели на Землю на комфортабельных космических кораблях, попивая лимонад из трубочки.
Путешественник Свен Линдквист отправился туда, откуда конфликт «цивилизации и дикарей» берет начало – в Африку. Он едет на автобусе через пустыню Сахару и изучает историю ненависти европейцев к тем, кого они поработили. В дороге Линдквист читает «Сердце тьмы» английского классика Джозефа Конрада, написанное в начале двадцатого века, и выводит обоснование всех жестокостей, последовавших за этим, из программной фразы автора – «Уничтожьте всех дикарей».
Европа, которая вместе с Руссо боролась за права «естественного человека», еще в восемнадцатом веке назначила себя истинным домом гуманизма на Земле. Но это не мешало просвещенным европейцам называть африканцев «грубыми и скотоподобными животными» с самых первых встреч с ними. В середине двадцатого века Западный мир потерял - по крайней мере, формально - власть над своими африканскими колониями. Однако конфликт не исчерпан до сих пор. Достаточно вспомнить череду «черных» бунтов начала 2000-х в Париже.
Униженные и оскорбленные, африканские аборигены даже самым сострадательным современникам Конрада казались «черными тенями, истощенными голодом и болезнями». Здравый смысл эпохи предполагал, что настоящий гуманист не может не желать им смерти.
Геноцид, возведенный в ранг идеологии, принято считать изобретением нацистов. Однако “политика умиротворения” с массовыми убийствами и расовой ненавистью – общеевропейское наследие. Когда в 1871 году родилась единая Германия, которую позже возглавил Гитлер, уже были уничтожены американские индейцы в США, готтентоты в Южной Африке и австралийские аборигены. Линдквист уверен, что именно проводимое европейскими нациями уничтожение «низших рас» черных континентов подготовило почву для уничтожения Гитлером шести миллионов евреев в Европе.
В роли обличителя Линдквист не жалеет Европу и, наверное, поэтому все колонизаторы в его книге получились совсем уж опереточными  негодяями. Отказывая «дикарям» даже в человеческом образе, они дарят их отрезанные конечности своим правителям в знак победы цивилизации над варварством. Звериная ненависть белого человека к чернокожим растет пропорционально доходам от продажи каучука и слоновой кости, добываемых на африканском континенте.
Линдквист уверен, что человечество, однажды решившее “уничтожить всех дикарей”, потеряло способность контролировать свою жестокость. Даже в самой тихой и уравновешенной европейской стране, Швеции, до 1930-х годов было официально разрешено пороть детей, а во Франции и сегодня можно купить специальный хлыст – «девятихвостый кот», состоящий из девяти прочных кожаных ремешков, для наказания жен и детей.


.......................................................


Провокация.

...Британские консулы в устье реки Бенин в течение многих лет неоднократно предлагали захватить королевство Бенин. Этого требовала коммерция, сама же экспедиция окупилась бы разграблением запасов слоновой кости короля Бенина. Но министерство иностранных дел тем не менее считало это предприятие слишком затратным.

В ноябре 1896 года то же самое предложение было подано тогдашним временным консулом — лейтенантом Филипсом. Для запланированного на февраль-март 1897 года нападения были уже заготовлены провиант и амуниция. 7 января 1897 года прибыл ответ министерства иностранных дел.

Однако, чтобы обеспечить успех своей затеи, уже 2 января лейтенант Филлипс в сопровождении ещё девятерых белых и с двумя сотнями африканских носильщиков отправился с визитом вежливости к королю Бенина.

На исходе первого дня путешествия он встретил посланного из Бенина гонца с просьбой отложить визит на месяц, поскольку в настоящее время король занят подготовительными церемониями перед ежегодным религиозным праздником.
На следующий день, 4 января, экспедиция попала в засаду, и восемь белых, включая Филипса, а также их носильщики, были убиты. 11 января известия о «бенинской катастрофе» достигают Лондона. Пресса кипит возмущением и требует возмездия. Нападение на Бенин, которое лейтенант Филлипс планировал в ноябре, но отвергнутое в январе, теперь должно было свершиться в виде карательной экспедиции как возмездие за его смерть.

Несмотря на ожесточённое сопротивление, 18 февраля британцы захватили столицу Бенина. Город был разграблен и сожжён дотла.

Сколько жителей Бенина было убито британскими солдатами — никогда не пытались установить. Вместо этого в иллюстрированных изданиях сенсационно раздувалась тема человеческих жертвоприношений, практикуемых королём Бенина. Сияющие белизной, подобно древесным анемонам, черепа на земле служили исчерпывающим доказательством того, что ни один житель Бенина никогда не умирал естественной смертью. Картинка, изображающая человека со вспоротым животом, распятого на кресте, из книги капитана Р. Х. Бэкона «Бенин — город крови» (1897) представала достаточным основанием для цивилизаторского захвата Бенина...

  ...Что чувствовал король Бенина, будучи загнанным, как дикий зверь, в непроходимые леса, в то время как его столица сгорала в огне? Что чувствовал король ашанти, когда он подползал, как дикий зверь к своим британским повелителям, чтобы поцеловать их сапоги?..


...............................................


  В своей «Социальной статистике» (1850) Герберт Спенсер пишет, что заслугой империализма перед цивилизацией является то, что тот стер низшие расы с лица земли. «Силы, трудящиеся над осуществлением великой схемы совершенного счастья, не принимают во внимание отдельные случаи страдания и уничтожают ту часть человечества, которая стоит на их пути… Будь он человеком или зверем-дикарем – препятствие должно быть устранено».8

Здесь мы находим и цивилизаторскую риторику Куртца, и два ключевых слова уничтожить и дикарь (exterminate и brute); человеческое же существо недвусмысленно ставится на один уровень с животным в качестве объекта уничтожения.


Немецкий историк Эрнст Нольте представил «так называемое уничтожение евреев Третьим Рейхом» «ответным действием или искаженной копией, но не оригиналом». Согласно Нольте, оригиналом было уничтожение кулаков в Советском Союзе и сталинские чистки 1930-х гг. Именно их копировал Гитлер.

Сегодня идея о том, что уничтожение кулаков послужило причиной уничтожения евреев, насколько можно судить, не находит поддержки; многие исследователи подчеркивают то обстоятельство, что все исторические события являются уникальными и не выступают копиями друг друга. Но сравнение между ними возможно. Так, высвечиваются общие черты и различия между уничтожением евреев и другими случаями массового убийства, начиная с геноцида армян в начале 1900-х гг. вплоть до более недавних зверств Пол Пота.

Однако в этих дебатах никто почему-то не упоминает об уничтожении народа хереро на юго-западе Африки, совершенном немцами в то время, когда Гитлер был еще ребенком. Никто не указывает на такие же случаи геноцида, осуществленного французами, британцами или американцами. Никто не обращает внимания на то, что в то время, когда Гитлер был ребенком, основной составляющей европейского взгляда на человечество было убеждение в том, что «низшие расы» самой природой обречены на вымирание, так что истинное сострадание со стороны высших рас по отношению к ним должно было бы состоять в ускорении этого конца.

Взоры немецких историков, участвующих в этом «споре», похоже, устремлены в одном направлении. Никто и не взглянет на Запад. В отличие от Гитлера. Ведь когда Гитлер искал свое Lebensraum на Востоке, он хотел создать не что иное, как континентальный эквивалент Британской Империи. И именно у британцев и у других западноевропейских наций он обнаружил те оригиналы, чьей «искаженной копией», словами Нольте, стало уничтожение евреев.


...Дарвин говорил о «диких народах», не поясняя, кого, собственно, он имеет в виду. Уоллес и некоторые другие авторы писали «низшие» или даже «низшие и ущербные народы», оставлял читателя в глубокой неуверенности, говорят ли они о том, что мы в своё время называли «четвёртым миром»? Или это весь Третий мир? Или даже больше?

Многие считали, что всякая раса неполноценна и ущербна по сравнению с белой; а в белой расе все народы ниже, чем англосаксы. При таких условиях, какова будет доля человечества, обречённая уничтожению?

Нокс использует выражение dark races (тёмные расы). Кто это конкретно? На этот вопрос нелегко дать ответ, говорит Нокс. Являются ли евреи тёмным народом? Цыгане? Китайцы? Конечно, до какой-то степени они тёмные; а также монголы, американские индейцы и эскимосы, обитатели почти всей Африки, Дальнего Востока и Австралии. «Какое поле уничтожения (field of extermination) лежит перед саксами и другими европейскими народами!»

Страсть уничтожения, даже радость уничтожения просвечивает через эти фразы, когда Нокс одним взмахом пера уничтожает целые народы, один за другим...


...Многие народы уже исчезли. Эти народы — «самый низший тип человека, являющий в себе самые отвратительные черты моральной и интеллектуальной деградации», — были обречены на вымирание. «Ибо тьма, лень и жестокое невежество не могут сосуществовать с развитием знания, промышленности и света»...


..................................................


  Везде в мире, где подавляется знание, то знание, которое, стань оно осознанным, потрясло бы наш образ мира и заставило сомневаться в самих себе, — там везде разыгрывается «Сердце тьмы».


Рецензии