Обзавелись иномарками под предлогом переписи

Недавний громкий скандал с закупкой Росстатом дорогостоящих автомобилей получил свое развитие. Продолжение истории последовало прямо накануне Всероссийской сельскохозяйственной переписи, которая стартует с 1 июля и пройдет по 15 августа 2016 года. А в труднодоступных районах — с 15 сентября по 15 ноября. В ее ходе перепишут сельхозорганизации, фермерские хозяйства, индивидуальных предпринимателей, личные подсобные хозяйства, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения. Мероприятие пройдет под слоганом «Село в порядке — страна в достатке!».

По официальной версии, именно для доставки переписчиков к этим порой труднодоступным местам переписи Росстат приобрел 106 автомобилей на 145,8 млн руб., из них 54 автомобиля бизнес- и премиум-класса. Речь, в частности, идет об Audi A6 Limousine, Audi A6, Mitsubishi Pajero Sport, Nissan X-Trail, Toyota Camry и другие модели в дорогих комплектациях.

Автомобили были закуплены еще в конце 2015 года. Однако только сейчас стали известны итоги проверки тендера аудиторами Счетной палаты.В ведомстве пришли к выводу, что Росстат в ходе подготовки к переписи неэффективно израсходовал выделенные на эти цели 47,1 млн руб. «Требуемые результаты могли бы быть достигнуты с наименьшими затратами», — отмечают в Счетной палате.

Примечательно, что массовая закупка премиальных автомобилей в Росстате произошла прямо накануне вступления в силу постановления об ограничении госзакупок автомобилей для госорганов. Согласно заработавшей с начала 2016 года норме, главы российских федеральных органов власти теперь не имеют права заказывать легковые служебные автомобили дороже чем 2,5 млн руб. Что касается руководителей федеральных агентств, то ограничение составляет уже 2 млн руб., а для глав структурных подразделений федеральных государственных органов планка не может превышать 1,5 млн руб.

Впервые на закупки автомобилей Росстатом обратил внимание центр «Трансперенси Интернешнл — Россия», который ведет работу по противодействию коррупции. Его специалисты выяснили, что 19 октября 2015 года территориальный орган статистики по Новгородской области разместил заказ на приобретение легкового автомобиля за 1,7 млн руб. В документации аукциона заказчик указал, что ему требуется темно-серый или черный седан с кожаным салоном, автоматической коробкой передач, объемом двигателя от 2 до 3,5 л. Таким техническим характеристикам соответствуют автомобили бизнес-класса, в частности Toyota Camry, Nissan Teana и Ford Mondeo, в улучшенной комплектации. В итоге Государственный контракт был заключен с единственным участником аукциона — ООО «Автоцентр «Гражданский» по максимальной цене: Новгородстат купил Ford Mondeo 2015 года выпуска с желаемым перечнем опций.

Дальнейший мониторинг ситуации показал, что чиновники от статистики покупали для сельхозпереписи сравнительно дорогие автомобили. В частности,руководители статистических органов республик Северного Кавказа — Дагестана и Ингушетии — заказали два автомобиля Toyota Camry стоимостью 1,99 млн и 1,913 млн руб. соответственно в комплектации люкс с отделкой салона вставками под дерево, трехзонным климат-контролем и аудиосистемой премиум-класса.

Руководитель территориального органа Росстата по Республике Ингушетия Хусен Амхадов тогда пояснял, что покупка автомобилей бизнес-класса для проведения переписи населения в сельской местности не противоречит закону. «Я не делаю то, что не предусмотрено. Те машины, которые приобретаются, они приобретаются на средства, которые выделены Росстату. Я ничего в этом такого не вижу, — сказал он. — Можно было купить десять машин «Ока», но зачем они нужны? Я их приобрету, потом у меня средства на ремонт уйдут, на обслуживание.Можно хоть нормальную машину купить. Зачем покупать мусор, который еженедельно будет ремонтироваться?»

 Глава центра «Трансперенси Интернешнл — Россия» в Великом Новгороде Анна Черепанова считает, что ситуация с закупкой премиальных автомобилей возникла из-за того, что изначально в Росстате выделили каждому региону по 2 млн руб. на автомобили, которые им обязательно нужно было потратить. В итоге каждый региональный начальник управления решил действовать в меру своих аппетитов.

«Закупки осуществлялись территориальными управлениями на местах. Кто-то решил заказать себе два автомобиля среднего класса, а кто-то — один, но премиальный, говорит Черепанова. - Они попытались воспользоваться последней возможностью перед новыми ограничениями по госзакупкам автомобилей и таким образом просто обновить свой пресс-парк. Я уверена, что приобретали их не для переписи, а для обеспечения комфорта руководителей. Они будут использовать их у себя в привычных целях, ездить на работу, но точно не для переписи. В селах лимузины Audi точно не увидят, туда переписчиков будут доставлять на арендованных бюджетных автомобилях».


Рецензии