Эпидемия агрессии - кто виноват? -д

Недавно писал я о том, что <a пятен на Солнце </a> (связанное с началом очередного многолетнего цикла солнечной активности) беспокоит не только астрономов, но и психиатров. Ибо земное эхо временно утихших солнечных бурь грозит откликнуться массовым ухудшением душевного здоровья. Солнце, как известно, больным головам покоя не дает.
Впрочем, ничто не ново ни под Луной, ни под Солнцем. Еще известный писатель Гашек, как любезно напоминают читатели, о том рассуждал устами своего героя: "Пятна на солнце действительно имеют большое значение, - вмешался Швейк - ...перед тем как куда-нибудь пойти, я смотрю в газету, не появилось ли опять какое-нибудь пятно." Сарказм, который в ХХ в.стал пророческим.

К сожалению, печальные примеры не заставили себя ждать. <a Орландо (штат Флорида) 12 гражданин США Омар Матин открыл огонь в ночном гей-клубе Pulse... В результате стрельбы погибли 50 человек, по меньшей мере 53 ранены</a>. А днем ранее в том же самом Орландо (!) <a певица Кристина Гримми была застрелена после концерта</a>, после чего преступник покончил с собой. Что за эпидемия агрессии? Что объединяет эти трагедии? Наиболее частая причина подобных варварских кровопролитий - общественно опасные действия душевнобольных. В ряду психически больных исполнителей массовых расстрелов в США - недоучившийся студент Чо Сын Хи, детоубийца Адам Ланза, военнослужащий Малик Хасан и многие другие.

В России, к счастью, таких массовых смертоубийств не происходит. Пока. Зато иные, чуть более мягкие варианты демонстративной агрессии воспринимаются обществом "на ура". Становятся чуть ли не предметом национальной гордости! Вот <a матча Россия — Англия [11 июня] в драках между фанатами во французском Марселе пострадали 35 человек</a>. И рунет пестрит репликами: знай наших! Ай да молодцы! Ведь <a русских фанатов в марсельском порту – это круто</a>! По этому поводу М. Бударагин иронизирует, мол это не хулиганство вовсе, а типа акция современного искусства: <a рамках идеи о том, что не нужно нам тут нормативности искусства и вообще - даже Павленский - художник, наши фанаты, которые побили англичан в Марселе, уже должны стать героями... Ведь перед нами - перформанс, прекрасный акт искусства, разрушение границ навязанной нормы</a>.
 
И ведь правильно ставит вопрос, прозорливо! Много общего обнаруживается, хотя и не в самих акциях (фанаты vs Павленский), но в реакции общества на них. Об этом и стоит подумать с точки зрения социальной психиатрии, дабы обнажить корни явления и поискать способы эффективной профилактики, в избежание разрастания социально-психологической эпидемии.

Кто должен за агрессию держать ответ?
Неужто Солнце? Или все же интернет?


Ранее была известна такая проблема, как пиромания - страсть к поджогам. В сочетании с влечением к пиару, возникает новая проблема - <b>пиАромания</b>. Привлекающая внимание тем, что маскируется под протест - хотя это лишь PRотест. И люди, отличающиеся такой особенностью поведения - вовсе не пиаромантики, а пиароманьяки. Это, конечно, расстройство не клиническое, а моральное и социальное. Именно в последнем аспекте и может быть значимо.   Поведение немалого числа пользователей блогов и соцсетей, обсуждающих кейс в ракурсе "это горящие ворота в ад"  - наглядная тому иллюстрация. В ад ведь дорога вымощена разными благими намерениями, пиаром — в том числе:)

Ибо такой PRотест может быть заразителен. Так сказать, синдром Герострата 21 века.  В наше время, благодаря интернету, который сеет <s>разумное, доброе, вечное</s>  образы эпатажного поведения, это может стать массовым явлением. Сегодня, когда соцсети культивируют нарциссизм, а порой и откровенный эксгибиционизм, распиаренные образцы зажигательного пиара могут стать образцом для подражания. И тогда из искры пиара возгорится пламя подражания, способное быстро охватить массовое сознание, с возможными негативными последствиями. Так же, как вспыхивает тополиный пух от спички, брошенной рукой наивного ребенка, для которого пожар - это игра.

Впрочем, довольно иронии. Ждать ли ловцов пиара, подражателей-поджигателей у других парадных подъездов, вожделенно взирающих на двери и прочие к оным приравненные культурные ценности районного масштаба? Время покажет:)


Рецензии