Израиль глазами армянина

               
Предисловие
        Осенью 2007 года мой брат Эмиль вместе с женой Аллой после 9-ти летнего перерыва приехали погостить в Армению. Видимо, девять лет в этом возрасте довольно большой срок и я нашел брата изрядно постаревшим. В вечер перед их отъездом, мы собрались у сестры Сильвы и при выходе от нее попрощались. Утром меня что-то кольнуло, а не вижу ли я брата в последний раз? Я поехал на автостанцию, благо я сам брал им билеты на микроавтобус до Тбилиси. Для них это оказалось неожиданным, оба заметно растрогались и предложили мне на следующий год приехать к ним в Израиль. Однако, уже имея на руках билет, мне позвонила Алла и сообщила, что Эмиль снова попал в больницу. На мой вопрос, а может мне отложить отъезд, она ответил, что он очень ждет и хочет, чтобы я приехал.
    1. 21 мая  2008 года, после довольно обременительных формальностей, я выехал в Тбилиси, где мне предстояло в консульстве Израиля поставить визу  в паспорте. Надо было провести одну ночь в Тбилиси, и я после некоторых колебаний явился к родственникам моей первой жены. Дело  в том, что когда я был их зятем, они ко мне относились очень сердечно, особенно когда были живы их отец - дядя Арамаис и мать - тетя Шогик. Но прошло более 30 лет …Мои сомнения оказались напрасными, Марлен Агоян и его жена Эмма Касабян меня приняли очень тепло и, конечно,  предоставили кров в их пятикомнатной квартире на улице Товстоногова (бывшая 25-го февраля). Ну и,  естественно, полное и радушное гостеприимство. Марлену в этом году исполнится 80 лет, а Эмма  на  7 лет моложе.  Их единственный сын- врач  Алик уже несколько лет с семьей живет в Париже и мне показалось, что им несколько тоскливо в огромной квартире. Утром 22 мая я явился в израильское посольство, которое оказалось на бывшем Плехановском проспекте, прямо напротив Михайловской больницы и  в ста метрах от моей школы. Пока дожидался паспорта с визой, одна тетка мне упорно пыталась доказать, что по внешности я типичный еврей. Невольно вспомнилось, что 2000 лет назад, когда распалось еврейское государство, Тигран Великий поселил вокруг озера Ван около 40000 евреев. Недавно у меня брали мазок на ДНК на присутствие всяких инородных национальных примесей. Им нужен был мужчина, имеющий ванские корни по мужской линии. Может найдут еврейские корни?
 В тот же день рейсом 18-20 я вылетел в Тель –Авив.
 2.    Полет был довольно приятным, я с интересом смотрел в окно в надежде увидеть Арарат с турецкой стороны, но увы …Потом долго летели на юг вдоль побережья Средиземного моря и приземлились в огромном, современном аэровокзале Бен-Гурион . После довольно долгой процедуры прохождения паспортного контроля и таможенного досмотра по длинным движущимся дорожкам я вышел к  месту встречающих. Тут меня увидел сын Эмиля Миша, которого я не видел больше 10 лет. Встреча была на редкость теплой, и он на такси повез меня в Петах-Тикву  к Эмилю и Алле.
 3.  Эмиль на самом деле был в больнице. Оказалось, что пару недель назад он на улице потерял сознание и оказался в больнице. Его вылечили от сердечных пауз с помощью медикаментов и выписали домой. За пару дней до моего приезда у него произошел рецидив и на этот раз ему вшили стимулятор работы сердца. Меня очень сердечно встретила Алла и милая собачка – такса по имени МЭГИ. Оказалось, что эта аббвеатура означает Малоян Эмиль Грантович  + буква ”И”. Собака из-за нашей похожести явно приняла меня за Эмиля и все время терлась около меня.
     На другое утро мы с Аллой отправились в больницу и состоялась трогательная встреча с братом в тот момент, когда его выносили после операции. Было заметно, как он был рад и взволнован, что его встречает родной человек. Потом я в течении нескольких дней носил ему передачи в больницу до которой мне было ходу пешком всего минут 10 в основном по улице Ротшильда, и мы вместе вернулись домой после его выписки. Мне показалось, что собачка несколько растерялась, увидев нас вместе – смотрела то на  него, то на меня. Почти до моего отъезда Эмиль побаивался выходить из дома: он не знал, что ему можно и как себя вести. Собаку в основном выгуливал я. Только  потом, после беседы с врачом, когда сняли повязку и сказали, что он может не боятся потери сознания, он стал смело выходить из дома и даже поехал в аэропорт провожать меня.
  4.   Эмиль (он же Эммануил по паспорту и на радость евреям, ибо на иврите означает “бог с нами“) и Алла снимают довольно просторную 2-х комнатную квартиру почти в центре Петах-Тиквы. Квартира прилично  меблирована, на стенах картины, привезенные  Аллой из Львова, современный холодильник, два телевизора – один с очень большим экраном,  новый современный компьютер, выходящий на Интернет, два туалета и т.д.  В связи с теплым климатом, полы в комнатах не паркет, а керамические плиты, а окна состоят из полос толстого стекла, собранных в блок и можно менять угол поворота стекол от закрытого положения до открытого. Правда, они жаловались,что прошедшая зима была холодноватой для Израиля, и приходилось включать нагревательные приборы. Квартира находится на улице Вольфсон, в доме 19, что совсем недалеко от торгового центра. Петах-Тиква означает ”Врата надежды” и является отдельным городом со своим муниципалитетом и населением в 170 тысяч. Исторически  Петах-Тиква, как поселение, старше Тель-Авива и там происходили какие –то исторические события. Но по сути дела, он  примыкает к Тель-Авиву, являясь частью большого Тель-Авива.  Тель-Авив возник в начале 20 века и поначалу был придатком к историческому городу-порту Яффе. Во всяком случае до центра Тель-Авива и берега Средиземного моря я добирался на автобусе за 35-40 минут.
 5.    На следующий день я встретился с племянником Мишей в центре Тель-Авива на набережной Средиземного моря. Остановка называлась почему–то “Опера”, хотя там были только фонтаны и огромные гостиницы вдоль побережья. Надо заметить, что порядок оплаты на автобусах там специфичен: заходят через переднюю дверь, называют куда едут, платят определенную сумму, и получают у водителя квитанцию. Выход через среднюю или заднюю дверь. Пенсионеры платят половину стоимости. На мой взгляд,  плата за проезд,  впрочем, как и все остальное, по нашим меркам, завышены в несколько раз. Проезд до Тель-Авива стоил 8,4 шекеля, т.е. примерно 3 доллара. Правда,  получаемые ими деньги тоже не идут ни в какое сравнение с нашими. Например, пособие по старости – 2600 шекелей. И все равно я никак не мог приспособиться к их ценам, переводил на наши драмы –примерно шекель -100 драмов . Например, купил мороженое на палочке и заплатил 9 шекелей. Я не мог себе представить, чтобы в Ереване я мог заплатить за мороженое 900 драмов. 
     И еще об одном курьезе, о котором я считаю нужным рассказать. Алла мне настойчиво советовала посетить их зоопарк, называемый “Сафари“, о котором она восторженно отзывалась.  В один из дней , получив подробную инструкцию, я отправился в путь . Это довольно далеко с парой пересадок , но в черте города Тель-Авива. В автобусе я разменял 50-ти шекелевую бумажку и не заметил, что сдачу мне дали неправильно – там должны были быть четыре монеты по 10 шекелей и мелочь. Но одна из монет оказалась  одно евро, очень похожая по виду и размерам на 10 шекелей. Добравшись дл места назначения, когда  мне за вход предложили заплатить 49 шекелей, то у меня оказалось всего 46  и меня не пустили. На входе работал молодой охранник, как потом выяснилось, горский еврей из Азербайджана. Он охотно со мной побеседовал по-русски и даже просил не уходить, но внутрь не пропустил. У меня и в мыслях не было, что вход в зоопарк может стоить более 18 долларов, и пришлось удалиться так и не посмотрев “Сафари“.
     Впрочем, я отвлекся. В тот день мы с Мишей погуляли по набережной, а потом он меня пригласил в небольшое кафе, на веранде которого мы пообедали. Надо сразу заметить, что во время поездки в Израиль у меня было несколько приятных сюрпризов в смысле получения внимания и даже теплоты от людей, от которых я совсем ничего не ожидал. Конечно, племянник– это близкий родственник, но прямо замечу, что особой близости по целому ряду причин, когда они жили в Ереване,  у нас с ним не было. Уже ближе  к концу моего пребывания в Израиле мы с Мишей встретились еще раз в Тель-Авиве в том же месте. Мы походили по центру город, с заходом  в пару шикарных супермаркетов и он все  время норовил что-нибудь мне купить в смысле сорочки,  майки или шортов. Я, конечно, отказывался, мотивируя тем, что мне ничего не надо. Потом он пригласил меня в таиландский ресторан, и мы плотно пообедали. Много было задушевных разговоров и мне показалось  что он заметно ностальгирует по Армении. Интересно,  что  мое замечание о том, что женщины в Израиле довольно некрасивы, даже девушки,  он охотно подтвердил,  что и он того же мнения,  хотя многие с этим не согласны.
.   Следующей неожиданностью было, когда на второй день позвонил Борис Глушко и мы договорились встретиться. Борис Глушко - наш бывший сотрудник, который к тому же, как и я, жил в жилом городке ИФИ в течение 15 лет. Я ему даже читал спецкурс на пятом курсе его учебы на физфаке ЕрГУ. Из-за разницы в возрасте мы были на некотором расстоянии. Он повез меня примерно на 30 километров в город науки Израиля – Реховот и показал очень благоустроенную, утопающую в зелени, территорию научного городка с зимним и летним бассейном, теннисными кортами и т.д. Институт физики носит имя Хаима Вейцмана – президента Израиля, который жил на территории института. Там  же его мемориал – особняк, где он жил, могила его и жены, а также изготовленный по специальному заказу автомобиль марки “Линкольн“, подаренный ему Президентом США Гарри Трумэном. По дороге  мне указали на здание, где занимаются лазерным наведением ракет. Эта тематика, очень актуальна для Израиля, по которой  он занимает одно из ведущих мест в мире. Речь идет о поражении цели с высокой точностью ракетой, но малым зарядом, например, попасть в автомобиль или окно главаря террористов, но чтобы не повредить окружающим.
     Несколько забегая вперед, расскажу о второй нашей встрече с Борей Глушко. Боря несколько раз звонил и спрашивал, когда я могу уделить ему время, и встреча состоялась в мой последний вечер в Израиле 11 июня, когда Алла, которая курировала все мои  встречи и поездки, сказала, что на этот вечер запланированных встреч у меня нет. Он заехал за мной и повез в сравнительно новый город Ашдод, где он и проживает. Это очень благоустроенный, хорошо спланированный город на берегу Средиземного моря в 30-35 километрах от Тель-Авива. После недолгой прогулки по пляжу, он повез меня к своему коттеджу, где он  проживает вместе с женой- врачем-терапевтом Шеной, младшей дочерью Софой , её мужем и внуком. Их старшая дочь – Ева с мужем и двумя детьми проживает в Канаде. Живут они очень прилично, во всяком случае на четверых взрослых членов семьи у них столько же автомобилей. Посидели за столом на веранде, вспомнили житье-бытье в жилом городке  ИФИ в Аштараке, общих знакомых.  Шена предложила мне переговорить по Скайпу  с Гришей Гаспаряном – бывшим нашим сотрудником, одним из первых рванувшихся на Запад. Гриша уже более 20 проживает в Лос-Анджелесе -  сильно постарел, полысел  и растолстел - я бы на улице его не узнал.  Разговор получился долгим и задушевным. Уже за полночь Боря меня привез в Петах-Тикву всего за 20 минут.
Верхняя Галилея
     Моя дочь Зара послала со мной небольшой подарок своей подруге – Сусанне Козманян, которая к тому же является крестной матерью моей внучки Алисы. Я позвонил, она приехала, сообщила, что по случаю аварии по своей вине она лишена права вождения автомобилем на 2 месяца, и пригласила меня погостить на пару суток с ночевкой в их квартире в городке Кацрин на Голанских высотах.. Cусанна  замужем за братом Бориса Глушко -Александром, она и сообщила Боре о моем приезде. Мы договорились и Саша в четверг 29 мая повез меня на Голанские высоты в Верхнюю Галилею. Надо сказать, что дороги в Израиле очень хорошие и расстояние в 200 километров, да еще в горы, мы проехали всего за два часа. В очень милой, хорошо обставленной и оборудованной, просторной квартире с небольшим двориком и садом, мне была выделена комната, которая, судя по мебели, является детской комнатой для внуков. Они, видимо, едут туда каждую неделю с четверга по субботу в дни, когда весь Израиль из-за религиозных фанатиков полностью вымирает - не работает городской транспорт и закрыты все магазины. Работают и живут они в Тель-Авиве, где снимают квартиру.
     На другой день 30 мая мы поехали по интересному маршруту вокруг Галилейского Моря - оно же Тивериадское море, или еще Геннесарет. Это большое пресное озеро, имеющее ширину 12 км и 20 км в длину, насквозь связанное с жизнью  и деятельностью Иисуса Христа. Мы проехали по всему периметру озера. Очень хорошо оборудованные пляжи, гостиницы и кемпинги.  Самое интересное начинается с  горы Блаженства, где Иисус произнес свою знаменитую Нагорную проповедь, каждый абзац которой начинается словами “Блаженны   …“ На этом месте стоит большой католический храм. Была еще остановка у красивого православного храма и что, конечно, запомнилось – это место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса в реке Иордан, вытекающей из Галилейского Моря. При входе в это место стоит большой павильон с колоннадой, где установлены мраморные стелы с отрывками из Евангелия примерно на 10 языках с описанием факта крещения Иисуса. Я сфотографировался у Армянской  стелы и мы пошли дальше к реке Иордан. Она мне показалась имеющей ширину в 25-30 метров с голубовато-зеленоватой водой. Очень большое скопление людей, есть возможность взять напрокат белые одежды и совершить обряд омовения и даже крещения с смыванием всех  грехов. Там хорошо оборудованные сходы к  воде  с большими каменными ступенями и перилами для держания. Люди в белых одеждах большими группами входят в воду и благоговейно молятся. Я, наверное, совершил кощунственный поступок. Спросил у Сусанны, а можно ли войти в воду ? Она еще до отъезда в Израиль работала гидом и очень хорошо знала туристические места  в Израиле. Она ответила, что почему бы нет, на мне под джинсами были плавки, и я метров на десять левее паломников бросился в воду, переплыл реку с одного маху кролем и остановился, чтобы осмотреться уже на границе с Иорданией. Смотрю какой-то служитель мне машет руками и что-то кричит. Я поплыл обратно, вышел на берег, Сусанна, которая фотографировала весь мой заплыв, по-армянски мне сказала, чтобы я говорил на английском языке. Он на меня кричал, размахивая руками , а я ему  -“Why I can not  - it is the river“. Он  стал показывать руками на паломников  и кричать, как я понял, что  это не river, а святое место. Сусанна мне тихо сказала, что надо быстрее одеваться и смываться, и я, поспешно одев джинсы на мокрые плавки, позорно  удрал с этого святого места.
     На другой день 31 мая меня повезли наверх  к самым высоким горам Израиля, в места захваченные у Сирии. Горы имеют максимальную высоту  2200 метров и зимой на два месяца покрыты снегом. Это их зимний горнолыжный курорт, есть даже канатный подъемник.., а  летом -  самое прохладное место в Израиле .
     Живут в этих местах очень своеобразный народ – друзы, пришедшие в эти места откуда-то из Индии где-то в 12-ом веке. Они вроде мусульмане, но мечетей нет, хоронят своих усопших на специальном кладбище в больших, глухих комнатах и никогда их не посещают, считая, что там только останки, а душа давно улетела. Это очень светлые, доброжелательные люди и женятся только на своих, что  грозит им вымиранием. Видимо выручает то, что часть друзов находятся в Сирии, и они  с двух  сторон подходят к границе, где женихи и невесты могут друг друга видеть и переговариваться на расстоянии 8-10 метров. Это в основном сельские жители и их небольшой город расположен террасой на склоне горы,  как в наших горных селах, где крыша  одних является двориком для соседей. Друзы очень лояльны и несут службу в Израильской армии. Говорят, что они не очень хотят возвращения этих мест Сирии, поскольку уровень жизни , социальное и медицинское обслуживание в Израиле не идет ни в какое сравнение с нищей Сирией. Земли здесь очень плодородные, с водой дела обстоят неплохо, и как раз при нашем посещении был сезон сбора черешни и было видно много людей на машинах, приехавших для покупок. Мне показывали гору, на которой было видно много антенн и говорили, что евреи прослушивают в Сирии все,  вплоть до телефонных разговоров. Дорога сильно петляет и по краю ее проходит граница с Сирией. В нескольких местах имеются искусственные зигзаги с высокой каменной насыпью для предотвращения прорыва танков противника.
   В тот же день гостеприимные хозяева привезли меня в Петах-Тикву где–то в первом часу ночи. Я очень благодарен Сусанне и Саше за исключительно теплый прием, оказанный в общем-то незнакомому им человеку.
Хайфа, Акко и Кейсария
.  Благодаря любезности Сусанны и Саши, которые заказали и оплатили экскурсию в Хайфу, Акко и Кейсарию, 3 июня я поехал в первую из своих платных экскурсий. Сразу скажу, что в Израиле это дело поставлено на высоком уровне. Есть специальное агентство  для русскоязычных туристов, можно сделать заказ по телефону и имеется целый набор маршрутов с русскоязычными гидами и водителями, как  правило, выходцами из СССР. Автобусы марки “Вольво“ с указателями маршрутов очень комфортабельны и вместительны. Я садился в автобус этой фирмы в Петах-Тикве в 10 минутах ходьбы от дома в назначенное время, автобус подходил к паре гостиниц в Тель-Авиве, где забирали еще несколько человек. В Тель-Авиве на автобусной станции собиралось несколько автобусов, входил работник фирмы и на русском языке говорил на какой  номер автобуса надо пересесть, чтобы попасть на нужную экскурсию. Потом появлялся  гид, шла перекличка по отпечатанному списку и экскурсия начиналась.
 Итак, моя первая платная  экскурсия.
     Маршрут назывался  -Хайфа, Акко, Кейсария. Это от Тель-Авива строго на север и первая наша цель – Хайфа – портовый город - третий по численности после Иерусалима и Тель-Авива . Он расположен примерно в 60 километрах от Тель-Авива на склонах горного хребта Кармаль в составе Иудейских гор, высота которых достигает 1200 метров над уровнем моря. Первое к чему нас подвели  - это очень красивое место у подножья горы Кармаль, где на высоте 225 метров расположен храм Бахаи, от  которого спускается почти километровая, изумительно красивая терраса, усыпанная цветами и очень ухоженная. Затем мы поднялись на автобусе наверх  к самому храму, откуда открывалась величественная панорама на порт и Средиземное море. Бахаи – это секта численностью около 5 миллионов человек, отпочковавшаяся от классического Ислама сравнительно недавно в середине 19 века. Это место – один из главных религиозных центров Бахаи, называемое Святилище Баба, возникший на месте захоронения основателя секты. Нас пустили на территорию после тщательной проверки. Особенно досталось женщинам, когда надо было прикрыть даже декольте, не говоря уже о оголенных руках и шортах у женщин и мужчин. Внутри парка все было изумительно красиво и чисто. Бросалось в глаза, что работают группами много молодых мужчин и, как оказалось, на добровольных началах и бесплатно. Но в Храм нас не пустили. Затем уже внизу мы посетили католическую церковь при мужском монастыре кармелитов – там недалеко есть и женский монастырь, но нас туда не повели.
     Наш путь от Хайфы продолжался к северу до города Акко - один из древнейших действующих  портов в мире – упоминание о нем исчисляется  15 веком до нашей эры. В 1191 году его захватили крестоносцы во главе с Ричардом Львиное Сердце, и на какое–то время он стал  столицей Латинского королевства. Уже в начале 19 веке крепостью Акко пытался овладеть Наполеон, но не сумел.  Весьма внушительное впечатление производят крепостные стены с подземными ходами и  глубокими рвами, а также  громадный двухэтажный Караван-Сарай, построенный в 1906 году турецким султаном Абдулом-Гамидом в качестве гостиницы для странствующих торговцев.
      Конечной целью нашей экскурсии являлся Национальный парк Кейсария – он расположен южнее Хайфы и мы сделали  заезд туда на обратном пути к Тель-Авиву. Это довольно обширная территория была центром исторических событий с незапамятных времен. Почти 250 лет  в 6-ом  веке до нашей эры она была подвластна персам, затем оно процветало в эллинистический период. Впоследствии здесь правили римляне -  была резиденция великого прокуратора Рима, а после царь Ирод построил большой город. Побывали в этих местах последовательно арабы, крестоносцы, мамелюки и до 1917 года - османские турки. Весь комплекс состоит из раскопок примерно 15 объектов в основном римского периода правления, из которых очень впечатляет большой амфитеатр царя Ирода, рассчитанный на 10000 мест для гонок колесниц, спортивных состязаний и развлекательных представлений в римский период. Восстанавливается в первоначальном виде также амфитеатр для боев гладиаторов и игр с дикими зверями. Здесь прекрасная акустика и амфитеатр уже используется для концертных представлений. Имеются также площадка храмов и площадь статуй. Гиды показывают большой камень с римской надписью, где написано “Понтий Пилат - великий прокуратор Иудеи“. Утверждается, что это единственное доказательство его существования, как исторической личности.
     И один неприятный момент во время этой экскурсии. Среди экскурсантов находился мужчина лет сорока  в ярко желтой майке, на которой по-украински было написано “Благодарю тебе Господи, что я не родился москалем! “ Можно так думать, конечно, но зачем это афишировать, да еще в такой стране, как Израиль? Ко мне подходили русские мужчины и советовались, а не набить ли ему морду?
Иерусалим – столица трех  религий
     Так называлась моя вторая платная экскурсия 4 июня. Расстояние от Тель-Авива до Иерусалима составляет около 60 км и его последняя часть идет наверх, ибо Иерусалим расположен на высоте 700 метров над уровнем моря. Дорога, соединяющая два крупнейших города Израиля, имеет  ширину   до 4 рядов в каждом направлении, с очень гладким покрытием, и машины имеют возможность двигаться с высокой скоростью. Вообще , хотелось бы отметить, что дорогам в Израиле придается первостепенное значение из-за стратегических соображений, чтобы иметь возможность быстрой переброски войск.
     По сути дела  сам Иерусалим я  видел только из окна автобуса, поскольку экскурсия включала в себя только старый город. Из автобуса было видно, что  это довольно большой, современный город с домами  белого цвета из местного камня типа известняка. Он расположен на нескольких холмах. Интенсивно идет строительство скоростного трамвая: было видно строительство красивого моста – эстакады на канатной подвеске. После захвата арабской части города в результате шестидневной войны, туда перенесли столицу Израиля, однако, это никем не признано, и там нет никаких посольств . Все посольства расположены в Тель-Авиве, хотя пара посольств второстепенных стран вроде Венесуэлы там поначалу были, но впоследствии и они переехали в Тель-Авив. Тем не менее все важнейшие правительственные органы, включая Кнессет, расположены в Иерусалиме. Арабов  насчитывается около 250000 человек, а всего население города составляет 700000. Арабы не имеют и не хотят иметь Израильского гражданства, не призываются в армию Израиля и не участвуют в выборах  органов власти, но пользуются всеми социальными льготами, как пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.п.
      Старый город – это сердце Иерусалима и имеет общую площадь около одного квадратного километра. Он обнесен высокой крепостной стеной  с 8-ю старинными воротами. Население составляет около 35000 человек. Город разделен на 4 квартала: еврейский, арабский, христианский  и армянский. Еврейский квартал самый небольшой, над старинными стенами надстроены современные квартиры, как говорили очень дорогие и позволяют их покупать только верующим евреям. Армянский квартал побольше еврейского, но армян там проживает около двух тысяч и квартал в основном  населен ассирийцами. Между жителями еврейского и арабского кварталов время от времени происходят стычки, по вечерам слышны взрывы и оружейная стрельба, и еврею показываться в арабском квартале небезопасно.
      Экскурсия началась у Стены Плача или Западной Стены– самого святого места для иудеев. Это не стена Главного еврейского Храма, как многие думают, а подпорная стена длиной до 200 метров, для поддержки плато, на котором был расположен  Храм. Но это самое близкое место к  Храму, который был построен в 10 веке до нашей эры царем Соломоном, простоял 400 лет и был разрушен ассирийцами под командованием Навуходоносора  в 587 году до нашей эры. Через 70 лет храм был восстановлен, но сильно уступал предшественнику в великолепии, и был окончательно разрушен римлянами после Иудейской войны, когда весь Иерусалим был сравнен с землей. Интересно, что Первый Храм хотел построить царь Давид, но бог ему не разрешил, поскольку на его руках было слишком много крови. Надо заметить, что Бог принимал непосредственное участие в разных событиях на этой земле. Он обещал евреям это место, как  землю Обетованную, т.е. обещанную евреям. Бог указал место, где должно построить главный храм: именно на том месте  у Скалы, где Авраам занес руку с кинжалом, чтобы заколоть своего единственного сына Исаака в жертву Богу. Но Бог, поверив в искренность принесения Авраамом такой жертвы, остановил его руку. Бог также принимал активное участие в войне с ханаанцами, когда евреи одерживали победу, но наступили сумерки и Бог внял их просьбе продлить вечер на некоторое время, чтобы окончательно добить врага.
   У Стены Плача в тот день было довольно многолюдно, в огороженном участке в 5-и метрах от Стены было очень много верующих евреев в черных костюмах с широкополыми шляпами, на скамейках сидели молящиеся с книгами в руках и мерно покачивались. при каждом  упоминании имени Бога.  Вокруг было заметно большое количество детей в религиозных одеждах в сопровождении служителей. А в довольно в просторном тоннеле, выходящем к Стене Плача, дети пели и танцевали в хороводе, а взрослые сидели вдоль стен на каменных плитах и умиленно смотрели на своих чад.
    Потом мы поднялись на широкое плато, в центре которого расположена огромная мечеть Харам –Аль-Шариф, или, как иногда её неверно называют, мечеть Омара ,   9-го века  с позолоченным на средства короля Иордании куполом. Это красивое сооружение стало чуть ли символом Иерусалима и фигурирует во всех рекламных картинках. Оказалось, что в 7 веке  Аллах указал Магомеду то же самое место у Скалы для постройки мечети, поскольку Авраам оказывается хотел заколоть не Иакова, а другого своего сына - первенца Исмаила, от которого произошли арабы и вообще все мусульмане. На огромной площади под деревьями и у ворот мечети сидело и лежало большое количество паломников в длинных одеждах. Было заметно, что большинство из них приехали издалека и здесь же и ночуют Это место считается третей по счету святыней у мусульман после Мекки и Медины.
     Далее, походив по узким улочкам Старого города, нашпигованным до отказа магазинами и лавочками, мы подошли к главной святыне христиан всего мира – Церкви Гроба Господня. Снаружи церковь не очень впечатляет, но внутри это оказалось огромным пространством с многочисленными проходами и помещениями. Все они связаны с последними днями Господа. Около входа огромный притвор с камнем в  центре, на который положили снятого с Креста Христа.  Правда сказали, что это не тот камень,  а настоящий находится под ним. Люди клали на этот камень руки и сумки, что якобы освящало эти предметы. Дальше прошли в основную церковь, в середине которой расположен огромный и очень нарядный Гроб Господня – это высокая почти в 10 метров, квадратная часовня, обнесенная темно-коричневым мрамором и дверью для входа. В день Пасхи Греческий и Армянский патриархи запираются там и зажигают факелы от священного огня. Затем верующие зажигают факелы и свечи: православные - от греческого Патриарха, а армяне - от армянского. Говорят, что этот огонь совсем не обжигает, если даже подставить руку. Над этим сооружением находится высокий купол, а вообще Храм -типичная крестово-купольная церковь. Левая её сторона принадлежит нашей армянской апостольской церкви, напротив – католики, а две остальные стороны –греко-православной церкви. Я заходил в Армянскую часть, там сидел молодой, красивый, священнослужитель и продавал свечи и прочую церковную утварь. На мой вопрос, а что тут ещё нам принадлежит, он небрежно и с достоинством ответил, что здесь все тоже наше. На самом же деле от армянской части слева по длинному коридору на стенах были углубления с картинами из жизни Христа с надписями на армянском языке. Там же был проход вниз в довольно большую армянскую церковь. Как говорили - это тоже одно из святых мест, где женщины омывали, снятого с креста Господа. Интересно, что Голгофа, где распяли Христа, находится внутри церкви Гроба Господня, надо подняться по винтовой лестнице ступенек на 20, там алтарь с распятым Христом. Естественно, в те времена там ничего не было и, действительно, был небольшой подъем в гору. Все эти сооружения, как я понял, были построены примерно в начале 3 века византийским императором Константином под руководством его набожной матери Елены. Кстати, греки упорно оспаривают у нас первенство в принятии християнства, как государственной веры, хотя все знают и наш гид это отметил, что мы крестились в 301 году, а они - лишь в 326. Любопытно заметить, что поскольку различные ветви христианства никак не могли договориться о приоритетном владении Храмом Гроба Господня, то во времена османского господства, ключи от дверей Храма были поручены  мусульманину и это передается по наследству из поколения в поколение. На самом деле, у входа в Храм Гроба Господня  сидел пожилой араб , который с видимым удовольствием демонстрировал большой, старинный ключ, которым он ежедневно открывает двери Храма. Последней точкой нашей экскурсии было посещение горы Сион с заходом в комплекс, где, как утверждают, сравнительно недавно нашли захоронение останков царя Давида. Там в подвальном помещении обнаружено большое, красивое надгробие.
     И последнее, это смотровая площадка  с видом на Старый Иерусалим, откуда просматривается высокая серая стена, которая отгораживает Израиль от враждебной Иордании. Мне очень хотелось еще раз в свободном режиме, вне всяких экскурсий побывать в Иерусалиме, и я до последних дней надеялся , что это мне удастся осуществить. Моя замечательная невестка Алла взялась было мне показать город , где они жили несколько лет до переезда в Петах-Тикву, но я заметил, что ей будет непросто со мной много ходить, да и брата оставлять надолго не хотелось.
Мертвое море
     Последняя моя платная экскурсия, оплаченная Аллой и Эмилем – это поездка на Мертвое море. 8-го июня. Интересно, что я уже выглядел заправским туристом и в местах, где встречались автобусы этой фирмы, экскурсоводы здоровались со мной за руку, как со старым знакомым. Наверное, как-то запоминали меня из-за моей активности и большому количеству вопросов, которые я им задавал. В отличие от других маршрутов, этот включал проплаченный обед. и стоил на 50 шекелей дороже.
     Дорога шла через Иерусалим и мне немного удалось посмотреть его  при проезде через центральную улицу, называемую Яффская, проходящую через весь город. Дальше дорога шла строго на восток, через небольшую, но настоящую Иудейскую пустыню. На самом деле картина была довольно впечатляющая – сухой, выжженный солнцем  гористый ландшафт, и  самое любопытное, что Мертвое море  -это самая низкая точка на земле - 411 метров ниже уровня моря. Мертвое море имеет довольно внушительные размеры –до 50 км в длину и около 17 км в ширину, но мелеет и вода заметно, но не как наш Севан, отходит от берега. Кстати, Мертвое море еще  называют морем Греха. Ведь люди смывают с себя грехи в месте крещения Христа в начале реки Иордан, который в конечном счете впадает в Мертвое море. Тем  самым, человек, окунаясь в Мертвое море, берет на себя не только свои, но и чужие грехи. Нас привезли к гостинице Лот - это тот самый человек, которому Бог указал, как и в какую сторону бежать при уничтожении городов Содом и Гоморра, наказанных им за разврат. Вспоминается, что в 60-е годы на одном из Джелеповских семинаров в Ленинградском университете, сам Борис Сергеевич Джелепов – мой учитель и руководитель, зачитал слова-инструкцию Бога Лоту, которая гласила – “Будет ослепительный свет, ураганный ветер и страшный шум, надо лечь на землю, замереть и ни в коем случае не оглядываться“. И закончил словами –“А не находите ли вы , что это правила поведения при взрыве атомной бомбы ?“ Жена Лота, которая имела неосторожность оглянуться, превратилась в соляной столб, что не удивительно, поскольку поваренной соли там предостаточно. На самом деле, в настоящее время содержание солей в литре воды достигает фантастической концентрации –265 грамм. Мы  довольно долго ехали вдоль  берега Мертвого моря и добрались почти до его южной окраины. Там множество современных отелей и можно остановиться на несколько дней. Гостиница Лотт была, видимо, рассчитана на таких, как я, однодневных туристов. Это очень комфортабельно обустроенный оазис с пальмами, большим плавательным бассейном с очень приятной, голубой водой, с   шезлонгами и креслами и, конечно, с множеством душей, как на все тело, так и только для смывания песка с ног. Дальше по проходу можно выйти к берегу Мертвого Моря. Однако, под ногами очень горячо и без обуви сильно обжигает ноги. Оборудованные входы в воду и там,  где вода по пояс, установлены перила по кругу и это накрыто большим зонтом. Береговая кромка примерно на полметра  - сплошная соль  белого цвета.  Нас  предупреждали, что плавать нужно аккуратно, вода не должна попадать в глаза, нос, рот и уши. Пришлось лежать на спине, с головой покрытой шапкой с козырьком и медленно подгребать руками. Я заходил туда 3 раза и заплыл примерно на  сто метров. Первые попытки повернуться со спины на грудь, или просто перейти в положение стоя не получались – вода просто выталкивала ноги, но потом я приспособился. Ощущения непонятные, когда тело почти наполовину торчит из воды. Но женщины в этой воде сидели подолгу, ибо кроме поваренной соли там еще много других полезных минералов и считается, что купание в этой воде очень целительно и даже может помочь забеременеть  женщинам страдающим от бесплодия. Там же  в магазине продают всевозможную парфюмерию местного производства и кремы для ног, рук и подмышек, изготовленные на основе  воды с Мертвого моря . Все бросились покупать, и я тоже купил несколько тюбиков по 5 шекелей, а в городе они стоили уже -15. В час дня нас позвали на обед при гостинице, на втором этаже. Пропускали по талонам, выданным гидом при прибытии, и был так называемый шведский стол- ассортимент очень разнообразный и бери сколько хочешь. У нас наскоро сколотилась небольшая компания и Гриша – еврей лет 60-и  из Молдавии был с довольно рыхлой сестрой не в первый раз, и еще приятная женщина лет сорока из Подмосковного Егорьевска.  Гриша  нас всячески опекал и в конце принес даже мороженное и пироженные, но я был уже в полном насыщении и не был в состоянии еще хоть что-то съесть. Видимо, шведский стол рассчитан на то, что возможности человеческого желудка ограничены, а выносить с собой на потом ничего нельзя.
      Мне еще осталось рассказать о трех моих походах на пляж в Тель-Авиве. Впервые Средиземное море я увидел во время первой встречи и небольшой ознакомительной прогулки с Мишей. Поэтому я спокойно на другой день самостоятельно поехал на пляж. Конечно, Алла мне обо всем рассказала, на какой автобус сесть, как купить билет и где сойти. Здесь хотелось бы отметить и поблагодарить мою дорогую невестку за исключительно теплое и внимательное ко мне отношение. Алла все время держала меня в центре своего внимания с учетом самых незначительных мелочей, например, обязательно клала мне в целлофановую сумку бутерброды и бутылку с питьевой водой, а позже, зная мое пристрастие к недорогим конфетам, и кулечек с ними. Итак, вышел я у фонтанов  и пошел на пляж. Время было около 12 часов и было не слишком многолюдно. Я положил свои вещи на один из лежаков под большим красным зонтом и спокойно закурил.  Подходит мужик и по-английски мне говорит, что надо заплатить 18 шеклей –12 за лежак и 6 – за зонтик. Конечно, сумма мне показалась несуразной, у нас на Севане, когда с нас берут 300 драмов мы лезем в бутылку. А здесь целых 6 долларов! А что делать ?.Позже я познакомился с приехавшими из бывшего СССР тетками и они меня научили уму-разуму: там есть навесы, постелил полотенце и плавай и загорай бесплатно. Вода в море мне показалась чистой, более соленной, чем  в Черном море, поскольку глаза чуть пощипывало. Входы в воду песчаные и очень пологие. В 200-250 метрах от  берега явно искусственно насыпанные островки для погашения морских волн. Я доплыл до одного из них и  залез наверх по большим каменным валунам. На пляже  много пожилых людей в основном женщин и можно с небольшим риском ошибиться обращаться к ним на русском языке, например, попросить присмотреть за вещами. На что они охотно и с готовностью откликаются, ну а затем разговор по душам за жизнь и кто откуда приехал. В тот раз ко мне подошел мужчина и попросил положить около моего лежака свои вещи. По акценту я понял, что это грузинский еврей и заговорил с ним по-грузински. Его радости и изумлению не было конца и оказалось, что он приехал в Израиль уже более 35 лет назад.  Я был  на этом пляже еще пару раз, но уже материальных излишеств не допускал.
      В один из первых дней своего пребывания на Святой Земле,  поехав привычным маршрутом  в направлении побережья, я посетил древний город-порт Яффо, упоминаемый в летописях аж 4000 лет тому назад. Пешим ходом вдоль пляжа расстояние составляло около 2-х километров. Крепость на небольшой возвышенности и порт находятся в одном комплексе. Там есть неплохой этно-исторический музей, где за плату в 6 шекелей можно осмотреть экспозицию, купить сувениры и посмотреть документальный фильм о Яффо. Древняя греческая легенда гласит, что красавица Андромеда была прикована к скале в Яффской гавани, чтобы быть принесенной в жертву морскому чудовищу. Но она была спасена от столь страшной участи героем Персеем. Яффский порт очень небольшой и явно не годится для современных судов, да и в древности при шторме туда мало кто отваживался причаливать. У самого причала есть армянская церковь, которую Наполеон использовал в качестве госпиталя для раненных . Ввиду древности скорее Тель-Авив (в переводе “Холм Весны”), основанный всего в 1909 году 60-ю еврейскими  семьями прямо на дюнах, был пригородом Яффо.
Общее впечатление
    Мне, конечно, было очень интересно побывать в этой стране, в чем-то похожую на нашу Армению.  Я внимательно приглядывался к людям, городам, дорогам - словом мне хотелось понять душу этой страны. Наблюдал я глазами пристрастного приезжего и все пытался проводить аналогию с нашей жизнью. Надо сказать, что от наблюденного становилось грустно. На самом деле, мы все сваливаем на 800 летнее отсутствие государственности. Мол, это привело к тому, что в армянах выкристаллизовался индивидуалист для которого понятия “наше“  не существует. А как же евреи у которых 2000 лет не было государства и которые были разбросаны по всему миру? Правда , у них есть море, но их окружению тоже не позавидуешь. Сразу отмечаешь, что они хотят сделать и уже во многом сделали хорошую страну, в которой приятно и комфортно жить. Очень много зелени, причем это везде и очень ухожено.
     Сказать об идеальной чистоте не могу – по утрам, когда я выгуливал собачку  (кстати, надо было брать с собой специальный целлофановый пакетик, для подбора ее  экскрементов), было довольно намуссорено, но утром в течение буквально пары часов все вычищается, везде мусорные баки, на которых почему–то надписи на русском языке. Кстати, и объявления о приеме на работу в основном на русском и расклеены по всем столбам. Где-то на 90 % требуются уборщики улиц , изредка на уборку квартиры и няни. Видимо, много приехавших из СССР, которые не знают иврита и поэтому годятся только для простых работ, где знание языка не существенно. Насчет языка. Конечно , на улицах в основном слышится еврейская речь. Но примерно одна треть – выходцы из СССР ( как  в песне Высоцкого –“Там на четверть бывший наш народ …“) Охотно отвечают на вопросы и активно могут вмешаться в разговор в автобусе, если слышат русскую речь. Особенно это касается пожилых женщин. С молодежью вполне проходит и английский. На многих магазинах, обменных пунктах и кафе есть надписи -  “здесь говорят по-русски“. Любопытно, что ивриту меньше 80 лет и в начале прошлого века на этом языке никто не разговаривал. Создатель этого языка (не помню фамилию) фактически по древним книгам воссоздал древнееврейский язык и алфавит, дополнив его современной терминологией. Первый ребенок, говоривший на иврите – это его сын. Но для приезжего это не очень комфортно, поскольку в Европе хоть можешь что-то прочитать и проводить какие-то аналогии, а тут совершенно ни на что не похожие буквы. Мой брат Эмиль кое-как усвоил разговорный иврит, но при надобности обращается к Алле, которая владеет языком несравненно лучше.
    Очень оживленное автомобильное движение, но порядки строгие и штрафуют нещадно. Саша и его брат Боря все время мне напоминали, чтобы пристегнул ремень, да без этого и нельзя поскольку автомобиль напоминает об этом и противно пищит. Перекрестки двух типов – нерегулируемая и регулируемая “зебра“. На первом виде водители даже боятся двигаться, если туда ступила или даже приближается нога пешехода, во втором случае –пешеход терпеливо дожидается разрешающего зеленого света.
     Самое неприятное в Израиле – это засилье религиозных фанатиков. Они то и дело попадаются на глаза, большинство с кипой на голове, но есть и одетые в черные костюмы и широкополые  шляпы со свисающими белыми полосками то ли волос, то ли чего еще. Я уже писал, что из-за религиозных фанатиков весь Израиль замирает с пятницы вечера до субботних сумерек и ничего с этим поделать не могут, они составляют примерно 20 % в Кнессете и никто не хочет с ними связываться. При полете из  Тбилиси, когда самолет подлетал к Тель-Авиву, на головах нескольких мужчин появились эти кипы, хотя при посадке в Тбилиси и при полете, они себя никак не проявляли.
     Я обратил внимание, что на улицах  много пожилых, а вернее очень старых людей , во многих случаях русскоязычных и создается впечатление, что Израиль стал своеобразной свалкой для людей старческого возраста. Наверное, это из-за сравнительно высокого уровня пенсионного обеспечения и, конечно, отличного медицинского обслуживания. Часто можно встретить очень старую женщину, которую ведет под руку, или толкает коляску молодая девушка, услуги которой оплачивает государство.   
     Я обратил внимание на то , как умеет быть благодарным еврейский народ, если им кем-то сделано что-то полезное . Мне показали в Тель-Авиве площадь, названную “Площадь Болгарии“. Оказалось, что еще в суровые времена существования Варшавского договора, по одной из резолюций, осуждающей “израильских агрессоров“, Болгария проголосовала против. Я уже не говорю о таких вещах, когда ехали мимо цветущей пальмовой рощи имени Ротшильда, и гид обратил наше внимание на то, что здесь было болото, осушенное и озелененное на деньги барона Ротшильда. Мы в Петах-Тикве жили недалеко от широкого проспекта Ротшильда, по которому я шел в больницу к брату.
      Я просто позавидовал еврейскому народу, которым с самого дня основания государства Израиль руководили достойные деятели, все, как на подбор, большие патриоты своего народа и страны, сделавшие все от них зависящее, чтобы в труднейших условиях создать процветающую страну. Народ чтит память и с благоговением возвеличивает  таких деятелей, как Давид Бен-Гурион, Хаим Вейцман, Ицхак Рабин, Голда Меир, Ариель Шарон, и др.
     Самый грустный вывод, который я сделал из этой поездки, что за почти 20 лет независимости мы-армяне не сумели из своих  рядов выдвинуть государственного деятеля достойного уровня, патриота свой нации, любящего свой народ, пекущегося о благосостоянии и счастье своего народа и страны, а не занятого тем, чтобы нахапать побольше богатства для себя, своих детей и родственников.
     В заключение, я хотел бы выразить признательность Председателю еврейского общества Армении Римме Петровне Варжапетян за  заботу и помощь   при оформлении документов, необходимых для этой поездки, а также, за телефонные звонки в посольство Израиля в Тбилиси и посылку туда требуемых документов по ее факсу.    
 


Рецензии