114. Глупость

ФОРМЫ НЕДОСТАТОЧНОСТИ. ГЛУПОСТЬ.

Ницше считал, что всё светлое имеет свои тёмные корни. Но здесь слово “тёмное” можно понимать в двух смыслах: “аморальное” и как “непонятное, скрытое от людей, от массы знание”.
Оставим в стороне вопрос о морали, что у неё нейтральные или не очень моральные истоки, это понятно.
Но тёмное знание также может пониматься двояко: знание избранных, тёмное для непосвящённых”, или “некие механизмы природы, существенные для жизни людей, но не знаемые ими - из-за преждевременности или по другим причинам”.
Действительно, есть “истины”, которые лучше не познавать. А природа мудра. Своё сокровенное она прячет на виду у всех, так что к этому так привыкают, что не обращают внимания.
Таковы явления в социуме, которые я называю формами недостаточности.
Это не просто некие недостатки человеческого сознания и поведения, но такие, которые оказывают существенное влияние на жизнь человечества. Они - другая сторона того, что мы называем “положительным”. Именно в столкновении этих разрушительных и созидательных сил осуществляется и развитие человечества и его регресс.
Обычно человек с ходу отвергает идею, слишком чуждую его представлению о себе. Если религия часто потакает самолюбию человеку, то наука или философия могут и не считаться с его интересами и обращать своё внимание на запретное.
И сразу оказывается: человек вовсе не “гомо сапиенс”. Точнее, он “сапиенс”, но лишь в сравнении с животным миром, прежде всего имеются в виду его способность к абстрагированию и прочие особенности сознания, позволяющие ему создавать “вторую реальность” - орудийную, техническую, субъективную.
Что касается его существования в социуме… Во-первых, если он “сапиенс”, то потенциальный. Чтобы реализоваться таковым, индивиду много что нужно - самопознание, усилия, интерес к развитию ума и души, природные и индивидуальные данные… Все же знают: гений выделяется из толпы. Он редкость, скорее исключение из правил. То же самое, хоть и в меньшей степени, касается и обычного интеллектуала, человека умственной элиты, учёного, специалиста… Более того, не может быть всегда функционирующего на пределе интеллекта, - взлёты его перемежаются упадками, возможна деградация личности, болезни ума... Да и сама Природа ухитряется быть умной без интеллекта. А это значит, что естественное ценнее для неё духовного, что вопросы выживания рода для неё важнее всего и что производительного в смысле потомства самца она предпочтёт очень умного импотента. В общем "хана" - как выразился бы иной человек из массы.
Не только Мудрость движет человечество, но и Глупость, первая - вперёд, вторая - назад.
А может быть, этот культ эмпирического начала, расцвет эго, всё разнообразие аморализма, выбор ложных ценностей, различные способы саморазрушения человека, войны и агрессивность людей, писки и визги моды, проявления всяческоого зла на земле - всё это только формы проявления главной Формы, формы Недостаточности, одной из потенций человеческой природы, говоря обыденным языком - её величества Глупости?
Учёное знание по этой части так и остаётся для многих "секретным", поскольку его не готовы, не хотят принять, не испытывают в нём нужду. Обывателю достаточно пива и Библии. Да и сам философия вдруг приходит к учёному незнанию и один ответ порождает два вопроса.
Один философ доказывает, что человек царь вселенной, духовный Адам и повелитель Природы, стоит только очиститься ему от грехов и уверовать в Иисуса, другой призывает создавать в жизни культ счастья, чувствовать себя счастливыми, наперекор всем обстоятельствам и твердить денно и нощно несчастным о счастье. И ведь это мудрецы среди философов! Что же говорить о каких-нибудь дяде Ватруше и тёте Груше!..
А какие ёмкие образы раскрылись перед современным взором любителя литературы! - "Корабль дураков", "страна дураков", тупые злодеи сказок... А в жизни примеров невероятной глупости людей не счесть. Да и сами учёные эксперементально установили: мир глупеет!
Природе всё равно знаем ли мы о её тайнах или нет. Она делает своё. Жизнью человечества начинают руководить таинственные силы, которые давным давно нам всем известны - это мудрость (Логос) с одной стороны и Глупость с другой. Причём,кажется,побеждает Глупость. Она особенно любит быть активной, в городе и в деревне, в душе человека или в его деятельности, она везде найдёт свой уголок, всё опорочит, совершит подмену ценностей, наполнит существование людей примитивизмом, от которого самомнение человеческое лишь разбухает, а ошибки становятся нормой.
Между прочим, часто говорят про “мудрость веков”, но ведь и Глупость пронзает своим остреньким мечом все эпохи. Их жестокость, периоды регресса и застоя, нелепости законов и лиц - везде не обходится дело без яда глупости: то она воин, то нищенка, то забирается в дом обывателя, то пляшет танцы, называемые в народе “политикой”, “религией”, даже - страшно подумать! - “моралью”!
Она что-то вроде анонимного Божества. Не может быть жизни без неё вообще. Некогда Еразм Роттердамский написал книгу: "Похвала Глупости". Но не глупость хвалит он в ней, а саму жизнь, её разум, который лишь с позиции великосветского общества, напыщенного, лживого, погрязшего в формальном этикете и лжеучёных опусах. Искренность, чувственность, простота и задушевность жизни скорее сродни природному разуму человека, чем его глупости. Эта книга полемична. Поэтому Еразм идеализирует народную жизнь, чтобы противопоставить, оттенить, представить злом жизнь знати и лжеучёной "элиты".
Но не лишая народа всего лучшего, что есть в нём мы уже не можем не замечать и худшие его стороны. Уже невозможно сколько-нибудь умному человеку, подобно славянофилам, боготворить народ и считать патриотизм главной святыней Отечества. Мы уже знаем, что и патриотизм может быть всяким, мудрым и глупым, необходимым и сеющим национальную рознь. Чаадаев показал нам, что из любви к Родине надобно и хаять её там, где она этого заслуживает.  Мы стали умудрённее, мы узнали что в человеческом мире имеют важное значение противоречия, парадоксы, антиномии. Но порой приходится так всё усложнять, что ненароком запутаешься и увидишь чудо-юдо жизни о двух головах: одна голова - Мудрость, другая - Глупость.
Во всяком случае, изучение всей этой “ночной стороны души” и жизни важно для нас во всех отношениях. Осознав недостаточность человека, может быть в конце концов научимся её преодолевать?


Рецензии