Колчак и Арктика

1. Зимовка А.В. Колчака на Таймыре. 1900-1901 г. (слева).
2. А.В. Колчак - Верховный Правитель России, 1918 год.
3. 2003 год. Иркутск. Панихида казачества на месте расстрела Колчака.


   Настанет время, когда золотым письменами на
   вечную славу и память, будет начертано его имя в
   летописи Русской земли

   Иван Бунин
   Памяти  адмирала  А. В. Колчака
   Общее дело: Газета. Париж. 1921. 7 февраля


   Ещё в годы обучения в Морском кадетском корпусе Александр Колчак стремился первым побывать…  на Южном полюсе, но ему не удалось опередить великих первопроходцев. В 1911 году (14 декабря) экспедиция Руальда Амундсена уже достигла Южного полюса, а чуть позднее (18 января 1912 года) здесь побывал Роберт Скотт, погибший на обратном пути.
   
   В наши дни исследования Антарктиды были продолжены в связи с Международным геофизическим годом в 1957/58 г. советским экспедициями под руководством М.М. Сомова на мурманских дизель-электроходах «Обь» и «Лена». В 1956 году в Восточной Антарктиде на Берегу Правды была создана первая советская антарктическая станция «Мирный», более сорока лет, проводившая различные наблюдения на шестом континенте.

   Если бы жизнь А.В. Колчака завершилась в тот день, когда он добровольно отказался от командования Черноморским флотом, остался бы Александр Васильевич в памяти потомков одним из величайших героев-полярников. Наверняка моряки на Севере знают, что главные научные свершения Колчака связаны с Арктикой. Но почему для России изучение бассейна Ледовитого океана имеет особо значение?

   Причин тому несколько, считает академик Российской академии наук А.П. Лисицын, и прежде всего – это особенность географического положения страны. Многочисленные реки Сибири соединяются в Ледовитом океане. Это, в целом, замечательная природная транспортная система, которая была, кстати, использована при постройке транссибирской магистрали: из Арктики вверх по рекам завозили рельсы и всё необходимое для строительства. Вот почему начало прошлого века – это почти одновременно и усиление экспедиционных исследований в морях Арктики (в  особенности Западной).

   Многим из нас доводилось проходить на судах трассой Северного морского пути:  кратчайшего расстояния из Европейской её части к Дальнему Востоку. От Архангельска до Владивостока 10 630 км, против 24 000 пути через Суэцкий канал. Однако, возникали почти непреодолимые в то время препятствия – морские льды и навигационные опасности (мели, многочисленные  острова, не нанесённые на карты). Именно поэтому изучению льдов и была посвящена главная научная работа А. В. Колчака «Лёд Карского и Сибирского морей». В ней были обобщены результаты многолетних собственных наблюдений, проведенных во время плавания на «Заре»  (1900-1902 гг.), а также во время экспедиции по спасению Э. Толля, которую организовал и возглавил А.В. Колчак (1903-1904 гг.). В июне 1902 года барон  Э.Толль покинул шхуну и вместе с астрономом Ф.Г. Зеебергом и двумя проводниками пытался достигнуть о-ва Беннета, и они пропали…  навсегда.

   Президент Императорской академии наук Великий князь Константин Константинович Романов в служебной записке на имя морского министра А.А. Бирилёва писал: Тяжёлая и ответственная спасательная экспедиция (по поиску барона Толля) была поручена лейтенанту Колчаку, который выполнил свою миссию блистательным образом, пройдя на вельботе пространство океана, отделяющее Новосибирский архипелаг от острова Беннетта. Совершив вполне благополучно плавание, он добыл с последнего в высшей степени важные документы, оставленные там партией барона Толля».

   Во время поиска пропавшей экспедиции верный и надёжный спутник Н.А. Бегичев спас Колчака от смерти!  Это случилось, когда Александр Васильевич провалился в ледовую трещину. По рассказу Бегичева, он вытащил Колчака за ветряную рубашку на лёд. Вместе с напарником Иньковым они переодели и еле живого Колчака, перенесли к берегу. Александр Васильевич согрелся, благодарил товарищей и обещал, что этого случая никогда не забудет…

   На шхуне «Заря» Александр Колчак уходил в трёхгодичное плавание в Северный Ледовитый океан и прилегающие морские акватории. Для молодого лейтенанта это было событием первостепенной важности. О такой экспедиции он мечтал многие годы, отмечал президент Ассоциации полярников, доктор географических наук А.Н. Чилингаров. Пройдя соответствующую подготовку, А.В. Колчак овладел несколькими специальностями, необходимыми для океанолога. На исследовательском судне и во время зимовок он успешно проводил гидрологические, гидрохимические, гляциологические и магнитные измерения. Занимался и геодезической съёмкой местности и картографией, выполнял метеорологические наблюдения, приобретая опыт полярного исследователя.

   Жизнь учёного-океанолога, лейтенанта флота, а потом адмирала А.В. Колчака сложилась так, что он всегда оказывался в самых горячих и в самых холодных точках… Он пытался принять участие в первых плаваниях ледокола «Ермак» с  С.О. Макаровым. Колчак  участвовал в обороне Порт-Артура, был ранен, за героизм награждён золотым оружием. После гибели большого флота в Цусимском сражении и при обороне Порт-Артура, работал над созданием нового, более совершенного и мощного флота России, не забывая об Арктике.

   Колчак был первым, кто открыл удивительное природное явление  - Великую Сибирскую полынью. В Ледовитом океане полярной ночью и при морозе минус 40 – 50 градусов С и штормовых ветрах существуют пространства открытой воды! Суть этого необычного явления состоит в том, что при сильных и постоянных ветрах дрейфующий лёд отжимается от кромки неподвижного льда – припая, возникнет пространство открытой воды. Это возможность свободного прохода для морских судов по значительной части Северного морского пути. В научный оборот А.В. Колчаком введён ряд терминов, в частности «стамуха», т.е. айсберг или глыба льда, севшие на мель. Некоторые из стамух, имеющих большую площадь, иногда ошибочно принимались полярниками за вновь обнаруженные острова.

   За исследования Арктики в 1906 году А.В. Колчак был награждён высшей наградой Императорского Русского географического общества – Большой золотой Константиновской медалью. Такая медаль присуждается за выдающиеся открытия и только одному человеку в год. До Колчака большой Золотой Константиновской медалью были награждены только Э. Норденшельд и Ф. Нансен – и здесь их имена рядом, как они рядом в научной литературе всего мира – кроме отечественной.

   В последующие годы по инициативе Колчака начинается строительство ледоколов «Вайгач» и «Таймыр» для Главного гидрографического управления в связи с освоением Северного морского пути. В 1910 году А.В. Колчак, командуя ледокольным пароходом «Вайгач», совершил плавание к Берингову проливу, выполнив большую программу по описанию берегов, замеру глубин и гидрологическим исследованиям.

   Автор произведения, кстати, специалист-океанолог, В.В. Синюков рассказывает о научной деятельности А.В. Колчака, которая до сих пор, по мнению А.Н. Чилингарова, не получила заслуженной оценки. Как исследователя Арктики она заслуживает самого глубокого анализа и тщательного отбора фактов. Увы, жизнь Колчака была подчас наполнена драматическими эпизодами, связанными с исключительно сложными и широко известными событиями политического характера…

   Сейчас трудно представить себе состояние Колчака, когда он принял гибельное для себя решение. Ведь он был талантливым флотским офицером, но не был подготовлен к сухопутной войне на огромных пространствах страны с огромными массами войск – в его армии было 350 тыс. человек. Он не был и политиком , и даже не стремился к политическим преобразованиям. С отречением царя исчезла и власть принятых в царское время законов и порядков. Правительство уже не управляло событиями , армия не подчинялась верховной власти…

   Сопоставляя  союзников – политических и военных – с союзниками-учёными нельзя не увидеть разительного отличия. Овладение Арктикой – это битва учёных с силами природы, в которой погибло множество смельчаков…  В этой битве русские, норвежцы, немцы, англичане, американцы и учёные многих других стран не только вместе рисковали жизнью, поддерживали друг друга и делились опытом. В деле изучения Арктики учёные оказались много выше  политиков и дипломатов – и это отчётливо показывает история исследований Колчака.

   В 1916 году вице-адмирал А.В. Колчак был назначен командующим Черноморским флотом. Он стремился нейтрализовать весной 1917 года союзницу Германии – Турцию. Был разработан подробный план, но Февральская революция заставила отказаться от этих идей. В его жизнь ворвался безумный 1918 год! Всё закружилось, завертелось: эсеры, кадеты, большевики, меньшевики…  У всех своя политическая платформа, совершенно отличная от других, но единая в одном: все за революцию.

   Последним его отчаянным поступком было смертельное для Колчака решение о спасении золотого запаса страны – более 500 т золота, которое он считал своим долгом сохранить для потомков. По версии автора книги В.В. Синюкова, Колчак лично сопровождал русское золото через Сибирь… Это семь эшелонов с бронепоездом. Предательство союзников и арест – всё это было лишь финалом трагедии, которая продолжалась 15 месяцев. Он понимал, что все усилия спасти Россию уже бесполезны, и погиб вместе со страной, как подобает капитану гибнущего корабля, верного морским традициям.

   Колчак становится лидером белого движения. Переворот 18 ноября 1918 года выдвигает его на первый план. В этой круговерти А.В. Колчак принимает на себя высокую миссию Верховного правителя России, и трагический финал после пятнадцатимесячного правления подстерёг его у молчаливой проруби опечаленной Ангары…  15 января 1920 года Колчак арестован белочехами, осуществляющими охрану его поезда, и передан эсеро-меньшевистскому Политцентру на ст Иннокентьевская.

   Перед самым арестом, 3 января 1920 года Колчак получает от Белого движения телеграмму с требованием отречься от власти Верховного правителя. Что он и сделал на другой же день, назначив своим преемником генерал-лейтенанта А.И. Деникина, а в Российской восточной окраине – атамана Г.М. Семёнова.

   Анна Васильевна Тимирева, гражданская жена Колчака, в то страшное время невольно стала свидетельницей ареста сильного и любимого ею человека, который произошёл в вагон, когда она находилась рядом с Колчаком. Предатели одержали верх над тем, кто был доверчив и не подготовился к защите. Именно так был организован этот вероломный захват Колчака. Вооружённе люди из его же сопровождения ворвались в вагон и арестовали адмирала.

   По воспоминаниям Тимиревой, он сильно побледнел, но самообладания не потерял. Спазм перехватил дыхание, адмирал с трудом сказал что-то о явной измене, о человеческой непорядочности и об обещанной французским генералом  Жаненом безопасности… Но его уже никто не слышал, вернее не хотели слышать. Это был «голос страждущего в пустыне», крик души. За сутки Колчак совершенно поседел.  Анна Васильевна  брала  его руки и со слезами на глазах шёпотом произносила молитву, надеясь, что Всевышний её услышит и поможет…

   Политцентром А.В. Колчак был передан Военно-революционному комитету во главе с большевиком А.А. Ширямовым.  С 21 января по 6 февраля Колчака допрашивала следственная комиссия в Иркутской тюрьме. А 7-го февраля 1920 года по постановлению Иркутского РВК Александр Васильевич Колчак был расстрелян на берегу реки Ушаковка при впадении её в Ангару в 5 часов утра, вблизи Знаменского женского монастыря.

   В материале частично использована информация и фотодокументы 2-го издания В.В. Синюкова: «Александр Васильевич Колчак от исследователя Арктики до Верховного правителя России». Издательский торговый дом «Кно Рус». 2004 г. Москва.




               


Рецензии
Преклоняюсь перед автором за его труд. Я об этом и не узнала, если бы не прочла это.Буду перечитывать,размышлять о памяти наших несправедливо полузабытых героев.Благодарю, спасибо!!!

Валентина Дербишева   13.07.2016 23:41     Заявить о нарушении
Валентина, спасибо за тёплый и дружественный отзыв!
Всего доброго! - Феликс Ц.

Феликс Цыганенко   14.07.2016 12:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.