Нашими обличителями будут не подвижники, а блудниц

Христос посреди нас!

Часто от наших православных братьев и сестер можно услышать, что мы не святые и нет смысла нам ревновать об их подвигах и аскезе, поскольку мы немощны и Господь не вменит нам в грех наши слабости и нерадение о подвигах…

1. Что ж, в словах подобных, как и в любой прикровенной лжи есть и некоторая доля правды. Да, мы не чета тем святым, которые в первые века много претерпели за исповедание Иисуса Христа от язычников и от иудеев, с радостью шли на лютые, нечеловеческие мучения, презирали славу, богатство и власть, обещанную им императорами за отречение от истинной веры, и с Именем Господа на устах были усекновены мечами, сожжены в печах, топлены в водах и растерзаны зверями…


Мы не ровня и мученикам позднейших времен, и даже самых близких нам – годов лихолетия, когда такие же как мы православные пастыри и архипастыри, монахи, монахини и миряне, не исключая даже детей, были чудовищно изничтожены сатанинской властью, заключены в лагеря, сосланы в лютые края, заморены голодом и холодом и были всячески поносимы и презираемы всем обществом.

Как не похожи мы и на преподобных отцов, вземших на себя подвиги постничества и молитвенного делания, на благоверных князей, ради Родины своей и веры сложивших свои светлые головы в битвах или в плену у иноверцев или еретиков, на блаженных и юродивых, без боязни обличающих кровавых государей и сильных мира сего…
Мы другие, мы обмельчали. И дела и подвиги праведников, скорее всего не станут нашими обличителями. Этими подвижниками лишь будут показаны нам те венцы, которыми мы могли бы украситься в вечности, будь хотя бы ничтожно ревнивы о тех великих подвигах и хотя бы в малости, хотя бы как наемники единонадесятого часа подвизались ради Славы Божьей.


2. Но в чем же тогда ложь? А ложь же в том, что обличители у нас-таки будут и этими грозными обличителями станут те, кто ради земной славы или плотских удовольствий «подвизался». И тем более тяжкое будет исходить от их дел обвинения, насколько душа ценнее тела.

Посмотри на юных девиц, отказывающих себе и в сладостях и в ином насыщении пищей ради того, чтобы тело их лучше служило блудным утехам и пользовалось у развратников большей ценностью. Как они в поте поднимают тяжести в спортивном зале, изнуряют себя на беговых дорожках и в жарких банях! Разве не столь же немощна их плоть, как и твоя? Разве не также, как и ты они желают вкусно поесть, вдоволь попить?


Но не едят и не пьют, как великие аскеты, и презирая мороз полуголые движутся по улицам города. Воистину, не постники печерские и не юродивые, в мраз и зной укрывающиеся только лишь волосами своими, будут нам обличителями! Нет, блудницы станут нашими судиями и заградят нам вход в Небесные Обители! Потому как и они, как и мы, немощны были. И они, как и мы были обуреваемы страстями. Однако, они, ради земного удовольствия, не ведая о Небесном, много потрудились, чтобы достичь своей цели, а мы, имея и знание о Небесном и ведая, сколь земное ниже, палец о палец не ударили ради достижения спасения своего.


3. Нас, слушающих Слово Божие, но не слышащих Его, и не желающих потрудиться хотя бы в самом малом и нестрогом поприще поста обвинят десятки тысяч вегетарианцев и йогов, полностью, а не лишь на время поста, отказавшихся от вкушения мяса и другой тяжелой для плоти пищи.
Нам будут живым укором даже те, кто ради похудения или иных каких-то земных целей терпеливо следовал различным диетам. Сколь же мы более бесчинные и бездерзновенные, нежели эти любители диет, коли зная о духовной пользе поста мы им пренебрегали, а те, лишь предполагая о пользе для тела, радели о таком воздержании? И следует нам трепетать, потому как хотя эти «постники» и далеки от Царствия Божьего, но много ближе к нему, нежели мы, отвергающие посты, как многодневные, так и среду и пятницу.



4. Скажут некоторые: «Как могут быть обличителями те, кто не знает Спасителя и не принял Святого Крещения?»

Но я отвечу таким, что тем более строгими они станут нам обличителями и тем более грозное случится их обвинение. Мы имели в помощь все: и благодать, воспринятую от Святого Крещения, и увещевание от пастырей, и наследие святых отцов. Да что это – мы имели Самое Тело и Самую Кровь Спасителя, щедро предлагаемые там в Таинстве Евхаристии! А те, несчастные, не имели этого ничего, однако, в отличии от многих из нас смогли и преуспеть в аскезе и добиться задуманного.

Мы, имеющие помощником Духа Святаго, не силимся даже в малой степени изучить наше богослужение, а эти, безо всякой помощи, в совершенстве овладевают и самыми сложными иностранными языками и языками программирования. Те трудятся ради земного, не зная Небесного и преуспевают, а мы, ведая о Небесном и о предстоящем Суде, не стремимся поднять свою волю хотя бы на долю сантиметра.
Да, те идут в пропасть, но и мы в нее устремляемся вперед них!

Скажут опять: «Как могут быть обличителями те, кто идет в погибель?»

А я отвечу на то, что не цель их пути окажется для нас осуждением, а их ревность в строительстве самой дороги. Да, дорога та устремлена к пропасти, но мы хвалим не направление пути, а качество покрытия. Не цели, а усердию в достижении цели следовало бы нам поревновать, а мы, справедливо отвергая их цель, пренебрегли и спасительным усердием и ревностью о достижении цели. И столь это печальнее для нас, насколько наша цель и наше устремление выше их целей и их устремлений.

А потому оставим погибельные для нас оправдания в собственной немощи и невозможности решительно следовать никаким подвигам, а возложив упование на Господа, станем понемногу восставать, не скажу от падений, а от погибельного лежания и укрепляя свою волю возьмем на себя пусть незначительные, но спасительные подвиги, к которым нас призывает и Святая Церковь через увещевания пастырей и Сам Спаситель, Которому и через Которого Богу Отцу Слава со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/292749.html)


Рецензии