Памяти великого и неповторимого

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО И НЕПОВТОРИМОГО
(экспромт)

        Умер Каравайчук! Мировое музыкальное искусство понесло громадную утрату, сопоставимую со смертью Скрябина и Дебюсси 100 лет назад. Для меня лично эта смерть - из разряда невосполнимых потерь для русской музыки: после ухода таких творцов-гениев как Шостакович, Гаврилин, Денисов, Шнитке, Курёхин, у меня в душе всякий раз образовывалась пустота, которая долго не восполнялась даже музыкой, рождавшейся помимо моей воли, в которую я бросался, как в пучину морскую или взлетал за ней, зовущей в беспредельность космоса... Вот и сейчас... как-то холодно в груди...
        Наверное, допишу эти строки и сочиню моё (наше) музыкальное "прости" вдогонку этому любимому и всегда много значащему для меня человеку, старшему коллеге, музыку которого я знал с детства, восхищался ею и всегда ждал новых его композиторских откровений. А однажды даже был приглашён им в качестве ассистента в процесс создания саундтрека к английскому фильму "Пастернак" - это был для меня бесценно-памятный опыт... 
        Олег Николаевич жил и творил вопреки всему: своим желаниям, консерваторским канонам, вообще - любому искусству искусственного. Его заботило лишь одно в музыке: всегда быть наготове воспринять зов Её величества и призыв Его величества - вдохновения. Он сам стал олицетворенным ВДОХНОВЕНИЕМ. Его имя стало нарицательным: Каравайчук = Композитор. Он давно не записывал музыку так, как до сих пор учат в консерваториях (особенно, российских, где слово "авангард" и сегодня не в чести!). Он делал какие-то странные пометки, закорючки, смысл которых был известен только ему. Он, как всякий гений, был пророком, обгонявшим время. Но он не спорил со временем как с физической категорией, он играл с Кроносом в изумительные по красоте игры, где сплетались в бесподобные мелодии и чудесные гармонии планеты и звёзды, жизнью которых управляли те же законы, что и в музыке (что когда-то понял и обосновал Пифагор).
        Каравайчук-импровизатор - это фантастический сад, в котором растут удивительные растения и поют удивительные птицы из разных мест и эпох. Когда-то я сказал ему, что главная тема из его музыки к фильму "Монолог" чудесным образом отсылает моё сердце к Шуберту, к главной теме его фа минорной "Фантазии". Олег Николаевич, не взглянув на меня, почти мгновенно пробормотал: "Совпал!"
        Гении - они такие: летают там, где им вздумается, проникают друг в друга иногда и опять разлетаются по своим вселенным! Желаю всем живущим на земле и, прежде всего, в Петербурге , захотеть прикоснуться душой к душе великого музыканта, к его вселенной, совпасть с его музыкой, что значит - влюбиться! Он оставил нам такую возможность!

Юрий Касьяник

Санкт-Петербург,
вторник, 14 июня 2016 г., 00:45
http://vk.com/club787103
https://vk.com/club121372033
https://vk.com/public23863001


Рецензии