Макаренко - это будущее

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.
А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника».
   в список экономических открытий  можно  добавить, что Макаренко является изобретателем "менеджмента открытого управления" (open-book management,  игровой способ дать рядовым работникам общее представление о структуре и динамике производства, что пробуждает искренний энтузиазм ), который в 90-е годы прославил имя американца Д. Стэка..
    -   Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?
Почему гений советского образования так популярен в мире, и не актуален в России?



статья  в  журнале Форбс  (25.09.2015г)

"Вечно молодой: Антон Макаренко как управленец XXI века.

Автор «Педагогической поэмы» создавал хозяйства, способные настроиться и перестроиться для выполнения любой задачи.

Что вы знаете об Антоне Семеновиче Макаренко? «Педагогическая поэма», трудовые колонии-реформатории, перевоспитание малолетних преступников… Тема, далекая для синих и белых воротничков. Макаренко достойно оценили только как детского учителя и наставника – в 1988 году UNESCO назвала его одним из четырех наиболее значимых  педагогов XX века. Но он же был и одним из самых оригинальных хозяйственников прошлого столетия. Как мне кажется, теория и практика управления Макаренко – это не прошлое.

Это интеллектуальное сокровище, за которым – будущее.


Свою систему он начал конструировать в школе, где работал до революции, и продолжил в 1920 году в трудовой колонии им. Горького под Полтавой. Когда Антон Семенович оказался лицом к лицу с несовершеннолетними правонарушителями, ему пришлось далеко не сладко: «В поисках педагогических работников я дошел было до полного отчаяния… Все боялись «босяков», и никто не верил, что наша затея окончится добром. Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, – они были еще и месяцами поисков истины… Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует!.. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство…».

В итоге полтавский наставник пришел к важному выводу: дисциплина – это не метод, а результат воспитания.
А вот методы на пути к заветным «благородным характерам» Антон Семенович практиковал самые разные: «наряды» и «аресты»

 (в японской эманации – «время и место для хансей», то есть самоанализа),

поощрения и зарплаты. И самый главный – вовлечение всего коллектива в управление хозяйством. Алгоритмы очевидно несоветские, почему и был заклеймен Крупской.

 Тем не менее в 1927 году «магистр беспризорников» получил от НКВД Украины приглашение возглавить Детскую трудовую коммуну им. Дзержинского под Харьковом. И эта коммуна (300 несовершеннолетних голов, причем не только мальчиков, но и девочек) смогла построить и запустить сначала производство электродрелей, а позднее – завод фотоаппаратов, выпускавший знаменитые ФЭД.

В то время в СССР сосуществовали многочисленные формы собственности: и

  артели дореволюционного типа, и кооперативы, и вновь народившиеся акционерные

общества, и ТОЗы, и социалистические совхозы, и коллективистские коммуны. В этом

 разнообразии почин Макаренко не бросался в глаза. А затем Страну Советов

повернули в сторону исключительно социалистических юридических структур и

соответствующего бухучета, который объектом считал все народное хозяйство и не

замечал самостоятельные экономические единицы. Макроэкономика была подчинена

Госплану, а микроэкономическое поле накрыло засилье парадигмы научного

менеджмента с его дроблением труда, хронометражом, нормированием и т. п. Когда в

1935 году полностью была опубликована «Педагогическая поэма», ее идеи для целей

социалистического строительства оказались не нужны. В том же году Макаренко перевели на «бумажную должность» замначальника отдела трудовых колоний Управления НКВД УССР. С марта 1937-го он занимается исключительно литературной деятельностью. Сталин, утверждая награждение Макаренко орденом Красного Знамени, прокомментировал: «Пусть пишет сказочки», в некотором смысле вполне адекватно оценив потенциал разработок Антона Семеновича.

Таким образом, явление, по духу равное русскому авангарду, первичное в мировом масштабе, а не перепевка западных или восточных мотивов, с приличным экспортным потенциалом, осталось практически не востребованным.

 Хотя находки Антона Семеновича как в области педагогики   и андрагогики (т. е. улучшение характера «вполне совершеннолетних» на работе и в быту), так и в плоскости менеджмента (в классическом смысле термина) были вполне революционными и позднее проявились в других странах. Расскажу о некоторых из них, относящихся к бизнесу.

1) Поосевое управление — то, что только через 40 лет в послевоенной Японии получит название «развертывания политик», а компания Bridgestone Tire в 1964 году наречет «сияющими иглами» («Хосин Канри»).

 Три основные оси – качество, затраты, дисциплина поставок — и две дополнительные – всеобщий уход за оборудованием и всеобщее обучение — вполне проявились в работе колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского и красочно изображены в нескольких произведениях Макаренко.


2) Цепочки экспертов – в виде хозяйственной комиссии, столовой комиссии, комиссии по праздникам и т.д.  Лишь через полвека такие цепочки появятся в Харцбургской модели управления профессора Рейнхарда Хона (Германия) и, в частности, в розничных гигантах Aldi Nord и Aldi Zud.


3) Корпоративный университет. Включал в себя (коммуна им. Дзержинского) школу, рабфак Харьковского машиностроительного института, преобразованный в техникум с двумя отделениями – электромеханическим и оптико-механическим, а также театр, клуб, оркестр. На Западе первый корпоративный университет появится в 1961 году в McDonald’s.


4) Сверхгибкие «скрипты». В повседневной бизнес-деятельности не обойтись без инструкций, стандартных операционных процедур и прочих рецептов и бюджетов. Как правило, преобладают скрипты жесткие, редко встречаются полужесткие. Создать стандарт и его вариации – это меньше половины дела. Осуществлять его непрерывное изменение и адекватное применение (или неприменение) – вот где вызов.

 К примеру, в отношении наказаний Антон Семенович говорил: «Нельзя дать общих рецептов... Каждый поступок является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее
 правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях – за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание».

Японцы сформулируют свою теорию «кайзен» (непрерывное совершенствование производственных и вообще любых процессов)  ближе к 1980-м. Немного позже

 американские управленцы начнут говорить об управлении по гибким целям и системе scrum с ее межфункциональными командами, нефиксированными бюджетами и т. п.


5) Мультипроектное управление – полтавский мастер называл его «самым важным изобретением нашего коллектива за всю его историю». Так называемые «сводные отряды» создавались не больше чем на неделю и получали короткое определенное задание. «Разнообразие типа работы и ее длительности определило и большое разнообразие таких отрядов. В колонии появилась сетка сводных, немного напоминавшая расписание поездов…».
До сих пор мультипроектное управление является, наверное, самым сложным для любого предприятия.

Даже тотальное управление качеством с парой десятков проектов на одного сотрудника в год мало кому удается привить. Однако система Макаренко обеспечивала подготовку проектных управленцев высочайшего уровня,

 благодаря чему колония им. Горького «отличалась к 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находились с избытком кадры способных и

инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться». Надо сказать, что звание «колонист» присваивалось только тем, кто

действительно дорожил колонией и боролся за ее улучшение. Но кому-то это давали через три месяца, а кому-то и через год не давали и он/она продолжали ходить в воспитанниках.


Организаторская цель системы Макаренко – трудиться не с роботизированными сотрудниками, а с людьми, сохраняющими живость восприятия и реакций.

Виртуозность создания стандартов заключается в том, что многие из них создаются человеком  только один раз, для одной конкретной ситуации. Кстати, о самом педагоге говорили: «Антон Семёнович был непредсказуем, и это вызывало жадное любопытство детей». Из воспоминаний одного из учеников Макаренко: «Как-то играем мы в карты. Есть спички, есть свечки... Входит Антон, говорит: «Я же просил в карты не играть… Давайте договоримся. Вот я досчитаю до трех, и если зажжется свет, вы больше не играете в карты». Мы точно знали, что он никуда не ходил, ни в каком энергосбыте он не был. «Один, два, три». И свет зажегся. Больше в карты мы не играли. Мы точно знали, что он нигде не был. И мы не играли, потому что Антон выиграл».


Результатом макаренковской «огранки» стало появление тысяч выдающихся характеров. Гости колонии и коммуны единодушно замечали, что «горьковцы» и «дзержинцы» выделяются и внешним видом, и реакциями в различных ситуациях.

 Важнейшим проявлением стереотипа поведения этой консорции  была способность к сверхнапряжению, умение выдавать колоссальное количество работы – то, что Лев Гумилев нарек пассионарностью.

 К сожалению, выдающийся управленец был вынужден оставить практическую работу и заняться  в основном теорией, к которой потом если и апеллировали, то исключительно в педагогическом плане. Мне известно только одно упоминание об Антоне Семеновиче как серийном предпринимателе – в украинском Forbes в апреле 2013 года.

Ускорение генерации валового продукта в XXI веке неизбежно потребует новых, ранее невиданных аутопоэзных (самовоспроизводящих) форм собственности и контекстного права, которые будут также похожи на прошлые АО и ТОО, атомный реактор на двигатель внутреннего сгорания. Немного перефразируя Ландау: «мы не в состоянии представить, как это будет работать, но можем понять…». Макаренко еще  восемьдесят с лишним лет тому назад продемонстрировал грядущий скачок эффективности систем управления и развития.


 По всему миру еще появятся тысячи диссертаций по работам полтавского мастера в сфере бизнеса, права, этнологии, социологии, андрогогике и т. д.

 По некоторым прикидкам, «Педагогическая поэма» станет остро актуальной уже в 2020-х."



Уважаемый  читатель!  Если  Вы  сочли,  что  поднятая  тема  достаточно  серьезна,  то, пожалуйста,  примите  меры  по  распространению  этого  материала  в  блогосфере.
Если  угодно, не  выставляйте  мне  "баллы",  баллы  для  меня  не  имеют  значения,  но я  прошу
МАКСИМАЛЬНЫЙ  РЕПОСТ.

приложение:  проект  ОСТРОВ КУБА.


Рецензии
С удовольствием прочитала !очень современная и нужная информация!Скопирую с вашим авторством и разнесу по соц сетям!Спасибо за труд!

Алина Райз   15.08.2016 12:06     Заявить о нарушении
Алина! я не знаю, какое Вам спасибо сказать!

я считаю, что это очень важно. и должна я сделать все, что вообще, будет в моих силах. Я все-таки верю, что есть люди, - честные, умные, с чистым и благородным умом.-

нужно только найти их. Хотя бы, для начала, - найти.

я не верю, что не найдем.

Ольга Леонова 3   15.08.2016 12:14   Заявить о нарушении
Есть конечно есть.Ничего не исчезает...

Алина Райз   15.08.2016 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.