Мой идиш-лэнд

               
       В 1956 году, через два года после окончания учёбы в Донецком Индустриальном Институте (горный факультет) я с чрезвычайным удовольствием, по любви и обоюдном согласии, в Шахтёрске (Украина)  женился на преподавательнице русского языка и литературы, со всех сторон очаровательной, Раисе Константиновне Ольховой. Однако лишь, спустя года три, роясь в архивных документах, - теперь уже общих, - я нашёл похвальную грамоту, выданную ученице первого класса, - азохен вэй, вы  знаете кому?  Да, Ольховой же Рахиль Касровне!  И сразу всё  стало на свои места. Позже Раичка говорила мне, что и фамилия её вовсе-то не Ольхова, а  - Олихова.  Вот, сегодня, с определённой целью, копаясь в информационном блоке Интернета, я узнал, что Олихов – исконно еврейская фамилия, и означает она – простой. Точно, именно таковым и был на самом деле отец семейства Каср.

      Раиса Константиновна  родилась в 1927-м году в  местечке  со звучным названием – Новозлатополь. Что это за место такое?  Село было  основано  в 1848 году, как  еврейская земледельческая колония  переселенцами из Витебской, Ковенской и Могилевской губерний.  На то время Всероссийским Императором, из династии Романовых,  был  Александр III (1845 – 1894)  Через 80 лет, после всех мыслимых и немыслимых революций, в  1929 году Новозлатополь стал, наконец, центром вновь образованного Новозлатопольского еврейского национального района, просуществовавшего вплоть  до 1941 года.

     Кстати, в  1929 году 68 процентов населения района, - то есть 12,1 тысяч  человек, - составляли евреи. На языке идиш издавалась одна-единственная, но до крови родная,  еврейская  газета «Колвирт-штерн», то-бишь – «Колхозная звезда» Но это позже.  Потому что военно-революционные, окаянные, годы (1917-1921) превратили Херсонскую и Екатеринославскую губернии в арену непрекращающихся боевых действий, которые сопровождались взрывом антисемитизма и массовыми кровавыми и разрушительными эксцессами. Все еврейские колонии в большей или меньшей степени пострадали от погромов. Остановимся на самых кровавых.

    В частности, в Новозлатополе в начале 1918 года  колония насчитывала 1350 жителей, из коих 1272 евреев. С 1918 года, на протяжении двух лет, колония подвергалась нападениям различных банд из  крестьян окрестных деревень.  Этот период характеризуется почти совершенным безвластием с шатанием от одного режима к другому. За этот период  - 9 убитых, 5 раненых, 15 изнасилованных,  7 круглых  сирот. Кроме того, было уничтожено 11 еврейских домов, 2 еврейские лавки и 2 общественных учреждения. Часть погромленного населения выехала в Юзовку (Донецк), Бердянск, Мариуполь, Гуляй-Поле и Запорожье. В настоящее время колония насчитывает чуть более тысяча  человек, из коих 804 евреев из 126-ти  семейств: 120 семейств из местных и 6 семейств из числа беженцев. Таковы краткие итоги невиданного безумия. И несколько строчек от себя.

    Раичка рассказывала, что пришлось им пережить, когда они бежали от немцев в пределы Узбекистана.  Естественно, это не лучшим  образом сказалось на психике.  В моих ушах до  сих пор  звенит её тревожное беспокойство:

-Костик, надо запастись продуктами на зиму.

-А зачем? И так можно достать, прилавки не пустуют.

«А вдруг, - голод!!!», - с дрожью в голосе говорила Раиса Константиновна.

                C'est la vie, - ничто на Земле не проходит бесследно.
               


Рецензии
Спасибо за память.
Не ожидал ее встретить здесь.
Пороюсь в ваших рассказах.
Очень хочу поближе взглянуть на Раечку, нашедшую счастье(надеюсь) с хорошим и неравнодушным человеком.
Здоровья,счастья.
Алекс

Алекс Послушный   07.11.2016 18:15     Заявить о нарушении
Сегодня, - 24.10.2019,- заглянул в свой архив, и тут же наткнулся на Ваш отзыв, и удивился, как это я пропусти? И тут же воскрес душою! Спасибо (тода раба!), Алекс, за столь сердечные строчки. Да, не сомневайся, грек вёл себя достойным образом!

Хачхарджи Константин   24.10.2019 08:28   Заявить о нарушении